Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Роль воспитательной системы школы в нравственном становлении учащихся




Основные понятия и задачи нравственного воспитания

Обращение к проблеме нравственного воспитания младших школьников целесообразно начать с рассмотрения интегрированного понятия «нравственное воспитание», включающего в себя понятия «нравственность», «воспитание», а также рядоположные понятия «мораль», «этика».

1. В краткомсловаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы)- нормы, принципы, правилаповедения людей, а такжесамо человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения,в которых выражаетсянормативная регуляция отношенийлюдей другс другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [40, 191-192].

В «Большом энциклопедическом словаре» мораль рассматривается как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм...» [12,840]

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила дляволи, совести человека»(21, 345). Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человекаважнее быта вещественного».«Относящийся кодной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющийобщее с ним духовное начало, кумственному относитсяистина и ложь, к нравственному- добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью,с законами правды, с достоинствомчеловека, с долгом честного и чистого сердцемгражданина. Это человекнравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [23, 558].

В научной литературе [25, 95] указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом.

В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но, опирается на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этоммораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, какследует поступать.

Понятие «нравственность» мыслители разных веков трактовали по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственнопрекрасным называютчеловека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорятпоповоду добродетели:нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообщеобладающего всеми добродетелями человека» [36,360]. А Ницше считал «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [51, 289].

С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова в «Словаре русского языка» мы видим «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,этическиенормы, правилаповедения, определяемые этими качествами» [52, 414].

Б.Т. Лихачев считает, что нравственность конкретного человека есть «освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувства совести» [42, 263].

В.А.Сластенин рассматривает нравственность как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» [54, 184].

Мораль как существенная основа жизни общества и нравственность как личностное качество являются предметом этики – науки о нравственной жизни человека. Нравственная культура является составной частью этической культуры личности, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры её самосовершенствования.

В словаре С.И. Ожегова этика рассматривается в двух аспектах. Как философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. И как совокупность норм поведения.

Таким образом, из приведенных выше определений следует, что нравственность является личностнойхарактеристикой человека, внутреннее содержание которой составляют качества, выражающиеотношение человека к окружающему и к себе. На первый план выдвигаются такие нравственные качества, как доброта, милосердие, порядочность, честь, совесть, бескорыстие и др.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всехнаук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[58, 379] К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …»[58,380] А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта.» [38,42] Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[24,104] И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторонуличности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[47,7]«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них»[24,104]. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская - «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя ивоспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет навстречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно»[80,25]. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности»[80,29]. «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали»[57,163]. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым ипривлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться овыполнении следующих условий:· опирается на положительные возрастные потребности и интересы,создающие эффект актуальности;· обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, · организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;· создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;· утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;· учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;· заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания»[80,29]. Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. По его мнению основные задачи нравственного воспитания состоят в следующем: « формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения» [57,163]. «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своихнравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления»[43,266]. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий»[43,265]. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [43,265]. В отечественной педагогике в определении сущности нравственного воспитания сложились разносторонние представления.

Анализ имеющейся литературы в различных сферах науки по данной проблеме позволил нам выделить различные подходы ученых к данному процессу: когнитивный, оценочно - эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий (деятельностный) и целостный подходы.

Представителями когнитивного подхода ксущности нравственного воспитания являются исследователи Л.М. Архангельский (1979), Н.И.Болдырев (1979) и др.

Л.М. Архангельский считает, что: «Нравственное воспитание как определенный процесс включает в своё содержание, прежде всего, сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении» [1, 96].

Н.И. Болдырев рассматривает «нравственное воспитание как целенаправленную работу педагога и нравственное просвещение учащихся, направленные на усвоение ребенком принципов нравственности, приобретение навыков высоконравственного поведения» [9, 113].

В данном подходе нравственное воспитание представлено как:

- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;

- процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведения.

В когнитивном подходе основным структурным компонентом концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления.

Сторонники другого подхода к сущности нравственного воспитания - оценочно-эмоционального - считали, что восприятие информации о нравственности и, тем более, выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом активную роль играют эмоции. Этой точки зрения придерживались П.Ф. Каптерев (1910), И.Ф. Харламов (1983,1990)и др.

И.Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «такой процесс педагогического воздействия на учащихся,который вызывает у них положительное отношение к этим воздействиями возбуждает их активное стремление к собственному развитию и формированию положительных личностных черт и качеств» [67, 107].

В данном подходе нравственное воспитание рассматривается какпроцесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношениек нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость,глубину и силу нравственных чувств.

Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Интегративнуюпозицию по отношению к двум предыдущим подходам занимают исследователи А.П. Кондратюк (1982), Т.А.Ильина (1984), В.В. Белорусова (1986), И.К.Решетень(1986) и позднее И.П.Подласый.(1996).

А.П. Кондратюк (1982) отмечает: «Нравственное воспитание - это организованная ицеленаправленная деятельность по формированию нравственного сознания, чувств, навыков и привычек поведения».

Т.А. Ильина рассматривает: «Нравственное воспитание - целенаправленная деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитиюнравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию» [28, 93].

Исследователи В.В. Белорусова, И.Н. Решетень определяют нравственноевоспитание как «формирование человека, обладающего высоким нравственным сознанием, нравственными чувствами, поведением, достойным гражданина».

И.П. Подласый раскрывает содержание понятия «нравственное воспитание» как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [56, 148].

Признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании,они считают,что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением),но и чувствами.

Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Представителями мировоззренческого подходак сущности нравственного воспитания являются Н. К. Крупская (1925), В.А. Сухомлинский (1966), Н. B. Савин (1978), В.А. Сластенин (1997), И.Ф. Исаев (1997), А.И. Мищенко (1997), Е.Н. Шиянов (1997) и др.

В. А. Сухомлинский указывает на то, что «нравственное воспитание это не только формирование мировоззрения и убеждений в процессе овладения знаниями и деятельности, но и особая специфическая воспитательная работа, имеющая свои закономерности, требующая времени и определенных форм и методов воздействия на сознание, характер, поведение человека» [66,216].

В 1997 году в учебном пособии «Педагогика» В. Л. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов, придерживаясь аксиологического подхода, дают свое определение нравственного воспитания: «Нравственное воспитание – специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей» [55, 274].

Это определение, по нашему мнению, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

Представители мировоззренческого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения, интерпретируют нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.

Представителями поведенческого (деятельностного) подходак сущности нравственного воспитания являются исследователи Л.Н. Толстой (1909), И.С. Марьенко (1980), Б.Т. Лихачев (1996) и др.

Л.Н. Толстой рассматривает нравственное воспитание как «воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого освоить известные нравственные привычки» (Толстой, 1909).

И.С. Марьенко определяет процесс нравственного воспитания как «совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества» [47, 121].

Б.Т. Лихачёв утверждает, что: «Нравственное воспитание:

- не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек, поведения;

- активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий;

- процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления всоответствии с ними» [43, 79].

Согласно точки зрения Б.Т. Лихачева, нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения.

Мы также считаем, что лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.

Поведенческий подход рассматривает нравственное воспитание как:

- процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения;

- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;

- процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

- формирование навыков и привычек поведения;

- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Исследователи О.С.Богданова (1979), И.А.Каиров (1974), С.Б.Черенкова (1988) и др. являются представителями целостного подходак сущности нравственного воспитания.

Они определяют «нравственное воспитание как процесс, направленный на целостное формирование личности ребенка».

Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть, все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода.

Исходя из определений исследователей понятия «нравственное воспитание» в различных подходах ученых наблюдается изменение содержательного компонента данного процесса.

Таким образом, опираясь на анализ научной литературы, можно констатировать следующее:

1. Мораль естьформа общественного сознания: высокие моральные идеалы, нормы морали существуют в культуре, вмассовом сознании людей, в их общественной психологии. В этом отношении говорят об общественных нормах поведения, отражающихся в моральных понятиях. Мораль есть совокупность норм, идеалов, ценностей, правил,регулирующих поведение человека.

2. Понятие «поведение человека» связывает мораль и нравственность. Нравственность - результат осмысления моральных понятий, высоких мо­ральных принципов и освоения общественных норм поведения личностью, выражающийся в ее поведении, поступках. Формирование такого поведения проявляется в качествах личности, называемых нравственными качествами, в которых отражаются сформированные нравственные качества. В этом отношении нам представляется достаточно точным суждение Б.Т. Лихачева о том, что нравственность материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляющихся в отношении, деятельности, общении [42, 269]

3. Мы считаем, что теоретически обоснованным и оправдавшимсебя на практике является подход целостности нравственного воспитания,органического единства нравственного просвещения,воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируетсяне только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные впроцессе нравственного воспитания.

 

Роль воспитательной системы школы в нравственном становлении учащихся

Высшие уровни личности – духовные, моральные, нравственные устои, гражданское самосознание, иерархия ценностей формируются благодаря духовно – нравственному опыту социума, но также, они в значительной степени связаны с избирательностью каждого конкретного человека, обусловленной определенным индивидуально очерченным набором ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни личности снизу доверху.

Вследствие этого, задачей школы является одухотворить учеников высокими идеалами человечества. Решить поставленные задачи воспитания необходимо потому, что человек должен не только потреблять накопленные народами мира ценности, но и в первую очередь созидать их. Создавать духовные ценности без нравственных устоев, моральных принципов, устойчивых этических убеждений невозможно. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

В современной педагогике ведущей является тенденция рассматривать воспитание как важнейшую составляющую процесса социализации, определяющего, в свою очередь, формирование личности. Ценность человека как индивида и как социальной единицы - личности с неповторимой индивидуальностью - не допускает механического расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие. Нельзя сегодня заниматься воспитанием нравственности, завтра развивать интеллект, а послезавтра приступить к формированию эстетического восприятия.

Целостность воспитательного процесса может быть обеспечена лишь путем создания и развития воспитательных систем. Это позволяет установить соответствие воспитательного процесса сущностной характеристике человека - его целостности. Воспитательная система школы представляет собой целостный социально-педагогический организм, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство) и обладающий таким интегративным свойством, как "дух" школы, т.е. когда весь образ жизни школы становится мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Созданию и развитию таких воспитательных систем, изучению их функционирования уделяется особенное внимание в МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» Белгородского района.

Под нравственным становлением личности мы пониманием целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека в соответствии с приоритетами социального развития на основе общечеловеческих ценностей в процессе воспитания и самовоспитания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность решения и нравственный выбор. Формирование у школьников нравственных качеств зависит от ряда факторов. Это прежде всего содержание образования, особенно той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействиях друг на друга, о психологических механизмах этого воздействия, о критериях духовности и моральности человека, о его ответственности перед обществом и перед другим человеком, ответственности и долге общества, в свою очередь.

Если оценивать положение дел в образовании через звено формирования нравственных устоев личности, то эта цель недостаточно отражена в содержании учебных планов и не всегда реализуется последовательно. В этой связи большое внимание мы уделяем формированию содержания вариативного (этнокультурного) компонента учебного плана. Проблема вариативного обучения в настоящее время особенно актуальна и является нашей региональной образовательной проблемой. Разрабатывая содержание учебных курсов этнокультурного компонента, в полной мере учитываем возрастную динамику нравственного становления личности.

Особое внимание мы уделяем нравственному становлению школьников младшего возраста. Если в начальных классах ребенок не будет готов считаться не только с собственными мотивами и желаниями, но и учитывать групповые и коллективные интересы, то это крайне осложнит его адаптацию к обучению в среднем звене. Для начальной школы разработаны факультативные курсы "О себе", "Я и другие", которые дают ребенку знания о правилах совместной работы в классе и дружной игры, формируют способы управления своим поведением.

Средний школьный возраст, по мнению психологов, благоприятен для формирования у детей отношения к другому человеку как к высшей ценности. К сожалению повседневная жизнедеятельность детей, подростков, юношей не организована таким образом, чтобы, будучи постоянно включенными в нее, они накапливали бы опыт переживаний, которые бывают тогда, когда дети сами более или менее отчетливо осознают, что их уважают, ценят, любят, и когда они сами неуклонно обогащали бы свою эмоциональную сферу положительными переживаниями в результате собственного обращения с другими людьми в соответствии с нормами гуманистической морали.

Задача приучения детей к этическим формам поведения, упражнения в таких формах поведения решается нами в процессе реализации содержания классных часов и факультативов на тему: "Этика на каждый день", "Учимся общаться", "Я сказал: "Здравствуйте!" и др.

В связи с развитием морального самосознания у старших школьников возникает потребность разобраться в своих нравственных исканиях, адекватно оценить себя и определить пути самоутверждения. Особое внимание юного человека в системе нравственных качеств личности привлекает честь и достоинство. Честь, как одно из важнейших нравственных понятий, характеризует общественную оценку человека, степень признания его заслуг другими людьми, а также осознание индивидом своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения. Однако, с точки зрения теории и методики школьного воспитания, подобная характеристика чести не является полной. Ведь педагогика, в отличие от философии и этики, призвана раскрыть сущность нравственных категорий, показывая возможности решения воспитательных проблем в практической работе. Поэтому в педагогике честь рассматривается не как этическая категория, а как личностное качество. В этом смысле честь выражается в осознании учащимися ее сущности и понимании важности обретения положительной репутации, переживании потребности ее поддерживать, наличии практических навыков и привычек, силы воли, позволяющих поступать в соответствии с этическими нормами этого качества в любых жизненных обстоятельствах. Факультативные курсы "Личность", "Личность и общество" нацелены на решение проблемы воспитания чести и достоинства старшего школьника, его гражданственности, национального самосознания. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

- Планета Земля - общий дом человечества;
- Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;
- Труд - то, что лежит в основе общества, что создает материальные и духовные ценности;
- Мир - покой и согласие между людьми, народами, странами - главное условие существования каждого человека и всего человечества в целом.

Мы убеждены, что все вышеперечисленные идеи должны вызывать у подрастающего поколения стойкое ценностное отношение.

Введение в общеобразовательных школах тех или иных форм экономического образования вызвано необходимостью готовить подрастающее поколение к социальному и профессиональному самоопределению в динамичных условиях перехода к рыночным отношениям. В контексте данной проблемы видится исключительно ответственная задача формирования представлений школьников о богатстве. В век меркантильных ориентаций, власти денег и стремления к возможно более высокому материальному обеспечению вполне объяснимы представления детей о том, что богатство - это только деньги, так как на них можно приобрести все, что тебе нужно, осуществить любую мечту. В этой связи необходимо сбалансировать прагматические и нравственные представления детей, обеспечить формирование нравственной устойчивости к воздействию негативных факторов и противоречий социальной действительности.

В воспитательной практике нашей школы мы считаем необходимым уделять внимание формированию у молодых людей адекватного представления о моральном облике цивилизованного предпринимателя, так как большое число старшеклассников ориентированы на предпринимательскую деятельность. Этому в значительной мере способствует воспитание на прогрессивных традициях мирового предпринимательства (Б.Франклин), на позитивных примерах деятельности отечественных предпринимателей. Обращаем внимание школьников на значимость предприимчивости как качества личности, связанного с поисковой активностью, настойчивостью и целеустремленностью, которые можно проявить в любой сфере социальной и профессиональной деятельности. Привлекается внимание учащихся к материалам периодической печати, в том числе и регионального характера, отражающим неприемлемые с этической точки зрения действия бизнесменов. Анализ подобных проблем заставит школьников задуматься над мотивами выбора вида будущей деятельности. Представляют интерес и дискуссии о соотношении благотворительности и милосердия, о мотивах спонсорства. Учащиеся приходят к выводу о том, что милосердие - это черта личности, нравственная категория, а благотворительность - деятельность, в которой не всегда руководствуются высокими мотивами.

Современные исследователи проблемы нравственного становления личности обращают наше внимание на то, что этот процесс оптимальным образом осуществляется в деятельности ребенка. Поэтому возникает проблема заполнения свободного времени детей рациональной деятельностью. В нашей школе уделяется большое внимание обеспечению занятости ребенка в сфере самообразования.

Проблема досуга детей в условиях воспитательной системы школы нами решается с учетом контингента школьников, творческого потенциала педагогического коллектива, а также особенностей социальной обстановки в микрорайоне.

Современные исследователи считают, что наиболее успешно моральные нормы прививаются там, где дети получают возможность вырабатывать способы поведения на основании выбора, без определенной положительной и отрицательной оценки учителя. Норма весьма подвижна, но именно продуктивная обобщенность этих норм ориентирует ребенка на самостоятельность выбора позиции. Наблюдения показывают, что в этих условиях активно вырабатывается внутренний личностный контроль. Представления о сути нравственного воспитания школьников и его методах с течением времени изменяются. Но в психолого-педагогической науке прочно укоренилась точка зрения, согласно которой любое нравственное новообразование становится личностной ценностью после того, как превращается в привычку. К.Д.Ушинский назвал привычки нравственным капиталом, поскольку "три четверти всего, что человек думает, говорит и делает", определяется его привычками. Поэтому в воспитательной работе с детьми в нашей школе доминируют ролевые и деловые игры, тренинги, диалоги, дискуссии.

Безусловно, решающая роль в накоплении нравственного опыта у учащихся отводится учителю. Все начинается с учителя как ведущего взрослого и носителя социального опыта. Сегодня отмечается недостаточная готовность учителей помогать школьникам переходить на новый уровень зрелости, нравственного становления, что приводит детей к серьезным проблемам в дальнейшей жизни. Серьезная психологическая подготовка учителя становится условием целесообразного использования различных педагогических приемов в процессе влияния на нравственную сферу ребенка. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя предполагает не только теоретическую подготовку, но и готовность практически действовать с учетом возникающих в учебно-воспитательном процессе проблем нравственного характера. Вытекающие отсюда задачи, стоящие перед школой, ее управленческими и методическими структурами можно сформулировать следующим образом:

1. Освоение идей личностно-ориентованного воспитания на теоретическом и практическом уровне.

2. Усиление внимания к разработке, отбору и реализации педагогических технологий, позволяющих поставить школьника в позицию ответственного субъекта собственного развития.

3. Использование гуманистического потенциала учебных предметов и разработка широкого спектра факультативов, спецкурсов, направленных на развитие ценностных ориентаций ребенка, обогащение его духовной культуры.

4. Формирование у современного учителя готовности решать проблемы, возникающие в процессе нравственного становления школьника.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты