Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гегелевское учение о государстве и праве




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)–– гениальный немецкий мыслитель, один из основоположников диалектического метода познания. Его творчество – заметная веха в становлении как современной философии, так и политико-правовой мысли.

К основным трудам Гегеля по проблемам государства и права относятся: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Философия права».

Особое место среди этих произведений занимает, безусловно, «Философия права». В этом фундаментальном труде наиболее полно и целостно изложено учение великого философа о государстве и праве. Философия права – это органическая и важнейшая часть вообще всей философской системы Гегеля.

Прежде всего, нельзя не обратить внимания на специфику философской платформы гегелевского политико-правового учения.

Квинтэссенцией всей философии Гегеля выступает идея о развивающемся духе, в котором воплощается все то внутреннее и внешнее, что характеризует человеческий разум и бытие человечества. Этот дух проходит триступени своего диалектического развития:

· ступеньсубъективного духа(антропология, феноменология, психология);

· ступень объективногодуха (право, мораль, нравственность);

· ступень абсолютногодуха (искусство, религия, философия).

В контексте такого понимания развития человечества и его основных социальных институтов будет уместным подчеркнуть следующие особенности учения Гегеля о государстве и праве:

1. Государство, право, общество в целом Гегель относил к сфере объективного духа. Это означает, что общество и его важнейшие институты – государство и право– существуют объективно, т.е. обнаруживаемы внешне и образуются во внешней среде.

2. Политико-правовая теория Гегеля, разработанная им как философия права, есть именнофилософское учение об объективном духе.

Свою главную задачу Гегель видел в необходимости научно познать государство и право, а не указывать, какими они должны быть. Задача философа, считал он, – постичь сущность государства и изобразить его как нечто внутренне разумное.

Гегель утверждал, что «наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развивать идею, представляющую собой предмет разума, из понятия или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета».

Что еще характерно для гегелевской методологии познания права и государства? В отличие от юриспруденции, которая изучает юридические законы (позитивное право), философская наука о государстве и праве призвана, по Гегелю, постигать мысли, лежащие в основании права, – мысли, которые объективируются в понятиях и категориях.

 

Учение Гегеля о праве.В чем же суть гегелевского анализа права?

В сфере объективного духа свобода впервые приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из своей субъективной формы, объективируется и познает внешнюю реальность своей свободы. Иными словами, объективность духа входит в свои права. В «Философии права» Гегель как раз и освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. А поскольку реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, то и предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Здесь уместно вспомнить знаменитую формулу Гегеля: «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Под действительностью Гегель понимал не все существующее, а лишь необходимое и существенное в нем.

Идея права, которая и есть не что иное, как свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, а сфера объективного духа предстает как идеальная государственно-правовая действительность.

Какое же содержание вкладывал Гегель в понятие «право»?

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Свобода, считал Гегель, составляет субстанцию и основное определение воли. Причем речь здесь идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Такое толкование связано с тем, что мышление и волю Гегель трактовал не в плане психологии, т.е. не как различные способности человека, а лишь как два способа одной и той же способности мышления; только один (мышление) есть теоретический способ, другой же (воля) – практический способ.

Понятие «право» употребляется Гегелем в следующих основных значениях:

· право как свобода («идея права»);

· право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

· право как закон («позитивное право»).

Право как свобода. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, понятия «свобода» и «право» выражают собой единый смысл. Отношения свободы и права опосредуются через диалектику свободной воли.

Особое право. Особое право у Гегеля есть осуществленная свобода, представляющая собой иерархическую лестницу «особых прав» (от абстрактных до конкретных форм особого права). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы, т.е. конкретизации понятия права, есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно; они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Ниже по лестнице – «особые права» личности, семьи, общества. Но все эти «особые права» даны в реальности одновременно, и все они вовлечены в разнообразные коллизии. Однако окончательно истинно лишь право ступени по отношению к праву нижестоящей ступени.

Право как закон. Это – одно из «особых прав». Превращение права в себе (т.е. права, взятого в своем объективном наличном бытии) в закон путем законодательствования придает праву свойства всеобщности и

подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Как можно видеть, Гегель различал право и закон, хотя он их не противопоставлял. Такое противопоставление он расценивал как крупное недоразумение.

Гегель признавал, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Но тем не менее положительное право по своей природе как грань самого понятия права разумно. Закон же есть конкретная форма выражения, форма наличного бытия права.

Как и Монтескье, Гегель говорил о наличии исторического момента в положительном праве. В то же время Гегель добавлял, что в положительных законах отражается национальный характер данного народа, ступени исторического развития народа, естественные условия его жизни и т.п.

В развитии понятия права Гегель различал три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность.

Абстрактное право – первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности. Оно имеет тот смысл, что в его основе лежит свобода отдельно взятого человека (лица, личности). А всякая личность, по Гегелю, это есть вообще правоспособность. Абстрактное право есть абстракция и голая возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще никак не обнаруживает себя, его эквивалентном является такая формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода личности находит, прежде всего, по Гегелю, в праве частной собственности. Он обосновывал формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Тем самым очевидно, что в своих суждениях о свободе и праве Гегель выражал протест против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности, полагал Гегель, несправедливо и подлежит преодолению. Он говорил: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Необходимым элементом в осуществлении разумом цели своего наличного бытия является договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Предметом такого договора, по Гегелю, может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая может быть произвольно отчуждена собственником. Других договоров (брачный, государственный, т.е. различные теории договорного происхождения государства) Гегель не признавал. Дело в том, утверждает Гегель, что договор есть результат произвола отдельных лиц. Всеобщее же право, представленное в нравственности и государстве, не есть произвол отдельных лиц. Поэтому примешивание имущественного договора к государственным отношениям неприемлемо.

Еще один момент учения об абстрактном праве – суждения о неправде. К такой неправде Гегель относил: а) простодушную неправду, б) обман, в) принуждение и г) преступление.

Преступление, в частности, – это сознательное нарушение права именно как права. Наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и осуществленным правом самого преступника, заложенным уже в его деянии как поступке свободной личности.

Мораль. Снятие преступления через наказание приводит, по схеме Гегеля, к морали – следующей ступени конкретизации понятия права. На этой ступени (здесь личность (персона) становится субъектом свободной воли) впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь во внешне выраженном в конкретных действиях волевом поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Нравственность. Абстрактное право и мораль есть две стороны нравственности. Только в ней, нравственности, оба они приобретают действительность и конкретность. В нравственности, по Гегелю, понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Говоря о политических воззрениях Гегеля, нужно отметить, что философ достаточно отчетливо различает гражданское общество и политическое государство, причем под гражданским обществом он подразумевает очень конкретное общество – буржуазное: «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире (т.е. буржуазном – Д.Я.), который всем определениям идеи предоставляет впервые им право».

Гражданское общество, по Гегелю, есть сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Этого, говорил Гегель, не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особости (т.е. свободы отдельного лица) воспринималось как порча нравов и предвестник гибели нравственного целого – государства.

На ступени гражданского общества еще не достигнута, по гегелевской схеме, подлинная свобода, поскольку стихия столкновения частных интересов ограничивается необходимой властью всеобщего не разумно, а внешним и случайным образом. У Гегеля гражданское общество предстает как общество антагонистическое, общество, раздираемое противоречивыми интересами. Это есть война всех против всех (вспомним взгляды Т. Гоббса). Три главных момента (признака) характерны для гражданского общества по схеме Гегеля: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация.

В структуре гражданского общества Гегель выделял три сословия:

· субстанциональное(землевладельцы – дворяне и крестьяне);

· промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

· всеобщее(чиновники).

Гегель считал, что даже при безмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и появлением черни (т.е. люмпен-пролетариата, отбросов общества). Гражданское общество не в состоянии, исходя только лишь из своих внутренних противоречий, заставить государство искать новые возможности своего совершенствования и развития, например, в международной торговле и в решении задач колонизации новых территорий и народов.

Гегель о государстве.Общество и государство, по Гегелю, соотносятся так же, как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка»; подлинное государство разумно. Поэтому общество, в гегелевском понимании, есть лишь момент государства – то, что «снимается» в государстве.

Развитие государственного общества, согласно Гегелю, уже предполагает наличие государства как основания этого общества. Другими словами, государство, в представлении Гегеля, первично, внутри него развиваются семья, а уже из нее – гражданское общество. Идея же государства содержит в себе эти два момента – идеал семьи и гражданского общества.

Гражданское общество Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было ни в древности, ни в Средние века; оно начинает формироваться лишь с утверждением буржуазного строя.

Гегель дал весьма подробный анализ роли труда в системе потребностей, а также социально-экономических противоречий, исследовал поляризацию богатства и нищеты, частнособственнический характер общества (буржуазного), роль законодательства, суда и публичной власти в защите частной собственности. Кроме того, большая заслуга Гегеля состоит в том, что ему принадлежит четкая принципиальная постановка вопроса о взаимоотношении и взаимосвязи социально-экономической и политической сфер жизни общества, гражданского общества и политического государства, о необходимом, диалектическом характере их связей и отношений.

Государство, по Гегелю, – это идея разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Тем самым гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, будучи, как уже отмечалось, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода, по Гегелю, и означает достигнутость этой ситуации (состояния) правового государства.

Государство, считал Гегель, это не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у государства, как и у отдельно взятого индивида, также имеются права и свободы. Однако противопоставлять права и свободы личности и государства недопустимо: можно и должно вести речь об органически целостной свободе – свободе государственного организованного народа (нации), включающей в себя как свободу отдельных индивидов, так и свободу, присущую различным сферам народной жизни. Поэтому в гегелевском разумном государстве диалектически иерархированная система прав и свобод индивидов, их объединений, общества, государства функционирует как единый органический процесс. Но все отношения так или иначе опосредованы правом, имеют правовой характер.

Гегелевская этатистская версия правового государства (т.е. версия в защиту господства правового государства, его приоритета) отличается от концепций демократического государства(народный суверенитет и т.п.), либерального(индивидуализм, независимость или даже приоритет прав и свобод личности в соотношении с правами государства и т.д.), иных различных архаических и новейших деспотических и тоталитарных моделей государственного правления, для которых типично господство произвола и насилия, а не конституции и закона. Гегель исходил из того, что государство как субстанциональное начало, нравственное целое первично по отношению к своим составным элементам, так как оно есть разумная в себе и для себя всеобщая воля. Ему подчиняются все остальные субъекты социальной и политической жизни.

Сама же идея государства у Гегеля проявляется трояко: а) как непосредственная действительность в виде индивидуального (конкретного) государства; речь при этом идет о государственном строе, внутригосударственном праве; б) как субъект отношений между государствами, оформляемых во внешнем(международном) государственном праве; в) в роли во всемирной истории.

Государство как действительность. В своем разумном и развитом виде такое государство представляет собой основанную на принципе разделения властей конституционную монархию.

Тремя видами власти, на которые опирается политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Как можно видеть, точка зрения Гегеля отличается от взглядов Локка и Монтескье на разделение власти, хотя сама идея и не опровергается. Однако совсем иначе оценивал Гегель посылку о самостоятельности каждой из ветвей власти, а тем самым косвенно подвергал сомнению необходимость такого разделения при демократическом (республиканском) правлении.

Для Гегеля тезис о самостоятельности ветвей государственной власти и их взаимном ограничении – ложен. Почему? Потому что при таком подходе уже заранее предполагается взаимное недоверие и враждебность властных структур. Гегель ратовал за органическое единство различных ветвей власти, при котором все они исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, подчиненности различных властных структур государству как единству и состоит существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критиковал демократическую идею народного суверенитета, утверждал приоритет суверенитета наследственного конституционного монарха. Объективная сторона государственной жизни в таком случае определяется законами, а монарху остается присоединить к этому свое субъективное «Я» («Я хочу!)».

К правительственной власти Гегель относил и судебную власть, а сама правительственная власть определялась им как власть подводить особые сферы деятельности и отдельные случаи из практики под всеобщие законы. Задача правительственной власти заключается в выполнении решений монарха, поддержании существующих законов и учреждений.

Законодательная власть, по Гегелю, есть власть определять и устанавливать всеобщее. Эта власть осуществляется двумя палатами: верхней и нижней. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратных владений. Нижняя палата (палата депутатов) образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам, а не путем индивидуального голосования.

Гегель отстаивал принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

Государство как суверенное образование.Высший момент идеи государства, считает Гегель, – идеальность его суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Суверенитет государства (т.е. его субстанциональность) выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединениями.

Гегель весьма своеобразно трактовал роль и значение войн между государствами. Так, он полагал, что «…вообще война ведется не против внутренних институтов и мирной семейной и частной жизни, не против частных лиц».Суть войн, считал он, состоит в обнаруживаемой и спасаемой благодаря войнам идеальности государства. Спор между государствами, если суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен войной. С этих позиций Гегель критиковал кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их отношений проявляется, по Гегелю, мировой дух, который обладает наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Как и Шиллер, Гегель характеризовал всемирную историю как всемирный суд.

Роль государства во всемирной истории. Всемирная история, по Гегелю, есть всемирный прогресс в осознании свободы, суммирующий историю суверенных государств, историю прогресса в государственных формированиях. Гегель в этом плане выделял четыре исторических мира: восточный, греческий, римский, германский. Этим мирам соответствуют четыре формы государств: восточная деспотия, античная демократия, античная аристократия и современная конституционная монархия.

Свое политико-государственное кредо Гегель суммировал в соответствии с присущим ему пониманием свободы и развивающегося духа в следующей формуле: «Восток знал и знает, что только один свободен. Греческий и римский мир знает, что некоторые свободны. Германский мир знает, что все свободны».

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который единожды получает уникальную возможность составить эпоху всемирной истории.

С точки зрения всемирно-исторического процесса правовое государство, описанное Гегелем, выступает как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.

К недостаткам гегелевской конструкции государства можно очевидно, отнести возвышение государства над индивидом и обществом, отрицание самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Главное же в положительных сторонах учения Гегеля заключается в признании верховенства права над государством. В этом и состоит радикальное отличие взглядов Гегеля от взглядов других этатистов, возвышающих государство над всем и вся, в том числе над правом.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 971; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты