КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древний Египет. Сведения о политико-правовых представлениях и учениях Древнего Египта можно почерпнуть, во-первых, из самих первоисточниковСведения о политико-правовых представлениях и учениях Древнего Египта можно почерпнуть, во-первых, из самих первоисточников, например из сочинений египетского историка Манефона (вторая половина IV – начало III вв. до н.э.) и, во-вторых, из письменных памятников литературы древней Эллады. Это, прежде всего, труды философа и историка Гекатея Абдерского(IV–III вв. до н.э.), сопровождавшего Александра Македонского в походах и жившего при дворе египетского царя Птолемея I, а значительно позже – таких великих древнегреческих историков, как Геродот (около 484 – 425 гг. до н.э.) и Плутарх (46 – около 127 гг.). В древнеегипетских учениях очень сильно проявляется мифологическая основа представлений о политико-правовых началах устроения общественных отношений. Наиболее выпукло это отражено в «Египетской истории» Гекатея Абдерского. В качестве владыки мира и гаранта справедливости у древних египтян фигурирует бог Озирис, у которого есть брат, олицетворяющий силы зла, – бог Сет. Однако подлинным создателем мира и всего порядка на земле, в том числе государства, считается высшее божество – Ра, детьми которого и являются Озирис, Сет и их сестра – Изида. Все это – боги-фараоны. По другому древнеегипетскому мифу справедливость, а тем самым и правосудие, осуществляет богиня Ма-ат (Маат), имя которой стало у египтян синонимом божественной справедливости. Существенным фактором, поддерживающим божественно освященные социальные устои и официальный порядок в государстве, был страх перед наказанием. Наказание при жизни человека так или иначе неминуемо, после смерти же оно наступит обязательно за те или иные прегрешения или проступки, совершенные при жизни. Наибольший страх древние египтяне испытывали перед загробным судом бога-фараона Озириса.Суд этот, перед которым должен был предстать и отвечать каждый человек, состоял из 42 судей во главе с самим Озирисом, Наиболее полный свод древнеегипетских религиозных, моральных и правовых установлений и запретов, в том числе прямо относящихся к вопросам божественного судопроизводства, содержится в «Книге мертвых» (около XXV – XXIV вв. до н.э.). Вот, например, какую клятву, как свидетельствует книга, должен был произнести перед судом Озириса человек, занимавший при жизни, очевидно, значительную должность (кстати сказать, это исключительно актуальный, полезный во многих отношениях и в наши дни текст): …Итак, вы знаете, владыки истины, что я вам приношу истину и что я отрицаю от вас всякое зло. Я не делал вероломно зла никакому человеку, я не делал мерзостей в жилище истины, я не прилеплялся к злу, я не творил зла. Как начальник людей, я не заставлял их работать сверх сил. Мое имя достигло верховной власти. Мое имя достигло высших чинов, изобилия и власти. Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинил никому слез. Я никого не убивал. Я никогда не приказывал убивать изменнически. Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не совершал гнусного преступления с жрецом моего прихода… Я не уменьшал съестных запасов. Я не нажимал на гири весов. Я не обманывал и в гирях весов. Я не отнимал молока ото рта младенца. Я не брал из силков птиц богов. Я не ловил сонной рыбы. Я не спускал воду во время половодья. Я не отводил течения канала. Я не гасил пламени в его час. Я не обманывал богов при их отборных жертвах. Я не сгонял животных с божьих земель. Я не чинил препятствий богу при его выходе… Я чист, чист, чист!!…
Один из самых древних источников египетских памятников литературы политико-правового характера, дошедших до нашего времени, —«Поучение Гераклеопольского царя (фараона) своему сыну»(середина IV тысячелетия до н.э.). Поучение – традиционная форма выражения политических и правовых воззрений той эпохи. Династия гераклеопольских фараонов правила во времена, для которых было характерно обострение противоречий классового характера (особенно при IX и X династиях). Основные идеи и положения данного документа, как, впрочем, и ему подобных, сводятся к следующему: · Разграничение богатых и бедных – это божественное установление. · Будущий царь (сын царя) должен ориентироваться на знать (аристократию) и войско. · В случае восстания против фараона и посягательства на частную собственность необходимо проявлять решительность и твердость. · Наказание должно быть справедливым; излишняя строгость по отношению к населению вредна и бесполезна[5]. Как видим, основная цель «Поучения» – поиск таких средств и методов государственного управления, которые могут и должны вести к усилению и централизации государства.
Вот еще один документ такого рода – «Поучение Птахотепа». Птахотеп–визирь одного из египетских фараонов V династии. В своем «Поучении» этот 110-летний визирь обращается (конечно же, с разрешения фараона) с советами к своим потомкам. Предметом его размышлений является повышение эффективности управления страной и государством. «Поучение» было написано в эпоху Среднего Царства (период окончательного объединения под началом Фив). Верховным богом у древних египтян в то время считался Амон-Ра. В отличие от «Поучения Гераклеопольского царя…» данный документ был составлен в период относительной социальной стабильности, что не могло не найти своего отражения в характере текста. Основное содержание «Поучения Птахотепа» может быть сведено к следующему: · визирь в своем послании напоминает потомкам о мудрости древних, приводя их изречения; · он настаивает на решительном противодействии всяким нововведениям в общественном и государственном устройстве, рассматривая их фактор разрушения этих жизненно важных устоев; · главное, говорит визирь, – во всем и везде повторять слово за словом, не прибавляя и не заменяя ничего, ибо новое всегда будет искажать изначальное, истинное; · он восхваляет положительное отношение к существующему порядку. Общество представляется ему в виде пирамиды, основанием которой выступает простой народ; на вершине пирамиды – боги и их избранник – фараон, а между ними, как бы объединяя вершину и основание, – правосудие, которое вершит богиня Ма-ат; · о власти визирь говорит так: внушать страх другим может только бог или равный богу фараон, но это не может и не в силах простой человек; · правосудие объединяет всю систему общественных отношений при посредничестве богини Ма-ат. Именно она придает общественным отношениям божественный и подлинно справедливый характер; · каждый человек, настаивает визирь, должен четко знать свое общественное положение и поступать в соответствии с ним; · особая почтительность должна проявляться по отношению к начальству; · перед низшими (т.е. теми, кто ниже правителя по социальной лестнице, в том числе перед простолюдинами) правителям не следует превозноситься; не следует злоупотреблять своей властью. Есть еще одно известное нравоучение такого же рода – «Поучение Ипусера» (период одного из многочисленных восстаний крестьян, ремесленников и рабов в Древнем Египте). Ипусер,как свидетельствуют источники, был знатным человеком, яростно ненавидящим восставшую чернь. «Поучение» написано им в жанре пророчества, и содержание этого литературно-правового памятника в основных своих положениях сводится к следующему: · разрушение государственного аппарата, в целом государства в ходе бунтов и восстаний ведет к запустению, развалу хозяйства и негативно сказывается на всей общественной жизни страны; · уравнение в правах бедных с богатыми в результате восстания – вот причина такого запустения и разрухи; · общественное и экономическое неравенство людей должно быть сохранено, как должно быть сохранено и сильное централизованное государство.
Весьма близкими к древнеегипетским политико-правовым представлениям были и взгляды на политическое и правовое устройство общества в таких известных государствах Древнего мира, как Шумерское царство, Древний Иран (Персия), Вавилон, Ассирия и др.
|