КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗУМЕНИЕ. "Здравый смысл".Сознание есть специфически человеческая форма соображения, рассудка. Оно есть знание о мире, о себе, об обществе. Сознание имеется у всех нормальных людей. Оно не развито у новорождённых, его нет у некоторых больных людей, при потере сознания, во сне и т. п. Сознание не существует без генетически предшествующих форм отражения мира людьми. Оно не отрицает их, а надстраивается над ними и сложным образом с ними взаимодействует. Менее развитые формы отражения мира являются его основанием. «Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» [102,Т.3,с.29]. Сознание многообразно развивается по мере становления личности, хотя и различается в той или иной мере у современников. «... В мысли состоит именно отличие человека от животного» [34,с.12]. Исторически сознание возникает на основе качественного развития сигнальных систем общения животных. Люди же используют не только простые, всеобщие формы сигнальных систем, но и развивают свою специфически общественную сигнальную систему [Прил., рис. 29]. Развитие сознания возможно на основе овладения родным языком. Вне этого не возможно развить свой интеллект.
Общественное сознание выступает совокупностью сосуществующих идеологий, а индивидуальное сознание людей возникает на основе некоторых из них. Разум возникает и существует в меру восприятия людьми идеологии. Поскольку сосуществует множество форм идеологий, то возникают различия в мировоззрении и поведении людей. Мир духа, сознания давно аналитически познаны на основе рассудочного, синкретического подхода. Назрела необходимость перейти к синтетическому и тем более системному их пониманию.
Прежде всего, следует выделить три исторические формы идеологии и соответственно сознания людей: Мифы — исторически исходная форма идеологии. Она возникла стихийно на основе памяти людей о прошлом. Мифология многообразна и требует специального исследования, особенно современных её форм — былин, сказок, саг и т. п. Мифология — основа житейского, обыденного сознания, являющегося идеологическим обеспечением простых форм жизни.
Магия возникает на основе мифов. Она содержит элементы иррационального видения общественного бытия, начиная с примитивных суеверий и кончая «научно» обоснованной астрологией. Такая форма идеологии проявляется в различного рода мистических верованиях и в религиозном понимании действительности. Религия возникла на основе магии, мистики и стала их превращенной формой. Она даёт целостный, хотя и извращенный образ мира и жизни общества, строится на различных полярностях: «мир людей» — «мир иной» и т.п. В ней представления превращены в догмы, существующие независимо и до реального мира, властвующие над ним. Основой религии является перенос на неизвестные объекты образов известного. Сохранение этого общественного сознания происходит на основе веры в прошлые идеи, которые догматизированы, канонизированы и передаются из поколения в поколение. Люди создают фантастические образы общественного развития в качестве религиозных образцов для подражания, т. е. норм идеального общественного устройства. Религия превращает непознанное в сверхъестественное и обособляет его от естественного, на основе которого стремится переустроить естественное — саму жизнь людей. Идея бога служит религиозным людям средством перестройки общественной жизни. Осознание религиозной формы идеологии и её роли в общественном мире предполагает изучение основных её форм. Систематика форм религий однозначно показывает применимость диалектического мышления к познанию и данного объекта. В то же время она должна быть результатом специальных исследований. Мифологические и религиозные формы сознания широко распространены в современном мире. В то же время давно уже доминирующей формой сознания стало научное, базирующееся на разуме людей. Разум, несомненно, предполагает стихийно возникающую способность здравого рассудка, как и сохранение последнего в настоящее время. В то же время разумность является более сложной формой отображения мира людьми. *** Умствование, созерцание, соображение, рассуждение, разумение представляют различные уровни отображения мира людьми. Эти способности людей возникают на основе собственного опыта в процессе стихийного перенятия общественного сознания. Эти формы отражения мира в целом являются интуитивными. Интуиция возникает и вне специальных систем обучения. Особое значение для её формирования имеют практические действия, деятельность, труд. «... Подавляющую часть информации о себе мир сообщает нам ... через кисть руки» [65], т. е. посредством практических действий руками. Развитие интуиции представляет первоначально простое перенятие опыта общественной жизни, а затем становится следствием развития интеллекта. Интуицию нельзя непосредственно развивать. Она есть следствие стихийного перенятия опыта и развития интеллекта. Обучая жизни, в том числе развивая интеллект, повышают тем самым и интуицию. Интуитивное существует посредством подсознательных действий с идеями, образами, мнениями, понятиями. Оно открывает возможность предвосхищать, предсказывать будущее и тем самым повышать успешность деятельности. Пытливость — основа развития интуиции. Интуиция есть более развитая обобщённая форма отражения мира по сравнению с инстинктом. Её появление стало основой жизни высших животных и людей. В то же время интуиция не есть высшая форма отображения мира людьми. Высшей формой отображения мира людьми является сознание и его ядро - интеллект как сознательное, детерминированное, алгоритмизированное отражение мира. Формы сознания и интеллекта многообразны. Они возникают у человека на основе обучения, у которого «нет царских путей» — каждый собственными усилиями должен «заплатить» за приобретение этой способности. Интуитивные формы отражения мира людьми обеспечивают становление общества. Они являются базовыми и в современном обществе. Для большинства людей интуиция - пока еще высший уровень индивидуального становления. Не следует быть нигилистом в оценке этого уровня отражения мира людьми, но следует осознать тот факт, что уже давно общество развивается на основе интеллекта. Интеллект открывает простор для социально-экономического прогресса общества. Законом общественного развития является возрастание числа людей, достигших уровня интеллектуального отражения мира вообще и более развитых форм последнего. В настоящее время существует потребность в интеллектуальной революции как важнейшем факторе роста эрудиции и становления идейности. Сознание ┌──────┼──────┐ эрудиция ® интеллект® идейность Эрудиция - исходный элемент ума. Она возникает на основе рассудка, разума и представляет широту накопленного опыта жизни, знаний действительности. Стихийный рост эрудиции имеет определённые пределы восприятия сведений, информации о действительности. Забываемость - главный враг эрудиции, который удерживает её на определённом пределе. Широта эрудиции еще не свидетельствует об истинности, адекватности отображения мира, о способности проникать в суть явлений: «многознание уму не научает». Эрудиция нуждается в развитии интеллекта — способности сознательно обрабатывать поступающую информацию о действительности. Интеллект возникает на основе эрудиции и становится средством её роста. Чем выше интеллект, тем больше эрудиция, а поэтому, в свою очередь, эрудиция оказывается всего лишь средством для развития интеллекта, представляя более мощную силу, фактор жизни людей. Предшественником интеллекта является рассудок, разум. Он существует в различных формах. (Прил., рис. 31). В то же время эрудиция и интеллект — всего лишь исходные моменты для идейности, средства ее достижения. Они не достаточны сами по себе для идейного воспитания подрастающего поколения и не всегда ведут к ней. Идейность характеризуется высоким уровнем эрудиции и интеллекта, ориентированным на благо народа, способностью создавать предпосылки для прогрессивного развития общества. Идейные люди обычно опережают общество и становятся его маяками, образцами для подражания, олицетворяют гуманизм как главную тенденцию общественного прогресса. Интуитивное сознание растет в меру опыта жизни. В связи с этим люди существенно различаются своей мудростью, рассудительностью, разумностью. Одним из обобщающих названий этого уровня людей является здравомыслие. Здравомыслие состоит в соответствии рассуждений определенным правилам. Эти правила стали элементами логики, а поэтому здравомыслие представляет собой интуитивное, подсознательное использование всех главных приемов логики. Как ни парадоксально это звучит, но здравомыслящие люди, никогда не изучавшие логики, мыслят логически. Они применяют все главные приемы логики - энтимемы, эпихейремы, сориты, суждения, умозаключения, конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Все это не отрицает необходимости изучения логики, даже современным (весьма непродуктивным) образом. Более того жизнь усложнилась таким образом, что здравомыслия не достаточно даже в стенах родного дома. Этот факт осознан уже в древней Греции, и тогда же были поставлены главные проблемы по развитию интеллекта людей. Разработанная для этого логика весьма полезна, но недостаточна. Она не стала нормой сознательного ее применения.
|