Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Религиозно-традиционная правовая семья




Правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульман­ское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в зна­чительной степени остаются традиционными.

Мусульманское право— это система норм, выраженных в ре­лигиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе, исходящем из того, что право произошло от Аллаха, ко­торый открыл его людям через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, ко­торые регулируются правом в Европе и Америке.

По мусульманскому праву государство выполняет роль слу­жителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает админи­стративные акты и осуществляет правосудие.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания граешника. По­этому мусульманское право не уделяет много внимания юриди­ческим санкциям.

Основной источник мусульманского права — Коран — свя­щенная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядо­вые и юридические установления, молитвы, заклинания, нази­дательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Однако содержащихся в Коране отдельных положений юриди­ческого характера явно недостаточно для правового регулирова­ния многих общественных отношений. Поэтому мусульманский судья при осуществлении правосудия опирается непосредствен­но не на Коран, который он не может толковать, а на книги, на­писанные авторитетными юристами и учеными-богословами. Коран же — это «руководство для богобоязненных» и предосте­режение для неверующих, для всех, кто «пытается обмануть Ал­лаха».

Другой источник мусульманского права — Сунна — является сборником традиций, касающихся действий и высказываний са­мого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов. Сунна представляет собой своеобразное толкование Корана. Так же, как и Коран, она не содержит четких нормативных положе­ний, указаний на права и обязанности участников правоотноше­ний.

Еще один источник мусульманского права — иджма — со­гласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульман­ском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут одно­значно ответить на возникающие вопросы.

Наконец, источником мусульманского права является также кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть зак­лючается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими ис­точниками права случаям.

Таким образом, мусульманское право характеризуется ар­хаичностью, казуистичностью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный зап­рет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится пу­тем его заключения между мусульманином и немусульмани­ном и т. п.

Существование многочисленных приемов обхода канонов мусульманского права со всей очевидностью свидетельствует о том, что реальная жизнь гораздо богаче и сложнее, чем она представлена в религиозных текстах. Это несовпадение выяв­ляется тем четче, чем больше прошло времени после их состав­ления. Не случайно во всех странах мусульманского права оно дополнялось и изменялось с помощью законов, договоров, обычаев.

Индусское право — это право не только Индии. Оно есть также в Пакистане, Бирме, Малайзии, Сингапуре, а также в некоторых странах Африки: Танзании, Уганде, Кении, испове­дующих индуизм. Наряду с известным представлением о пере­селении душ одно из основных убеждений индуизма — разделение людей с момента рождения на социальные иерар­хические категории — касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Каждый обязан вести себя так, как это предписано касте. В качестве регулятора поведения до­пускается обычай, не противоречащий индуизму как религиоз­ной доктрине. В масштабе касты все споры разрешаются со­бранием касты.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты