КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация развития политико-правовой мысли России
Самостоятельное и исключительно важное место в знакомстве с историей политико-правовой мысли занимает изучение генезиса отечественной науки о государстве и праве. Без этого представление о данной стороне человеческого познания социальной действительности будет крайне обедненным, однобоким. Это тем более важно, что российские традиции политико-правового мышления привнесли в мировую копилку много ценного и существенного, и есть очень веские основания говорить о безусловной и самостоятельной значимости отечественного политико-правового мировоззрения. Периодизация процесса зарождения и развития отечественной научной мысли о государстве и праве несколько отличается от приведенной схемы. Отправной точкой принято считать IX в., от которого ведется отсчет истории Древнерусского государства и в целом нашей российской цивилизации. Впрочем, результаты исследований свидетельствуют, что первые труды, посвященные государственно-правовым вопросам, появляются в XI в., что дает основание говорить об этом периоде как действительно начальном в истории политической и правовой мысли России. Периодизацию процесса развития русской и российской науки о государстве и праве можно представить, по аналогии с этапами генезиса мировой, и прежде всего западной, научной мысли, следующим образом: · 1-й этап – XI – XIV вв.; · 2-й этап – XV – первая половина XVII в.; · 3-й этап – вторая половина XVII – XVIII в.; · 4-й этап – первая половина XIX в.; · 5-й этап – вторая половина XIX в.; · 6-й этап – первая половина XX в.
При этом мы отдаем себе отчет в том, что представленная периодизация вызовет, прежде всего у историков, вполне обоснованные возражения в силу существования различных подходов к самой исторической периодизации. В данной лекции за основу нами взята периодизация, предложенная И.А. Исаевым и Н.М. Золотухиной[4]. XI – XIV вв. Этот этап развития российской цивилизации характеризуется значительным экономическим и культурным подъемом. В период своего великого княжения Ярослав Мудрый предпринял ряд исключительно серьезных политических и административных мер по укреплению независимости Русского княжества и сосредоточению всей полноты власти в руках киевского князя. Большое внимание Ярослав Мудрый уделял развитию культуры (особенно книжной) и образования. Именно это способствовало росту национального самосознания и формированию самостоятельной политической и правовой идеологии, которая позже оформилась в довольно стройные политические и правовые идеи и концепции. Не случайно, что именно в этот период создается первый русский политический трактат, принадлежащий перу Киевского митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати». Ценные мысли о государстве, княжении, законах мы обнаруживаем в знаменитой «Повести временных лет», авторство которой приписывается не менее знаменитому летописцу – монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Мощный импульс для дальнейшего развития политико-правовая мысль получает в трудах внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха в («Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Автобиография»). Особое место в эту эпоху занимают политические идеи, сформулированные в «Слове о полку Игореве» и в работах Даниила Заточника. Политические идеи домонгольского периода не получили должного развития во времена монгольского нашествия, но они не могли не оказать влияния на воззрения русского общества в период завершения монгольского ига. В это время формируется так называемый Куликовский цикл повестей («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении Великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского», «Список городов русских» и др.). Основной политический пафос произведений этого цикла заключается в идее общерусского единства, которая легла в основу будущих концепций русской государственности, замешанных на стремлении к свободе от иностранного засилия. XV – первая половина XVII в. Этот период истории Руси характеризуется образованием, укреплением и возвышением Московского государства; сама Москва провозгласила себя Третьим Римом и преемницей Царьграда. Во время правления великих князей Ивана III и Василия III завершился длительный и болезненный процесс преодоления феодальной раздробленности Русского государства и объединение земель вокруг Московского княжества. В данный период начинает активизироваться политическая полемика о значении роли государства, его взаимоотношении с православной церковью, роль которой в жизни русского народа в те времена была исключительно велика. Эта полемика свидетельствует о высоком уровне культуры политико-правового мышления ее участников, их широкой образованности, хорошем знакомстве с европейской историей, особенно античной. Именно в эту эпоху разгорается дискуссия между представителями двух важнейших социально-политических течений – нестяжательства (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и стяжательства (иосифлянства), родоначальником которого был Иосиф Волоцкий. Исключительно важное место занимают такие произведения, как «Новое учение» Феодосия Косого, знаменитое «Москва – Третий Рим» Филофея. Политическая программа Ивана Пересветова, изложенная в его Большой и Малой челобитных Ивану Грозному, оказала огромное влияние на реформаторскую деятельность властителей России в будущем. Да и сам Иван IV (Грозный) предстает в эту эпоху не только суровым царем, но и мудрым политическим мыслителем, что особенно ярко отражено в его переписке с «первым русским диссидентом» Андреем Курбским. Не меньшая активность характеризует русскую политико-правовую мысль эпохи Смутного времени. В цикле произведений под условным названием «Повести Смутного времени» внимание авторов (Авраамий Палицыни др.) сосредоточено главным образом на проблемах освобождения страны от иностранной интервенции, сохранения национальной и государственной независимости. Вторая половина XVII – XVIII в. Это было время, когда значение земских соборов начало снижаться, а государственная власть сосредотачивалась в руках единоличных правителей. Церковная реформа 1654 г. оказала сильнейшее влияние на умы современников. Большинство восприняли реформы как разрушение традиционных устоев русского общества, что вызвало резкий протест населения; соответственно, эти настроения отражались политических и правовых взглядах. В этот период формируется социально-политическая доктрина старообрядчества, что нашло свое выражение в открытом осуждении власти священником Аввакумом, в «Апостольском послании» митрополита Кирилла Белокриницкого. В светской литературе рассматриваемого этапа особое внимание привлекают произведения Симеона Полоцкого – сторонника просвещенного абсолютизма («Жезл правления», «Ветроград многоцветный», «Рифмологион» и др.) и Юрия Крижанича, исповедовавшего доктрину «самовладства» как наилучшей формы правления («Политика»). Исключительное место в ряду выдающихся деятелей русской литературы XVIII в. занимают И.Посошков(«Книга о скудости и богатстве»), В.Татищев («История российская»), князь М. Щербатов («Разные рассуждения о правлении», «О надобности и пользе градских законов» и др.), С. Десницкий – один из первых и последовательных сторонников отмены крепостного права и конституционной монархии («Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» и др.), А. Радищев – яростный противник монархизма («Проект для разделения уложения Российского»). Взгляды этих мыслителей, политических и государственных деятелей оказали огромное влияние на следующие поколения представителей политико-правовой науки, на организацию, структуру и характер осуществления российской государственной власти и правовую систему страны.
Первая половина XIX в. Этот исторический период в развитии России характеризуется, прежде всего, либеральной атмосферой социально-политической жизни, сложившейся в годы правления императора Александра I. Такая обстановка способствовала появлению ярких реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части российского общества и попыткам их реализации на практике. Наиболее значительными на начальном этапе рассматриваемого периода по праву следует считать идеи и практическую деятельность М. Сперанского, выступившего как последовательный сторонник конституционной монархии и, одновременно, как приверженец системы разделения властей («О постепенности усовершенствования Российского государства»). С либерально-монархических позиций и в качестве противника реализации в России принципа разделения властей выступал известный историк Н. Карамзин («История государства Российского», «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»). Имена декабристов П.Пестеля и Н.Муравьева стоят особняком, так как они являются авторами действительно самых первых и реальных российских конституционных проектов, положения которых, несмотря на всю их, казалось бы, диаметральную противоположность (П. Пестель – сторонник республиканской модели государственно-политического устройства, Н. Муравьев – ярко выраженный адепт конституционного монархизма), сыграли неоценимую роль в последующих российских реформах и формировании новой и новейшей политико-правовой мысли. Поистине, в первой половине XIX в. были созданы благоприятнейшие условия для зарождения подлинно научных, обогащенных идеями, политико-правовой практикой Запада и Нового Света и собственным отечественным опытом концепций и теорий, которые во всем многообразии и блеске были представлены в русской научной литературе второй половины XIX в., а затем и XX столетия. Вторая половина XIX в. Данный период удивительным образом сочетает в себе столь многочисленные и разнообразные взгляды и учения, что порой возникает мнение о хаотичности российского научного менталитета того времени. Одновременно существуют и оказывают немалое воздействие на общественное сознание самые разные, часто исключающие друг друга теории и идеи. Однако это только на первый взгляд. На самом деле все эти учения и теории имеют под собой ту общую основу, которая отражает активное включение России как цивилизации и государства в западные экономические, политические и юридические системы (что было подготовлено в предыдущие периоды стараниями многих поколений мыслителей, реформаторов и революционеров) при одновременном сохранении специфики российских традиций в политике и в образе жизни российского общества. К наиболее ярким идеям и социально-политическим доктринам этого времени следует отнести прежде всего такие, как «русская идея» в политической концепции славянофильства (А.Кошелев, И.Аксаков, К.Аксаков, А.Хомяков, Ю.Самарин и др.), политико-правовая идеология западничества (А.Чаадаев, Н.Чернышевский, А.Герцен, В. Белинский), консерватизм и неоконсерватизм (К.Леонтьев, Н.Данилевский, Л.Тихомиров), либерализм (М.Ковалевский, Б.Чичерин, С.Муромцев, Н.Коркунов, Л.Петражицкий), либеральное и революционное народничество (К.Кавелин, П.Ткачев, П.Лавров), анархизм (С.Нечаев, М.Бакунин, П.Кропоткин). Взгляды этих и других мыслителей и политиков дали импульс для тех изменений, которые произошли в социально-экономической и политической жизни российского общества в первой четверти XX столетия. Многие из перечисленных авторов были прекрасными учеными-юристами и педагогами, чьи труды и опыт, к которым мы сегодня вновь обращаемся, заложили фундамент блестящего юридического образования ряда поколений русской интеллигенции. Первая половина ХХ в. Эту историческую эпоху, ставшую особой и во многом судьбоносной для всей последующей российской и в целом мировой истории, уместно было бы представить условно в трех срезах. Первый срез – это период до 1917 г. Здесь наиболее характерны взгляды и теории, высказываемые социал-революционерами (В.Чернов), евразийцами (Н.Трубецкой, Л.Карсавин, Н. Алексеев и др.). Второй – время русского интеллектуального зарубежья, в котором выделяются такие фигуры, как И. Ильин, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Новгородцев, П. Струве, С. Франк, Г.Федотов,И.Солоневич и др. Третий срез характеризуется формированием основ советской социалистической политико-правовой доктрины, у истоков которой стоят В.Ленин, Л.Троцкий, М.Рейснер, Е.Пашуканис, П.Стучка и которая была развита позже в весьма своеобразном направлении И.Сталиным (Джугашвили), А.Вышинским, Д. Курским и др.
Наш небольшой историко-теоретический экскурс на тему зарождения и развития политико-правовой мысли подошел к концу. И, прежде чем приступить к рассмотрению самих исторических портретов людей, чей разум, гений, талант и дела способствовали, в контексте соответствующих эпох, становлению современной цивилизации, еще раз напомним истину: ничто не рождается, не возникает на пустом месте. Современные более или менее стройные и авторитетные учения и концепции, входящие в те или иные теоретические или идеологические системы, имеют в своей основе более простые, порою примитивные представления, хаотический, неорганизованный характер которых для своего времени был нормой. Да и кто сегодня твердо может быть уверен в том, что даже самая четкая и авторитетная теория сможет жить вечно и что ей, в конце концов, рано или поздно не придет на смену другая, более состоятельная концепция? Но, зная и осмысливая теоретический и практический опыт прошлого, человечество все ближе и ближе становится к тому, что называется Истиной, способной дать людям возможность жить так, как они мечтают об этом столетиями и тысячелетиями. И пусть эта Истина недостижима. Но уже при одном лишь сознании того, что ты вместе со всеми все-таки, хотя бы на дюйм, стал к ней ближе, что хотя бы на гран твой внутренний мир и окружающий тебя мир людей стал более понятным, становится на душе легче, спокойней, и жизнь становится тоже осмысленней.
Литература
Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М.,1999. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. М.,1995. История политических и правовых учений: Древний мир /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1985. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1986. История политических и правовых учений: XVII–XVIII вв. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1989. История политических и правовых учений: XIX в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1993. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов/ Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.,1995. Нерсесянц В.С. Философия права: Учеб. для вузов. М.,1997. Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.,1986. Развитие русского права в первой половине XIX века / Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М.,1994.
cd
Лекция 2
|