КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКИОбъекты находятся в различных формах состояний. При определённых условиях происходит развитие объекта. Стихийное развитие природы породило жизнь, в том числе общество. Этот естественно - исторический процесс привел к возникновению диалектики как науки об определённой форме мышления.
Всемирное развитие вело к усложнению действительности - помимо природы стала существовать жизнь общества, затем возникло мышление. Менее развитые формы мышления характеризовались развитием, но не были диалектическим мышлением. Диалектика возникает в умах как средство для отражения развития сложных объектов. Диалектика понятий выражает развитие форм объекта [102,Т.46,Ч.1,с.94]. «... Диалектика головы - только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории» [102,Т.20,с.519]. Диалектическое мышление возникло в древности и прошло много этапов, ступеней и т.п. В древнем мире диалектическое мышление выступало еще в первобытной простоте [102,Т.20,с.369]. Развитие самого диалектического мышления привело к существованию различных его форм. Главные формы диалектического мышления можно выразить последовательностью (категориальным рядом) : диалог ® дуализмы ® диалектика Противоположности индивидуального сознания можно считать исходной формой раздвоенности общественного сознания, что и привело к становлению диалога как высшей формы противоположности индивидуального сознания. На этой основе возникло осознание дуалистической природы всего существующего, необходимости дихотомии, антонимов. Этот элемент общественного сознания сохраняет важное значение до настоящего времени. Становление монологической трактовки объекта предполагало противопоставление оснований объяснения любого объекта: онтологии, гносеологии, методологии. Единство мира в его существовании. Из единства мира вытекает монистический характер мысленного его отражения. Монистичность идейного отражения проявляется в простом случае через существование одного объяснения объекта, а затем посредством признания относительности любого духовного его образа. Многообразие объяснений объектов ведёт к диалогу как средству нахождения приемлемых решений, оценок объекта на основе противостоящих точек зрения. Многообразие трактовок объекта является условием истинности монистического объяснения. Образ целого «должен постоянно витать в нашем представлении как предпосылка» [102,Т.12,с.728]. Осуществление же такого мысленного отражения объекта происходит только через многообразие субъективных образов объектов. «Целое, как оно представляется голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы, которая осваивает мир исключительно ей присущим образом ...» [102,Т.12,с.727-728]. Мыслимая целостность возникает только в условиях противоборства идей, ведущих к системному пониманию объекта.
|