КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древняя ИндияИндии принадлежит почетное место в истории политической и правовой мысли. Наивысшие достижения в этой сфере связаны с периодом переселения на территорию Индии древнего народа – ариев, создавших целый цикл древнейших замечательных памятников литературы политического, правового, религиозного, этического характера, объединяемых под общим названием «веды».Именно в этуэпоху политико-правовая мысль Древней Индии находит свое самое яркое выражение в брахманизме,сформировавшемся в результате приспособления местных культов к ведической религии арийских племен.Хронологически брахманизм охватывает так называемые ведийский (1500 – 600 гг. до н.э.) и предмаурийский (600 – 325 гг. до н.э.) периоды.
Веды – это собрания религиозных и ритуальных текстов (самхитов) различного содержания и назначения. Все веды сведены в четыре сборника, комплектуемых по разным основаниям: · Ригведа – божественные гимны; · Самаведа – песнопения; · Яджурведа – жертвенные формулы; · Атхарваведа– заклинания, заговоры
Именно эти сборники и послужили основой для развития в так называемой ведийской литературе трех главных жанров, к которым относятся: · брахманы – комментарии к текстам самхит; · араньяни – беседы уединившихся в лесах мудрецов со своими учениками; · упанишады – религиозно-философские трактаты.
Упанишады имеют особое значение. Именно в них впервые намечается и утверждается единство и верховенство безличного космического абсолюта – Брахмана, который олицетворял внутреннюю сторону жизни людей (а вовсе не обрядность и ритуальность, т.е. внешнюю сторону бытия) и ориентировал ищущих и жаждущих на размышления и интеллектуальные поиски. В этот период начинает складываться основная система принципов и положений, определяющих направление развития политической и правовой мысли древнеиндийского общества. Основные моменты данной системы сводятся к следующему: · Исходным пунктом выступает обожествление миропорядка и представлений о нем. Это есть основа взглядов на духовную и светскую власть, на долг правителя и подданных. · С Ригведы берет свое начало концепция всемогущего космического, или божественного, закона –р и т ы, которому подвластны все – и боги, и люди. Обеспечивают выполнение ритыведийские боги Варун и Митра при помощи особого закона – д х а р м ы. · В ведах утверждается и проводится в практике положение о божественной природе существующего испокон веков сословно-кастового строя. · В древнеиндийском обществе в ту эпоху насчитывалось четыре сословия: – брахманы (священнослужители); – кшатрии (воины); – вайшии (землепашцы); – шудры (слуги). Кроме того, в Ригведе, в частности, впервые отчетливо выражается представление о духовной (брахма) и светской, царской (кшастра) власти. Обе эти ветви власти опираются на сословно-кастовый слой и на распределение функций между варнами. · Веды предлагают 2 варианта ответа на вопрос о природе кшастры (царской власти): божественное происхождение и избрание людьми. Однако божественное происхождение правителя все-таки первично, поскольку цари находятся в непосредственной близости к небожителям – богам. · В предмаурийский период совершается переход древнеиндийского общества от родоплеменной организации общества к государственности. Для этого периода характерно усложнение функций административной деятельности; отсюда возникает потребность в четкой формулировке «должностных» требований к царям и должностным лицам. Все это находит свое отражение в продолжении ведийских традиций в дхарма-сутрах – универсальных моделях поведения для всего индийского общества от высших до низших его элементов (субъектов). В сущности, здесь мы сталкиваемся непосредственно с первыми письменными памятниками правовой литературы. Свидетельством тому служат следующие обстоятельства: · Именно в рассматриваемый период появляются первые ростки настоящей политической науки или, иначе, науки управления обществом. Это, прежде всего, отражалось в сочинениях, посвященных технологиям осуществления власти, разработке правил поведения для царей, способов приобретения и сохранения владений. Данные сочинения носили разные названия: данданити, артхашастра, нитишастра, раджашастра, раджанити, раджадхарма. Сочинения эти были примерно одинаковы по содержанию и характеру и различались разве что по своему жанру. · В ранних артхашастрахвпервые появляются представления о политическом объединении, или политической организации (раджья), и его семи составных частях, о стадиях его развития (прогресс, равновесие, упадок), об отношениях между различными политическими объединениями, о так называемой м а н д а л е или, иначе, системе государств (зачатки теории внешней политики). · Брахманские политические и правовые теории оберегали ведийские традиции и сдерживали проявление свободомыслия. Однако в этот же период все же создаются ереси, т.е. иные, новые течения в философско-религиозной мысли, сказавшиеся на содержании и характере политико-правовых учений древнеиндийского общества более позднего периода исторического развития. Они привели к возникновению и распространению двух новых религий – буддизма и джайнизма. Возникновениебуддизма как религиозного учения связывают с именем Гаутамы (563 – 483 гг. до н.э.), которого и называли «буддой», т.е. достигшим просветления, познавшим истину. Согласно ранним буддистским источникам (например, «Дигха Никас»), политика относится к разряду низших наук или искусств. Буддизм осуждает жестокие нравы властителей, опровергает их божественное (согласно ведам) происхождение. Впервые привлекается внимание к республиканским формам государственности. Буддизм также проповедует равенство между людьми (правда, не в социальном, а в религиозном отношении). Джайнизм–религиозное движение, возникшее раньше буддизма, однако сведения об этом религиозном течении дошли до нашего времени позже, чем о буддизме. К основным источникам джайнизма относятся: · «Адинпурана» (автор – Джинасена); · «Уттаранпурана» (автор – Гунабхадра). Для джайнизма наиболее характерны следующие черты: · представления о чередовании периодов прогресса и упадка в развитии общества и власти; · тезис о том, что государственные институты не обладают априори святостью, а обусловлены реальными условиями и потребностями общества; · утверждение ненасилия (ахимса) в качестве принципа деятельности власти.
Обратим еще раз внимание на ключевые понятия брахманизма, имеющие весьма глубокое политико-правовое содержание и значение. Но прежде нужно подчеркнуть, что к числу наиболее известных и дошедших до нашего времени, помимо названных выше, источников права древней Индии относятся знаменитые «законы Ману», пураны, «Шантипарва»[6]. Вот эти основные понятия, усвоение которых имеет большое значение для понимания специфики политико-правовых воззрений не только Древней Индии, но и более поздних эпох: · Рита – основа концепции мирового порядка, связанная с представлениями о естественном или божественном праве или законе, но в самом общем, а не в собственно юридическом смысле. Рита – не столько закон, сколько правило, действующее на земле и на небесах, включающее в себя и общий принцип, и порядок его применения. · Дхарма – одно из наиболее важных, многоплановых, многозначных, оригинальных и труднопереводимых на русский язык понятий древнеиндийской религиозно-философской и правовой науки. В интересующем нас отношении дхарму в самом общем смысле можно трактовать как кодекс поведения людей, определяемый для каждого человека его общественным положением. Дхарма традиционно отождествляется с человеческой добродетелью, нравственностью, праведным поведением. Наиболее полное выражение такое понимание дхармы нашло в буддизме. · Карма – метод обеспечения правил (дхармы) поведения. Это своего рода вознаграждение (либо санкция) за соблюдение (или несоблюдение) своего общественного долга.
Исключительно важно иметь в виду, что в источниках, отражающих политическую (государственную) жизнь Древней Индии, имеют место весьма основательные рассуждения и аргументы относительно преимуществ и недостатков обеих главных форм государственного правления – монархии и республики. Так, монархическая форма правления обычно определялась как «царство», а немонархические формы – иными терминами: «сангха», «гана» и др., что означает примерно то же, что и «общины», «корпорации». Заметим, что в силу специфики исторического развития Древнего Востока (впрочем, и в наши дни мы часто можем наблюдать такую же ситуацию) республиканская форма правления не нашла широкого распространения на практике, что безусловно отразилось в памятниках политико-правовой культуры восточных цивилизаций.
|