Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема понимания




Что такое «способность понимания»? [129, Т. 4, с. 300]. Эту проблему анализировал Д. Локк, включив термин «понимание» (understanding) в название главного своего труда, не корректно переведенный как «разумения» [см. 91].

Решить эту проблему надо стандартным образом - построить сорит категории «понимания». Тем самым следует осмыслить ступени сознательного восприятия объекта или совершенства знания по Канту [64,Т.8,с.318].

Ступени отражения (восприятия) объекта

И. Кант выделил семь ступеней познания мира [там же, с 321]. Ценность такого подхода несомненна. Ее надо использовать при развитии своей способности мышления. И не следует придираться к трактовке им самих ступеней. За два века произошли изменения в их понимании. У него фактически имеется и то решение, которое следует признать адекватным нашим потребностям. В частности, суть понимания на основе соотнесения ясности, точности и т.д.

Сознание людей является главным фактором их жизни. Оно не одинаково у людей и зависит от овладения наукой и лежащим в ее основе познанием, прежде всего интеллектом.

 


Интеллект ® познание ® наука ® сознание

Общественное сознание остается совокупностью противоборствующих подходов или форм общественного сознания (идеологий) - научного, магического, мистического, теологического, искусства, здравомыслия, мифологии и т.д. Пока нет системной их трактовки. Из них считаем наиболее плодотворным науку как основу сознания, которое определяет прогресс общества.

Наука ┌──────┼──────┐ знания® учения® теории

Степень развития научного сознания и плодотворности обучения ему определяется уровнем развития науки. В связи с этим и надо осознать три уровня науки или научного восприятия действительности с тем, чтобы на этой основе освоить высшую форму научного понимания действительности.

Наука возникла как знания по обеспечению жизни. Ее следует вести от умений по изготовлению первых каменных орудий 2.5 млн. лет назад. Качественный скачок произошел 40 тыс. лет назад. По крайней мере в древнем Египте 5 тыс. лет до новой эры уже появилась особая форма профессий. Качественный ее скачок произошел в античности 2500 лет назад - началось становление учений (доктрин) как второй формы науки. Учения были призваны интегрировать накопленные знания. И тогда возникло научное осознание этой проблемы - суть науки как мудрости, ее интеллектуального основания и т.п. Сама наука - натурфилософия приобрела важное значение в жизни общества, в воспитании подрастающих поколений. В средние века обострилась проблема научного понимания действительности и началась попытка реализации того, чего не дали учения - формирования такой науки, которая могла бы быть единой идеологией общества. Рационализм попытался перейти к третьей форме науке - теории. Эта проблема не осуществлена в целом для всех наук, хотя многие из них находятся на разных стадиях этого движения.

Мудрость проявляется посредством науки [90,с.301]. Именно наука позволяет 17-летним перенять мудрость 70-летних.

Главные признаки форм научного сознания:

Познание

┌─────────┼─────────────┐

Представление®постижение®понимание

знания учения теория

эмпиризм рациональное интеллектуализм

чувства эрудиция интеллект

описание объяснение обоснование

точность ясность понятность

слова термины категории

образы мнения понятия

факты(эффекты) явления ноумены

разумение рассуждения мышление

гносеология методология технологии

единичное общее всеобщее

ум менталитет интеллект

А. Представление

Знания возникли в седой древности не как индивидуальные, а как сугубо общественные явления: их не изобретал каждый индивид обособленно, а перенимал от других не обязательно на основе речи, а подражанием и т.п. Их основой были чувства. Их критерием была точность отражения чувствами условий жизни, в том числе очевидность. Апробированные сведения осознавали в качестве фактов. Они были доводами и для убеждения людей в истинности их результатов. Для этого демонстрировали, иллюстрировали те или иные результаты воздействия предметов на чувства. Усваивали все это в качестве принципов и соответственно научали принципам жизни. На этой основе возникла натурфилософия - мудрость жизни. Этот способ научного познания является не только исходным, но и базовым и останется таковым всегда. На его основе общество создает статистику как науку по специальному отображению многих аспектов действительности.

Ограниченность чувств как источника знаний привела к возникновению более развитой формы науки. Даже животные инстинктивно трансформируются так, чтобы обманывать чувства других животных. В частности это имеет место в качестве феномена мимикрии. У людей это приобретает большее значение, в том числе на этом построены различного рода фокусы, иллюзии и т.п.

Чувственное восприятие ведет к осмыслению существования определенного явления на основе дихотомии «эффект (явление) - сущность». Явление - неопределенное восприятие объекта, когда не ясно с чем имеем дело. Образ объекта достаточно сформирован, но не ясен по многим направлениям.

восприятие (Локк)

┌───────┴──────┐

чувственное (внешнее) ® рефлексивное (внутреннее)

Здравомыслие (охватывает и представление и постижение) базируется на чувственном восприятии действительности. В чистом виде здравомыслящий субъект не подвержен иррациональному влиянию мистики и т.п. Гегель специально анализировал здравомыслие [34,Т.IV,с.304]. Конечно, такие люди в той или иной мере подвержены суевериям, магиям, мистике и т.п. Но все это не определяет их жизнь.

Чувствадают знания. Однако чувственные знания ограничены личным опытом. Они точны, очевидны, достоверны. Но в таком случае возникает эффект описания слона (индийская притча) многими слепыми в зависимости от того, что они конкретно ощупывают у него.

Точность возникает на основе чувственного восприятия объекта - смотрения, ощущения, и т.п. Имеется в виду личное восприятие субъектом объекта. Но современная практика базируется не на индивидуальном, а на общественном опыте чувственного восприятия действительности. При этом зло обманывает о результатах своего восприятия действительности. Оно лжет и полагается на веру тех, кому оно передает свою информацию об этом. Особенно четко это проявляется в настоящее время. Реклама, пропаганда и т.п. вбивают в голову людям ложные сведения, и на их основе они заблуждаются при оценке явлений.

Созерцания - наблюдения - факты - опыт - практика

Иллюзии - ошибочные чувства при восприятии объектов. Мимикрия, маскировка, камуфляж и т.п. - средство обмануть чувственное восприятие объекта.

Факты - результат эмпирического чувственного познания.

Б. Постижение

Здравомыслящие люди способны непосредственно постигать истины без обоснования с помощью доказательства, без предварительного логического рассуждения.

Постижение происходит на основе сопоставления образов с памятью, отражающей накопленный опыт и полученные от других сведения. Человеку ясно все то, что соответствует прошлому опыту. Точное не обязательно ясно, а ясное не обязательно понятно и точно.

Надо понять выражения:

1. Точно, но не ясно («перелом вида ложечки в стакане чая»)

2. Ясно, но не понятно

На основе представления и постижения происходит общение людей. Возможны разные его формы. В армии выражения «так точно», «ясно». «Что солдату ясно, дураку красно».

Ясность мысли возникает обычно на основе озарений. В результате возникают субъективные мнения, противоречивые и т.п.

Учения (доктрины) - вторая форма науки. Недостаточность отдельных фактов как основания их оценки и т.п. породили проблему их обобщения. И это реализуется с помощью учений. Учения обычно авторские, субъективные. В них много расхождений, домыслов, поверий. На их основе возникает эрудиция.

В жизни невозможно все лично чувствовать, а поэтому люди воспринимают сведения о чувствовании мира другими явлений. При этом происходит отрыв чувствований от каждого субъекта. И на этой почве возникает множество искажений, заблуждений, обмана.

Учения передаются на основе веры и этому служит ясность их изложения, а также различного рода аргументы, которые порождают уверенность, убежденность в истинности сведений. Все это называют методом постижения действительности.

На основе учений формируется здравомыслие или обыденное сознание. Оно плюралистично. На его основе возникает метафизика как форма философии, пытающаяся интегрировать все учения в единое целое отысканием общего инварианта у них. Соображение - способ функционирования учений. Ясность ума, речи и т.п. зависит от накопленной памяти как основы оценки новых сведений. Образование - название такого способа воспитания.

В. Понимание

«... Понимание состоит ... в том, чтобы постигать специфическую логику специфического предмета» [102,Т.1,с.325]

Понятность есть результат понимания, которое возникает только тогда, когда общество сформулировало понятие.

понятие® понимание ® понятность

Исходным понятности является понятие, которое возникает в результате разработки теоретической науки, элементом которой является понятие.

Теория- высшая форма науки. Она возникает на основе специального обучения с помощью алгоритмов обработки сведений. Понятность - критерий восприятия сведений, известных данных и способа их обработки. Доказательство - процесс построения, изложения сведений в качестве единого целого. Основание теории - интеллект или технология мышления. Метанаука - адекватное философское основание науки.

Утверждение - аргументация - доказательство

Утверждение голословно - субъект просто приводит определенные доводы. Он произносит слова, даже невразумительные, и исходит из того, что все это разумно и подтверждает его подход. Он может клясться при этом, просить, молить, угрожать, воздействовать на чувства и подсознание оппонента. Он может приводить доводы типа «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

Аргументация предполагает приведение фактов, иллюстрирующих идеи, их демонстрацию. И его аргументы должны относиться к делу, восприниматься оппонентами. Все это не доказательство само по себе.

Доказательство требует использования строго определенной процедуры аргументирования или методы, системного приведения фактов и доводов, методов по типу того как доказывают в математике. Это должны быть алгоритмы приемов, в результате которых воспринимают истину. Такое наблюдается при умножении чисел: исходные числа определенны, процедура строго детерминирована и человек не спорит о результатах, даже если он ошибся и ему на его ошибку указали.

Соответственно это проявляется в различных формах устного и письменного изложения:

Изложение

┌───────┼───────┐

Толкование ® трактовка ® интерпретация

Чувственное восприятие является основанием толкования объекта. Духовная ясность - основа для трактовки, а интеллектуальное понимание дает возможность интерпретации.

Описание ® объяснение® обоснование

Описание - синкретическое изложение результатов чувственного восприятия мира. В нем точно отражена определенная действительность. Этого не достаточно для адекватного обеспечения жизни общества. Мимикрией, иллюзиями, хитростью и т.п. обманывают чувства. (Фокус - один или два шарика при восприятии их перекрещенными пальцами рук).

Объяснение - синтетическое осознание чувственного восприятия.Объяснить (уяснить себе, выяснить) - сделать ясной, доступной идею. Ясность зависит от объема памяти человека. Ясно то, что соответствует прежнему опыту, хранящемуся в памяти человека. Основание ясности - эрудиция, память.

Основание понимания - технология мышления. В таком случае надо создать системное объяснение объекта на основе всех известных доводов, фактов, аргументов и т.п.

Истина

┌──────┼─────┐

точность ® ясность ® понятность

Точность (четкость)- результат чувственного осмысления, узнавания объектов. Проверка практикой превращает субъективное мнение в факт (практически апробированное знание). Это очевидные в широком смысле слова знания, т.е. не только факты зрения, но и обоняния и др.

Ясность- результат восприятия на уровне учений при «ясном сознании» людей со здравым рассудком. При передаче сведений происходит объяснение (выяснение, уяснение и т.п.) объектов на основе всех возможных сведений о нем. Основанием этому служит память, накопленная как личный опыт.

Понятность- результат становления теории объекта в соответствии с определенной технологией как системой (алгоритма) действий (правил, приемов и т.п.). Эта технологияобосновывает изложение свойств объекта.

Теория - результат интеллектуального познания. Она проявляет растущий элемент объективного знания, апробированного практикой и сохраняющегося во времени. Она возникает в меру развития оснований - приемов познания, составляющих ее гносеологию, методологию, технологию.

Познание ┌──────────┼───────────┐ Гносеология®методология®технология

Слово «гносеология» использовали для названия процесса познания. Со средневековья (Логика Пор - Рояля) стали вводить термин методология в этом значении. Методология остается метафорой - неопределенным, непрагматичным понятием. Опыт проявляет бессмысленность спора представителей методологии по данному вопросу. Истинные мнения не способны с помощью методологии побороть представителей зла. Оставим последним их методологию и перейдем к технологии познания, прежде всего к технологии интеллектуального труда (ТИТ).

Оставим любителям мудрости рассуждать о содержании понятия гносеология и методология. Возьмем то, что надо нам - технологию как строго детерминированный умственный процесс. ТИТ не отрицает менее развитых форм познания.

Гносеология

┌───────┴──────┐

чувственного ® методология умозрительного

постижения

┌───────┴──────┐

объяснения ® обоснованное технологией

понимание

Суть концепций гносеологии, методологии, технологии - мышление. В связи с этим и возникает проблема мышления, начиная с определения его сути.

Следует признать заблуждением всеобщее убеждение в том, что все люди мыслят, а элита общества является интеллектуалами, теоретиками. Для оправдания этой концепции придумали существование особого мышления у людей каждой профессии - у экономистов, политиков и т.п.

Мышление - атрибут человека [33,Т.3,с.99]. Но все ли люди мыслят? Нет! Мышление - идеализированная, детерминированная, дискурсивная (не так как течет вода из крана, а как сыпется горох из ведра), операциональная, формализованная, символизированная (в определенных случаях) процедура понимания.

 

В целом, резюмируя отметим следующие мысли:

1. Наука - элемент, фактор жизни, «вплетена» в жизнь так, что без нее не возможна современная жизнь. Это понимал мой отец - шахтер, а современные академики от науки нет.

2. Наука составляет ядро жизни народа и обеспечивает общественный прогресс.

3. Нужен качественный скачок в развитии науки как основание роста благосостояния народа.

4. Сама по себе наука не развивается, ее развивают люди.

5. Нужны исследования науки для обеспечения ее качественного скачка.

6. Метанаука как современная форма философии - условие ее современного прогресса

7. В связи с этим следует использовать философию как накопленный багаж идей о науке, в том числе заблуждений по этому вопросу.

8. Превращение всего этого в инструмент воспитания - ТИТ, ТДМ.

9. Главная тенденция развития философии - ее превращение в

науку о науке, в теорию интеллекта.

 

В. ИНТЕЛЛЕКТ

Со­тво­ри себя.

Определи се­бя сам.

И. Кант.

Сознание, наука, познание, интеллект - аспекты одного и того же. Конкретнее следует уразуметь их основание - интеллект. Для этого можно выделить такую структуру сознания.

Сознание ┌────┴────┐ воля ® ум ┌───────┴──────┐ нравы ®менталитет ┌─────┴────┐ эрудиция ® интеллект

Разумение - начальная форма интеллекта. Это специфика людей, но не все люди разумны, о чем писал уже Аристотель [см 9,Т.1,с.376] Патологичные люди не разумны. Рассудительность возникает стихийно, интуитивно и проявляется как опыт индивида, здравомыслие. Оно разных уровней. Мышление - высшая форма интеллекта и существует на основе специального обучения по типу математического. Главная с древности проблема - логика и диалектика не достаточны для развития умения сознательно логически и диалектически мыслить.

Пред­шес­тву­ющие фор­мы от­ра­же­ния ми­ра лю­дь­ми воз­ни­ка­ют вне за­ви­си­мо­сти от их во­ли и со­зна­ния. Они яв­ля­ют­ся сти­хий­ным ре­зу­ль­та­том об­щес­твен­ной жиз­ни и колеблются в за­ви­си­мо­сти от об­сто­ятельств. Та­ких форм ото­бра­же­ния дейс­тви­те­ль­но­сти до­ста­точ­но для про­стых усло­вий жизни. Уже дав­но об­щес­твен­ная жизнь так усложнилась, что ока­зы­ва­ет­ся не­до­ста­точ­но рас­суд­ка и ра­зу­ма, интуитивно приобретаемых людьми. Раз­ви­тие ума, рас­суд­ка, ра­зу­ма при­ве­ло к ста­но­вле­нию мышления. Мышление воз­ни­ка­ет то­ль­ко на осно­ве спе­циаль­но­го обу­че­ния лю­дей. Сей­час оно воз­ни­ка­ет ча­ще все­го во­пре­ки су­ще­ству­ющим фор­мам обу­че­ния. Дав­но на­зре­ла не­об­хо­ди­мость ори­ен­ти­ро­вать всю сис­те­му воспита­ния, об­ра­зо­ва­ния, обу­че­ния на не­по­средс­твен­ное раз­ви­тие мышления. Успеш­ность же та­кой ори­ен­та­ции вос­пи­та­ния за­ви­сит от опе­ре­жа­юще­го раз­ви­тия его тео­рии и ди­дак­ти­че­ских сис­тем, обес­пе­чи­ва­ющих его вос­при­ятие человеком и, тем са­мым, пре­вра­ще­ния по­след­не­го в лич­ность. Осно­вой об­щес­твен­ной жиз­ни было, прежде все­го «здравомыслие», «здра­вый рас­су­док» (смысл), рас­су­док, ра­зум. Ес­ли по­те­рян здра­вый рас­су­док, то те­ря­ет­ся смысл жиз­ни во­об­ще. Здра­вый смысл должен быть пре­гра­дой по­лузна­нию, ко­то­рое опас­нее не­зна­ния. В то же вре­мя жизнь на­сто­ль­ко усложнилась, что уже дав­но здра­вый смысл мо­жет быть осно­вой то­ль­ко се­мей­ных дел. Даже в до­маш­нем хо­зяйс­тве по­яв­ля­ет­ся всё бо­ль­ше изделий, ко­то­рые не доступны здра­во­му смыс­лу. От­ста­ивая не­об­хо­ди­мость здра­во­го смыс­ла в жиз­ни об­щес­тва, не­об­хо­ди­мо осо­знать его не­до­ста­точ­ность для со­вре­мен­ной жизни. На осно­ве здра­во­го смыс­ла не­ль­зя жить в со­вре­мен­ном об­щес­тве. Глав­ной осно­вой об­щес­тва те­перь может быть то­ль­ко мышление, ко­то­ро­го всё бо­ль­ше не хватает в дейс­тви­ях не то­ль­ко на­ро­да, но и его ли­де­ров. По­это­му упо­ва­ние на здра­вый смысл вы­зы­ва­ет про­тест: сам по се­бе здра­вый смысл уже дав­но не­жиз­ненен. Клас­си­ки на­уки дав­но уже до­ка­за­ли не­воз­мож­ность жить то­ль­ко здра­вым рас­суд­ком. Маркс, на­при­мер, пи­сал о гру­би­янс­ком ха­рак­те­ре «здра­во­го че­ло­ве­че­ско­го смыс­ла» [102,Т.4,с.299].

Ка­те­го­рии “ин­тел­лек­т”, “мыш­ле­ние” и не­ко­то­рые дру­гие не на­пол­не­ны адек­ват­ным содержа­ни­ем со­вре­мен­ной на­укой, оста­ют­ся пус­ты­ми, бес­содер­жа­те­ль­ны­ми. Ра­нее они обо­зна­ча­ли од­но и то же по­ня­тие. Уже дав­но воз­ни­кла по­треб­ность для «раз­ве­де­ния», «разъ­еди­не­ния» этих по­ня­тий, а со­от­ветс­твен­но и зна­че­ния этих слов. Воз­мож­ны раз­лич­ные ре­ше­ния этой про­бле­мы. (Прил., рис. 23, 24) и ска­зан­ное здесь пред­став­ля­ет все­го лишь ги­по­тезу.

Про­стые фор­мы опе­ри­ро­ва­ния иде­ями, об­ра­за­ми воз­ни­ка­ют на осно­ве об­щес­твен­ной жиз­ни и впол­не до­ста­точ­ны для по­всед­не­вной жиз­ни. Ин­тел­лект пред­став­ля­ет со­бой стро­го де­тер­ми­ни­ро­ван­ные ал­го­ри­тмы мыс­ли­те­ль­но­го опе­ри­ро­ва­ния по­ня­ти­ями, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют од­но­знач­ное ото­бра­же­ние объ­ек­та все­ми лю­дь­ми. Имен­но это име­ет мес­то в част­ном фак­те ин­тел­лек­ту­аль­но­го ото­браже­ния дейс­тви­те­ль­но­сти в про­цес­се умножения чи­сел: при оди­на­ко­вых ис­ход­ных дан­ных и оди­на­ко­вой про­це­ду­ре умно­же­ния всег­да по­лу­ча­ют оди­на­ко­вый ре­зу­ль­тат все лю­ди. Ана­ло­гич­но на­до обес­пе­чить осу­ще­ствле­ние и дру­гих при­ёмов мыш­ления.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты