КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпохи феодализма
Период, охватываемый концом XII – началом XIII столетий, в Европе может быть охарактеризован как расцвет феодализма – основного этапа эпохи Средневековья. Христианство уже прочно утвердилось в качестве господствующей религии на континенте; Церковь постепенно прибирала и во многом уже прибрала к своим рукам политические и правовые рычаги управления обществом. Политико-правовая идеология того времени была направлена на еще большее укрепление Церкви и веры, однако ее содержание уже значительно отличалось от того, каким оно было в предшествующий исторический период. Одним из наиболее ярких представителей христианства периода укрепления и развития феодальных отношений является Фома Аквинский, внесший огромный вклад в развитие европейской политико-правовой мысли. Фома Аквинский (1226 –1274) Фома Аквинский–наиболее крупный представитель средневекового католического богословия и схоластики, основатель идейного течения – томизма. Фома Аквинский является уроженцем г. Аквино, расположенного на острове Сицилия, отсюда и второе – латинское – имя мыслителя (это было весьма характерно для того времени) – Аквинат. Родился он в знатной феодальной семье. Еще при жизни его именовали «doctor universalis» за его обширные познания. В 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых, а в 1567 г. – признан пятым великим учителем Церкви. В 1879 г. томизм был объявлен «единственно верной» философией католицизма. Основные труды Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «О правлении государей», комментарии к аристотелевским «Политике» и «Этике». В своих политико-правовых взглядах Аквинский опирался на учения Аристотеля, Цицерона и стоиков, а также на теологические убеждения выдающихся представителей классической литературы (Августин Блаженный, Альберт Великий и другие идеологи христианства).
Фома Аквинский о государстве.Государство, согласно представлениям Фомы Аквинского, есть некая часть универсальной системы, создателем и правителем которой является Бог. В качестве законов выступают специфические установления, отвечающие требованиям Божественного порядка. Властью, которая приводит в движение эти законы, является сила, также заключающаяся в Боге. Цель и назначение (оправдание) государства как такового – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать ему основу для морального и умственного развития; он, в свою очередь, должен оказывать государству помощь в духовном воспитании христиан. При этом Бог «наставляет» при помощи своего закона и «содействует» своей милостью. Политическая общность, согласно философу, состоит из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и иных категорий работников. Государство может функционировать нормально лишь тогда, когда имеется необходимое количество людей разных категорий, приспособленных для того или иного труда (подобные взгляды были и у Аристотеля). При этом Аквинский (в этом он также схож с Аристотелем) фактически защищает сословную иерархию и социально-политические устои феодального общества. Подобно Аристотелю, мыслитель выделяет три чистые формы государства – монархию, аристократию, политию, а также три отклоняющиеся формы – тиранию, олигархию и демагогию (демократию). Разграничительным признаком всех этих форм служит моральный характер правления, согласно которому различаются справедливый (правильный, надлежащий, разумный) и несправедливый способы правления. По данному признаку Аквинат дифференцирует власть на власть политическую и власть деспотическую. Политическая власть возникает и действует там, где создаются законы и договоры; этими же законами и договорами власть политическая и ограничивается. Деспотическаявласть подобна абсолютной власти господина над рабами иничем не ограничивается. Но есть и третий вид власти: власть королевская. Это власть правителя, которая опирается не на законы, а на мудрость правителя, причем именно в этой мудрости он находит оправдание своим действиям, видит в ней «свою свободу». Иными словами, правитель предстает и как «творец». Три момента характеризуют, по мнению Аквинского, государственную власть: · отношение господствующих к подвластным и возможность устанавливать законы; · приобретение власти; · пользование властью. Такая трактовка государственной власти нужна, по-видимому, Аквинскому для того, чтобы устранить человеческий аспект в приобретении и использовании государственной власти, так как единственный источник этой власти – Бог. Отсюда вывод: приобретение и использование государственной власти может быть противным Божественной воле. Поэтому в реальной жизни первичным источником человеческой власти, вручаемой одному или нескольким лицам, является политическая общность людей, народ. Так или иначе, но Фома Аквинский более склонен признавать преимущества монархической формы правления в государстве. Монаршья воля уподобляется Фомой деянию самого Бога. Однако (и это положение едва ли не самое существенное в учении Аквината!) если воля монарха противоречит Божьему установлению, воле Бога, то народ не только может, но и должен воспротивиться этому. При идеальной форме правления – смешанной из трех «чистых»: · монарх олицетворяет единство (всех трех форм); · аристократия формируется из лиц, заслуги которых общепризнанны, т.е. являются надлежащими; · подданные со знанием дела и умело участвуют (вовлекаются) в управление государством (полития). Только такая форма, полагает Фома Аквинский, служит гарантией социального мира и согласия. Но все же именно монархия – основа идеала смешанной формы. Согласно Аквинскому, существует два вида людских сообществ: сообщество в государстве и сообщество верующих – в Церкви. Государство регулируется методами политического правления; король действует согласно законам государства. Но власть государя все же не беспредельна, она ограничена законами, способствующими достижению общего блага. Философ говорит, правда вскользь, и о «воле народа», с которой правители, если не желают наступления тяжелых для себя и для государства последствий, должны по мере необходимости считаться. Аквинат о праве. Правовые взгляды Фомы Аквинского базируются на его представлениях о свободе воли, о равенстве, месте и назначении человека в Божественном миропорядке, о характере и смысле действий человека. Основной, единственной причиной и конечной целью добра является Бог. Поэтому Бог не имеет, не может иметь отношения к злу. Все сущее есть благо, а зло присутствует в благе как некий субстрат, от которого невозможно избавиться. Но хотя зло и умаляет благо, оно никогда не способно его полностью уничтожить. Такое понимание соотношения добра и зла обосновывает взгляды Фомы на право и законы. Закон, по Аквинскому, есть известное правило и мерило человеческих действий; посредством закона человек побуждается к действию или воздерживается от него. Сущность закона заключается в упорядочении человеческой жизни и деятельности для достижения блаженства как конечной цели. Закон, по мнению Фомы, должен иметь целью благо для всех членов общества и должен устанавливаться либо обществом непосредственно, либо теми, которым общество доверило попечение о себе. Закон обязательно должен быть обнародован, без чего невозможно само действие закона как правила человеческого поведения. Аквинат формулирует следующее определение закона: «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». Поскольку таких законов в обществе множество, необходима их систематизации. Мыслитель предлагает следующую классификацию законов: · вечный закон (lex aeterna), · естественный закон (lex natura), · человеческий закон (lex humana), · божественный закон (lex divina). Вечным законом Фома Аквинский называет всеобщий закон миропорядка, выражающий Божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала. Это своего рода абсолютное правило (принцип), которое определяет всеобщую связь явлений в мироздании и обеспечивает их целесообразное развитие. Именно вечный закон есть источник всех других частных законов. Естественный закон – проявление вечного закона. Смысл естественного права состоит в том, что вся боготворенная природа и природные существа (и человек в том числе) в силу имманентно присущих им свойств движутся (влекутся) к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (законами природы). Так, для человека смысл естественного права состоит в том, что он по своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру и склонен к действиям и поступкам по своей свободной воле, направленной к осуществлению добра как цели. Отсюда вытекает, в частности, что в сфере практического поведения человека в обществе действуют такие правила и веления, которые естественно определяют порядок человеческих взаимоотношений в силу присущих человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку, деторождению, к общежитию, богопознанию и т.п.). А потому, умозаключает Аквинат, действовать по естественному праву – значит действовать по велению и указанию человеческого разума. Человеческий закон,считает Фома Аквинский, – это положительный (писаный) закон, снабженный принудительной санкцией против нарушителей. Несомненно, убежден Аквинат, совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно естественного закона. Однако для порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям людей просто необходимы страх и принуждение. Согласно Аквинату, человеческим законом является лишь тот, который соответствует естественному закону. В противном случае это уже не закон, а искажение и отклонение от него. Отсюда вполне логичным выглядит различение Фомой справедливого и несправедливого человеческого (писаного) закона. Кроме того, Аквинский полагает, что в человеческом законе должны отражаться лишь реально выполнимые требования, исполнение и соблюдение которых вполне посильно для обыкновенных, несовершенных в большинстве своем людей. Такой закон должен принимать людей такими, какие они есть (с их недостатками и слабостями), не предъявляя к ним чрезмерных требований. Наконец, положительный закон должен быть установлен (утвержден) соответствующей и надлежащей инстанцией (в пределах ее полномочий и без превышения власти) и обязательно обнародован. Только такой закон будет полностью отвечать качествам подлинного положительного (человеческого) закона. Божественный закон– закон (правила исповедания), данный людям в Божественном откровении (в Ветхом и Новом заветах). Для чего нужен Божественный закон? Фома Аквинский отвечает на этот вопрос в том духе, что данный закон необходим: 1) для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых расширяет собственные возможности человека; 2) как высший и безусловный критерий при разрешении различных споров и разнотолков о должном и справедливом, а также как мерило многочисленных человеческих законов, индикатор достоинств и недостатков этих законов, ориентир, указывающий пути их исправления и т.д.; 3) для того, чтобы направлять внутренние (душевные) движения людей, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние стороны поведения человека; 4) для искоренения всего злого и греховного, что не может быть запрещено человеческим законом. Таковы основные воззрения Фомы Аквинского на законы, которые разительно отличаются от его представлений о праве. По его убеждению, право – это действие справедливости в Богом установленном правилах человеческого общежития. Справедливость выступает как одна из человеческих добродетелей, определяющая отношение человека не к самому себе, а к другим людям. Состоит так трактуемая справедливость в воздаянии каждому того, что ему должно принадлежать (ср.: «каждому свое»). Аквинский, как и Аристотель, подразделяет справедливость на распределяющую и уравнивающую. В соответствии с этим мыслитель характеризует право как известное действие, уравнивающее человека в отношении к другому человеку в силу определенного способа такого уравнения. Если уравнение происходит в силу природы вещей, то речь идет о естественном праве (jus nature). Если же уравнение основывается на человеческом установлении, то здесь уже говорится о цивильном, положительном праве (jus civile). Есть и третий вид права – Божественное право (jus divinum), которое делится на естественное Божественное право (представляющее собой непосредственные выводы из естественного права) и позитивное божественное право (как, например, право, данное богом еврейскому народу).
Значение политико-правовых воззрений Фомы Аквинского заключается главным образом в том, что осуществленное им впервые фундаментальное комплексное теологическое исследование политических и правовых проблем раннего Средневековья положило своего рода начало идеологии последующих эпох Реформации, Возрождения и эпохи Просвещения. Уместно заметить, что и в наше время взгляды философа не потеряли своей значимости и разрабатываются в различных аспектах – прежде всего представителями такого философско-религиозного течения, как «неотомизм». Литература Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т.2. М.,1999. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета: [Канон.]: В рус. пер. [С паралл. местами]. М.,1991. Большой путеводитель по Библии. М.,1993. Всемирное писание: Сравнит. антол. свящ. текстов. М.,1995. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М.,1986. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1995.
cd
|