Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В сценической атмосфере ощутил и передал зрителям эту живую




Взаимосвязь огромных литературных явлений.

Чуть заостряя вопрос, можно сказать, что режиссер передвинул

точку отсчета на ≪Ревизора≫ и посмотрел на комедию

Не с позиций предшественников (Фонвизин, Капнист), а с позиций

Последователей Гоголя.

Режиссерский замысел у Товстоногова всегда опирается на

Пьесу, строго ей соответствует. В спектакле мы увидим не

Только точное соответствие духу автора в его глубинных мотивах,

Но и совпадение во многих частностях, которые неожиданно

Кажутся новыми.

В первой же сцене, утром в доме городничего, стоят, подпирая

Стены, трое квартальных, никогда, кажется, ранее не появлявшиеся

В этой сцене. Их присутствие сразу рождает напряженную

Атмосферу этого утра. Квартальные появились здесь

Не по режиссерскому своеволию, а по указанию самого автора.

≪Действие первое. Комната в доме городничего. Явление первое.

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель

Училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных

≫. Ремарка Гоголя предусматривает присутствие квартальных,

Но, видимо, в других спектаклях, для другой атмосферы

Действия, иных режиссерских предлагаемых обстоятельств эти

Квартальные не требовались, а если и присутствовали, то не запоминались,

Ибо были тут фигурами случайными. В спектакле

Товстоногова они оказались необходимыми, их присутствие при-

1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.

Дало сцене зловещий оттенок, указало на те средства, которые

Использует в своем городничестве Антон Антонович Сквозник-

Дмухановский. Социальная тема спектакля была задана с первых

Же мгновений спектакля, еще до первых реплик.

Но еще до первой сцены зрители увидят суперзанавес, с графически

изображенным пейзажем провинциального города:

Дома, колокольня, деревья на берегу реки, их опрокинутое отражение

В воде. Покойная, мирная, идиллическая картина вдруг

Размылась, как ломается и исчезает о т р а ж е н и е в воде, когда

В воду падает камень. Побежали круги по воде, закачались

Колокольня, дома, деревья —и исчезли. А голос Иннокентия

Смоктуновского произнес значительно, внятно, неторопливо, как

бы вслушиваясь в знакомые с детства слова эпиграфа: ≪На

зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица≫.

Он же представляет и действующих лиц комедии, читая

≪Замечания для гг. актеров≫. Первую, хрестоматийно знаменит

Ую фразу предваряет небольшая предпауза спектакля, во

Время которой торопясь входят, вбегают в комнату утренние

Гости городничего, обмениваются тревожными взглядами, вопросительно


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты