Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Состояние проблемы антропогенеза до Дарвина




Уже в Древней Индии и Древнем Китае философы пишут о

сходстве строения человека и обезьяны и говорят об «обезьяньем»

прошлом людей. Однако в те времена подобные рассуждения ос-

таются чисто умозрительными. Научному же обсуждению про-

блема происхождения человека начала подвергаться лишь в 18 в.

Первым, кто четко поставил вопрос о месте человека в жи-

вотном мире, является великий шведский систематик Карл Лин-

ней. В 1758 г. он помещает человека в отряд приматов, который

сам и выделяет, в отдельное семейство Hominidae. Ему же при-

надлежит латинское название Homo sapiens. Сходство людей с че-

ловекообразными обезьянами бросается в глаза любому система-

тику. Теоретически Линней мог сделать заключение о

происхождении человека от других приматов. Такого заключения

он не делает, поскольку довольно твердо придерживается теории

сотворения: «...если бы я назвал человека обезьяной или наоборот,

то был бы неминуемо отлучен от церкви. Однако как натуралист

я, быть может, обязан поступить именно так».

Креационизм во времена Линнея (и до середины 19 столетия)

является господствующей доктриной в биологической науке. По-

этому мало кому приходит в голову вести поиск предков челове-

ка. Одновременно многие биологи считают, что разные человече-

ские

расы

неравны

биологически,

поскольку

ведут

происхождение от разных сыновей Ноя – Иафета, Сима и Хама.

Мнение о неравенстве хорошо иллюстрируется словами Жоржа

Кювье: «Самая низкая человеческая раса, раса негров, облик ко-

торых наиболее близок к облику неразумного животного, и ум ко-

торых нигде не развивается настолько, чтобы достигнуть регуляр-

ного образа правления, ...нигде не сохранила ни летописей, ни

древних преданий». Таким образом, креационизм соседствует с

расизмом, который в то время имеет библейскую, а не биологиче-

скую основу. Теория сотворения легко «объясняет» разрыв как

между разными биологическими видами, так и между человече-

скими расами. Любой вид признается созданным не средой, а для

среды, о чем мы уже говорили, цитируя Кювье в одной из преды-

дущих глав. Для ломки этих представлений требуется сочетание

экологического и эволюционного подходов к живым объектам.

Человеком, совершившим прорыв в указанном направлении,

становится Жан Батист Ламарк. Высказываясь о происхождении

человека, он более осторожен. Во вводных рассуждениях к своей

книге он говорит, что человек – продукт прогрессивного развития

организации. В первой части книги приводится гипотеза о живот-

ном происхождении человека. В качестве предков рассматрива-

ются человекообразные обезьяны. Выделяется два мощных фак-

тора антропогенеза: прямохождение при работе свободными

руками и обмен информацией (он употребляет слово «знаки») с

помощью членораздельной речи. Эти явления обеспечивают че-

ловеку господство над другими видами, быстрое размножение и

широкое расселение по планете. Окончание рассуждений не-

сколько неожиданно: «Вот какие выводы можно было бы сделать,

если бы человек, рассматриваемый нами здесь как представитель

господствующей породы, отличался от животных только призна-

ками своей организации и если бы его происхождение не было

иным, нежели у них». Историки науки склоняются к мнению, что

здесь, в намеке на божественное происхождение человека, делает-

ся явный реверанс в сторону церкви, возможно, из опасения, что

книга не будет издана.

В первой половине 19 в. практически единственным, кроме

Ламарка, кто твердо придерживается естественноисторических

взглядов на происхождение человека, остается Карл Бэр. Его ру-

кописи и работы 1820 – 1850-х гг. содержат теоретические основы

научной антропологии, одним из родоначальников которой Бэр

является. Он считает необходимым сравнивать по черепам пред-

ставителей ныне живущих рас и народов. Это, по его мнению, по-

зволяет восстановить историю формирования и расселения чело-

вечества. Бэр полагает, что современные расы происходят от

одного корня и представляют собой результат приспособления к

разнородным внешним условиям. Будучи сторонником монофи-

лии человечества, Бэр считает необходимым научное доказатель-

ство данного факта. С этой целью он составляет программу ан-

тропологических исследований и унифицирует краниометрии-

ческие (черепные) характеристики рас. На данной основе его

ученик Н.Н. Миклухо-Маклай позднее показывает отсутствие

принципиальных различий между «дикими» жителями Океании и

представителями «цивилизованной» белой расы. В статье «О

древнейших обитателях Европы» Бэр перечисляет такие движу-

щие силы антропогенеза, как развитие мозга, формирование аль-

труистического поведения, освоение огня и в особенности ору-

дийную деятельность. В работе Бэра впервые в сжатом виде

представлена трудовая теория антропогенеза, которую позднее

развивает Ф. Энгельс. Добавим попутно, что еще до находок

древнейших людей Бэр предсказывает наличие у них низкого,

скошенного назад лба. Эти положения Бэра совпадают по времени

с выходом в свет теории Дарвина.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты