КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОУЧИНГ В ДЕЙСТВИИ
Вот одно из занятий коучингом, проведенное с клиентом, который никак не мог решить, каким видом деятельности заняться. Несколько лет он был врачом, и одна из его целей состояла в том, чтобы посетить несколько занятий бизнес-коучингом. Звали его Робин. Многие придают значение лишь словам, звучащим в беседах клиента и коуча. Однако мы полагаем, что язык тела клиента несет в себе столько же информации, сколько и слова, поэтому и описали то, что считаем важным. Робин начал занятия с того, что уселся на собственные руки, скрестив ноги. Это можно истолковать как закрытость, но мы еще не провели калибровку в отношении того, что это означало именно для него, поэтому решили проявить открытость. Коуч: Какая цель стоит перед вами в данный момент? Робин: Я хочу заняться другой работой. Я уже несколько лет работаю врачом и имею дело с людьми и их разного рода болячками. Причем народ по преимуществу бедный. Но меня всегда интересовал бизнес. Пока еще я работаю, но постоянно ощущаю некое раздвоение. Здесь коуч скопировал позу Робина, тоже скрестив ноги и слегка наклонившись вперед. Робин: Буду ли я и дальше делать все, что в моих силах как врач [здесь он делает жест обеими руками влево], или же займусь бизнесом [тот же жест, но вправо], все это частично из-за денег. Но в бизнесе я могу сделать больше, и хочу больше зарабатывать. К этому моменту коуч получил уже достаточно информации. Да, раздвоение имеется. С одной стороны (буквально), Робин хочет продолжать работать врачом. С другой — хочет перейти в бизнес, который принесет ему больше денег. Интересно также, что при визуализации хранящихся в памяти реальных образов и переживаний правшам (к которым относится и Робин) свойственно смотреть вверх влево, а при визуазизации сконструированных образов — вверх вправо. Сохраненные образы обычно приходят из прошлого, сконструированные же вполне могут являться из будущего. Следовательно, по тому, как Робин думает о своей деятельности, можно заключить, что врачебная уже принадлежит прошлому, а вот бизнес — будущему. Робин также утверждает, что частью этого решения являются деньги. Деньги сами по себе — не ценность, но на них можно приобрести многое из того, что Робин ценит. Коучу необходимо знать ценности, стоящие за обоими вариантами цели. Только тогда Робин сможет принять решение или прийти к компромиссу. Тогда коуч выполняет возврат. Коуч: Итак, с одной стороны [жест вправо от Робина], вы хотите заниматься бизнесом. С другой [жест влево от Робина], по-прежнему цените свою врачебную деятельность и возможность помогать людям. Кроме того, с обеих сторон важны деньги. Робин кивает. Коуч: Значит, вот так ситуация выглядит со стороны [жесты вправо и влево и снова якоря на две разные ситуации, по одному на каждую сторону]... И как все это соотносится с разными половинками вашего Я? Робин на минутку задумывается. Робин: Слева — то, что знакомо, удобно и апеллирует к моей ценности помощи людям. Ведь так много людей мучаются разными хворями, которых вовсе не заслуживают. Особенно жутко видеть больных детей». Коуч: Помощь людям?» [Возвращает ценность.] Робин, кивая: «Справа — моя потребность в признании и свободе». Коуч: «Итак, вкратце разные половины вашего Я можно описать так... Врачебная половина соотносится с помощью людям?» Робин кивает. Коуч: «А бизнес-половина — с признанием и свободой». Робин снова кивает. На этом этапе коуч достиг взаимопонимания и прочно заякорил оба аспекта: бизнес справа, врачебную деятельность — слева. Первый уровень ценностей обоих аспектов ясен: признание/помощь людям. Цель должна более или менее согласовать оба, но как именно, пока неясно. Коуч: «Можем ли мы представить в образах, на что это будет похоже, или что будет типично для вас, когда вы станете работать в двух различных направлениях?» Робин, глядя вниз, мягким тихим голосом: «У меня есть образ и очень ясное чувство относительно врачебной половины моего Я. Ему очень комфортно, оно чувствует себя совершенно «в своей тарелке» и абсолютно спокойно». На этом этапе коуч начинает преднамеренно жестикулировать немного иначе, его жесты более округлы, сдержанны и направлены в обе стороны. Следующий вопрос коуч задает мягко, неторопливо, совпадая с клиентом по тону голоса. Коуч: «У нас есть образ [Робин так сказал], и у нас есть тон голоса [спокойный] вон там [жест влево]... Что-нибудь еще?» Робин: «Да. [Смеется.] Я одет в какое-то старье!» Коуч: «Хорошо. А что там с другой половиной?» Робин жестикулирует и смеется с неожиданным сильным воодушевлением. Робин: «Вот здорово-то! Просто отлично. Я вижу себя бизнесменом, сидящим в зале заседаний совета директоров. И одет совершенно по-другому. Шикарный костюм». На этом этапе коуч замечает, что врачебная половина дает о себе знать в основном через звуковую и кинестетическую системы представления, а бизнес-половина — преимущественно через визуальную. Коуч, оживленно, в более быстром темпе, стремясь совпадать по тону голоса с Робином: «У вас очень четкое представление о том, как выглядят эти два Робина, и в данный момент они вполне раздельны». Коуч подтверждает визуальность бизнес-половины, говоря, что обе возникают порознь. Робин, быстро: «Да, я могу все бросить и приложить максимум усилий, невзирая... [замолкает и продолжает уже медленнее], но врачебная половина говорит мне: «Твой поступок не имеет смысла. Для реальных людей это не имеет никакого значения, и вообще это слегка отдает равнодушием». Для этого сакраментального «Да, но...» характерна последовательная инконгруэнтность. Иными становятся ценности, системы представления и даже интонации — одна за другой. Робин: «Они теперь все здесь!» [Делает экспансивный, более широкий жест влево и вправо.] Коуч: «Итак, мы их прояснили и еще больше обособили». [Делает такой же широкий жест.] Робин: «Да». Коуч: «А врачебная половина, значит, считает, что в этом нет смысла. Смысл... что он вам дает?» Коуч ищет ценности, стоящие за целью. Робин, глядя вправо, тихим голосом: «Все. Это замечательно, когда в твоей работе есть смысл. Он дает ощущение собственной значимости. И я ощущал себя значительным». Коуч: «А ощущать себя значительным — что это вам дает?» [Расспрашивает дальше, потому что не все сокровенные ценности еще выявлены.] Чем это важно — ощущать себя значительным?» Робин, глядя вправо вниз: «Чувствовать свою душу. Это ведь дорогого стоит. Я же вижу, что во всем этом есть смысл, в том, что люди так нуждались во мне, и это было по-настоящему стоящим делом. Я чувствовал свою значимость. Я хочу быть нужным. А тем на самом деле заниматься не хочу...» Коуч: «То может быть просто аспектом этого, но вовсе не обязательно заниматься всем. [Сопротивляется побуждению заниматься врачебной деятельностью.] Ясно, что здесь полно чувств. И есть ощущение своей значимости...» [Коуч говорит с той же интонацией, что и Робин, и подкрепляет слова тем же жестом.] Интересно также, что в самом начале Робин упоминал, что работает с малоимущими, и это дает ему ощущение собственной значимости. Робин: «Да, значимости». Коуч, делая возврат: «Значимость для других, помощь людям, ощущение своей значительности...» Робин: «Хм-м-м...» [Соглашается, но смотрит по-прежнему вниз, погруженный в размышления.] Коуч: «За этой работой у нас стоят очень прочные ценности и эмоции, и это следует учитывать». Робин: «Да». Коуч делает калибровку тона голоса Робина, который опять отличается от предыдущего. Похоже, эти ценности — сокровенные для его цели работать с бедняками. Коуч, меняя тон своего голоса и говоря быстрее: «А с точки зрения бизнес-аспекта, там [жест], что для вас важно?» Теперь коуч приступает к поиску сокровенной ценности, стоящей за стремлением к бизнесу. Робин: «Думаю, чисто внешнее признание и подтверждение небессмысленности того, что я делаю». Коуч: «А это чисто внешнее подтверждение, чем оно важно для вас?» Робин закрывает глаза и хмурит брови, словно пытаясь с трудом разглядеть что-то на своем ментальном экране. Робин: «Я многому учился, так что эти затраты, наверное, оправдаются. Мне говорили, что должны... [Он стискивает руки перед грудью.] Но почему-то я их там не вижу, не знаю, почему. [Замечает, что жестикулирует перед собой.] Я хочу знать, что не напрасно тратил время и деньги». Коуч: «А если не напрасно тратили, то что для вас в этом важно? И что значит не напрасно?» Коуч все еще докапывается до сокровенных ценностей. Робин: «Не знаю... Признание... Мне нужно признание». [Скрещивает руки на коленях.] Коуч: «А теперь давайте-ка соединим это с другой стороной. Поправьте меня, если я ошибусь, но, по-моему некое признание уже сидит в вас самом. Ведь Робина-врача не беспокоит, что о нем подумают другие». Робин: «Нет. Когда я занимаюсь лечением, я вполне самодостаточен, и больше ничье признание мне не нужно». [Робин смотрит вниз и глубоко вздыхает.] Коуч: «Такое ощущение [применяет ту систему представлений, в которой обычно думает Робин], что некое признание имеется в обеих половинках вашего Я, просто приходит оно из разных направлений» [жесты вправо и влево]. Робин, улыбаясь: «Да». Это ключевой момент первой части занятия коучингом. Две разных половинки Я клиента сошлись в одном понятии: в признании. Оно — ключевая ценность для обеих. Коуч: «Итак, обеим половинкам вашего Я нужно признание в обоих аспектах?» Робин сидит выпрямившись, но слегка клонится вправо. Робин: «Пожалуй, так». Коуч: «Как же они сработаются, как обе получат то признание, в котором нуждаются?» Это — ключевой вопрос. Обеим половинкам требуется почитаемая ценность. Теперь мы подходим ко второй части занятия коучингом — как с должным уважением отнестись к обеим половинам, дабы Робин мог ими воспользоваться. Робин уставился вперед, явно визуализируя. Коуч: «Как «Робин-врач» может помочь «Робину-бизнесмену» добиться столь нужного внешнего признания?» Здесь коуч просит Робина-врача помочь Робину-бизнесмену обрести нечто, очень для того важное (признание). Ну как тут отказать? Робин, быстро моргая: «Практически это уже происходит. Хм-м-м... но не внутри меня. Внутри я все равно разделен надвое. Мне нравится моя энергичная и ухватистая бизнес-половина. Мне действительно нужно, чтобы меня заметили там, в деловом мире. Я хочу получить признание. Я хочу иметь деньги. Но я не смогу действовать так, как принято там [указывает влево], а там [указывает вправо] не смогу быть «по-биснесменски» расторопным и предприимчивым». Коуч: «Так какой же из двоих Робинов настоящий?» Робин: «Может быть, никакой». Коуч: «А может, тот, у которого уже есть признание... Как бы вы могли, занимаясь бизнесом, удостовериться во внутреннем признании от помощи людям?» Цель этого вопроса — заставить Робина задуматься о признании в двух ипостасях: самим собой и окружающими. Робин, глядя вправо вниз и прикрывая глаза: «Только как-нибудь измерив его». Коуч: «Но это будет внутреннее признание — от вас самого. А есть ведь еще и внешнее — другими людьми». Коуч работает с ценностью признания. Коуч: «Для вас важно ощущать себя значительным и помогать людям». Коуч опознает того Робина, который хочет быть врачом. Робин: «Да». Коуч: «Разве ваша бизнес-половина не будет помогать людям? А как иначе вы сможете получить их признание?» Робин: «Звучит странно, даже для меня... Бизнес почему-то не кажется мне делом, направленным на реальных людей, по-моему, все происходит как-то отстраненно...» [Смотрит задумчиво и озадаченно.] Коуч: «Бизнес приносит доход. Бизнес помогает людям жить. Все вещи, которыми мы пользуемся, изготовлены и приобретены посредством бизнеса. Бизнесмены жертвуют на благотворительность. Как же он не направлен на людей?» Коуч оспаривает непроанализированное убеждение Робина, что бизнес — не для людей. Робин: «Да, это просто нелепо». Коуч: «Итак, как вы себе представите примирение этих двоих?» Коуч говорит очень открыто, намеренно не уточняя, кто «эти двое». Они могут быть двумя испостасями признания, двумя половинами самого Робина, а могут быть признанием и Робином-бизнесменом. Коуч: «Вы помогаете людям, приспособившись к среде бизнеса, и помогаете людям в другой среде, приспособившись и к ней. И получаете признание от обеих...» Робин, поглаживая подбородок и поднимая вверх закрытые глаза: «Ммм-м-м-м...» Коуч: «Представьте...» Робин снова закрывает глаза. Коуч: «Простите, вы все еще думаете...». Робин: «Я просто визуализирую, как эти двое сходятся в центральной точке». Коуч, тут же воспользовавшись идеей центра: «Она центральная для вас, вы поместили ее туда. А что является центральным для вашей бизнес-половины, когда она получает признание и помогает людям?» Робин задумывается, сложив руки перед лицом. Робин: «Признание, которое я получаю там [жест вправо, к бизнес-половине], будет аналогично тому, которое я получаю там [жест влево, к врачебной половине]. Работа, которую я выполняю, охватывает весь диапазон». [Делает широкий жест слева направо.] Коуч: «Итак, деловая среда и та, другая, разительно отличаются друг от друга, однако работа, которую вы делаете... для вас все та же, и за нее вы получаете признание и от себя, и от других. И эта работа вас устраивает, и вы ощущаете себя значительным... А как быть с тем, что работа для вас — главное, и вы хотите получить признание?» Коуч сводит вместе ценности, общие для обеих половин Я Робина. Робин наконец-то пришел в равновесие — сел ровно и прямо, сложив руки в районе диафрагмы (по центру). Робин: «Все прояснилось и сместилось в центр...» [Делает круговой жест в районе центра тела.] Коуч: «Расскажите поподробнее». [Делает тот же жест.] Робин: «Смерч... это похоже на смерч. Весь шум и все действие по краям, а в центре — тишина...» [Смеется.] Коуч: «Вы все тот же, вы остались прежним и можете работать во всем диапазоне и ощущать собственную значительность. Что же касается признания, то порой вы будете больше признавать себя сами, а порой вас будут больше признавать другие. А порой внутреннее признание будет совпадать с внешним. Вы представляете, как это будет? И что при этом чувствуете?» Робин, кивая и глядя в пространство: «Я ведь могу не пытаться свести все воедино [еще круговой жест в середине], а пройти посередине, сосредоточившись на той работе, где помогаю людям. Мне вполне комфортно». Коуч: «А что может по этому поводу сказать Робин-врач? Что вы чувствуете?» Коуч проверяет, приемлемо ли это решение для врачебной половины, используя звуковую и кинестетическую системы, поскольку именно их включал Робин, говоря о своей врачебной деятельности. Робин, смеясь: «Намереваюсь прикупить новой одежды! Теперь я смогу себе это позволить!» Коуч: А как отнесется к этой перемене Робин-бизнесмен?» Робин: «Да отлично. Из той половины ко мне все еще идут теплые ощущения... [Улыбается во весь рот, а потом хохочет.] Я обрел полную свободу передвижения». Коуч: «Больше ничего не хотите добавить?» Робин: «Моя бизнес-половина дала мне полное добро, и чувства раскрепостились. До этого я был, как в цепях». В конце занятия коуч дал Робину три задания. Одно — пересмотреть плату за его работу, на данный момент слишком низкую. Другое — купить себе новой одежды, а третье — поговорить с другом, старшим управляющим в какой-то фирме, и разузнать поподробнее, как эта фирма работает. Это занятие было по сути целиком посвящено принятию решения. В начале решение было просто невозможно, поскольку две половины Я Робина боролись друг с другом, поддерживая совершенно разные ценности. И задачей коуча было, внимательно слушая, добиваясь взаимопонимания, совпадая по языку и выявляя ценности, найти ту ключевую ценность, которая соединила бы половины так, чтобы обе почувствовали себя удовлетворенными. У Робина были две цели, вроде бы противоречащие друг другу. Ключевыми ценностями было ощущение собственной значительности для обеих половин и признание Робина самим собой и внешним миром. Именно эти две ценности и примирили его половины. Это занятие оказалось посложнее тех, где речь шла только об одной цели и соответствующих ценностях. Самые сложные решения требуются тогда, когда цели кажутся несовместимыми, а ценности — противоречащими друг другу. Поэтому для хорошего решения необходимо отыскать ценности, залегающие на более глубоком уровне.
|