КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Период 90-х гг. XX столетия ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Ситуация, сложившаяся после репатриации, подробно рассматривается нами в 4-й главе исследования «СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕРАБОТКА и КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ВЫБОР», поэтому здесь мы обозначим только основные контуры проблемы. Что сразу бросается в глаза, так это повторение сценария, уже разыгранного в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, причем инициатором «де-жа-вю» вновь стала национальная интеллигенция: все те же предельные, непомерные требования, та же национальная замкнутость, приторное заигрывание с новыми «хозяевами» полуострова (на этот раз киевскими) с целью договориться о «разделе влияния»; повторяется даже история с алфавитом (переход на латиницу). Репатриация — социально-политическая процедура, которая может привести как к возрождению национального самосознания с будущим культурно-политическим решением национального вопроса, так и стать частью беспощадного ассимиляционного процесса. На таких «развилках» особенна важна роль интеллигенции: ее ошибки ложатся проклятием на весь народ. Исходя из простых человеческих чувств, можно лишь сожалеть о том, что наблюдаемое всеми поведение национальной элиты с неизбежностью ведет к очередному витку ассимиляции, но необходимо отметить и куда более опасную тенденцию: это же поведение в течение последнего десятилетия несет заряд (потенциал) конфликта, способный накрыть очередной волной страданий весь крымскотатарский народ. Так и хочется процитировать мудрые слова Д.С.Пасманика, редактора газеты «Таврический голос», обращенные к курултаевцам в 1918 году: «Вы не научились ценить действительную свободу, равную для всех, а под влиянием ваших неумных вожаков вы увлеклись жаждой власти, вас научили не нуждаться в братстве, а стремиться к господству, к диктатуре. Отсюда все зло! Жизнь, построенная на ненависти и беспощадной борьбе, заканчивается неизбежным деспотизмом и реакцией, будь то слева, или справа».[45] Поэтому происходящее мы определяем не только как (а) очередную стадию СК-переработки, но и как (б) нарастающую угрозу очередной ассимиляционной волны в результате недальновидного поведения национальной элиты (причем этого вполне можно было избежать при правильно выбранной стратегии). [1] Кабузан В.М. Население Крыма во второй половине XVIII в. — середине XIX в. // 3 глава монографии Института Российской истории РАН. [2] Маркевич А. Краткий очерк деятельности генералиссимуса А.В.Суворова в Крыму. [3] Вся эта прагматика вполне условна. По крайней мере, нам не известно, чтобы кто-то на цифрах показал, каким образом и насколько переселение 7% инородного населения могло подорвать экономику ханства, завязанную на грабеж (набеги и полон) и работорговлю. Столь сомнителен экономический выигрыш и от заселения новоприобретенных земель — переселить с затратами на одни земли, оголив другие… Совсем другое дело, если взглянуть на эти события сквозь призму СК-переработки новоприобретенной, достаточно специфической территории. [4] Подробнее об этом см.: Измаил Мурза Муфтийзаде. Очерк военной службы крымских татар с 1783 по 1899 год (Из «Известий Таврической ученой архивной комиссии». 1899. № 30.) [5] Эта готовность к сотрудничеству с врагами России всегда будет камнем преткновения в отношениях крымских татар с русскими. [6] Кабузан В.М., там же. [7] Кабузан, со ссылкой на Сергеева А.А. Уход таврических ногайцев в Турцию в 1860 году. ИГУАК, №49. 1913. [8] Несколько искажает представленную картину тот факт (и на это указывает Кабузан), что 11,4 тыс.чел. не успели уехать в 1860 г. и выбыли в следующем, но в зафиксированных документами данных все эти люди были включены в состав переселенцев 1860 года. [9] Что также внесло некую путаницу в статистику миграционных потоков. [10] «Масса татарских селений опустела совершенно (более 600). Эмиграция шла особенно сильно в северных уездах; так, в Перекопском уезде из 320 селений было покинуто 278. Полагают, что тогда выселилось из Крыма 40; или даже 60% всего татарского населения. Причины эмиграции были те же: разорение, невежество, религиозные убеждения. Горных татар, — более культурных и более обеспеченных, эмиграция коснулась мало. В эти годы образовалось в Крыму наибольшее количество русских, немецких и др. поселений.» (Крым: Путеводитель. — Симферополь, 1914.) [11] Кабузан, со ссылкой на Скальковского А. О ногайских колониях Таврической губернии. — Памятная книжка Таврической губернии. Вып.1. Симферополь, 1867. [12] Что, кстати, было подтверждено участниками группы Национального движения крымских татар под руководством Юрия Османова, посетившей Турцию в 1993 году. [13] Численность и расселение народов мира. М., 1962. [14] Данные приводятся на основе расчетов Кабузана (Русские в мире...) [15] Еще более радикальный, чем в Крыму, процесс шел во второй половине XIX века на Северном Кавказе. Порядка полумиллиона представителей горских народов Западного Кавказа и ногайцев покинуло эти земли, уйдя в 1860-65 гг. преимущественно в Османскую империю. Одновременно более 900.000 человек переселилось на освобождавшиеся земли из российского центра и Левобережной Украины (в Кубанскую область — 619,1 тыс., в Ставропольскую губернию — 156,7 тыс., в Терскую обл. — 92,3 тыс.). Кроме того, у жителей этих мест с их благоприятным климатом, соблазнительными условиями для земледелия и бодрящей дух вольницей — при отсутствии крепостнических пережитков — всю вторую половину XIX века наблюдался один из самых высоких в империи показателей естественного прироста (уступая только Новороссии). Так, с 1961 по 1900 гг. население России в ее современных границах за счет естественного прироста увеличилось на 27,7461 млн. чел., а Северного Кавказа — на 1,4201, что составило 5,1%. В то же время, в общем населении страны Северный Кавказ составлял в 1858 2,7%, а в 1897 — 3,1%. Доля русских на Северном Кавказе повысилась с 16,9 до 42,5%. В совокупности русские и украинцы достигали в 1858 г. одной трети, а в 1897 г. — трех четвертей населения всего описываемого региона. (Кабузан В.М., там же.) [16] «Последняя вспышка татарской эмиграции была в 1902-03 году, когда временами ежедневно отправлялось в Турцию до 600-800 татар.» (Крым: Путеводитель. — Симферополь, 1914.) [17] Кабузан В.М., там же. [18] Кабузан В.М., там же. [19] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [20] Член Первого курултая и национального правительства, организатор Крымского революционного штаба, лидер «непримиримых». С 1918 в эмиграции. Дожил до 1960-го года, умер в Стамбуле. [21] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [22] В конце 80-х — начале 90-х один из самых ярких лидеров Национального движения крымских татар, буквально растерзанный осенью 1993 года, накануне президентских выборов в Крыму. [23] Арекет, №10, 29.11.1994. [24] Все повторится 20 лет спустя: в апреле 1942 г. «группа членов Симферопольского МК (Керменчикли Ильми и др.) разработала устав и программу Крымского татарского комитета, используя программные требования «Милли Фирка»: 1. Восстановление в Крыму деятельности «Милли Фирка». 2. Создание самостоятельного татарского национального государства под протекторатом Германии. 3. Создание татарской армии. Устав и программа комитета были направлены в Берлин, но утверждения не произошло. В Крым направлено предложение распустить Симферопольский МК и организовать в городах и районах местные комитеты с подчинением СД на правах отделов по агитации и пропаганде среди татарского населения. В Симферопольском Мусульманском комитете прошли перевыборы правления.» (Ефимов А.В. Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении крымских татар в 1941-1944 гг.) [25] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [26] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [27] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [28] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. [29] Образована постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 18.10.1921 г. как часть РСФСР в границах Крымского полуострова. Считается, что Конституция Кр.АССР отменяла все существовавшие ранее национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения, утверждая территориальный принцип построения республики. Крымская АССР стала фактом национальной политики Советов доиндустриального периода развития. Когда страна приступила к ускоренной модернизации с целью совершения догоняющего индустриального рывка (особенно в его второй фазе — научно-технической, когда понадобились физики-теоретики), когда понадобился один язык и единая школа, — тогда политика коренизации уступила место совсем другой политике. [30] Крым: Путеводитель. — Симферополь, 1914. [31] Червонная С. Татарский Крым в пламени второй мировой войны // Голос Крыма, №25 (344), 16.06.2000. [32] «В июне 1942 г. Альфред Фрауенфельд направил на имя А.Гитлера обширный меморандум о будущем устройстве Крыма, в котором он предложил переселить в Крым немецкое население из Южного Тироля. 2 июля 1942 г. Гитлер заявил, что считает это предложение весьма полезным. Также предполагалось разместить на полуострове 140 тысяч немцев из Трансистрии и 2 тысячи немецких переселенцев из Палестины. Однако впоследствии решено было использовать заднестровских немцев для германизации всей Украины. В предложениях о преобразовании Крыма в 1942-43 гг. недостатка не было: так, руководитель Трудового фронта и шеф организации «Kraft durch Freude» Роберт Лей предлагал превратить полуостров в гигантский курорт для немецкой молодежи.» (Ефимов А.В., там же). [33] Даже несмотря на то, что условием вступления Турции в войну на стороне Германии было обещание германской администрации о том, что «после окончания военных действий в Крыму будет сформирована администрация, в которой бы в значительной степени участвовали крымские татары… В июле 1942 г. германское руководство окончательно отказалось от плана представления крымским татарам самоуправления. 27 июля в ставке «Вервольф» во время ужина с постоянным представителем МИД бригаденфюрером Вальтером Хевелем А.Гитлер заявил о своем желании «очистить» Крым». (Ефимов А.В., там же.) [34] До марта 1942 г. немцам удалось завербовать для участия в полицейско-карательных операциях для борьбы с партизанами и советской армией 20 тыс. человек из числа крымских татар (на это указывают и Кабузан, и Ефимов) — вероятно, о них же речь идет, когда упоминаются «крымскотатарские батальоны, сражавшиеся под Берлином и в Альпах» (Червонная). Заметим, что переписью 1939 г. в Крыму было учтено порядка 220 тыс. крымских татар; произведем простой расчет: естественный прирост за два последующих предвоенных года вряд ли составил более 10-ти тысяч; примерно половину этого числа составляли женщины — это /-115 тыс.; по утверждению современных крымскотатарских СМИ, порядка 50 тыс. крымских татар было призвано в армию и сражалось на фронтах; из оставшихся примерно 65-ти тысяч крымских татар мужского пола, понятное дело, немалую долю составляли несовершеннолетние дети и глубокие старики; таким образом, получается, что едва ли не все оставшееся на полуострове здоровое мужское население сотрудничало с оккупационными властями. Как иначе это можно назвать, если не подлинным расколом нации?! А.В.Ефимов (там же) приводит не столь умозрительные, как наши, данные, однако вывод из его расчетов можно сделать аналогичный: «Работа вербовочных комиссий завершилась в феврале 1942 г. Благодаря их успешной деятельности в 203 населенных пунктах было зачислено около 6.000 человек и в 5 лагерях для военнопленных — около 4.000 человек (в Николаеве 2.800 чел.); всего около 10.000 добровольцев. К 29 января 1942 г. в германскую армию рекрутировано 8.684 крымских татар, остальные были разделены на маленькие группы по 3-10 человек и распределены между ротами, батареями и другими войсковыми частями, дислоцировавшимися под Севастополем и на Керченском п-ове. Также, по данным Симферопольского Мусульманского комитета, старосты деревень организовали еще около 4.000 человек для борьбы с партизанами. Кроме того, около 5.000 добровольцев предстояло позже убыть для пополнения воинских частей. Согласно германским документам, при численности населения около 200.000 человек, крымские татары «выделили» в распоряжение германской армии около 20.000 человек. Если учесть, что около 10.000 человек были призваны в Красную Армию, то можно считать, что все боеспособные татары в 1942 г. были полностью учтены.» [35] Что касается риторики “возрождения народных школ” и т.п., можно сослаться на тот же “Голос Крыма” (№43 (362), 20.11.2000), где в статье С.Берберова “Размышления по поводу двух “не круглых” дат” приводятся следующие данные, касающиеся положения дел в Кр.АССР в 1920-30-е гг.: “Крымскотатарский язык получил на полуострове статус государственного наряду с русским. Уже к середине 20-х годов численность неграмотных среди крымских татар уменьшилась в 8-10 раз, они составляли более половины слушателей и студентов в сети подготовки и переподготовки педагогических работников, был создан и специальный татарский педтехникум. В 1930 году созданы национальные сельсоветы, из которых татарских — 144. И, наконец, тогда существовали пять крымскотатарских районов: Судакский, Алуштинский, Бахчисарайский, Ялтинский и Балаклавский… Нельзя не отметить и рост национального издательства. Например, в 1927-28 годах Крымгиз выпустил литературы на крымскотатарском языке 1.255.333 листа, в то время как на русском — 443.757…” [36] Ефимов А.В., там же. [37] Ефимов А.В., там же. [38] С весны 1942 — орган Мусульманского Комитета Крыма, провозглашающий на своих страницах лозунг «Единство — в языке, мышлении и вере». [39] Червонная С., там же. [40] Червонная С., там же. [41] Около 210 тыс. крымских татар; 21 тыс. греков; 15 тыс. болгар; 13 тыс. армян и др. [42] К началу лета 1944 г. в Крыму остались лишь русские, украинцы и евреи; всего — около 380 тыс. (по Кабузану, там же). [43] Таким образом, крымские татары заняли промежуточную нишу между «туземным» населением и «белым» — ситуация, в истории народов не столь уж редкая: например, подобную нишу заняли индусы в ЮАР, превратившись в массовую прослойку клерков и не желая ни смешиваться с черными, ни конкурировать с белыми. [44] Вяткин А.Р. Миграционные процессы и проблемы адаптации // Крымские татары: проблемы репатриации. (Под ред. А.Р.Вяткина, Э.С.Кульпина) — М., 1997. [45] Зарубин А.Г., Зарубин В.Г., там же. Выводы Что касается СК-преобразования территории Крыма, то основной результат его — превращение полуострова в русскокультурный анклав. Что касается СК-переработки самих крымских татар, налицо следующие изменения: 1. Трансформация системы расселения: создание нового каркаса городов, изменение специализаций и административных ролей существовавших населенных пунктов, что привело к принципиальной трансформации всей системы расселения и в конце концов (после репатриации) — к концентрации крымских татар в основном в «магистральных» и пригородных поселениях (возникшие после репатриации крымскотатарские населенные пункты в основном расположились вокруг городов и вдоль ключевых транспортных артерий полуострова, что подтверждает потребность переселенцев в урбанизированных формах жизни). 2. Принципиальное изменение хозяйственной специализации: от набегов и работорговли, затем животноводства и садоводства к «белым воротничкам» (современная ситуация лишь свидетельствует о неспособности Украины творчески переработать наследие «старшего брата», в результате чего крымские татары вынуждены осваивать нехарактерные для них роли рыночных торговцев и мелких земельных собственников[1]). 3. Изменение социальной структуры общества: уничтожение традиционного сословно-родового характера крымскотатарского общества; деградация институтов и механизмов местного самоуправления; возникновение нуклеарной семьи, следование иным стандартам демографического поведения (повышение возраста вступления в брак, снижение норм детности). 4. Вписывание в пространство русской культуры: поголовное русскоязычие, появление специфической для России социальной прослойки — интеллигенции[2], включение в пространство русской (научной, инженерно-технической и пр.) мысли. Результаты СК-переработки этноса:
|