КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древний Рим. Древнеримская политико-правовая мысль и практическое право представлены целой плеядой широко известных имен
Древнеримская политико-правовая мысль и практическое право представлены целой плеядой широко известных имен. Это, прежде всего, Цицерон, а также большая группа римских юристов (Гай, Павел, Цельс, Яволен, Юлиан и др.). В данной лекции мы охарактеризуем лишь взгляды Цицерона[16].
Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) Цицерон – знаменитый римский оратор, государственный деятель, мыслитель. Среди важнейших произведений Цицерона, в которых отражаются его политико-правовые взгляды, – трактаты «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также многочисленные политические и судебные речи. Взгляды Цицерона на государство и право, как и многих других римских мыслителей и юристов, сложились под влиянием древнегреческой политико-правовой мысли, и прежде всего под воздействием взглядов Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
Цицерон о государстве.Государство, считает Цицерон, – это дело, достояние всего народа (res populi). Государство есть выражение общего интереса всех его свободных членов и, одновременно, согласованное правовое общение этих членов (определенное правовое образование, «общий правопорядок»). Другими словами, Цицерон впервые, может быть, в политико-правовой мысли столь отчетливо переводит в юридический план понятие государства. Тем самым он закладывает основы, по сути дела, концепции правового государства. Происхождение государства Цицерон видит во врожденной потребности людей жить вместе. В то же время он далеко не согласен с Эпикуром и его последователями, убежденными в договорном происхождении государства; он, скорее, близок к Аристотелю, считавшему государство результатом развития, разрастания семьи. Вместе с тем Цицерон отмечает значительную роль собственности, считая, что государство возникло и вследствие необходимости охраны собственности. Покушение на частную и государственную собственность Цицерон расценивает как осквернение и нарушение справедливости и права. Как и древние греки, Цицерон уделяет большое внимание анализу различных форм государственного устройства, особенно «круговороту» этих форм, и поискам «наилучшей» формы. Критерии разграничения этих форм Цицерон усматривает в характере и воле правителей. Великий римлянин выделяет следующие три простые формы правления: · царскую власть; · власть оптиматов (аристократию); · народную власть (демократию). Эти формы сами по себе несовершенны, но все же терпимы и прочны, если сохраняются основные связующие людей общественные нити в силу их общего участия в делах государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки, но предпочтение все же Цицерон отдает царской власти. Второе место отдается власти оптиматов, заключает эту последовательность демократия. Основной порок простых форм государства, полагает Цицерон, – в том, что все они неизбежно находятся на обрывистом и скользком пути, ведущем к несчастью. Царская власть может вылиться в тиранию, а власть оптиматов – в господство богатых и знатных; демократия – в безумство и произвол толпы. А это уже не формы государства, и вообще государство здесь как таковое не существует. Поэтому выход из данного положения состоит в поиске наилучшего смешанного государственного устройства, которое образуется путем равномерного смешения положительных свойств простых форм правления. Существенным достоинством подобного государственного правления Цицерон считает прочность государства и правовое равенство граждан. В качестве образца такого государства Цицерон указывает на греческие государства, призывая следовать этим примерам. Важно подчеркнуть, что, в отличие от Платона, прямо признававшего свое идеальное государство утопией, Цицерон считает предлагаемую им модель реально вполне осуществимой. Большое внимание Цицерон уделял восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Мудрый государственный деятель, по Цицерону, должен видеть, предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий, всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следовать таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но должен оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага. При этом Цицерон всемерно восхваляет политическую активность граждан, рассматривая ее как важнейшую черту истинного и идеального гражданина. Цицерон о праве.В основе права, утверждает Цицерон, лежит присущая природе справедливость, под которой понимается вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. (Здесь природа – космос, вся окружающая человека физическая и социальная реальность.). Это свойство духовности, берущей начало из божественного порядка вещей в природе и обществе, является подлинным источником и носителем естественного права. Естественное право (истинный закон) трактуется философом как разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся, однако, не на всех людей. Это положение постоянное, вечное, оно призывает к исполнению долга (приказывая, запрещая), отпугивает от совершения (или намерения совершить) преступления. Но последнее не относится к честным людям, которым ни приказ, ни устрашение не нужны. Истинный закон – везде един и обязателен для всех. Кто отворачивается от него, того Цицерон называет беглецом от самого себя, и кара божья постигнет его незамедлительно, даже если он и избегнет людского наказания. Естественное право (истинный закон), по Цицерону, возникло гораздо раньше, чем любой писаный закон и всякое государство. Само же государство, равно как и издаваемое им законодательство, есть воплощение естественного права и справедливости. Отсюда вывод: все человеческие установления (политические учреждения, неписаное обычное право, писаные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и естественному праву. Итак, право устанавливается не людьми, а самой природой. Законы, устанавливаемые людьми, не должны нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) – критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Законы в государстве, убежден Цицерон, должны соответствовать не только естественному праву, но и установленному в государстве строю, обычаям, традициям. Важное значение Цицерон придает преамбулам (введениям) законов, в которых формулируются убеждающие мотивы ввода закона, утверждается его божественный авторитет, содержатся угрозы для потенциальных правонарушителей. Литература Дигесты Юстиниана: Избр. фрагм. в пер. и с примеч. И.С.Перетерского. М.,1984. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. Древний Рим. СПб.,1996. (Всемирная галерея). Древняя Греция. СПб.,1995. (Всемирная галерея). Историки античности: В 2 т. Т. 1. Древняя Греция: Пер. с древнегреч./ Сост., вступ. ст. и примеч. М. Томашевской. М.,1989. Историки античности: В 2 т. Т. 2. Древний Рим: Пер с лат. /Сост. и прим. М. Томашевской. М.,1989. Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. Словарь античности: Пер. с нем. М., 1992. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Древний Рим: Хрестоматия. М.,1981. Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях: Речи. Письма /Предисл. Е.И.Темнова. М.,1999.
cd
|