КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Томас ГоббсТомас Гоббс (1588 –1679) – выдающийся английский философ-материалист, политический мыслитель, чья жизнь и деятельность относятся к периоду английской революции середины XVII в. Основные труды Гоббса: «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». В этих и других произведениях политико-правового характера Гоббсом в систематизированном виде разработана светская теория политической власти, государства и права. В познавательном отношении учение Гоббса было направлено против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане теория Гоббса имела целью обоснование сильной политической власти (политический абсолютизм), ее способности обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. Мировоззренческая основа учения Гоббса – философско-методологические положения механистического материализма, детерминизма и деизма. Английский философ утверждал, что мир (природа, человек, общество) состоит из естественных и искусственных тел, которые взаимодействуют благодаря прирожденным и приобретенным качествам, подчиняясь универсальным законам детерминизма. Человек и есть одно из таких тел, поэтому его воля, поступки, действия встраиваются в общую цепь причин и следствий, господствующих в природе и обществе. Государство же является искусственным телом, имеющим собственную природу и закономерности. Политико-правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения государства и политической власти в целом, развитых и интерпретированных с механистическо-материалистических позиций.
Томас Гоббс о государстве и политике.Основу социально-политической жизни, причины ее возникновения Гоббс видел в потребностях человека. Для этого человек вступает в общение с другими людьми, создавая искусственные, т.е. не существующие в природе, вещи, предметы, структуры (организации и т.д.). Государство – тоже своего рода изобретение. Причину возникновения и существования политической власти и государства, по мнению Гоббса, следует искать в самой природе и качествах человека, который, с одной стороны, глубоко эгоистичен, а с другой – обладает разумом. Человек изначально наделен сильными страстями естественного (природного) свойства – властолюбием, жаждой богатства, жаждой чувственных удовольствий. Эти страсти становятся причиной соперничества, недоверия к другому, борьбы за власть, раздора, вражды, мести и т.д. В конечном счете все это приводит к войне всех против всех («bellum omnium contra omnes»). Это и есть естественное состояние человеческого рода. Такая трактовка, как можно видеть, резко отличается от взглядов Гроция, для которого главное в человеке – стремление к общению, миру. Для Гоббса же главное в человеке – эгоизм, индивидуализм, т.е. не притяжение людей друг к другу, а, наоборот, отталкивание друг от друга. При таком – естественном – характере взаимоотношений люди не могут сохранить мир и поэтому стоят перед угрозой взаимоуничтожения. Но с помощью разума человек приходит к выводу, что нужно выйти из состояния войны всех против всех. Необходимо создание «общей власти», которая обеспечила бы жизнь, безопасность людей, направляла бы действия человека к общему благу. Для этого люди и создают искусственную организацию – государство. В основе возникновения подобной организации лежит договорная концепция. Государство, по Гоббсу, возникает и развивается на основе договора. Это договорное учение было направлено против феодально-теологических теорий (патриархальной, патримониальной, монархии Божьей милостью) и в целом отвечало капиталистическим отношениям, для которых универсальной юридической формой являлся именно договор, контракт. С государственности Гоббсом был снят ореол Божественности, надчеловечности, мистичности. Государство, по Гоббсу, есть один из многочисленных образцов всемогущего правового соглашения – Гоббс юридизировал политическую жизнь, что имело большое положительное значение для того периода. Договор как основа возникновения государства является своего рода консенсусом, своеобразной формой согласия; это особое состояние сознания и воли подвластных, выражающееся в признании ими политической власти. Кроме договора Гоббс выделял еще один признак государства – политическую власть. Определение государства в этом плане Гоббс предложил такое: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Государство как «политическое тело» есть своего рода искусственный организм, созданный по образу и подобию настоящего человека, одушевленный механизм. Органы государства и их функционирование Гоббс рассматривал по аналогии с органами и функционированием человеческого организма: · верховная власть – это искусственная душа государства; · должностные лица, разнообразные представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; · награды и наказания – все равно, что нервы; · справедливость и законы суть искусственные разум и воля; · гражданский мир в обществе – здоровье государства, а тем самым и общества; · смута в государстве – что его болезнь; · гражданская война – смерть для государства. Данная концепция Гоббса стимулировала впоследствии разработку органической теории и системного подхода к политической жизни. Точкой отсчета и критерием определения полномочий верховной власти Гоббс считал, прежде всего, способность власти преодолеть войну всех против всех. Философ в принципе отвергал концепцию разделения властей как распределения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами. Такое разделение свидетельствует, по его мнению, о серьезной болезни государства. Разделение властей, по Гоббсу, есть – при сохранении суверенитета и единства верховной власти – распределение компетенции, своеобразное разделение труда в осуществлении власти и управления, включая систему сдержек и противовесов в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля, избежания некомпетентности, произвола и пристрастности. Другими словами, здесь Гоббс различал право на верховную власть и его осуществление, которое может производиться и «не владельцами» права, т.е. уполномоченными другими субъектами. Гоббс в целом придерживался концепции политического абсолютизма, основанного на «рационально-бюрократических» принципах властвования и управления. Его симпатии на стороне монархии, которая наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства – обеспечения мира и безопасности народа. Поэтому подданный – именно подданный, а не гражданин – должен всецело это понимать и отдаваться во власть государства. Таким образом, Гоббс выступал как приверженец этатизма (приоритетности государственного начала в общественной жизни). Правовые взгляды Томаса Гоббса. Юридическая теория Гоббса построена на различении субъективного права (jus,right) и объективного права (lex, law). В интерпретации Гоббса субъективное право – это свобода человека, а объективное право – это закон (норма) свободы. Каждое из этих прав делится на два аспекта: естественное право (естественное субъективное право – свобода и естественный закон) и позитивное (положительное) право (позитивное субъективное право – свобода и позитивный закон). В качестве отправного момента в обосновании такого понимания права Гоббс выдвигал идею о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих примерно одинаковыми физическими и умственными способностями. В естественном состоянии, от природы, все люди одинаково равны и свободны. Поэтому естественное право (субъективное) есть свобода каждого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной жизни. Тем самым Гоббс видел основу права в сближении свободы с индивидуальной силой: человек оказывается свободным настолько, насколько у него есть силы. Важное, а по сути и определяющее, значение имеют выдвигаемые Гоббсом законы эквивалента, справедливости и равенства в отношениях между людьми. Аксиома эквивалента означает отказ всех и каждого от безусловной естественной свободы (по существу – от произвола), согласие нормировать свою свободу и необходимо предполагает взаимное признание прав и свобод за всеми и каждым, эквивалентное распределение прав и обязанностей. По сути дела, Гоббс воспроизводил известное с древних времен так называемое «золотое правило» нормативной регуляции: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Причем это, считал Гоббс, не только и не просто моральная заповедь, но и юридический инструмент измерения поведения людей. Принцип (закон) эквивалента, по Гоббсу, лежит в основе договоров как рациональной и универсальной юридической формы социальных отношений, прежде всего в сфере собственности, движения товаров, благ и услуг. С помощью этой эквивалентной формы Гоббс и объяснял происхождение государства, о чем уже было сказано ранее. Осуществление естественно-правовых законов о мире, справедливости, равенстве, договоре, эквиваленте, собственности Гоббс связывал с переходом человеческого общества в политическое состояние. Государственная власть необходима для принуждения людей к выполнению соглашений. В юридическом аспекте переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы необходимо выступают и конкретизируются в форме позитивного («гражданского») законодательства, издаваемого государственной властью. Позитивные законы, по Гоббсу, являются необходимым аспектом нормативно-правовой регуляции, с помощью которой аксиомы разума переводятся в реальную жизнь, в практику политического общения, становятся политически обязательными. Исходя из этого Гоббс обосновывал положение о единстве естественного и позитивного права, поскольку нормативно-правовая регуляция имеет два аспекта: а) глубинное содержание и основные принципы, диктуемые разумом; б) властно-политическую конкретизирующую форму этих принципов, образующую и выражающую позитивный закон. Этот позитивный закон не противоречит, не противостоит естественному закону, напротив, является необходимым моментом его реализации. Поэтому так понимаемый позитивный закон служит средством противодействия произволу, облаченному в форму закона. Критерии и границы государственного законотворчества Гоббс искал в разуме, в естественно-правовой аксиологии: «Все, что не идет против естественного закона, может быть объявлено законом от имени тех, кто обладает верховной властью». Аналогично и с правоприменением: для судьи важно уяснить смысл права, изданного сувереном. Природа закона не в его букве, а в его смысле. Правоприменитель должен исходить из того, что намерение законодателя всегда совпадает с принципом справедливости, и с этих позиций он должен толковать правовую норму: «Если же слова закона не дают достаточных указаний для разумного решения, то судья обязан дополнительно руководствоваться естественным законом». Правоприменитель, считал Гоббс, поставлен единственно для того, чтобы решать, что есть право и что не есть право, а не для того, чтобы решать, что удобно и что неудобно для государства. Тем самым указывается на необходимость наличия у судьи здравого смысла, способности различать справедливость и несправедливость, здраво размышлять. Следовательно, естественный закон, по Гоббсу, служит основой не только для законотворчества политической власти, но и для правоприменительной деятельности. Под естественными законами Гоббс понимал вечные, неизменные и универсальные (в этом смысле – Божественные) аксиомы поведения людей. Так как эти аксиомы вытекают из разума, то они суть элементарные и общезначимые истины, очевидные для всех людей, обладающих здравым рассудком: «Государи и судьи сменяют друг друга, мало того, небо и земля могут исчезнуть, но ни один пункт естественного закона не исчезнет, ибо это вечный Божественный закон». Естественные законы, воплощающие в себе высшие человеческие ценности, обязательны не только для индивидов, но и для государства. Тем не менее в реальной жизни возникает противоречие между суверенитетом государства, его полномочиями издавать любой закон, обязательный для подданных, и фактическими ограничениями в виде законов разума (естественные законы). На формально-юридическом уровне это противоречие решается в пользу политической власти, т.е. в пользу позитивного права. На основании договора об образовании государства люди становятся ответственными за поведение верховной власти. Граждане не могут не подчиняться верховной власти, ибо в противном случае государство, политическое общение распадается. В этом смысле свобода, по Гоббсу, одинакова и для монархического, и для демократического государства. Чтобы позитивные законы не противоречили естественным, государство должно быть основано на разуме и справедливости. Но для этого нужен подходящий материал – люди и правители, имеющие ясный естественно-правовой разум и добрую волю.
|