КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Справедливо указав на то, что спектакль порывает с романтическойТрадицией в истолковании Шекспира, Д. Урнов дает Совет вернуться к той театральности, которая и была романтическим Эквивалентом актерского искусства старого театра. Это противоречие показательно еще и потому, что некоторая Неудовлетворенность актерским стилем спектакля вполне понятна И справедлива. Действительно, между строгой стилистикой Замысла, ясной стройностью его внутренних ходов и актерским Уровнем ощущается зазор. Чего-то не хватает. Но чего — вот вопрос. По ходу репетиций, по дальнейшим теоретическим Размышлениям Товстоногова, которые он высказывал в статьях (см. ≪Поговорим о перевоплощении≫), и замечаниям на занятиях Режиссерской лаборатории ясно, что и сам постановщик Не совсем удовлетворен актерским строем спектакля. Однако При этом его мысль идет в ином, нежели у критика, направлении. Товстоногов прекрасно понимает, что за счет старых Средств нельзя подновить современный театр, что, следовательно, Необходимо искать новое. Движение к Шекспиру реально-историческому прошло свои важные этапы в сценической практике: романтический Шекспир Советской сцены, выявивший высокий гуманизм нашего искус- 1 ≪Театр≫, 1969, № 9, с. 19. Там же, с. 21. Ства, антиромантический Шекспир многих послевоенных западных Сцен. К реально-историческому Шекспиру подходило и литературоведение. Л. Пинский отмечал, что в методе Шекспира важна ≪сознательная или бессознательная историческая правда Трагического тона, гарантирующая естественность в развитии Героической коллизии, без которой нет трагедии. Именно этот Реализм трагического и был, как известно, предметом удивления и зависти для драматургов последующих веков≫.1 Спектакль Товстоногова, при всех его издержках, находится На этом пути сценического постижения Шекспира сегодня. Как и всегда, в работе над ≪Генрихом IV≫ режиссеру важно было Найти точную, годную лишь для этого спектакля и этого замысла Природу актерского существования. Внутренняя органика, Психологическая цельность характера сочетается в спектакле С мизансценой-метафорой —почти иллюстративным в своей наглядности режиссерским приемом. В ≪Короле Генрихе IV≫ исполнители то и дело нарушали бытовое правдоподобие, не теряя логики образа: обращались к залу, приглашая Его в свидетели; принц Гарри, чтобы разбудить Фальстафа, Брал палочку у барабанщика и сам бил в барабан. ≪Метафоризм —естественное следствие недолговечности человека И надолго задуманной огромности его задач. При этом
|