Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Просветительская деятельность Гаспринского и эмиграционный всплеск 1902-03 гг.




Связаны ли деятельность Гаспринского и появление новой национальной интеллигенции с возникновением очередного эмиграционного всплеска — остается вопросом. Возможно, уезжали как раз те, кто не мог встроиться в современный ни русский, ни мусульманский мир, в новую жизнепрактику джадидизма, — и в этом смысле они оказывались бесполезными не только для модернизирующейся России, но даже для русского мусульманства. В таком случае просветительская деятельность Гаспринского носила амбивалентный характер: она не только подняла на небывалый уровень национальное самосознание тюрок, в частности крымских татар, но и сделала шаг в деле их СК-переработки, содействуя дальнейшему вписыванию этноса в русскокультурный мир.

Итак, в начале XX века (пик пришелся на 1902-03 гг.) возникла еще одна, относительно небольшая — около 13 тыс. — эмиграционная волна крымских татар в Турцию[16]. Считается, что вызвана она была экономическими причинами, в первую очередь продолжающимся массовым обезземеливанием. Из 600 тыс. десятин казенной земли, находившейся в руках крымских татар-землевладельцев в начале XIX века, к началу XX в. осталось 145 тыс. Число безземельных татар в Крыму достигло 64% (в Евпаторийском уезде — 91%, Перекопском — 82%, Феодосийском — 51%, Симферопольском — 50%[17]). Власти, не заинтересованные в массовой эмиграции, прекратили выдачу паспортов.

На наш взгляд, такое чисто экономическое объяснение активизации эмиграции оставляет немало неясностей. В частности, к началу века, когда Крым вышел на очень уверенные экономические позиции, в городских центрах крымских татар Бахчисарае и Карасубазаре Гаспринским и его последователями была развернута масштабная программа просвещения (один из главных упреков Гаспринского русскому правительству заключался в том, что оно уделяет недостаточно внимания образованию и просвещению мусульманства, держит его в «темноте неведения»…). В то же время известно, какая травля Гаспринского была организована мусульманским духовенством, поэтому не исключено, что эмиграция состояла из людей, не готовых принять модернизационные изменения, не только исходящие от российской империи, но и от своих же соплеменников. Единственное, что оставалось этим людям, — бежать за «милым» прошлым (по слухам, таковое сохранялось в Турции).

В начале XX века по абсолютной численности русскоязычные выходят на первое место (41,2%), с одновременным понижением доли татар (до 28,7%) и украинцев (8,6%). Численность татар при этом возросла до 215 тысяч, а украинцев не изменилась (64 тыс.). Последнее объясняется ассимиляцией украинцев в Крыму, уже в то время складывающимся как русскокультурный анклав. Доля евреев также выросла — до 6,7%.

Этноструктурные итоги двух волн освоения Тавриды (и трех волн крымскотатарского /и ногайского/ исхода)[18]:

Русские стали преобладающим этносом (1792 г. — 5%, 1917 — 41,2%), в городах — около 60%. В сельской местности русские абсолютно преобладали в Керченском градоначальстве (63% населения) и относительно — в Перекопском и Феодосийском уездах.

Татары, напротив, позиции сдали (с 87,8% до 28,7%). Абсолютное преобладание они сохранили только в горной сельской местности Ялтинского уезда (82,7%), а относительное — в Симферопольском (40,3%) и Евпаторийском (30,7%).

Украинцы, интенсивно осваивающие материковые уезды — Мелитопольский, Днепровский и Бердянский,— Крымом интересовались куда меньше. Они стали селиться на освободившихся северных и северно-западных землях после массового исхода с них татар (в результате второй эмиграционной волны). Удельный вес их вырос с 0,7% до 8,6% (в сельской местности — 12,5%, единственно в Евпаторийском уезде они превысили число русских поселенцев — соответственно 25,9% и 22,6%, а в «столичных» городах полуострова, Симферополе и Севастополе, доля их оставалась крайне низкой — 0,8%).

Евреи, городские жители, чья численность в городах достигла 14,5% (в сельской местности — всего 0,2%), стали второй после русских по численности группой городского населения (в Симферополе доля евреев составила 25,6%). Общий удельный вес их к 17-му году составил 6,4%.

Немцы, прекрасные колонисты, полностью отсутствуя еще в XVIII веке, к 1917 году составляли 4,9% (в Перекопском уезде — 24,8%, в Евпаторийском — 18,5%). Таким образом, опустевшие ногайские территории правительством заселялись в основном украинцами и религиозными сектантами — меннонитами, собственно и привнесшими высокий стандарт освоения территории.

Прочие — доля остальных народов многонационального Крыма была невелика. Некогда многочисленное греческое и армянское население полуострова после правительственной акции 1778-79 гг. оставалось небольшим (соответственно 2,9% и 1,56%). Болгары, перебравшиеся в Крым в XIX веке, составили 1,4% населения. Численность поляков и караимов — соответственно 0,8% и 0,7%. В 60-е гг. XIX в. в Перекопском уезде поселилось немного чехов и эстонцев.

Таб.4. Численность и этносостав населения Крыма по переписи 1917 г. [составлена по материалам Кабузана]

   
Всего (тыс.чел.) Всего (%) Симферополь Севастополь  
Русские 309,2 41,24 40,3 (50,8%) 62,1 (83,8%)
Татары 215,3 28,71 8,4 (10,6%) 0,8 (1,1%)
Украинцы 64,6 8,62 0,6 0,6
Евреи 48,1 6,42 20,3 (25,6%) 5,0 (6,7%)
Немцы 36,9 4,92 1,1 0,2
Греки 22,0 2,93 1,3 1,5
Армяне 11,7 1,56 2,7 0,7
Болгары 10,5 1,40 0,1
Поляки 6,0 0,80 1,3 1,3
Караимы 5,4 0,72 1,0 0,6
Прочие 20,1 2,68 2,2 1,3
ВСЕХ 749,8 100,0 79,3 74,1

Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты