КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Во второй половине 19 в.Интересно, что в своем главном эволюционном труде Дарвин не говорит ничего конкретного об антропогенезе. Он обходится общей фразой о том, что его теория со временем прольет свет на происхождение человека. Этого оказалось достаточно для резкого неприятия теории церковью, которая не может примириться с идеей существования наших животных предков. У церкви неожиданно нашелся мощный союзник с биологи- ческим образованием – Альфред Уоллес. Он публикует статью «Развитие человеческих рас под действием естественного отбо- ра», где отмечает, что «...некоторое высшее интеллигентное суще- ство давало определенное направление развитию человека, на- правляло его к специальной цели совершенно так же, как человек руководит развитием многих животных и растительных форм». При этом прочие организмы подвержены действию естественных законов. Логика, приведшая Уоллеса к такому умозаключению, довольно проста. В одной из экспедиций он замечает, что туземцы Малайского архипелага не уступают по интеллектуальному раз- витию европейцам (по словам самого Уоллеса, «членам научных обществ»). Отсюда делается вывод, что при их образе жизни столь мощный мозг не нужен. А естественный отбор ненужного не создает. Стало быть, разум создан богом. Кроме мозга, Уоллес считает сотворенными и другие важнейшие структуры – челове- ческие органы речи и руку. В более поздних работах он подходит к вопросу о божественном вмешательстве еще более широко и указывает, что оно имело место в истории Земли по крайней мере трижды: при образовании живой материи, при появлении чувст- вительности и при возникновении духовных свойств человека. По Уоллесу, с образованием интеллекта морфологическая эволюция человека останавливается. За счет труда человек поддерживает гармонию между неизменяющимся телом и изменяющейся Все- ленной. После теории Дарвина идеи Уоллеса не получают поддержки в научных кругах. Хотя к его здравой мысли об остановке морфо- логической эволюции человека мы еще вернемся. А в то время биологи все активней разрабатывают вопрос о степени родства человека и животных. В этом направлении выделяется работа британского зоолога Томаса Гексли «Место человека в природе». Автор четко показывает принципиальное сходство строения чело- века и различных групп позвоночных животных, указав около се- мидесяти общих признаков устройства важнейших систем орга- нов. А его взгляд на рудименты как на остатки прежде развитых структур и на атавизмы как на возврат к признакам предков стал хрестоматийным и ныне входит в школьные учебники по всей планете. Гексли особо остановился на сравнении строения мозга человека и обезьян, показав, что и здесь отчетливо наблюдается высокая степень родства. Заметки Гексли о мозге Дарвин счел не- обходимым включить в свою книгу «Происхождение человека и половой отбор», вышедшую в 1871 г. Обратимся к основным по- ложениям этой работы. Само название книги показывает, что в ней рассматриваются две проблемы, связанные скорее косвенно, чем прямо. Вопрос о происхождении человека занимает первые семь глав, т.е. пример- но четверть объема работы. Основная мысль Дарвина по проблеме антропогенеза – естественный путь возникновения вида Homo sapiens. В первой главе обсуждается очевидность происхождения че- ловека от эволюционно примитивных (возникших раньше) жи- вотных форм. Черты сходства с низшими животными образуют несколько групп: 1) гомологичность всех человеческих органов, включая мозг, соответствующим органам позвоночных; 2) сходство стадий зародышевого развития; 3) общие болезни; 4) близкие или даже одинаковые виды паразитов; 5) рудименты человека, находящиеся в развитом состоянии у других видов (подкожные и ушные мышцы, третье веко, обоня- тельные рецепторы, зубы мудрости, аппендикс, копчиковая кость и др.). По последнему пункту делается вывод, что рудиментация – результат эволюционного развития. Вторая глава посвящена вопросу о способе развития человека из низшей формы. Здесь доказывается, что на человека действуют те же законы природы, что и на другие биологические виды: 1) наследственность, а также изменчивость в обеих ее фор- мах; 2) остановки развития (в качестве примера дается мозг идио- тов); 3) появление атавистических признаков (две матки, многосос- ковость, полидактилия, большие клыки и т.д.); 4) борьба за существование; 5) естественный отбор. Обезьяноподобные предки человека, спустившись с деревьев, встают перед эволюционной альтернативой: ходить на четырех ногах или на двух. Итогом становится прямохождение. В резуль- тате образуются стопа с прижатым большим пальцем, изгибы по- звоночника, мощный таз, новое положение головы. Кроме того, уменьшаются клыки, увеличиваются мозг и мозговая часть чере- па. Относительно трудовой деятельности отмечается, что она яв- ляется частью следствием, частью причиной прямохождения. Ос- новой доминирования человека в природе Дарвин считает его строение, умственные способности и общественные инстинкты, которые в совокупности компенсируют физическую слабость. Глава третья отведена сравнению умственных способностей человека и животных. Ее цель – показать отсутствие принципи- альных различий в этом плане между человеком и высшими мле- копитающими. По мысли Дарвина, между ними имеются плавные количественные переходы без отчетливой качественной границы. С современной точки зрения, эта глава, пожалуй, самая слабая. У животных признаются практически все человеческие черты: лю- бовь и ревность, способность к обману и мести, великодушие и чувство благодарности, честность и понятие о собственности, аб- страктное мышление и речь, самосознание и чувство красоты... Сейчас невозможно восстановить ход мысли автора. Не исключе- но, что подобное очеловечивание дикой природы было формой протеста против церковных представлений об исключительности и, значит, божественном происхождении человека. Дарвин их со- вершенно не принимает. Он подчеркивает, что человеческая речь происходит из способности к подражанию, которая хорошо раз- вита у приматов. Поэтому возникновение разума не требует Тво- рения, а возникает естественным путем через ряд промежуточных форм. Возникновение религии рассматривается как попытка чело- века объяснить окружающий мир при слабых способностях к объ- яснению. Отношение собаки к хозяину признается похожим на религиозное чувство. В четвертой главе речь идет об общественном образе жизни человека. Он достался нам от предков в готовом виде. Общест- венный инстинкт помогает выживать, и из него вырастает нравст- венность. Группа не может выжить без соблюдения общих инте- ресов. Поэтому первоначально пользовались уважением лишь общественные добродетели: прекращение внутренней вражды и убийств, самопожертвование в интересах группы и т.п. При этом соблюдение нравственных норм не требуется при общении с представителями других обществ. Позднее наши предки начина- ют ценить и личные достоинства особей. Нравственные нормы передаются в ряду поколений воспитанием. Небольшая пятая глава содержит рассуждение о формирова- нии человеческого интеллекта путем естественного отбора, ко- торый в настоящее время ослабел. За высокий уровень культуры современный человек платит высокую цену. Мы сохраняем жизнь больным и немощным. Это ведет к биологическому ослаблению вида, что является большим злом. Выхода из тупика Дарвин не видит и не предлагает. В шестой главе, где рассматривается генеалогия нашего вида, автор принимает приведенные выше линнеевские представления о месте человека в системе животного мира. В качестве ближайших предков названы человекообразные обезьяны, но не современные, а какие-то вымершие. Предки человека прослеживаются вглубь филогенетического древа от обезьян через однопроходных и реп- тилий к рыбообразным формам и далее к примитивным хордо- вым, вроде личинок асцидий. Предполагается, что исторической родиной человека является Африка. Основанием для этого пред- положения служит географический анализ: в Африке обитают са- мые близкие к нам виды – шимпанзе и горилла. «Очеловечива- ние» обезьян начинается в третичном периоде. Седьмая глава посвящена проблеме человеческих рас. Дарвин указывает, что человек относится к полиморфным видам, и все расы происходят от одного общего корня. Их появление – следст- вие естественного отбора в разных условиях среды (здесь он по- вторяет Карла Бэра). В формировании межрасовых различий большая роль отводится половому отбору. Он обусловливает по- ловую привлекательность особей и закрепление тех или иных внешних признаков, а с ними – и различных представлений о кра- соте. Следует заметить, что само понятие «раса» у Дарвина весьма расплывчато. Он говорит, например, о разных европейских расах, о расах «диких» и «цивилизованных» и т.д. Вообще формулиров- ки автора несколько отдают расизмом, поскольку он непрерывно употребляет такие обороты, как «дикари», «низшие народы», «ди- кие расы», «низшие расы». Легко видеть, что у Дарвина смешаны представления о расах (в биологическом смысле), этносах и обще- ственно-экономических формациях. Завершая книгу, Дарвин еще раз подчеркивает естественное происхождение человека и произносит прекрасные слова: «Чело- веку можно простить, если он чувствует некоторую гордость при мысли, что он поднялся... на высшую ступень органической лест- ницы; и то, что он на нее поднялся, вместо того чтобы быть по- ставленным здесь с самого начала, может внушать ему надежду на еще более высокую участь в отдаленном будущем». Подведем промежуточный итог. Дарвин верно указывает на некоторые существенные моменты, которые должны входить в теорию антропогенеза: 1) место человека в живой природе; 2) предковая группа; 3) географический центр происхождения; 4) время происхождения; 5) факторы эволюции человека. Здесь не хватает разве что этапов эволюции и описания мор- фологических перестроек, характерных для каждого этапа. С этим во времена Дарвина дело обстоит еще очень сложно из-за острого дефицита палеонтологических данных. Взгляды Дарвина на про- исхождение человека, как уже говорилось, не устраивают церковь своей материалистичностью. Не устраивают они и расистов, но по иной причине. Дело в том, что признание общего происхождения рас, не дает возможности биологически обосновывать их неравен- ство. Соображения, высказанные Дарвином, определяют направ- ления исследований и темы профессиональных дискуссий на де- сятилетия вперед. Таким образом, к концу 19 в. формируется до- вольно стройная система представлений о происхождении чело- века. В ее основе лежат материалистичные по сути теория эволюции Дарвина и трудовая теория антропогенеза Энгельса. Их главным недостатком остается умозрительность, ибо палеонтоло- гическая и археологическая информация в то время почти отсут- ствовала. Теории предстояло проверять фактами. К настоящему времени таких фактов скопилось много, хотя все еще недостаточ- но. Поэтому целесообразно перейти к изложению современного состояния проблемы антропогенеза. Некоторые вопросы
|