Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Политико-правовой мысли




Читайте также:
  1. Апологетика и патристика как этапы становления средневековой мысли.
  2. Артхашастра» - одно из самых известных произведений политической мысли Древней Индии. Как переводится название этого произведения на русский язык?
  3. Борьба с инакомыслием.
  4. В западной общественной мысли XX в.
  5. В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.
  6. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших.
  7. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших.
  8. В трудах представителей европейской общественной мысли Нового времени
  9. В философской и исторической мысли Античности
  10. В чем заключались особенности развития философской мысли Беларуси?

Гераклит (около 530 – около 470 г. до н.э.)

Гераклит – один из первых античных философов-диалектиков. Родился он в городе Эфесе (отсюда его второе имя –Эфесский). Имя Гераклита хорошо известно каждому из нас еще со школьных времен; по крайней мере, мы знакомы с его знаменитым выражением, в котором отразилось его понимание диалектики: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Будучи широко образованным, обладающим глубокими (для той эпохи) знаниями, Гераклит сделал очень большой вклад и в дело познания государственно-правовой действительности. Если попытаться обобщить наиболее важные положения и выводы Гераклита в этой области, то они могут быть сведены к следующему:

1.Основа упорядоченной жизни, связи противоположностей – огонь. Он же является одновременно и принципом (первоначалом) всех происходящих в природе и обществе явлений. Все в мире происходит по этому логосу (т.е. всеобщей закономерности): через борьбу и по необходимости.

2. Люди, считает философ, не равны между собой, не равноценны друг другу. Да, мышление присуще всем людям, однако все же большинство людей неразумно, они часто не понимают смысла того, с чем встречаются, хотя и полагают по своей наивности или самоуверенности, что знают все. Именно такой подход обусловливает специфический взгляд древнего мыслителя на понятие и сущность демократии. Уместно заметить, что нам, в начале XXI в., было бы не грех более внимательно прислушаться к его высказываниям.

3. Демократия – это, по мнению Гераклита, правление «неразумных» и «худших». Мыслитель напрочь отвергает демократию, поскольку лишь правление «лучших»он считает единственно разумным. Здесь Гераклит однозначно выступает как сторонник аристократии. Другими словами, он здесь – яркий выразитель и защитник элитаристской концепции.

Гераклит – противник старых, ветхозаветных обычаев и традиций; он сторонник нового, писаного (позитивного) права. Старое родовое (староаристократическое) право он отрицает, считая, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».Тем самымГераклит подчеркивает ответственность граждан, общества за сохранность и обеспечение высокого авторитета создаваемых властью законов. Причем важно подчеркнуть, что здесь речь идет не о конкретных законах, а о законах как надпартийном принципе законности, т.е. как принципе господства закона в полисной жизни. (Не об этом ли говорится в наше время в многочисленных концепциях правового государства?).



Полис и его закон, по Гераклиту, – это нечто общее, одинаково божественное и разумное по своим истокам и смыслу. Причем божественная справедливость и правда (дике)трактуются Гераклитом как разумное начало (всеобщий логос), к которому восходит и которое выражает человеческий закон.

Человеческий закон, утверждает философ, должен полностью подчиняться этому логосу, мировым или, (что одно и то же для Гераклита), божественным закономерностям. Поэтому совершенное в этом плане, подлинное правопонимание одного лица – «лучшего» – явно предпочтительнее правосознания всего демоса, народа: «И воле одного повиновение – закон».Вот еще, к слову, один из афоризмов Гераклита, в котором отчетливо отражается его отношение к демократии: «Один для меня – десять тысяч, если он – наилучший».

Взгляды Гераклита восприняты многими мыслителями последующих эпох; они легли в основание различных политико-правовых концепций естественного права.



 

Демокрит (около 470 – 366 г. до н.э.)

Место рождения этого древнегреческого мыслителя – Абдеры (фракийский город). Отсюда и его второе имя (что было обычным для того времени) – Абдерский.

Демокрит – автор множества сочинений, посвященных естественнонаучным, философским, этическим и политико-правовым проблемам жизни афинского полиса. Обратим внимание на самые существенные государственно-правовые взгляды этого мыслителя.

 

Согласно Демокриту, общество, полис, его законы – искусственные образования, плоды дел рук человеческих. Иначе говоря, его труды продолжают материалистическую линию в философии. Государство и законы носят искусственный характер, но это не означает их изолированности от природы; просто в их искусственности заключается особая специфика, лишь им присущее своеобразие. В связи с этим полисное устройство, законы полиса должны, не теряя своей специфики, соответствовать природе, которая есть истинный критерий этики, политики, законодательства. Это – тоже естественно-правовая концепция, но уже иного рода, чем у Гераклита.

Отсюда характерные для Демокрита критические суждения о практически существующих государственных порядках и реальном законодательстве. Сравнивая реальные законы с естественными (природными) критериями справедливости, Демокрит полагает, что «законы – дурное изобретение», что «мудрец должен не повиноваться законам, а жить свободно»,т.е. жить по правде, независимо от общественного мнения и от искусственных правил – законов.

По Демокриту, единомыслие и нравственно-социальная солидарность свободных членов общества – важнейшая и необходимая черта благоустроенного государства. Полис – общее дело, государство – опора этого дела. Интересы общего дела, всего полиса и определяют границы прав и обязанностей граждан. Потому задача граждан – всемерно содействовать укреплению государства, ибо «государство, идущее по верному пути, – величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет».



Искусство управлять государством, убежден Демокрит, – высокое искусство. Он рекомендует тщательно изучать политическую науку, допускать к управлению лучших – тех, кто сведущ в этом деле: «По самой природе управлять свойственно лучшему».

Задача законов государства, согласно Демокриту, – обеспечивать благоустроенную жизнь людей в полисе. Но для этого необходимо безусловное подчинение граждан этим законам.

Говоря о преступлениях и наказаниях, Демокрит рассматривает закон как принудительное средство, направленное против тех, кто в силу умственных или нравственных пороков добровольно не побуждается к добродетели – повиновению законам.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Платон – самый знаменитый философ античности, ученик Сократа, основатель Академии в пригороде Афин. До сих пор философы, юристы разных поколений и школ «ломают копья», стремясь проникнуть в суть идей и взглядов Платона, которые со временем не только не стареют, но, напротив, высвечиваются все новыми и новыми гранями.

 

Основные политические идеи Платона изложены им в его основном труде (диалоге) «Государство», в котором дается весьма подробная характеристика идеального государства. Эти взгляды могут быть сведены к следующим основным положениям:

1. Государство практически ничем не отличается от человека; справедливое государство – то же самое, что и справедливый человек.

2. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом, не вмешиваясь в чужие дела.

3. Но она (справедливость) состоит и в том, чтобы соблюдалась иерархия: кто умеет рассуждать (философы) – должны господствовать; яростное начало (воины, т.е. стража) – охранять государство, вожделеющие (ремесленники, земледельцы) – обеспечивать государство всем необходимым.

4. Вся жизнь в идеальном государстве-полисе организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости.

5. Общность жен и детей для стражей – один из решающих факторов для создания и существования идеального государства. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами, поэтому семей – в обычном смысле – для первых двух сословий (правителей и стражей) не существует. Воспитанием детей занимается само государство. В отношении третьего сословия вопросы брака, быта, собственности, труда и вообще всей жизни решают по своему усмотрению власти идеального государства.

6. Следует избегать крайностей богатства и бедности; идеал – умеренность, средний достаток. Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех прочих государств – в преодолении раскола на бедных и богатых.

7. Идеальное государство – это правление лучших. Правление философов и справедливые законы – два взаимосвязанных аспекта одного и того же – идеального целого.

8. Идеальное государство – это аристократическое государственное устройство, власть лучших. Здесь возможны варианты: если один лучший – это монархия, если несколько – аристократия.

9. Тимократия – правление яростного духа; это – критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство находится в состоянии вечной войны.

10. Демократия – в целом приятный и разнообразный строй, который, однако, не имеет должного управления. Равенство при демократии уравнивает объективно неравных людей.

11. Любая форма государства рано или поздно становится нежизнеспособной из-за внутренних противоречий и в силу злоупотреблений, имманентно обусловленных соответствующей системой принципов. Так, демократия достаточно легко может вылиться в тиранию (свою противоположность). Чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством.

12. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение выдающихся людей – потенциальных противников тирана. Тирания – господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

 

Политические взгляды Платона развиваются и в диалогах «Критий» и «Политик». Они сводятся к следующему:

1. Политика – это царское искусство, для которого главным является обладание истинно царским знанием и умением управлять людьми. Поэтому становится уже неважным, правят ли избранные по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты.

2. Единственно правильное государство – это государство, во главе которого стоит истинно знающий правитель, подражающий божественным образцам правления.

3. В государстве выделяются семь форм правления:

· истинное правление;

· монархия (законная монархия – царская власть и власть

незаконная – тирания);

· власть немногих (законная – аристократия, незаконная –

олигархия);

· власть большинства (законная демократия и демократия

без законов).

 

Особую ценность, по мнению Платона, представляет политическое искусство, которое состоит в умении разумно организовать и вести общегосударственную жизнь.

Платон о праве. Правовые взгляды Платона изложены главным образом в его диалоге «Законы»,в котором он рисует «второй по достоинству» государственный строй (первый – идеальный (утопический) – в «Государстве»).

В «Законах» очень подробно описывается устройство государства, которое всецело подчиняется законодательным установлениям во всех сферах общественной жизни. Но главное – это наличие выборного совета (360 человек, по 90 человек от каждого сословия; рабы, понятно, не входили в число граждан). Граждане равноправны, но равенство – аристократично: «Для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась мера надлежащая». Кроме совета есть еще «ночное собрание» из десяти самых мудрых и престарелых, которым и вручается судьба государства.

Платон пишет, что существуют два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. «Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет смысла и находится под чьей-нибудь властью». Второе совершенное государство – именно то, где и правителям предписаны законы.

Законы, по мнению Платона, должны отражать интересы всего общества, заботиться об общем благе всего государства, а не отдельной группы, захватившей власть. Законодатель должен придерживаться умеренности, ограничивая власть правящих и свободу управляемых. Нужно при этом учитывать и географию, и климат, и т.д. Законы не должны противоречить местным условиям, законодатель обязан их учитывать; из всех наук более всего совершенствует человека наука о законах.

Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, скрупулезно регламентирующие публичную и частную жизнь людей, определяющие даже распорядок дня и ночи. Война объявляется всяким новшествам, к которым склонны, например, поэты, изменениям в отношениях гражданина с государством.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Аристотель один из самых универсальных умов древнего мира, лучший ученик Платона. Он родился в семье придворного врача македонского царя Аминты III в г. Стагире. Отсюда и второе имя Аристотеля – Стагирит.

В 355 г. до н.э. Аристотель открыл в Афинах свою философскую школу – Ликей, которой и руководил до самой смерти. Главные работы Аристотеля – «Политика», «Этика», «Риторика», «Афинская полисия».

Аристотель попытался всесторонне разработать политическую науку под углом зрения этики. Согласно Аристотелю, научное представление о политике предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях) и этике (нравах) людей.

Особое внимание Аристотель при раскрытии понятий добродетели уделяет проблеме справедливости. Справедливость, по мнению философа, бывает распределяющая и уравнивающая. Распределяющая справедливость проявляется и реализуется в области власти, почестей, денег;уравнивающая обнаруживается в области гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.п.

Особый интерес для нас представляет учение Аристотеля о социальной справедливости и равенстве в общественных отношениях. Так, Аристотель считает, что социальная справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному обществу (категории). Социальная справедливость по своей природе есть принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми).

Следует иметь в виду, что смысл, который вкладывает Аристотель в понятие «политика», существенно отличается от современного понимания данной категории. Дело в том, что он, как и многие его предшественники, рассматривает политику только относительно города-государства (полиса) как формы организации общественной жизни, присущей эллинам. Другие же народы – варвары – не имеют такой способности к организации государственной (т.е. политической и правовой) жизни.

Взгляды Аристотеля на государство.Взгляды Аристотеля на государство могут быть вкратце сведены к следующему:

1. Государство есть некое единство составляющих его элементов (но это единство иного рода, нежели у Платона). Прежде всего, государство представляет собой совокупность граждан (т.е. не индивидов и не семей). Определение же формы государства напрямую зависит оттого, кого следует считать гражданином. Гражданин, по Аристотелю, это житель полиса, который может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. С изменением понятия гражданина изменяется и форма государства и вообще само государство.

2. Форма государства есть непосредственно политическая система, олицетворяемая верховной властью в стране. Она находится в прямой зависимости от числа властвующих. Следует различать следующие государства:

· правильные (властители все решают в общую пользу);

· неправильные (властители все решают в свою пользу).

Существуют три правильные формы государства:

1) монархия (царская власть);

2) аристократия;

3) полития.

Соответственно выделяются и три неправильные формы государства:

1) тирания;

2) олигархия;

3) демократия.

Помимо этого, имеются разновидности форм государства – комбинации из основных правильных и неправильных форм.

3. Самая правильная форма – полития (большинство правит в интересах общей пользы). Полития – это как бы смешение олигархии и демократии (точнее, их лучших сторон).

4. Полития – это своего рода теоретическая конструкция, которая может и должна выступать эталоном для каждого конкретного государства и, одновременно, критерием их политичности или неполитичности (правильности или неправильности).

5. Еще один атрибут государства – богатые и бедные, соотношение которых оказывает влияние на установление той или иной формы государства.

6. Наихудшая из неправильных форм государства – тирания.

7. Демократия имеет несколько разновидностей, однако всем им свойствен перевес бедных в сфере власти.

8. Лучшая демократия – цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных и господстве закона.

9. Главная причина кризисов государства – в отсутствии (нарушении) равенства и искажении принципа политической справедливости. А политическая справедливость как раз и состоит в том, что в одних случаях в государственных делах нужно руководствоваться количественными критериями, в других – исходить из критерия достоинства.

10. Наилучшее государство – это логическое построение, т.е. оно существует лишь в идеале. Реальные же государства не совпадают и не могут совпадать с этой идеальной моделью.

11. Население лучшего государства должно быть достаточным и доступным для управления. Территория также должна быть достаточной для проживания и доступной для руководства. Должно быть и достаточное число рабов для физического труда. Функция граждан – лишь законодательство и судебная власть.

12. В государстве имеется собственность на землю двух видов: государственная и частная. Соответственно и рабы – государственные и частновладельческие.

13. Законодатель в лучшем государстве стремится к тому, чтобы обеспечить гражданам досуг и мир (но не как правители Спарты и Крита, для которых война и сила – главное).

 

Правовые воззрения Аристотеля.Взгляды Аристотеля на природу, сущность, роль и происхождение права вызывают и сегодня очень большой интерес. В сжатом виде основные правовые воззрения философа сводятся к следующему:

1. Право представляет собой норму политического общения людей. В то же самое время право являет собой и критерий справедливости. Право одновременно есть выражение равенства, но равенства не абсолютного, а относительного, поскольку люди не равны между собой по своему достоинству. Иными словами, право есть явление политическое или, другими словами, оно есть «политическое право». Тем самым неполитического права не существует, равно как отсутствует право в неполитических (деспотических) государствах.

2. Политическое право есть часть естественного права. Естественное право – это то право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его людьми.

3. Помимо политического существует также и условное право. Условное право – это право, которое первоначально могло быть таким или иным, но, будучи уже установленным, приобретает значение нормы. Иначе говоря, в праве уже начинает фиксироваться различие между людьми. Сюда же относятся и законоположения для единичных случаев.

4. Право не может быть сведено только лишь к условному (т.е. установленному людьми). Право очень изменчиво, но все же существуют и общие понятия о справедливости и правах людей, которые образуют фундамент их правового общения. Это и есть естественное право[15].

5. Естественное право будет являться в то же время и политичным (политическим) правом, если оно адекватно политической природе человека, выражает требования и представления о политической справедливости в человеческих отношениях.

6. Условное (человеческое, волеустановленное) право – это право позитивное (положительное). Сюда относятся установления закона и всеобщие соглашения. При этом следует различать писаные и неписаные законы. К неписаным относятся правовые обычаи (обычное право).

7. Политическое качество закона напрямую зависит от соответствия этого закона социальной справедливости и праву: «Всякий закон в своей основе предполагает своего рода право». Отход закона от права означает отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Различные формы политического (государственного) устройства также считаются политичными в той мере, в какой они соответствуют принципу справедливости и идее права, т.е. носят правовой характер.

8. Законодательство – часть политики. Поэтому искусство законодателя состоит в умелом и адекватном отражении в законе особенностей данного государственного строя, стабилизации таким путем общественных отношений.

9. Особое значение имеет политический порядок, который играет роль стержневого элемента и принципа законодательства (порядок и есть своего рода закон).

10. Закон разумен, так как в нем правильно выражена его политическая природа, идея права.

11. Нормальное действие закона предполагает развитость и подготовленность людей к добродетели и социальной справедливости, к разумному образу жизни. Людей же, которые руководствуются страстями, а не разумом, можно удержать путем наказания.

12. В законе соединяются (должны соединяться) авторитет разума и государственная сила. Это и делает закон незаменимым средством регулятивного и воспитательного воздействия как на нравственных, так и на дурных членов общества. Существенное значение при этом имеет качество самого закона.

 

Таким образом, Аристотель именно в человеке, в его политической (социальной) природе усматривает истоки и объективные причины политико-правовых явлений.

 


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 25; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты