КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Русская Цивилизация идеократическая⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Русская Цивилизация идеократическая. Здесь власть Идеи и Слова притягательнее, чем наличное где бы то ни было. Никакие промышленные, сельскохозяйственные, научные и культурные проекты не могут реализоваться в России без одушевляющей их великой Идеи. К тому же часто они настолько утопичны, что справедливее писать их через ж[40]. Идеократия – призыв к Идеалу, к Должному, а это связано с жертвой. Сегодня интерес к Должному потерян, а укорениться в настоящем, занявшись устроением земного благополучия, мы не можем. Несовместим бюргерско-мещанский «идеал» с тысячелетней ментальной наследственностью русских. В православном сознании сам по себе труд – не добродетель, а средство ее приобретения в рамках религиозного и светского служения Идеалу. Русский крестьянин волочил соху по своей скуповатой, и все-таки такой родной земле. Но он не влачил существования, как это, может быть, представляется современному человеку. Он видел за необходимостью Сущего свободу Должного. Должное – долгосрочная перспектива всей национальной жизни – было смыслом существования русского народа и мыслилось в православной России как Царство Божие. Скорее даже не мыслилось, а просто воплощалось – стихийно-практически, самим образом жизни. Конечно, имперское сознание русского народа или его миссия хранителя вселенского Православия – уже фантомные феномены в современном обществе. Оперировать подобными религиозными и историософскими категориями большинство уже не в состоянии. Ныне разговор приходится вести в терминах геополитики, этнопсихологии, медицины, демографии и т.п. Так реалистичнее и доходчивее. Мы все должны понять: в начале ХХ в. речь идет о выживаемости как России, так и всего мира. Исследования показывают, что мировоззренческая система русского народа «постепенно трансформируется в сторону приоритета современных западных ценностей» [Почебут 2005, 239]. Директор Института психологии РАН А.Л. Журавлев отмечает: «В условиях изменяющегося российского общества возрастает значимость прагматических ценностей (эффективности в делах, предприимчивости), ценности ответственности, самосовершенствования (образованности, здоровья), а менее значимой становится ориентация на этические ценности (чуткость, воспитанность), ценности личностного развития (мудрость, самоконтроль), счастья других, жизнерадостности…» [Журавлев 2006, 93]. Глобальное потепление климата проходит параллельно с таким же глобальным похолоданием климата социального. «Естественность»[41] этих процессов не делает их менее трагичными. Западная модель развития даже в лучшем своем варианте – с американским изобилием и шведской соцзащитой, с протестантской «честностью» и католической «вежливостью» – гибельна для России. Концепция «утилитарной нравственности» с ее антихристианской подоплекой служения Богу и мамоне неприемлема для максималисткой этики Православия. Либеральные ценности постхристианского Запада и его потребительские стандарты вообще противопоказаны человеческой природе. Не только падение уровня благосостояния ниже определенной отметки, но и его рост приводят к ослаблению физического и психического здоровья, к утрате жизненной воли. В самой богатой стране мира 10 % жителей принимает антидепрессант (каждый пятый из числа взрослого работающего населения). В списке стран, лидирующих по количеству самоубийств, – сверхблагополучная северная Европа (Швеция, Голландия) и азиатский промышленный монстр – Япония. В 1990 г. 1-е место среди западных стран по количеству суицидов занимала самая богатая страна мира – США, 5 % населения которой пребывает в тяжелой депрессии, 50 % в легкой [Сапожников 2007, 53]. Академик И.А. Гундаров приводит следующие данные: за годы демократических реформ на долю москвича пришлось в 22 раза больше финансовых поступлений, чем на среднестатистического россиянина, однако демографические потери по Москве оказались в 2 раза выше общероссийских [Гундаров, Мешков 2005,175]. Размышляя о катастрофических последствиях либеральных демократических реформ, ученый признается: «…Даже наука не предполагала, что существует народ, обладающий столь высокой духовной организацией и реагирующей так драматично на нравственное насилие» [Там же, 174]. Можно указать и на другую сторону материального процветания: «Исследования привели ученых к парадоксальным выводам. При внешнем благополучии и определенном экономическом росте в России реальный человеческий потенциал стремительно деградирует» [Власова 2003, 93]. Никакого парадокса. Материальный прогресс всегда и везде вызван гипертрофией земных ценностей, возведение их из средства к жизни в ее смысл. А это есть деградация. Нельзя снимать ответственности с народа. «Нравственное насилие» – результат выхода за пределы безопасной зоны традиционных ценностей православной русской культуры. Думается, будет уместной такая аналогия. Животное существование вида homo sapiens замкнуто в узком диапазоне биоклиматических параметров, изменение которых на известную величину приводит к гибели человека. Биосфера составляет всего лишь 10 км, а на полюсах, высокогорье и в пустынях и того меньше. По сравнению с чудовищными размерами остального космоса, это ничтожнейший слой. Наша духовная жизнь ограждена от царства греха и смерти спасительными заповедями. Заповедь – не просто этическое правило, а путь к вечной жизни: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63). Еще больше, чем приказ, заповедь – это просьба и мольба Бога к нам, чтобы мы не вредили себе нарушением установленных Богом законов мироздания. Если кто-то из нас решит прогуляться из окна, накажет его не закон тяготения, а собственное недомыслие. В здравом уме никто этого не делает, потому что мы знаем о существовании физических законов. Но существуют и законы духовного мира, несоблюдение которых чревато духовными травмами и духовной смертью. В человеке есть нечто не от мира сего – дух, т.е. дыхание Бога, вдунутое в Адама. Мы когда-то начали быть и уже не можем прекратить существования по той простой причине, что в нас вложена частица божественной сущности – сущности по определению неистребимой. В словаре В.И. Даля афористично сказано: человек рождается на смерть, а умирает на живот. Люди обречены на бессмертие в его обыденном понимании как вечного существования. Но в духовном смысле существовать и быть – разные вещи. Это проявляется и на уровне бытового языка. Сетуя на жизненные трудности (а фактически ропща на Бога), мы говорим: «Да разве это жизнь, так – одно существование». Именно такое страшное и беспросветное существование в вечности готовит себе человек, нарушая духовные законы. Говоря научным языком, заповеди – это стабилизирующая жизнь человека и общества информационная программа, корректировка которой ведет к необратимым процессам деградации и гибели. Ф.М. Достоевский писал: «Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца; излечиваются же не столько от споров и разъяснений логических, сколько неотразимою логикою событий живой, действительной жизни… Не то с ошибками сердца. Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько они ни указывали на прямую дорогу; напротив, переработывающая эти факты на свой лад, ассимилирующая их с своим зараженным духом, причем происходит даже так, что скорее умрет вся нация, сознательно, то есть даже поняв слепоту свою, но не желая уже излечиваться» [Достоевский 1985, 5]. Это буквально исполняется на наших глазах. Описанное Ф.М. Достоевским состояние нации сродни наркотической зависимости, когда человек, уже ясно понимая, что погибает, не может оставить пагубного пристрастия. У больного поведение определяется не доводами разума, а не подчиняющимися ему желаниями. Начало выздоровления – осознание болезни и ее причин, которое рождает желание преодолеть болезнь. Надеемся, что еще не у всех оно пропало. Им-то сказал когда-то Спаситель: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).
Список литературы Власова О. Без воли к жизни // Эксперт, 2003, № 46. Гундаров И., Мешков А. Убийство русского народа // Молодая гвардия, 2005, № 3. Достоевский Ф.М. Три идеи // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1985. Т. 25. Журавлев А.Л. Динамика социальной психологии личности // Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г.Г. Малинецкого. М., 2006. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии, 2007, № 10. Почебут Л.Г. Социальные общности: Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005. [1] По имени главной героини романа Э. Портер «Поллиана» – 11-летней девочки, во всем старавшейся найти приятную сторону. [2] О методологической проблематике антропологической лингвистики см. Павлов С.Г. Антропологическая лингвистика: Методология междисциплинарного исследования. Н. Новгород, 2008. [3] По латинизированной форме имени французского ученого и монаха-иезуита Рене Декарта (1596-1650) Картезиус. [4] Телеология (гр. τελος ‘конец, цель’) – философское учение, признающее за природными явлениями стремление к целесообразности и гармонии как высшей цели своего развития. [5] В.С. Степин – философ, академик РАН. [6] Холизм (гр. χολος ‘весь, целый’) – философское учение о целостности мироздания, части которого несут на себе отпечаток остальных частей системы и могут быть адекватно познаны только в контексте целого. [7] Ориентация на ненасильственные, природосберегающие концепции и методы познания (англ. environment ‘окружающая обстановка; окружающая среда’). [8] Синергетика (гр. συνεργια ‘содействие, соучастие’) – теория самоорганизации физических, биологических и социальных систем, т.е. появления у них новых качеств за счет обмена информацией с внешней средой. [9] Бифуркация (лат. bifurcus ‘раздвоенный’) – момент неустойчивости системы, в которой она выбирает путь дальнейшего развития. (Альтернатив может быть значительно больше, чем две). Значимость точки бифуркации в том, что в ней можно очень слабым воздействием повлиять на выбор поведения системы. [10]Например, такое количество геометрических закономерностей, которые человек не мог задать специально, а случайное их появление – за пределами вероятности. [11]По другим данным, это было сделано на материале Библии. [12]Уточним только, что эволюционизм рассматривает геологическую летопись как историю происхождения видов, а креационизм – как последовательность их погребения в результате глобальной катастрофы, с которой отождествляется Всемирный потоп. В качестве фактуально-эмпирической основы теории катастрофизма выделяют следующие моменты: «отсутствие связи между сменяющими руг друга флорами и фаунами; существование резких перерывов между смежными геологическими слоями; отсутствие переходных форм между современными и ископаемыми видами; малая изменяемость видов на протяжении культурной истории человечества; устойчивость, стабильность современных видов; редкость случаев образования межвидовых гибридов; обнаружение обширных излияний лавы; обнаружение смены земных отложений морскими и наоборот…» и т.п. [Найдыш 1987, 130]. [13]Православные могут использовать протестантские книги как источник научных, а не вероучительных сведений. [14]Внешние факторы, обеспечивающие жизнедеятельность вида. [15] Не любая вера, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). [16]Кроме специально отмеченных случаев, значения неславянских иностранных слов даются по электронной версии многоязычного словаря Лингво-10, древнерусских – по [Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка: В 3 т. М., 1989], древнегреческих – по [Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1999]. [17] Τηρεω ‘хранить, охранять; беречь, сберегать; сохранять, соблюдать’. [18] С.С. Уваров писал только по-французски и по-немецки, был атеистом и либералом, не прочитавшим, как говорили, ни одной русской книги. [19] Статья написана в соавторстве со студентом Нижегородской семинарии М.Ф. Ягафаровым. [20] Под змеем святые отцы согласно понимают диавола. [21] Гете признавался, что не помнит, как писал роман «Страдания молодого Вертера»: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее» [Цит. по: Воробевский 2004, 47]. В медицине такой идеаторный психический автоматизм известен как синдром Кандинского-Клерамбо. С точки зрения Православия роман написан в медимиумическом трансе методом автоматического письма под диктовку некоего существа. После публикации романа по Европе прокатилась волна самоубийств. Так что нет никаких сомнений по поводу того, кто диктовал Гете. [22] По преданию, перевод принадлежит апостолу Иоанну. [23] Ср., например, фоносемантическую связь в славянской триаде желать, жалеть и жалить: сожаление о невозможности удовлетворить желание жалит человека. [24] По публикации в либеральном издании неискушенный читатель может составить ложное представление об интересах Запада. В интервью итальянской газете «Коррьера делла сера» Пайпс, встревоженный некоторой стабилизацией жизни в нашей стране, заявляет, что Россия «опасней исламской угрозы… Россия стремится вновь стать супердержавой, оказывать давление на европейскую, даже мировую политику» [Цит. по Попов 2008, 219]. [25] Характерно, что в архангельских говорах англичан называли асей, асейка по их синтаксическому «яканью». Англичане часто начинали речь I say ‘Я говорю’. [26] В этой связи отметим, что интерес и механизм его реализации являются базовыми категориями геополитики. И эта междисциплинарная терминологическая перекличка неутешительна: «Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, достигаемые силой без учета каких-либо норм и принципов морали» [Нартов 2004, 37]. [27] Декларация Незавизимости США – 1776, МГУ – 1755, труппа МТ – с середины 50-х ХVIII в. [28] Американский футуролог Ф. Фукуяма небезосновательно пророчит это всему человечеству (см. его книги «Конец истории», «Наше постчеловеческое будущее»).
[29] Мультикультурализм – концепция равенства культур; транскультурализм – концепция определенного комплекса разнокультурных ценностей, отвечающих запросам человека, сделавшего их своей личной практикой. [30] «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Ин. 5, 2). [31] На Пражском Всемирном конгрессе семей 1997 г. Стокгольм назван «первым постсемейным городом»: 2/3 его жителей никогда не имели и не собираются заводить семью [Медведева, Шишова 2003, 37]. [32] О связи идеологии талмудического иудаизма и масонства см. [Острецов 2004]. [33] В укр. загубити вiнок ‘потерять невинность’– акцент на осознанности. [34] Внутриматочные спирали и гормональные контрацептивы к ним не относятся, потому что действие их абортивное: зачатие происходит, но эмбрион быстро погибает. [35] Кстати, шишка хмеля содержит экстракт, аналогичный женскому гормону. Не является ли усиленная пропаганда пива частью той же акции?
[36] О деятельности в этом направлении международной ассоциации «Планирования семьи»[36] и ее российского филиала (РАПС) см. Медведева И., Шишова Т. Потомки царя Ирода. М., 2003. [37] Римский клуб – неправительственная организация ученых разных областей и стран, занимающихся проблемами построения нового мирового порядка. [38] И.С. Барков (1732-1768) – автор непристойных стихов. [39] Г. Трумэн был 33-м президентом (1945-1953) США и 13-м масоном в президентском кресле [Замойский 1990, 214]. Он отдал приказ об атомной бомбардировке, положил начало «холодной войны» и организации НАТО. [40] Именно поэтому они и делаются через эту же букву. [41] У многих возникают обоснованные сомнения в их стихийности. Учитывая реальность информационной войны между ведущими странами, можно полагать, что вызванные перемены спланированы извне России. Подчеркнем, что это обстоятельство не снимает ответственности с нас, сочувственно и некритично их принявших.
|