КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
После работы над произведениями Горького и Чехова,Достоевского и Шекспира, Грибоедова и Салтыкова-Щедрина Для Товстоногова вполне закономерным кажется обращение к Гоголю, к ≪Ревизору≫. Товстоногов долго вынашивал свой замысел ≪Ревизора≫. Как бы ни был самостоятелен художественный взгляд режиссера, Нельзя не учитывать прошлых постановок, не думать о соотношении Его концепции с тем, что называется сценической Традицией. Дело, разумеется, не в том, чтобы избежать чисто Актерских приспособлений-штампов, но прежде всего в том, Чтобы найти свой взгляд на мир гоголевской комедии, установить Ее живые соотношения с нынешним днем, избежав хрестоматийно Традиционной трактовки. П р и таком подходе режиссера к замыслу спектакля его работа над ≪Ревизором≫ объективно приобретала поисковый характер, Ибо традиция сценического воплощения гоголевской комедии Практически была исчерпана. В статье ≪Третий ≪Ревизор≫, посвященной спектаклю МХАТ, Е. Полякова, подводя краткие итоги сценической истории пьесы, пишет: ≪...подражали Мейерхольду много и безвкусно. ...≪Ревизор≫ а ля Мейерхольд был дежурным спектаклем Многих театров, пока имя режиссера не исчезло с афиш, и все бросились назад, к традиционному ≪Ревизору≫, где привычна Каждая реплика и каждая мизансцена. Спектаклей-от114 Крытий среди них не было. Но были интереснейшие отдельные Находки и образы. А. Д. Попов вписал уездный городок в серую, Раздольную Россию. Н. Акимов удивил маленьким, робким Жандармом, которому никак не дают произнести роковую фразу, Оказавшуюся вдруг смешной и нестрашной. В Малом театре незабываем Был Климов —льстивый пройдоха Земляника, а в лен И н г р а д с к о м —Городничий —Ю. Толубеев и Осип —Н. Черкас О в . . . Художественного театра нет в гоголиане ни 30-х, ни 40-х, ни 50-х годов. Почти через полвека после ≪Ревизора≫ с М и х а и лом Чеховым показал он свой новый спектакль. Своего третьего ≪Ревизора≫.1 ≪Ревизор≫ Товстоногова явился спектаклем неожиданным. В сценической истории комедии ему трудно найти аналогию, Хотя весь он своим существом крепко связан с традициями подхода К классике, накопленными советским театром. Традиции В данном контексте нужно понимать не как наследование неких Сценических приемов (хотя дотошные и памятливые исследователи Могут найти в спектакле Товстоногова некоторые частные сценические решения, уже ≪бывшие в употреблении≫, например, Еще до слабосердечного Хлопова —Трофимова падал в обморок Хлопов —Петкер в спектакле Художественного театра), а как Сложный идейно-эстетический комплекс театральных воззрений,
|