КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение Абрахама» — отсюда жеВ своих многочисленных лекциях Лайтман называет Авраама первым человеком, который постиг истину и сформулировал её в каббале. Вкратце эта история выглядит следующим образом:
«Одна из гипотез, которой придерживаются сами каббалисты, постигающие духовный мир, гласит, что каббала как наука о мироздании ведёт своё начало с древнего города Месопотамии Ура Халдейского. Предание того времени (около XVIII в. до н. э.) повествует об истории жителя Междуречья, Авраама – человека, который в итоге своего исследования окружающего мира, раскрыл за множеством проявлений различных сил природы, воздействующих на этот мир, одну, единственную силу. Вначале ему казалось, что он находится под властью многих сил, но он прошёл сквозь этот слой познания и постиг, что все эти силы являются частными относительно одной, единственной высшей силы. Авраам назвал её «Творцом». В иудейских мидрашах (толкованиях, дополняющих Пятикнижие Моисея) описываются его размышления: «Трёх лет от рождения вышел Авраам из пещеры [где его прятали от Нимрода после предсказания, что он будет родоначальником избранного народа] и, увидев мир, стал размышлять о том, кем созданы звёзды и небо, и он сам. Очарованный величественным светом солнца, его теплом и светом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окружённая мириадами звезд, Авраам подумал: "Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие – это его вельможи, воины и слуги". Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце. "Нет, – сказал Авраам, – есть Некто, который властен и над солнцем, и над луною. К Нему стану я возносить моления мои"» (Мидраш «Берешит Раба»). Изучая законы природы окружающего мира, Авраам систематизировал свои познания и на их основе разработал методику постижения единой управляющей силы, раскрытия её сквозь множество различных сил, которые человек ощущает как воздействующие на него. Эту методику он назвал «каббала» (иврит – получение). Свои исследования Авраам изложил в книге под названием «Сефер Ецира» [Sefer Yetzirah] (иврит – «Книга Создания»). Текст книги краток, составлен из лаконичных фраз, представляющих собой заключения о духовных ступенях, раскрытых Авраамом».[781] Ещё раз обратим внимание читателей. Формулировка «учения Авраама» и его якобы продолжение в каббале («получение») звучит очень близко к формулировке подзаголовка диалектического блока КОБ. Книга ВП СССР «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» имеет подзаголовок «О естественном, но “забытом” способе постижения человеком Правды Жизни». Теперь появляется западный вариант “диалектики” — «Потерянная инструкция для жизни» (так обозначена одна из книг новой парадигмы), обновлённая Лайтманом каббала — «…методика постижения единой управляющей силы…». Но это лишь слова, слова, слова… Догматических имитаций диалектики было много и до КОБ (самая большая — каббала) и после неё (самая современная — новая научная парадигма). Миллионы людей покупаются на лёгкие способы получения “инструкций для жизни” под контролем опытных учителей. Они начинают всё больше ощущать чего-то “божественное” (трансцендентное)[782], и всё меньше понимать, что с ними происходит. КОБ учит иному: осознанный диалог с Богом должен быть понят, и выводы должны бить сделаны в первую очередь в отношении своей нравственности, а затем о том, что надо менять в социальном плане. Индивиды, путающие диалектику КОБ с кабалистикой (после ознакомления с КОБ) — на бессознательных уровнях психики остались в своих прежних нравственных стереотипах восприятия Объективной реальности. «Альтернатива нашей жизни или вся Каббала за 90 минут» — так называется научно-популярный фильм-лекция, которую ведёт Лайтман. В отличие от ряда других фильмов по каббале, этот уникален. Он наиболее полно и сжато отражает идеи каббалы в исполнении Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы. Как мы увидим дальше, ортодоксальным каноническим иудеям и официальному иудаизму есть на что злиться: Лайтман беззастенчиво приоткрывает некоторые фрагменты иудаизма (через каббалу), о которых даже в среде евреев лишний раз говорить не принято (либо они и сами про это не догадываются). Но главное: Лайтман в этом 90-минутном фильме подтвердил практически все наши основные выводы, сделанные относительно учений ведического Востока и новой научной парадигмы. Причём многое он там наговорил, исходя из своих искренних убеждений. Каббала о высшем «просветлении» Текст этого и следующих разделов по вопросам каббалы мы составили из текстов фильма-лекции«Альтернатива нашей жизни или вся Каббала за 90 минут» с нашими комментариями. В принципе, комментарии были бы почти излишни для тех, кто ознакомился с учебным курсом «Сравнительное богословие». Но, поскольку не все его читали, а кто читал, многое мог забыть, мы будем давать комментарии и сноски к цитатам. Выделения жирным, оригинальное форматирование и сноски — наши:
«Лайтман: Каббала отвечает на вопрос смысла жизни. К нам приходят люди немного депрессивные, которые в этой жизни найти себя не могут. Каббала разделяет желания людей. Первый вид желания — любовь (секс) и голод (животные желания). Второй — богатство. Третий — власть, слава. Четвёртый — знания. Человеческие желания все до четвёртого включительно, потому что человек, чтобы их удовлетворить должен быть в среде — все четыре развиваются внутри нашего мира. Пятый вид желания — дух — духовные желания он получает свыше».
Знакомая градация желаний: совпадает вплоть до мелочей со взглядом на этот вопрос авторов новой научной парадигмы (и ведистов тоже): «…большинство людей безнадёжно увязли в первых трёх печатях: секс, выживание и власть. А выход из этого «подвала человеческого существа» лежит через превращение эмоций нижних печатей в мудрость. Или, как сказал доктор Диспенза, нам нужно позволить эмоциям «обратиться в мудрость и уйти на покой». Иными словами, все четыре желания, которые развиваются «внутри нашего мира» — основаны на принципах «животной» конкуренции между индивидами «за лучшие земные угодия». Даже третий и четвёртый виды желаний служат наиболее полному удовлетворению первых двух: власть, слава и знания нужны для обеспечения “богатством”, а “богатство” — для удовлетворения постоянной похоти и безмерного насыщения. Так принято у большинства недолюдков нашего мира. Лайтман называет эти желания — человеческими. А индивидов, у которых доминируют в поведении «животные» стимулы (но они могут иметь волю для реализации своих «животных» желаний через власть и знания) — человеками. Здесь можно было бы возразить, что власть, славу и знания получают в основном «демоны». Но в контексте лайтмановского повествования главных «демонов» не существует[783]. К тому же, во-первых, к нему идут индивиды в основном с явно выраженным «животным» типом психики с некоторой долей «зомбирования» эзотерикой (как иудеи, так и нет). Во-вторых, его теория не тянет на уровень выше типа психики «зомби». Всё, что выше — закрыто для понимания даже посвящённому каббалисту Лайтману. Это настолько наглядно видно с позиций КОБ, что лайтмановская трактовка каббалы служит просто наглядным подтверждением того, что, видимо, большинство иудеев не могут подняться как в понимании, так и в ощущениях выше типа психики «зомби». Но при этом многие из них остаются о себе достаточно высокого мнения. Следующий текст из фильма-лекции представляет собой каббалистическую версию восточной теории кармы и перевоплощений. Сходство поразительное:
«Человечество должно получать желание к духовному. Для этого мы крутимся и совершенствуемся в этом мире[784].Но это желание к духовному отдельные личности получают и раньше, до того момента, когда основные массы это ощутят. Это желание к духовному у человека проявляется в том виде, когда ни к какому из первых четырёх желаний у него стремления нет, он видит, что в этой жизни он себя наполнить не может, всё равно она пуста. Тогда возникает этот поиск. Он активизируется, особенно с середины XX века и далее[785]. Всё в большем количестве людей возникает духовное желание. Это желание порождает в человеке противоречия[786]. В сердце человека есть место всем желаниям. 4 земных и пятое, оно свыше, и не относится к нашему миру. И человек начинает чувствовать противоречия между 4-мя и последним пятым желаниями. Оно вводит его в состояние внутреннего дискомфорта. В таком состоянии люди приходят к нам[787]. Мы начинаем им показывать, каким образом они могут это желание своё наполнить. Но, поскольку это желание пришло свыше[788], то и наполнить его можно лишь продуктом не нашего мира — светом. Высший свет = Творец, потому что он сотворяет это желание и наполняет его».
Здесь следует прерваться, чтобы пояснить уникальность описания известным каббалистом того, что действительно происходит с психикой (а не с душой)[789] в процессе «просветления» (в каббалистической традиции это — «объединение с высшим светом»). Читая ведическую литературу о том же самом «просветлении», можно ещё сомневаться: «а вдруг психика ученика действительно соединяется с Богом, с Абсолютом?». Ведь в ведической традиции нет такой расистской глобальной социологической доктрины, представленной от имени Бога (Творца), как в иудаизме. В данном же случае мы знаем об иудейском «творце» всё, знаем всё и о миссии иудеев в земном мире (из книг Ветхого Завета и Талмуда)[790]. Поэтому, не повторяясь, сделаем твёрдый вывод: иудейский «творец» — это «мировая закулиса» — «демонические» хозяева дезинтегрированного биоробота (мафии множества «зомби»). А «высший свет» — это эгрегор иудаизма[791]. С этим вряд ли будут спорить все думающие люди, даже те, кто сомневается в содержании ведической традиции «просветления». Надеемся, что после прочтения нижеследующих текстов, взятых нами из выступления Лайтмана, у сторонников ведической традиции «просветления» уверенности убавится. Далее Лайтман продолжает знакомить аудиторию[792] с основами учения каббалы:
«Если у человека это желание не возникает, то он продолжает быть как обычный человек, массы. То есть, гонится за пищей, богатством, властью немножко, славой, и всё это вперемежку в нём и таким образом заполняет свою жизнь. Что дальше? Каббала показывает, что существует некая конструкция, которая называется «Душа = Адам», это просто названия. Она разделена на 600.000 частей.Каждая частичка нисходит в наш мир, разделяется на множество частичек и входит в сердце[793] человека. И человек должен в течении своей жизни достичь того, что он полностью наполняет это каждое желание. Если не достиг в этой жизни — находится на предварительных стадиях, даже не ощущает этого желания. А это желание называется «точка в сердце». То ещё раз возвращается в эту жизнь и ещё раз. То есть, каждое поколение в нашем мире — это те же души частные, 600.000 душ и они дробятся ещё, насколько надо дробятся.Как в одну шеренгу стоят люди с этими частичками, работают, снова возвращаются, душа облачается в новое тело, снова в нём работает и так далее. До тех пор, пока душа не наполнится полностью высшим светом[794]».
Прервём цитирование, чтобы показать удивительные параллели между этой каббалистической теорией перерождений и теорией перерождений в буддизме. В большинстве разновидностей буддизма Бога и души не существует. Лайтман тоже называет «творца» как-то осторожно (это мы увидим далее), а про душу («Адам» — это имя связано с грехопадением: вокруг грехопадения и «просветления» душ выстроена теория каббалы) он говорит «это просто названия…». Приведём для сравнения цитату из нашей шестой книги «Сравнительного богословия», глава «Буддизм», раздел «Теория всеобщей изменяемости» (цитата отделена * * *): * * * Итак, согласно буддийскому учению, окружающий нас мир — иллюзия, созданная бесконечными комбинациями дхарм. Эти комбинации представляют собой «мельчайшие носители сознания» (набор эгрегориальных привязок психики — по-нашему), которое буддисты символически изображают как своеобразное узорчатое полотно, сотканное из неисчислимого количества разноцветных ниточек. Со смертью человека ткань словно распускается, а сами нитки опять соединяются в новое цветное полотно. И последнее поясняется более подробно (ниже приводим обобщённое пояснение, характерное для буддийского понимания жизни):
«Мгновение смерти или наступления новой жизни есть выдающееся, важное событие в единообразной смене мгновений, но всё-таки это лишь отдельное мгновение в целой цепи таких отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Перед ним было мгновение предшествовавшее, и после него будет неизбежно следующее мгновение того же потока сменяющихся элементов. Дитя рождается и в первые же мгновения своего бытия, или, как говорят буддисты, перерождения, протягивает губы к материнской груди, производит целый ряд целесообразных движений. Очевидно, что его психический мир не явился из ничего, он при рождении представляет собою лишь следующее мгновение для целого ряда душевных[795] компонентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому в свою очередь предшествовали отдельные частицы материи. И в этом смысле это не рождение, а перерождение. В своей научной, философской форме закон перерождения душ есть не что иное, как факт душевной преемственности[796], его можно просто назвать законом наследственности, не оставляя, конечно, без внимания всей той разницы, которая внесена в это понятие успехами нашего естествознания. Подобно тому как буддист допускает употребление слов душа и личность в условном, привычном для людей смысле, точно так же он условно говорит о перерождении одного и того же лица, хотя в действительности всякое перерождение есть уже новое лицо, или, выражаясь еще точнее, совершенно новое собрание элементов, связанное, однако, со своим прошлым неизбежным законом причин и следствий». * * * Итак, каббала, оказывается, ничего нового не открывает. Всё уже давно известно из ведической традиции, которой твёрдо следуют миллионы людей, поддерживая своей психикой восточный тип толпо-“элитаризма” и сливаясь воедино с соответствующими эгрегорами, порождениями культуры нашего мира. Следующий текст из выступления Лайтмана ещё больше нас убеждает в идентичности общего теоретического обоснования восточных психотехник и психотехник каббалы:
«То есть, человек, находясь в нашем мире должен полностью наполнить частичку в сердце также, как она находится на духовном уровне. Так, чтобы вопреки всем остальным желаниям. И что тогда будет? Тогда человек будет жить одновременно в нашем мире и в высшем мире, в обоих мирах, их он соединит в себе. Это состояние называется «конец исправления» души (после грехопадения, видимо). Вот этим занимается каббала. Каббала даёт методику исправления. Как исправить свою душу, чтобы снова не возвращаться в этот “прекрасный” мир, а выполнить то, что он должен… состояние полного наслаждения, ощущения вечности и всепознаваемости[797].
|