Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предклассический период




Семь мудрецов

В конце VII – начале VI в. до н.э. формируется уже более зрелая в сравнении с мифологическим периодом политическая и правовая мысль западной цивилизации в целом и Древней Греции в частности. Широкую известность в Греции получили взгляды, изречения и деятельность таких мыслителей и общественных деятелей, как Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хитон. Свое наименование «семь мудрецов» эта группа мыслителей и философов получила при афинском архонте Дамасии[9]. Некоторые из них были весьма активными участниками политических событий того периода, правителями и законодателями. Не вдаваясь в подробности (с ними можно познакомиться в великолепном труде Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»), кратко охарактеризуем вклад каждого из этих семи мудрецов в сокровищницу древнегреческой и мировой политико-правовой мысли.

 

Фалес, имевший финикийское происхождение, стоял в перечне «семи» одним первым. Он довольно активно занимался различными государственными делами, а уже в пожилом возрасте обратился к изучению природы. Прожил он семьдесят восемь лет. Фалес не оставил нам ни одного написанного им сочинения; впрочем, некоторые исторические источники утверждают обратное. Учителей у Фалеса не было, хотя он ездил в Египет и довольно долго жил там у жрецов.

Фалесу история приписывает немало высказываний, имеющих так или иначе отношение к политико-правовой теме, которые дошли до наших дней и не потеряли своей актуальности. Приведем некоторые из его изречений.

· На вопрос: «Что он видел небывалого?» – Фалес отвечал: «Тирана в старости».

· На вопрос: «Чему он благодарен судьбе?» – он отвечал: «Во-первых, что я человек, а не животное; во-вторых, что я мужчина, а не женщина; в-третьих, что я эллин, а не варвар».

· «Многая речь на устах – еще не залог разуменья».

· «Не богатей дурными средствами, и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился».

· На вопрос: «Какая жизнь лучшая?» – философ отвечал: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Изречения Фалеса, наряду с высказываниями и максимами других древнегреческих мыслителей, используются до сегодняшнего дня в качестве краеугольного камня во многих религиозных, этических и правовых построениях.

 

Солон(около 638–559 г. до н.э.) – самый, наверное, знаменитый афинский государственный деятель и законодатель, вошедший в семерку эллинских мудрецов. Солон был избран первым архонтом[10] в обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью, между должниками и кредиторами, богатыми и бедными и получил широкие полномочия «посредника» между враждующими силами, «устроителя» полисного порядка и законодателя. В 594 г. до н.э. Солон издал новые законы и весьма существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса. О «реформах Солона», как их принято назвать, довольно подробно писал Фридрих Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Солон совершил ряд политических акций, в результате которых пострадали владельцы крупной частной собственности; долги были объявлены попросту недействительными (эта операция называлась сисахфия); все население полиса Солон разбил на 4 класса – пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов; был возрожден Совет четырехсот, что подорвало главенствующую роль ареопага, выступавшего оплотом аристократии.

Очень интересная деталь: по поводу тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя аполитично, мирясь со всем, что происходит, Солон издал особый закон: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских права».Как не попытаться приложить эту норму к временам нынешним!

По мнению Солона, государство нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самое большое добро для полиса. Здесь выстраивается прямая аналогия с современными концепциями правового государства, в которых верховенство закона, точнее, правового закона, организованность и гарантированный общественный порядок признаются важнейшими признаками такого государства – при любой его трактовке! Приведем в качестве примера оригинальный, а, по мнению Диогена Лаэртского, еще и просто превосходный закон, изданный Солоном: «…опекуну над сиротами на матери их не жениться; ближайшему после сирот наследнику опекуном не быть…». Или еще вот такие законодательные установления Солона:

· Камнерезу не оставлять у себя отпечатков резанных им печатей.

· Кто выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза.

· Чего не клал, того не бери, а иначе смерть.

· Архонту, если его застанут пьяным, наказание – смерть.

 

А вот как отвечал мудрый Солон на некоторые вопросы:

· На вопрос: «Почему он не установил закона против отцеубийц?» – он ответил: «Чтобы он не понадобился».

· Ответ на вопрос: «Как изжить преступления?» – был таков: «Нужно, чтобы пострадавшим и непострадавшим было одинаково тяжело».

Солону также приписывается и знаменитая формула – «Ничего слишком!».

Наверное, каждому стоит примерить эту формулу к себе!

 

Хилон,лакедемонянин по происхождению, был во времена 55-й олимпиады эфором[11]. Он считал лучшим полисом тот, в котором граждане слушаются законов более, нежели ораторов. Ему принадлежит и хорошо известное высказывание «Повинуйся законам», ибо законы, по убеждению мудреца, воплощают высшее могущество. Вот еще несколько рекомендаций и предписаний Хилона, которые так уместны и для нашего времени для самых разных людей:

· Сдерживай язык, особенно в застолье.

· Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься.

· Не грозись: это дело бабье.

· Береги себя сам.

· Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда.

· Чужой беде не смейся.

· Кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись.

· Обуздывай гнев.

· За порукой – расплата.

· Счастлив тиран, который умрет у себя дома своею смертью!

А вот пример оригинального и, как сказали бы сегодня, юридически выверенного (безупречного) поступка Хилона:

В старости философ как-то признался, что он не знает за собой ни единого противозаконного поступка за всю жизнь и сомневается только в одном: когда судили его друга, он осудил его по закону, но товарища своего уговорил его оправдать; так он услужил и закону, и дружбе.

 

Питтак, имевший фракийское происхождение, получил известность в связи с тем, что вместе с братьями Алкея низложил лесбосского тирана Меланхра. Во время войны афинян с митилетянами Питтак командовал войском последних. Более того, во время этой войны Питтак один на один сразился с Фриноном, олимпийским победителем в пятиборье, командовавшим афинским войском, и победил его.

После победы митилетян над афинянами Питтак долгое время стоял у власти в Митилене и навел за это время в своем государстве порядок. Этот порядок основывался, помимо прочего, на законах, примером которых может служить, скажем, такой: «С пьяного за проступок – двойная пеня, чтобы не напивались пьяными оттого, что на острове много вина».

Питтак отличался особой афористичностью своих высказываний. Вот лишь некоторые из них, отражающие его этико-правовые и политические взгляды:

· Лучше простить, чем мстить.

· Человека выказывает власть.

· Хорошо делай, что делаешь.

· Задумав дело, не говори о нем: не удастся – засмеют.

· Неудачей не кори – бойся себе того же.

· Умеренность люби.

· Знай всему пору.

· Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.

· Истинно добрым трудно стать.

 

На вопрос: «Какая власть сильней всего?» – Питтак отвечал: «Та, что резана на дереве» (т.е. законы), а на вопрос: «Как отыскать дельного человека?» – последовал ответ: «Если искать с пристрастием, то такого и не найти». Именно Питтак сформулировал основную норму полисной этики управления: «Повелевай не прежде, чем научишься повиноваться». Это, кстати, всегда нужно иметь в виду любому, желающему иметь дело с властью самого разного уровня – во все времена и у всех народов.

Биант,которого некоторые современники считают первым в семерке, считался одним из наиболее богатых людей своего времени и одним из блестящих ораторов, чем он успешно пользовался в своих выступлениях в суде. Биант и умер в глубокой старости в суде на груди своего внука после великолепного выступления. Граждане, у которых Биант пользовался огромным авторитетом, устроили ему пышные похороны, написав на его гробнице, что умер светоч ионян.

Политико-правовые и этические представления Бианта четко отражены в его взглядах на государственное устроение. Так, он почитал наилучшим государственным устройством такое, в котором граждане не боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана. Вот еще несколько его высказываний, позволяющих более полно и глубоко понять древнего мыслителя:

· Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из твоих врагов – твоим другом.

· Не спеши браться за дело, а взявшись, будь тверд.

· Люби разумение.

· Недостойного за богатство не хвали.

· Не силой бери, убеждением.

· Большинство – зло.

На вопрос: «Что наиболее трудно?» – Биант отвечал: «Благородно перенести перемену к худшему».

 

Клеобул, по преданию, возводил свой род к самому Гераклу. Философ отличался силой и красотой, был хорошо знаком с египетской философией. Он сочинял песни и загадки (как и его дочь Клеобулина).

Клеобул оставил нам немало своих высказываний политико-правового и этического характера. Из всего множества приведем лишь самые известные:

· Закон, как портной, каждому из нас предлагает то, что для нас соразмерно, уместно и складно; ведь когда ты кормишь, подкрепляешь и лечишь бессильных, то ты даешь каждому не поровну, и по стольку, сколько нужно, следуя расчету, как мы – по закону.

· На вопрос: «Какова есть необходимая и достаточная мера всякому приобретению?» – Клеобул ответил: «Для мудрых эту меру предписывает закон, человеку дурному и неразумному никакое приобретение не будет по мерке».

· На вопрос: «Какой дом следует считать лучшим?» – философ отвечает так: «Тот, в котором больше тех, кто любит хозяина, чем тех, кто боится его».

· Самый разумный тот народ, в котором граждане боятся больше порицания, чем закона.

· Больше слушать, чем говорить.

· Больше любить знание, чем незнание.

· Государству давай советы наилучшие.

· Наслаждением властвуй.

· Силой ничего не верши.

· Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян.

· Над осмеиваемыми не тешься – наживешь врагов.

· Превратности судьбы умей выносить с благородством.

· Лучшее – мера.

 

КоринфянинПериандр – тиран[12], биографию которого вряд ли можно отнести к числу образцовых (убийство беременной жены и наложниц, ссылка своего сына, произвол в различных формах). Тем не менее Периандру нельзя отказать в умении мыслить. В его высказываниях отражались весьма актуальные даже для нашей эпохи воззрения на государство, на право, место и роль человека в управлении государством и на отношения людей к законам. Так, Периандр оставил для нас афоризм «Не довольствуйся наказанием преступника, а предупреждай преступления». А демократия, по мнению тирана Периандра, лучше всякой тирании, несмотря на известные свои недостатки (но это было сказано, как можно догадаться, в конце его жизни). Правда, при этом он все же выступал за такую демократию, которая более похожа на аристократию. Он высказал и такой совет: «Употребляй законы старые, а зелень молодую»; смысл этого афоризма в том, что обществу необходимо почтение к стародавним законам и традициям.

Приведем наиболее характерные высказывания-наставления Периандра, которые могут принести, при правильном их истолковании и применении, немалую пользу каждому из нас:

· Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе.

· Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью[13].

· На вопрос: «Почему ты остаешься тираном?» – Периандр ответил весьма своеобразно: «Потому что опасно и отречение, и низложение».

· Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.

· Власть народная крепче тирании.

· В счастье будь умерен, в несчастье разумен.

· Наказывай не только за проступок, но за намерение[14].

· В усердии – все.

 

В заключение данного раздела лекции заметим, что мы не коснулись творчества многих других эллинов доклассической эпохи, которые внесли огромный вклад в развитие политико-правовой мысли – Перикла, Эпикура, Зенона, Пифагора и др. В более позднее время в Греции появились новые мыслители, с которыми связывается становление и развитие собственно научной, теоретической политико-правовой мысли, – Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и многие другие. О наиболее интересных из них и оставивших самый заметный след в истории и пойдет речь в следующем разделе лекции.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты