КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция видаПроблема вида – одна из центральных в биологии, поскольку вид – основная единица существования жизни на Земле и основ- ной качественный этап ее развития. Формирование любой кон- цепции – дело долгое. Поэтому обратимся к истории науки. Понятие «вид» впервые используется Аристотелем и Теофра- стом для обозначения группы сходных между собой организмов. В то время данное понятие является не систематическим, а чисто логическим. Вид понимается не как характер или уровень органи- зации, а как частная категория по отношению к более общей – ро- ду. Иными словами, среди организмов такого-то рода есть орга- низмы таких-то видов. Точно в таком же ключе говорилось о любых других группах предметов и явлений. Например, внутри рода предметов под названием «оружие» есть такие виды предме- тов, как мечи, копья, палицы и т.д. Таким образом, под видом по- нималось то, что можно различить, выделить. Недаром латинское слово « species» (вид) происходит от глагола « specere» – смотреть, разглядывать (от того же корня происходит понятие «специа- лист», то есть рассматриватель). Такой подход к виду называется номиналистическим. Он сохраняется в науке вплоть до 17 в. В 17 в выдающийся британский биолог Джон Рэй впервые го- ворит о виде как о единице биологической систематики. В систе- ме таксонов он выделяет вид и род. При этом понятие «род» он делит на три: genus (современный род), genus subalternum (при- мерно соответствует отряду или семейству), genus summum (со- временный класс). По Рэю, вид как единица систематики элемен- тарен, неразложим. Критериями вида Рэй считает морфологиче- ское сходство особей и передачу признаков потомкам при раз- множении. Следующим важным шагом в развитии представлений о био- логическом виде становятся работы Карла Линнея. Он указывает, что вид реален. Доказательством реальности Линней считает на- личие отчетливых межвидовых границ. Внутри любого вида на- блюдаются вариации признаков вокруг некой средней нормы. При внутривидовых вариациях всегда имеет место постепенность в изменении признаков. Если же оценивать межвидовые различия, то между видами существует hiatus (щель) – перерыв постепенно- сти в изменении признаков. Хиатусом определяется дискрет- ность вида. Это значит, что вид есть отдельность, которую можно вычленить из всего мира. Вслед за Рэем Линней считает, что вид – элементарная, универсальная единица систематики. Будучи соз- дан богом, вид абсолютно устойчив, то есть неизменен с начала до конца времен. В систематике виды объединяются в более вы- сокие таксоны по сходству. В трактовке Линнея, вид чем-то на- поминает демокритовские атомы, разные по величине и форме, нерасчленимые, вечные, неизменные. Линней стал основополож- ником типологической концепции вида. Принадлежность к ви- ду устанавливается путем сравнения с типичными особями. Эта- лоном для сравнения является в данном случае голотип – экземпляр, по которому вид описан, либо идентичные ему экзем- пляры – паратипы. Сравнение ведется лишь по признакам строе- ния. Отголоски этой концепции легко увидеть в любом определи- теле с дихотомическим ключом. Другие исследователи замечают, что виды далеко не всегда легко различать и что границы между ними могут быть плохо за- метными. Отсюда постепенно развивается трансформизм – уче- ние об изменяемости видов. Следовательно, появляется надоб- ность в новых критериях вида. Выясняется, что скрещивание представителей вида воспроизводит видовые признаки в потомст- ве, в отличие от межвидового скрещивания. На этой основе со- временник Линнея Жорж Бюффон дает известный критерий не- скрещиваемости: особи, дающие плодовитое потомство, принадлежат к одному виду, и наоборот. Несколько позже Ламарк приходит к номиналистическому представлению о виде. Вы уже помните его суть: вид – не реаль- ная, а номинальная категория, введенная систематиками для соб- ственного удобства, голое имя ( nomen nudum). Так рождается ди- лемма: либо виды без эволюции, либо эволюция без видов. Дарвин частично решает ее, утвердив в научном сообществе представле- ние об относительном постоянстве видов. Он полагает, что вид реален, дискретен, элементарен, универсален и относительно по- стоянен. И вот тут возникает одна неясность: если вид действи- тельно элементарен, неделим, он не может разделяться на части, вычленяя из себя дочерние виды. Если же он делится на дочерние виды, остается неясным механизм деления. Чтобы понять меха- низм, следует признать, что вид имеет сложную внутреннюю структуру и какие-то его составляющие способны дать начало до- чернему виду. При Дарвине о структуре вида почти ничего не известно. На- стоящая ломка представлений о виде как об однородной совокуп- ности особей начинается в 20 в. Развиваются представления о гео- графических расах (подвидах). Позднее открывают существо- вание экологических и физиологических рас. Ставится вопрос о причинах внутривидового разнообразия. С.П. Семенов-Тян-Шан- ский в статье «Таксономические границы вида и его подразделе- ний» рассматривает внутреннюю структуру вида с эволюционных позиций. Он указывает, что вид – образование развивающееся, то есть дифференцирующееся. Именно в этом контексте следует по- нимать существование подвидов. Подвид – «состояние вида до полного отщепления от ствола родоначальной формы». Позднее, в работе «Линнеевский вид как система», Н.И. Вавилов развивает эти представления. По его мнению, внутривидовое разнообразие определяется как незавершенностью процесса разделения вида, так и разными адаптациями в разных частях ареала. Внутренняя структура служит гомеостатическим механизмом, который прида- ет виду устойчивость в колеблющихся условиях среды. Внутри- видовые группировки, сколь бы разнообразны они ни были, обме- ниваются генами друг с другом, тем самым поддерживая целостность вида. Вавилов впервые четко называет вид системой, способной к саморегуляции и к изменениям. Эти представления легли в основу политипической концепции вида. Позже стано- вится ясно, что для установления видовой принадлежности недос- таточно одних морфологических признаков и надо учитывать все признаки. Развиваются представления о популяции как элемен- тарной единице вида. Когда становятся более или менее ясны не- которые основы популяционной генетики, рассмотренные выше, формируется современная биологическая концепция вида. Од- ним из основных ее авторов является выдающийся американский орнитолог Эрнст Майр. Он изложил суть концепции в нескольких кратких постулатах: 1) биологические виды состоят не из особей, а из популяций; 2) популяции одного вида репродуктивно изоли- рованы от популяций других видов; 3) виды определяются не раз- личием признаков, а генетической обособленностью. Приведен- ные положения указывают на две очень важные вещи. Во-первых, популяции одного вида в силу способности к скрещиванию способ- ны замещать одна другую – викарировать. Если в одной попу- ляции гибнет много особей, она может пополняться за счет пред- ставителей других популяций. Между популяциями разных видов подобное невозможно: они сосуществуют бок о бок либо вытес- няют друг друга. Во-вторых, вид является генетически закрытой системой. В этом состоит его фундаментальное отличие от попу- ляции, которая представляет собой генетически открытую систе- му (рис. 8). Ошеломляющее разнообразие жизни на Земле – это разнообразие видов, которые можно различить благодаря именно закрытости, не позволяющей распространять видовые свойства бесконечно. Сказанное позволяет дать рабочее определение вида:
|