КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИДля суждения о законах народонаселения в докапиталистических формациях мы располагаем весьма скудными фактическими данными. Для самой ранней эпохи человеческого общества были характерны лишь зачаточные формы общественной организации. В тот период не существовало ни разделения труда, ни социального неравенства. Не были упорядочены браки и семейные отношения.
Постепенно в первобытном обществе с разделением труда происходит разделение труда по возрасту, а затем по полу. Браки легко расторгались, дети жили сами по себе. В первобытном обществе была велика смертность по причине болезней и сложностей природной среды. Продолжительность жизни была низка. В процессе исторического развития общества менялись формы брака - появилась кровно-родственная семья. Условия эпохи матриархата способствовали росту численности народонаселения и развитию производительных сил. Развивающимся производительным силам становилось тесно в рамках первобытного общества, достигшего на стадии матриархата высшей ступени своего развития. Существовало многомужье и многоженство. Постепенно соседская связь по месту поселения становится более существенной, чем родовая. С распадением патриархальных семей на более мелкие семьи - у каждой семьи свой дом, хозяйство.
Закон народонаселения первобытно-общинного способа производства можно свести к закону постоянной и крайне тяжелой совместной борьбы всего трудоспособного народонаселения за существование, сохранение жизни своей и своего рода, что исключало быстрый рост населения. Существуют разрозненные данные о численности населения древних государств говорят о неравномерности его распределения по различным районам. По некоторым расчетам численность рабов в древнейших государствах была больше, или по крайней мере равна общему количеству свободного населения.
Демографическим законам, характерным для этой формации было суженное производство рабов. Существовало ограничение численности населения – это низкий уровень производительности подневольного труда. Для феодализма специфический закон народонаселения проявлялся в положении основной производительной силы феодального общества - крепостного крестьянства.Тяжелые условия жизни - большая смертность (особенно младенческая), болезни (чума) приводили к тому, что прирост населения был практически нулевым. Для докапиталистической формации характерны большие массовые передвижения, связанные с образованием избытка населения несмотря на медленные темпы его роста. Это приводило к крупным колониям. Теория народонаселения Т.Р. Мальтуса и ее современные интерпретации.В эпоху промышленного переворота, которая сопровождалась обострением социального конфликта между трудящимися массами и господствующей верхушкой английского общества, тезис Т.Р.Мальтуса об абсолютном перенаселении дал буржуазии своеобразное «научное оружие» для наступления на неимущие слои общества. Мальтузианская теория народонаселения и опиравшийся на нее новый закон «о бедных» Ф.Энгельс назвал откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата».
В 1798 г. Т.Р.Мальтус, в то время еще неизвестный викарий одного из церковных приходов графства Сюррей средней Англии, выступил с анонимным памфлетом «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния, ответ на замечания Годвина, Кондорсе и других авторов». Автор памфлета не просто затрагивал те или иные проблемы народонаселения, как это делали его предшественники. Обобщив ранее высказывавшиеся идеи о потенциальной и реальной угрозе перенаселения Земли, и рассматривая население как биологическое единство, воспроизводящее в силу биологических закономерностей существования человеческих организмов, он пытался анализировать ход и характер общественного развития при наличии абсолютного перенаселения планеты, порожденного действием «естественных сил» природы. Основное содержание концепции народонаселения Т.Р.Мальтуса кратко сводится к следующему: размножение населения, рассматриваемое как независимая, переменная величина лишь корректируемая действием социальных факторов («разрушительных в виде войн, эпидемий и пр. и «предупредительных» в форме безбрачия воздержания в браке и порока), является основной причиной социальных дисгармоний – бедности и пауперизма. В обоснование своих утверждений, что рост народонаселения имеет тенденцию обгонять рост ресурсов, необходимых для его существования, Т.Р.Мальтус выдвигал надуманное соотношение геометрической (рост населения) и арифметической (рост средств существования) прогрессий. В основе более медленного роста сельскохозяйственной продукции лежит, по Т.Р.Мальтусу, действие так называемого «закона убывающего плодородия почвы». Таким образом, главными в мальтузианстве являются два постулата - примат биологического над социальными в демографических процессах и апология демографического детерминизма как общесоциологического принципа, сущность которого сводится к преувеличению и абсолютизации демографического фактора в развитии общества в целом и отдельных его сфер. При этом демографический детерминизм выступает в мальтузианстве в «негативной» форме: рост населения рассматривается как тормоз» общественного прогресса и как источник перенаселения, нищеты, пауперизма и политических потрясений.
Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса имела ярко выраженную антисоциалистическую направленность, которую она сохраняет и по настоящее время. Основным объектом атаки Т.Р.Мальтуса является идея социалистического равенства, поскольку она якобы неизбежно приведет к бедности вследствие действия открытого им «закона народонаселения». Т.Р.Мальтус выступает и против революций, которые, по его мнению, в принципе неспособны изменить в пользу трудящихся отношение между спросом на труд и предложением его, или между количеством пищи и числом потребителей.
К.Маркс писал, что цель Т.Р.Мальтуса «экономически» доказать, в интересах существующего английского правительства и аристократии, утопичность преобразовательных стремлений французской революции и ее сторонников в Англии. Словом, это был панегирический памфлет в защиту существующего строя против исторического развития; к тому же это было и оправданием войны против революционной Франции». Вскрывая несостоятельность мальтузианского демографического детерминизма, К.Маркс указывал, что Т.Р.Мальтус «утверждал наличие перенаселения при всех формах общества». При этом, «перенаселение на различных исторических этапах экономического развития он рассматривает как однородное, не понимает его специфического различия».
В противоположность Т.Р.Мальтусу классики марксизма - ленинизма и в особенности К.Маркс в «Капитале» и в подготовительных материалах к нему показали причины появления различных специфических для каждой данной формации форм перенаселения, т.е. противопоставили мальтусовскому абстрактному подходу диалектический, конкретно-исторический подход.
Значение теории народонаселения Т.Р.Мальтуса для последующего развития общественной мысли заключается, прежде всего, в том, что она объективно привлекла внимание к проблеме пауперизма и безработицы, т. е. к проблеме перенаселения, хотя и дала неверное объяснение ее происхождения. Капиталистический закон народонаселения К. Маркса, его современные особенности.К. Маркс сформулировал капиталистический закон народонаселения, убедительно показав, что воспроизводство населения основывается не на мифическом соотношении между численностью народонаселения и наличием средств существования, а регулируется закономерностями капиталистического накопления. Наличие избытка рабочих рук и невозможность поглощения промышленностью больших масс населения не являются следствием той или иной абстрактной численности рабочего населения. Обусловливаются «изменяющимся отношением, в котором рабочий класс распадается на активную армию и резервную армию, увеличением и уменьшением относительных размеров перенаселения, степенью, в которой оно то поглощается, то снова высвобождается», иными словами, масштабами капиталистического накопления и циклическим характером капиталистического производства. Проблемы народонаселения в работах известных экономистов прошлого. Возникновение целой группы концепций народонаселения связано с именем крупнейшего буржуазного экономиста первой половины XX в. Дж.Кейнса. В ряде своих работ, и в первую очередь в труде «Общая теория занятости, процента и денег», Дж.Кейнс, основываясь на взглядах Т.Мальтуса, указывает на определяющее влияние размеров населения и темпов его роста на перспективы социально-экономического развития. По его мнению, новый индустриальный порядок XX в. предполагает решение проблемы соответствия роста населения социально-экономическому развитию путем регулирования численности населения, дабы воспрепятствовать «давлению растущего населения» на экономику. Дж.Кейнс в этом смысле родоначальник современных неомальтузианских концепций народонаселения. Среди них укажем на концепцию, переносящую законы биологии на человека, на буржуазную теорию путем оптимума населения, - «теорию порочного круга нищеты» в развивающихся странах и др.
А.Сови разрабатывал проблемы экономической демографии, оптимума населения. Для него характерны обращения к прикладным аспектам теоретических исследований народонаселения. В своем двухтомном труде «Общая теория населения» он пишет, что «во Франции путь прогрессу преграждался «мальтузианским духом», т. е. ограничением рождаемости. Во французский организм словно внедрился какой-то вирус, который вызвал сначала демографический, а потом и экономический упадок. Но в то же время нищета в странах Азии, по его мнению, является следствием их перенаселенности. Итак, Франция и некоторые другие европейские страны недонаселены, их население ниже оптимума, Индия, Япония, Бразилия, а в Европе Италия перенаселены, их население превысило свой оптимум». К теории оптимума численности населения примыкает теория оптимального темпа его роста. В частности, А.Сови в связи с ростом населения выдвигает понятие так называемых демографических инвестиций - вложений, необходимых для обеспечения воспитания нового поколения, создания для него рабочих мест и т. д. Чтобы воспитать и дать образование ребенку, нужны средства; это вопрос, который может стоять не только перед отдельной семьей, но и перед государством (в той мере, в какой оно берет эти заботы на себя). Однако неправильно относить сюда же накопление капитала, которое имеет своей целью отнюдь не обеспечение рабочих мест для будущих поколений, а увеличение прибылей капиталистов. Перед войной в Германии имела хождение теория, согласно которой рабочий класс эксплуатируют не капиталисты, а «будущие поколения». Эта «теория» основывалась на том, что поскольку рабочий создает в течение жизни больше стоимости, чем потребляет, то разность останется будущим поколениям. При этом умалчивалось, что эта разница оказывается не наследством для детей рабочих, а собственностью эксплуататоров.
С помощью абстрактных рассуждений о доле сбережений в национальном доходе (смешиваемых с накоплением; в том числе производственным) и уровне потребления буржуазные теоретики стремятся обойти коренную проблему конкретного распределения и перераспределения национального дохода среди всех слоев общества. Из поля зрения исчезает главное - то, что в условиях капитализма это распределение носит ярко выраженный классовый антагонистический характер. На необоснованность концепции оптимума населения, на ее «расплывчатость и неопределенность в выведении размеров желаемого населения» указывают и некоторые авторитетные специалисты зарубежной демографии, например Р.Пресса.
Критика теории оптимума населения как социального учения, конечно, не исключает постановки вопроса о наилучшей численности населения или наиболее желательном темпе его роста. Более того, всякая демографическая политика, так или иначе исходит из предпочтения большей или меньшей численности населения, более высоких или низких темпов его роста. Темпы роста населения не должны рассматриваться как нечто заданное, к чему можно лишь пассивно приспосабливаться. Но возможность и целесообразность демографической политики не могут служить оправданием для рассмотренных здесь концепций. И то обстоятельство, что сторонники этих концепций оперируют понятиями, против которых как таковых трудно что-либо возразить, и отталкиваются от формально безупречных общих рассуждений, имеет не большее значение, чем попытка аргументировать мальтузианство математическими свойствами геометрической прогрессии. Дискуссии о проблемах роста населения мира.Последние десятилетия буржуазная демографическая наука концентрировала свое внимание на соотношении темпов роста населения в мире, прежде всего, в развивающихся странах, и состоянии экономики в развитых капиталистических странах. Периодически появлявшиеся в 60-х гг. книги У.Фогта, Г.Бутуля, Дж.Хаксли, Ф.Осборна, Г.Борстрома и Дж.Робинса о необходимости положить конец беспредельному росту мирового населения, грозящему ввергнуть человечество в катастрофу, наряду с идеями П.Эрлиха, Дж.Форрестера, широко пропагандирующих в последнее время неизбежность экологической катастрофы в условиях быстрого роста населения, достаточно очевидно обнаруживают классовую подоплеку концепций нынешних сторонников такого учения. Широкое распространение имеет идея планирования семьи как программа решения проблем народонаселения в развивающихся странах.
Некоторые зарубежные авторы с целью дискредитации марксизма искажают позиции марксистов по вопросу о росте населения в развивающихся странах. Признание марксистами того, что многие развивающиеся страны выиграли бы от снижения рождаемости и эффективного планирования семьи, не означает идеологических уступок буржуазной идеологии. Вопрос стоит иначе: «Может ли вторичный фактор - планирование семьи, направленный на сокращение числа детей в семье, быть эффективным вне связи с первичным - прогрессивными социально-экономическими преобразованиями, которые предполагают не только развитие производства, изменение в распределении собственности и т.п., но и культурный рост населения, развитие медицинской помощи и т.д.?» Этого как раз не хотят признавать те, кто стремится увести народы от социального прогресса. Другой вид зарубежных демографических концепций - так называемая новая теория народонаселения - носит откровенно реакционный характер. Основной тезис ее сторонников заключается в том, что самостоятельное экономическое развитие слаборазвитых стран не приведет к улучшению материального положения широких масс трудящихся. Существование в экономически слаборазвитых странах в силу чисто демографических факторов «порочного круга нищеты», считают они, не позволяет им самостоятельно решить проблему безработицы и голода.
Сторонники «новой теории народонаселения» стремятся подчеркнуть, что причины, делающие настоятельно необходимым ускоренное развитие стран Востока и Африки, - быстрый рост населения и перспективы еще более быстрого его роста в ближайшем будущем. В то же время сами тенденции в области народонаселения, по их мнению, в огромной степени препятствуют экономическому развитию. Для сторонников новой реакционной теории человек постоянно остается лишь потребителем, поглощающим средства, которые в случае отсутствия лишнего человека могли бы быть использованы либо для накопления и увеличения производства, либо для потребления «нелишних» людей. По сути, эти взгляды тесно смыкаются с концепциями неомальтузианцев различных оттенков, которых объединяет, прежде всего, стремление рассматривать в качестве исходных факторов воспроизводства и роста населения максимальное, минимальное и оптимальное соотношение между численностью населения и наличными минеральными, сырьевыми и пищевыми ресурсами. Наиболее откровенные теоретики такого толка прямо пишут, что жизнь подтверждает мальтузианские положения и человеческая раса переросла все возможные границы, стала слишком многочисленной. С этих позиций они противопоставляют «богатые» страны «бедным», не объясняя причин нищеты. Шансы человечества на «выживание», о которых любят потолковать неомальтузианцы, по их мнению, полностью базируются на возможности справиться с небывалым демографическим взрывом. Примером типичного неомальтузианства такого направления может служить работа английского буржуазного социолога Г.Тейлора «Книга о дне страшного суда». Автор пророчит гибель человечества по истечении ближайших тридцати лет вследствие перенаселения планеты, истощения минерально-сырьевых и пищевых ресурсов и пагубных последствий научно-технического прогресса, приводящего к загрязнению и заражению атмосферы и водоемов.
Обобщение современных западных воззрений на экономические закономерности демографического роста - концепция законов «экономического прогресса человеческой цивилизации», которые рассматриваются под углом зрения различного соотношения численности, половозрастной структуры населения и размеров национального дохода. Методологическую основу указанной концепции составляет идея «глобальной производительности населения»,т. е. разновидность буржуазной теории «предельной производительности», несостоятельность которой уже с исчерпывающей ясностью доказана в отечественной и зарубежной марксистской литературе.
В последние годы буржуазные авторы уделяют большое внимание социологическим вопросам развития народонаселения. Они считают, что социологический и социально-психологический методы могут принести наиболее ощутимую пользу лишь в прикладных исследованиях динамики рождаемости, смертности и т.д. Такая оценка значения социально-психологических исследований плодовитости неправомерна, изучение рождаемости абсолютизируется, а не увязывается с задачами комплексного изучения народонаселения. В методологическом отношении представляет интерес оригинальное исследование Р.Фридмана «Современные представления о факторах плодовитости». Автор разграничивает зависимые и независимые переменные, определяющие уровень рождаемости и демографическое поведение семьи. Но его концепция все же неприменима для выведения общих закономерностей таких процессов. Дело в том, что Р. Фридман под зависимыми переменными понимает социальные мотивы репродуктивного поведения, а под независимыми - его чисто биологические аспекты. Несмотря на интересные эмпирические данные о желаемых размерах семей в США, уровень рождаемости в целом по стране в анализе Р. Фридмана ассоциируется с индивидуальными репродуктивными установками и фактически рассматривается сквозь призму такого поведения.
Здесь можно отметить переоценку роли внутрисемейных отношений и абсолютизирование специфики психологического склада личности при определении закономерностей поведения семьи и отдельных социальных групп населения в отношении рождаемости. В наибольшей степени абсолютизация проступает в «аналитической социально-психологической гипотезе плодовитости», согласно которой учет социологических факторов рождаемости есть не что иное, как производная от психологических устремлений индивида. По мнению буржуазных теоретиков, социальные факторы и причины, детерминирующие демографические процессы, сводятся лишь к взаимоотношениям отдельных лиц. В этом смысле, в социально-психологических концепциях воспроизводства населения наглядно проявляется непонимание природы человеческого общения, которое рассматривается как нечто не имеющее прямого отношения к системе социальных связей в структуре общества. Особо остро ведутся идеологические споры вокруг проблем населения развивающихся стран. Стремясь любыми средствами сохранить позиции в названных странах, империализм немалую роль отводит использованию в своих интересах сложной ситуации, сложившейся в них в связи с быстрым ростом населения. Под прикрытием рассуждений об «общечеловеческих задачах», «гуманизме» правительства развитых капиталистических стран поддерживают всевозможные программы ограничения роста населения, рассчитывая при их помощи внедриться в государственный аппарат и общественно-политические организации развивающихся стран, отвлечь массы от борьбы за коренное переустройство жизни и в итоге затормозить их движение к подлинной независимости и социальному прогрессу. Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику закону Т.Р.Мальтуса. Какие его современные интерпретации известны? 2. В чем сущность капиталистического закона народонаселения К.Маркса? 3. Дайте характеристику демографического подхода в исследования Дж.Кейнса. 4. В чем сущность теоретического подхода А.Сови? 5. Перечислите основные теоретические подходы к проблеме роста населения мира.
|