КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. АнтропогенезИстория вопроса происхождения человека относится еще к античности. В настоящее время существует три основных подхода к вопросу появления человека: 1. Креационизм (сотворение, создание) – концепция, согласно которой человек создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами. Так, например, племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою. Условно креационизм можно разделить на ортодоксальный (истинный, или антиэволюционный) и эволюционный. Антиэволюционисты опираются на веру и на те положения, которые изложены в Библии. Приверженцы эволюционного креационизма признают возможность эволюции и допускают, что виды животных могут превращаться одни в другие, но все по воле Бога. Так, например, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII «Humani generis» допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу. 2. Философская концепция начала развиваться с античности, но ученые-философы сравнительно мало уделяли внимания возникновению человека. Человек всегда рассматривался как нечто совершенно отличное от мира животных. Лукреций Кар (I в. до н. э.) написал целую поэму о естественном происхождении человека – «О природе вещей», в которой описывалось появление зародышей человека из «земляных маток». Начиная с XVIII века до современности, вопрос о природе человека стал весьма популярным у философов, возникли оригинальные взгляды на эту проблему. Примерно в это время начинает развиваться глобальный эволюционизм. Согласно ему, весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определённое место (скромное или центральное). Представителями глобального эволюционизма являются К. М. Бэр, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев. 3. Научный этап изучения антропогенеза начался фактически только с XVIII века. В 1758 г. К. Линней в 10-м издании «Системы природы» создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами, полуобезьянами и обезьянами поместил род человека (Homo). Именно в этой публикации впервые появились названия приматы и Homo sapiens (человек разумный). Впервые стройное обоснование гипотезы эволюции опубликовал Ж.-Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг., указав, что человека следовало бы поместить в системе природы как венец «четвероруких» (приматов), если бы он не был создан Творцом совершенно отдельно от животных. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.-Б. Ламарком, выглядели слишком простыми и довольно неубедительными. Более научный подход в определении происхождения человека был внесен Ч. Дарвином в опубликованной им в 1871 г. работе «Происхождение человека и половой подбор». Идеи Ч. Дарвина легли в основу синтетической теории эволюции.
|