КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современной теории антропогенеза⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42 Современное состояние проблемы антропогенеза может быть сведено к обсуждению восьми основных пунктов, часть которых в 19 в. вообще не рассматривалась. Поэтому дадим их краткое из- ложение, подчеркивая то новое, что было внесено после Дарвина. I. Место человека в живой природе. Представления по дан- ному вопросу не изменились со времен Линнея. В системе отряда Приматы по-прежнему выделяется семейство Hominidae с единст- венным родом, который представлен одним видом Homo sapiens. II. Предпосылки «очеловечивания» обезьян.Считалось, что «точкой отсчета» в антропогенезе является переход к назем- ному образу жизни, который повлек за собой прямохождение, орудийную деятельность и т.п. Однако сейчас выясняется, что ряд важнейших предпосылок был приобретен нашими далекими предками еще при древесном образе жизни: 1. Хватательная конечность.Будучи неспециализированным органом, она стала морфологической основой трудовой деятельно- сти. Отличительная черта такой конечности – отсутствие специали- зации. Раз специализации нет, конечность может выполнять самые разные операции, чего не скажешь о лошадином копыте, крыле ле- тучей мыши или ласте кита. Характерно также, что через этот ор- ган, точнее, через чувство осязания обезьяны и человек получают значительную часть информации об окружающем мире. 2. Стереоскопическое зрение.Глаза приматов лежат в одной плоскости, и их оптические оси параллельны. Это дает исключи- тельный уровень объемности зрения – второго из основных чувств, при помощи которых мы добываем информацию о мире (следует добавить факт богатого цветовосприятия, совсем не час- тый у зверей). В природе объемное зрение встречается очень ред- ко. При жизни на деревьях оно необходимо, поскольку лазанье и прыжки по качающимся и гнущимся ветвям требуют высокой способности к акробатическим импровизациям. Умение фокуси- ровать взгляд на предметах и точно оценивать расстояние, несо- мненно, развивало также и мозг. 3. Социальность приматов (от полуобезьян к шимпанзе) прошла ряд эволюционных стадий: а) одиночные самцы и материнские семьи (мать и дитя); б) семейная группа – самец, самка и дети; в) стадо с одним самцом; г) стадо со многими самцами (у самцов иерархия по возрасту, силе и уму); д) истинное многосамцовое стадо – самцы относительно тер- пимы друг к другу. Отмечается, что параллельно с развитием социальной струк- туры растет размер стада. Его последний тип встречается при по- луназемном образе жизни. Роль социальности громадна, ибо об- мен информацией в группе невозможен, как вы помните, без развитого мозга. Чем крупней социум, чем сложнее его внутрен- няя структура, чем сложней связи между отдельными особями и их группами, тем более мощный интеллект требуется для регули- рования разнообразных отношений и ситуаций. III. Ближайшая предковая группа.Таковой считается груп- па видов с общим названием австралопитеки. Из всех обезьян они наиболее близки по морфологии к современному человеку: прак- тически сформировано прямохождение, включая нижнее положе- ние затылочного отверстия черепа и мощные ягодичные мышцы, зубы располагаются дугой, а не клином, клыки редуцированы, вес мозга довольно велик и достигает 550 г (550 см3). Если вас не впе- чатляет эта цифра, вспомните, что важно оценивать не только аб- солютные, но и относительные параметры, а в данном случае – соотношение размеров мозга и тела. Например, мозги современ- ного человека меньше слоновьих, но мы куда интеллектуальней слона, в частности потому, что наш мозг обслуживает не пятитон- ное тело, а менее центнера живой материи. Австралопитеки были не слишком крупными обезьянами и имели рост 1.0 – 1.5 м при весе 20 – 65 кг. Для сравнения: у гориллы при росте под 2 м и весе более центнера вес мозга лишь 460 г. Эволюционное формирование австралопитеков, вероятно, свя- зано с существенным изменением климата на больших пространст- вах Африки и Евразии. Иссушение и похолодание приводит к заме- не многих лесных экосистем степными. Туда переходят жить лесные обезьяны, которые около 10 млн лет назад дают начало ав- стралопитекам. Причиной ухода из лесных экосистем в саванны может быть ожесточившаяся при уменьшении площади лесов кон- куренция за пищу и пространство, пресс хищников либо что-то иное. Австралопитеки живут стадами на открытых местах. Они все- ядны, причем всеядность включает в себя каннибализм. Они ис- пользуют подручные предметы в качестве орудий и могут подолгу поддерживать огонь, зажженный природными силами (прометеев австралопитек). Эта группа обезьян существует долго, вымерев лишь 750 000 лет назад. Какой именно вид австралопитеков был нашим прямым предком, сказать точно затруднительно. По одной из версий, это афарский австралопитек ( Australopithecus afarensis), не обладающий чертами какой-либо узкой специализации. Его ос- танки возрастом около 3.5 млн лет обнаружены в Эфиопии. IV. Место возникновения человека.Широкая география ис- копаемых находок приводит часть ученых к отказу от постулата об африканских корнях человечества. На смену дарвиновскому моно- центризму приходит теория полицентризма. Согласно ей, человек возникал независимо и неоднократно в разных частях планеты. Ис- ходя из этого современные расы – это разные биологические виды, и сходство их является конвергентным. Это сомнительно, так как столь глубокое сходство едва ли достижимо конвергентным путем. Во всяком случае другие подобные примеры науке неизвестны. Есть и третий подход к решению проблемы – теория широкого мо- ноцентризма. По этой версии, у человечества один центр происхо- ждения, охватывающий значительную часть Африки, Ближний Восток и Средиземноморье. Между тем данный подход противоре- чит теории о центрах происхождения видов: слишком уж велик центр. Вопрос находится в стадии обсуждения. V. Время возникновения человека.По разным данным, оно оценивается от 1,75 до 3 млн лет. Причина разночтений – несо- вершенство изотопного метода датировок. Древнейшая находка, которую оценивают как реального человека, – это Homo habilis ( Человек умелый). Вместе с его останками найдены прими- тивные галечные орудия. Вес мозга Человека умелого заметно больше, чем у австралопитеков – до 775 г. Первый палец на ноге не отведен в сторону, а прижат к другим, как у нас. Концевые фа- ланги пальцев Homo habilis уплощены, что свидетельствует о ре- гулярной орудийной работе. Следует заметить, что переход к из- готовлению орудий – практически единственный критерий человека, который удается оценить по ископаемым остаткам. Все, касающееся речи и других форм интеллектуальной деятель- ности, утрачено безвозвратно. Да и в материальной культуре со- храняется лишь малая часть, и пропадают предметы, сделанные из нестойких материалов: одежда, украшения, резьба по дереву и другие деревянные изделия, венки, раскраска, татуировка и т.д. VI. Ключевые группы ископаемых людей.Человек умелый, по всей вероятности, быстро расселяется по Африке, Средизем- номорью, Южной, Центральной и Восточной Азии. В разных час- тях ареала, попадая в разные условия, он дает группу дочерних форм (питекантроп, синантроп, телантроп, атлантроп, гейдель- бергский человек и др.). Таксономический статус этих форм – са- мостоятельные виды или один полиморфный вид – неясен. Их объединяют под латинским названием Homo erectus (Человек вы- прямленный), а также называют архантропами, или древней- шими людьми.Они похожи на нас, хотя имеют мощный над- бровный валик, низкий и покатый лоб, плоский нос, а подбородочный выступ у них не развит. Средний рост варьирует в разных частях ареала. Половой диморфизм значителен. Вес мозга 800 – 1000 г. При таком или чуть меньшем весе мозга овладевает речью ребенок современного человека. Это позволяет предполо- жить, что у архантропов уже есть настоящая членораздельная речь, хотя еще примитивная. Архантропы живут главным образом в пещерах, но способны строить каменные укрытия. Они используют огонь, который, ви- димо, не добывают, а поддерживают, беря в местах естественных пожаров. Орудийная деятельность развита. Добыча включает весьма крупных животных, в том числе носорогов. Ее добывание, несомненно, является коллективным и требует большой слажен- ности действий в группе. Максимального расцвета архантропы достигают 600 – 400 тыс. лет назад, после чего сравнительно бы- стро вымирают (140 тыс. лет назад), дав начало следующей груп- пе (виду?) – палеоантропам, или неандертальцам ( Homo sapiens neandertalensis). Стоянки и останки неандертальцев обнаружены в сотнях мест Африки, Европы и Азии. Их возраст 250 – 25 тыс. лет. Неандер- тальцы – промежуточная группа между архантропами и людьми со- временного типа. Пропорции их тела близки к современным. Еще сохраняются большой надбровный валик, низкий скошенный лоб и затылок, отсутствие подбородочного выступа, массивный скелет и мощная мускулатура при росте 155 – 165 см. Лицо неандерталь- цев – крупное, с большими, широко расставленными глазами, кисти широкие, с широкими и толстыми ногтями. Вес мозга 1500 г и бо- лее, тогда как у современных людей средний вес мозга 1300 г. Их орудия разнообразней и совершенней, чем у архантропов. Судя по всему, помимо приобретения более мощного мозга, существенно расширяются орудийная деятельность и работа с огнем. Установлено, что описанный тип строения является у неан- дертальцев не единственным. Самые древние их формы имеют более грациальные черты: надбровный валик меньше, подбородок больше, лоб выше, кости тоньше. Предполагается, что поздняя, массивная ветвь эволюции оказалась тупиковой, а более ранняя 50 – 40 тыс. лет назад дает неоантропов (кроманьонцев), или людей современного типа ( Homo sapiens). Описывать их облик нет нужды, ибо он соответствует наше- му. По сравнению с неандертальцами, фигура становится строй- ней, увеличивается рост, уменьшается лицевая часть черепа. Вес мозга не изменяется, но усовершенствуется его структура. Есть гипотеза, что современные люди и неандертальцы относятся к од- ному биологическому виду, ибо раскопки указывают на многие случаи смешения одних с другими с образованием промежуточ- ных форм. Со временем неандертальский тип вытесняется совре- менным как в генетическом, так и в культурном плане. Кромань- онцы с высокой скоростью расселяются по всем континентам, кроме Антарктиды, разделяясь в ходе расселения на большие и малые расы. Помимо этого, у людей современного типа происхо- дят две революции: 1. Неолитическая революция – приручение животных и окультуривание растений (10 тыс. лет назад). 2. Научно-техническая революция, давшая современную техническую мощь (последние 2 тыс. лет). Но это уже предмет других наук. VII. Факторы эволюции человека.Общепризнанно дейст- вие всех без исключения элементарных эволюционных факторов на всех этапах формирования человека вплоть до замены биоло- гической эволюции на социальную. Сохраняет силу и положение о дивергентном характере эволюции. Подтверждение тому – об- наруженные виды австралопитеков, группа форм древнейших лю- дей, а также две формы неандертальцев. Последний по времени пучок форм связан с формированием современных рас. Таким об- разом, дивергенция работает на всех этапах антропогенеза. Ска- занное означает, что с «технической» точки зрения происхожде- ние человека ничем не отличается от происхождения прочих биологических видов. VIII. Структурные и физиологические приобретения че- ловека. Последовательность их появления на сегодняшний день достоверно не установлена. Поэтому мы лишь перечислим основ- ные «достижения» человека и обозначим некоторые дискуссион- ные моменты. 1. Прямохождение. Возможно, что комплекс связанных с ним признаков окончательно формируется на стадии Человека умелого. К таким признакам относят положение затылочного отверстия, че- тыре изгиба позвоночника и сводчатую стопу, которые амортизи- руют вертикальные нагрузки, широкий таз и брюшной пресс, под- держивающие органы брюшной полости, грудную клетку, сжатую дорсовентрально, чтобы не клонило вперед, мощные икроножные и ягодичные мышцы, помогающие удерживать равновесие. Энгельс писал, что прямохождение освободило руку для труда. Между тем есть мнение, что все было как раз наоборот: не прямохождение ос- вободило руку, а ручная работа ускорила переход к прямохожде- нию. При этом предполагается, что использование предметов в ка- честве орудий – весьма раннее приобретение приматов, не требующее наличия большого мозга и двуногости. Возможно, наи- более приемлемой является не одна из этих крайних точек зрения, а цитированная выше дарвиновская: трудовая деятельность – частью следствие, частью причина прямохождения. Некоторые авторы ука- зывают, что происхождение вертикальной походки могло быть во- обще никак не связано с трудом, который развился позднее. Биоме- ханиками подсчитано, что двуногость резко снижает скорость передвижения, но она очень экономична при долгом перемещении, что дает преимущества в поиске пищи. Кроме того, двуногость – отличный способ расширения обзора при жизни на открытых мес- тах, который конвергентно возникает во множестве групп живот- ных, от рептилий до зверей. 2. Всеядность.Переход к ней произошел еще на стадии обезьяны и, возможно, был вынужденным: при переходе к назем- ной жизни (нижний ярус леса, степь) обезьянам стали недоступны плоды, и качество растительной пищи ухудшилось. В ходе эво- люции доля животной пищи возрастает. Всеядность упрощает строение и уменьшает размер пищеварительного тракта, посколь- ку животная пища усваивается не в пример легче растительной. Кроме того, разнообразие добычи усложняет стратегию пищевого поиска и тем самым стимулирует развитие мозга. 3. Развитие руки проходит в трех направлениях. Во-первых, уменьшается ее относительный размер по сравнению с обезьяньей рукой. Во-вторых, увеличивается подвижность суставов и разно- образие мышц. В-третьих, большой палец приобретает способ- ность обхватывать предметы, тогда как до стадии неандертальца включительно предметы сгребаются четырьмя пальцами. 4. Развитие органов речи реконструируется плохо, поскольку мягкие ткани не сохраняются в отложениях. Самый демонстра- тивный показатель их прогресса – развитие подбородочного вы- ступа, к которому крепятся мышцы языка и гортани. Подбородок формируется полностью лишь у людей современного типа. 5. Развитие мозга сперва идет по пути увеличения его разме- ров, который, как уже сказано, у неандертальцев превосходил со- временный. Но сейчас хорошо известно, что интеллект определяет- ся не только весом мозга. Так, у И.С. Тургенева он достигал 2 кг, а у Анатоля Франса составлял всего 900 г, но оба были личностями экстраординарными. Следовательно, важна и внутренняя структура органа. Сейчас по слепкам ископаемых черепов установлено, что у кроманьонцев (людей современного типа) мозг стал меньше неан- дертальского, но в нем сильно развиты лобные доли больших по- лушарий, связанные со сложными формами мышления. 6. Образование современных рас.Это последний из регистри- руемых этапов морфологической эволюции человека. Общее про- исхождение рас признается большинством исследователей. Поли- морфность Homo sapiens – это способ сохранения целостности вида в разнообразных и изменчивых условиях среды. Помимо специфи- ческих черепных признаков, особенностей иммунного статуса и ряда других параметров характеристики трех «больших» рас вклю- чают ряд признаков, легко различаемых визуально: а) австрало-негроидная (негроидная): темная кожа, волни- стые или курчавые волосы, широкий и мало выступающий нос с поперечными ноздрями, толстые губы; б) европеоидная (евразийская): светлая или смуглая кожа, прямые или волнистые мягкие волосы, узкий выступающий нос, тонкие губы, сильное развитие усов и бороды у мужчин; в) монголоидная (азиатско-американская): смуглая или светлая кожа, прямые, часто жесткие волосы, средняя ширина но- са и губ, сравнительно крупный размер уплощенного лица, силь- ное выступание скул, подкожные жировые отложения на лице, заметное развитие эпикантуса («третьего века»). Ареалы рас до эпохи европейской колонизации были таковы: – австрало-негроидная: Старый Свет к югу от тропика Рака; – европеоидная: Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Северная Индия; – монголоидная: Азия (Северная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная) и обе Америки. Названные межрасовые признаки являются адаптациями к ус- ловиям, характерным для той или иной части планеты. Например, темная кожа – защита от интенсивного облучения, так как высо- кая концентрация в ней меланина останавливает проникновение ультрафиолета в организм. Крупная носовая полость европеои- дов – место согревания холодного воздуха. Подкожная жировая клетчатка на лице монголоидов защищает от обмерзания во время холодных континентальных зим. По совокупности черт первые две расы ближе друг к другу, нежели к монголоидной. Межрасовые различия касаются второ- степенных признаков, не затрагивая базовые черты строения, фи- зиологии и поведения людей. Поэтому бессмысленно придавать этим различиям большое значение и указывать на биологическую неравноценность человеческих рас. Все варианты межрасовой гибридизации дают плодовитое потомство, зачастую с ярко выра- женным эффектом гетерозиса (гибридной силы). Одного этого вполне достаточно, чтобы понять принадлежность всех людей к одному биологическому виду. Перечисленные выше приобретения составили принципиаль- но новый комплекс признаков, обеспечивший колоссальный био- логический прогресс человека. При этом общее прогрессивное развитие сопровождается регрессивными изменениями целого ря- да структур: зубного аппарата, костных гребней на черепе, черве- образного отростка кишечника, волосяного покрова и др. IX. Возникновение социальности человеческого типа.Об- щественный образ жизни – эволюционно позднее приобретение животных. Мы уже говорили, что он возникает лишь в кайнозое у насекомых и зверей. Разделение труда и обмен информацией у на- секомых жестко запрограммированы генетически, поэтому мы не станем обсуждать их далее. Что касается зверей, их социальность базируется главным образом на высшей нервной деятельности, то есть на деятельности коры больших полушарий. Эта деятельность связана со способностью к обучению и передачей приобретенных навыков потомству. Для такой передачи даже не требуется обще- ство. Крупные хищники обучают детей охоте, которой сами нау- чились от родителей, и уводят их от опасностей, познанных на личном опыте. У приматов названные способности достигают значительного развития, в основном благодаря развитию общения мимикой и вокализацией. Высшая нервная деятельность человека выходит на совер- шенно новую ступень. Суть выхода состоит в появлении второй сигнальной системы. Если первая сигнальная система животных представляет собой реакции на раздражители внешнего мира, то вторая – это слова, обозначающие раздражители. Появление чле- нораздельной речи становится возможным благодаря усовершен- ствованию структуры не только мозга, но и гортани, без которой сложное речевое общение не возникло бы при любом мозге. Потребность во второй сигнальной системе обусловлена мно- гими причинами. Это упоминавшийся рост численности перво- бытных человеческих стад с их сложной возрастной и половой структурой. Это необходимость прокормить и защитить коллек- тив. Это орудийная деятельность. Она обусловила два очень зна- чимых в истории человечества события. Одно из них – освоение огня. Огонь не только согревает, защищает и делает пищу более усвояемой, но также позволяет усовершенствовать обработку орудий – обжигать, отпаривать, вываривать и т.д. Даже приготов- ление пищи – это технология, включающая использование разной посуды и техники обработки пищи. Другое событие – окультури- вание растений и одомашнивание животных. Сельское хозяйство не только позволяет быть относительно независимым от пищевых ресурсов среды, но также нуждается в разнообразных орудиях и в слаженной деятельности многих людей. Нельзя забывать и о том, что орудийная деятельность, помимо преимуществ в освоении среды, делает вооруженных людей потенциально опасными друг для друга и требует упорядоченных взаимоотношений между ни- ми. Важнейшим элементом упорядоченности является отбор по «генам альтруизма». Начинается поддержание соплеменников, слабых физически, но ценных умственными способностями или профессиональными навыками (изготовители орудий, следопыты, художники и т.д.). Формируется также умение ставить интересы рода выше личных и жертвовать собой во имя этих интересов. От «жертвенности» муравьев или пчел человеческая отличается вы- сочайшим уровнем осознанности, что в животном мире практиче- ски невозможно. По существу, альтруистические наклонности и делают нас людьми, а не высокоорганизованными обезьянами. В таких условиях идет отбор на способность к обучению и восприятию больших объемов информации. Жестко детермини- рованная генетическая программа заменяется так называемой «открытой программой». На обучение надо все больше времени. Детство удлиняется, и забота о потомстве сплачивает коллектив еще сильнее. Социальность растет и в ходе эволюции семьи. Возникнове- ние экзогамии в родах (запрет на половые отношения внутри кол- лектива) сейчас пытаются объяснить двумя гипотезами. Первая из них – «биологическая». Она состоит в том, что древние люди ви- дят либо вредные последствия близкородственного скрещивания, либо гибридную силу при скрещивании межродовом. «Политиче- ская» гипотеза трактует экзогамию как средство установления и закрепления связей между родами. Предотвращение войны опять- таки усиливает социальные связи. Вследствие всего перечисленного, обмен информацией под- нимается у человека на огромную высоту. Развиваются символи- ческий язык, способность к абстрагированию, концептуальное мышление. Рождается человеческая культура. Кроме языка, она включает в себя моду на еду, одежду, обряды и обычаи, искусст- во, технику, одним словом, идеи. Подобно генам, они передаются в ряду поколений. Но, в отличие от генов, они могут с большой скоростью передаваться по горизонтали, то есть в пределах одно- го поколения. Элементы культуры эволюционируют быстрей, чем виды, и часто выживают лучше, как, например, идеи великих мыслителей. Единица передачи культурного наследия называется мим, или единица имитации. Распространение мимов напоми- нает процессы в живой природе. Передача информации от челове- ка к человеку – аналог репликации (копирования) гена. Интерпре- тирование нарушает точность передачи, что аналогично мутациям. Теории, концепции, мифы участвуют в борьбе за суще- ствование, которая происходит в человеческом мозге, книгах, га- зетах, на радио и телевидении. Неудачные мимы гибнут, не прой- дя отбор. До появления кроманьонцев идет интенсивная морфологическая эволюция при слабой культурной. Естествен- ный отбор постепенно создает тип строения и физиологии, при котором возможно колоссальное расширение и углубление дея- тельности без заметных перестроек организма. С этого момента начинается резкое доминирование социальных законов. Числен- ность и ареалы человеческих групп зависят теперь от историче- ских, а не биологических причин. Таким образом, возникновение человечества представляет со- бой качественный скачок в живой природе с двумя поворотными моментами – началом трудовой деятельности и переходом к геге- монии социальности. Гегемония не означает, что все биологиче- ское в человеке исчезло. Оно сохраняется в его структурных и фи- зиологических признаках, в его темпераменте, который также наследуется. Однако на темперамент наслаиваются так называемые вековые типы характера, свойственные любому обществу, неза- висимо от времени и места на планете. Сюда входят владение ре- чевыми навыками, контроль над эмоциями, способность к интел- лектуальному анализу и синтезу и многое другое. Хорошо известно, что при рождении в человеке нет ничего социального. Но по своим биологическим особенностям он готов к восприятию ог- ромной социальной программы. Это возможно только в обществе, что хорошо доказывается двумя десятками известных случаев вос- питания детей животными, при которых получались не книжные Маугли, а дикие звери. Над вековыми типами характера стоят нра- вы, или социально-психические типы. Они непостоянны, выте- кают из жизни определенной эпохи и местности и являются свой- ствами этносов. Любой этнос сцементирован единством культурных черт (языка, поведения, форм хозяйства), а также осоз- нанием своего единства и отличия от других этносов. Легко заме- тить, что каждый человек представляет собой неповторимое соче- тание морфофизиологических признаков, темперамента и различных социальных категорий. X. Перспективы эволюции человека. Мы говорили, что биологическая эволюция человека закончилась. Навсегда ли она закончилась, достоверно никому не известно. Кроме того, на че- ловека не перестали действовать элементарные эволюционные факторы. Изменился лишь характер их действия. Мутационный процесс сохраняет прежнее значение. Более того, в ряде районов планеты его давление явно усиливается из-за загрязнения биосферы множеством разнообразных мутагенов. Рост процента мутантов во многих популяциях таит в себе опас- ность, поскольку наращивание генетического груза не может быть бесконечным. А мы дополнительно способствуем его наращива- нию, сохраняя больных людей, что порождает проблемы, на кото- рые указывал Дарвин, хотя, безусловно, гуманно. Естественный отбор резко ослабляет свое действие. Точнее, ослабевает его движущая форма, а работает в основном стабили- зирующая, которая устраняет из человеческих популяций многие летальные и полулетальные мутации. Изоляция постепенно сходит на нет вследствие развития средств транспорта. Нарушение изоляционных барьеров приводит к возникновению большого числа уникальных наследственных комбинаций, которые появляются при межнациональной и меж- расовой гибридизации. Например, в Центральной и Южной Аме- рике, где идет интенсивное смешение всех трех рас, сложился со- вершенно специфический облик людей, нигде ранее не встречавшийся. Популяционные волны не играют большой роли, поскольку колебания численности в человеческих популяциях не так резки, как в былые века. Их действие возможно разве что в локальных условиях, там, где еще есть относительно изолированные поселе- ния людей. На сегодняшний день не приходится говорить о каких-либо принципиальных изменениях человеческого облика. Судить же об отдаленных перспективах человечества пока затруднительно. Есть ряд опасностей в виде повышения общего числа разнонаправлен- ных мутаций, роста числа раковых заболеваний и аллергий, особо опасных инфекций и т.д. Любая из них в принципе может вызвать столь разрушительные биологические последствия, что это соз- даст трудности для самого существования человеческого общест- ва. Пока это не произошло, нам необходимо поставить под кон- троль развитие ситуации вокруг нашего собственного вида, который не имеет права на вымирание в обозримом будущем. Заключение Мы с вами рассмотрели в общих чертах, что представляет со- бой теория эволюции как наука. Мы выявили различные предпо- сылки возникновения эволюционизма в биологии и первые, еще не совершенные системы эволюционных представлений. Мы прошли путь от этих представлений до теперешнего состояния науки. Нам известны современные методы эволюционной теории и основные положения различных ее разделов. От проблемы проис- хождения и этапов эволюции жизни на Земле мы перешли к меха- низмам видообразования, а затем – к закономерностям макроэво- люции, закончив наш беглый обзор весьма интересной темой антропогенеза. Эволюционное мировосприятие внедрилось в науку нелегко. В развитии эволюционной теории были взлеты и застои. В каж- дом разделе по сей день остается великое множество нерешенных и дискуссионных проблем, и настоящее пособие отражает лишь очень малую их часть. Наличие проблем – большое благо для лю- бой науки. До тех пор пока вопросов в ней больше, чем ответов, она жива и имеет перспективы развития. Изучение закономерностей исторического развития живой природы Земли находится в самом своем начале. За пределами современных достижений в этой замечательной области скрыва- ется еще много интересных закономерностей, которые со време- нем непременно будут узнаны. Рекомендуемая литература 1. Берман, З.И. Современные проблемы эволюционной теории / З.И. Берман, К.М. Завадский, А.Л. Зеликман, А.А. Парамонов, Ю.И. Полянский. – Л.: Наука, 1967. – 489 с. 2. Грант, В. Эволюционный процесс / В. Грант. – М.: Мир, 1991. – 488 с. 3. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор / Ч. Дарвин // Собрание сочинений. – СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1899. – Т. 2. – С. 1 – 427. 4. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного от- бора / Ч. Дарвин. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. – 821 с. 5. Дарвин, Ч. Изменения домашних животных и культурных растений / Ч. Дарвин. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 781 с. 6. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. – М.: Мир, 1993. – 317 с. 7. Константинов, А.В. Основы эволюционной теории / А.В. Константинов. – Минск: Вышэйшая школа, 1979. – 399 с. 8. Ламарк, Ж. Философия зоологии / Ж. Ламарк // Избранные труды. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 1. – С. 165–775. 9. Майр, Э. Зоологический вид и эволюция / Э. Майр. – М.: Мир, 1968. – 597 с. 10. Медников, Б.М. Дарвинизм в XX веке / Б.М. Медников. – М.: Советская Россия, 1975. – 224 с. 11. Парамонов, А.А. Дарвинизм / А.А. Парамонов. – М.: Про- свещение, 1978. – 335 с. 12. Северцов, А.Н. Морфологические закономерности эволю- ции / А.Н. Северцов. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. – 610 с. 13. Северцов, А.С. Основы теории эволюции / А.С. Север- цов. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 320 с. 14. Северцов, А.С. Направленность эволюции / А.С. Север- цов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 272 с. 15. Тимофеев-Ресовский, Н.И. Краткий очерк теории эволю- ции / Н.И. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. – М.: Наука, 1977. – 301 с. 16. Филипченко, Ю.А. Эволюционная идея в биологии. Исто- рический обзор эволюционных учений XIX века / Ю.А. Фи- липченко. – М.: Наука, 1977. – 227 с. 17. Шмальгаузен, И.И. Проблемы дарвинизма / И.И. Шмаль- гаузен. – Л.: Наука, 1969. – 493 с. 18. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса: Избранные труды / И.И. Шмальгаузен. – М.: Наука, 1983. – 360 с. 19. Яблоков, А.В. Эволюционное учение / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М.: Высшая школа, 1989. – 335 с.
Оглавление Введение ............................................................................................... 3 Глава 1 Теория эволюции как наука .............................................. 5
|