КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II.5.1. Орфоэпические нормыВладение нормами литературного произношения, умение правильно и выразительно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость. Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь) сложилась так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения. Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой культуры, что снижает авторитет выступающего. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование. Произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, поэтому сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, справочниках и словарях, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практика, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными. Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций: – усвоить основные правила русского литературного произношения; – научиться слушать свою речь и речь окружающих; – слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения; – осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, исправлять свои ошибки и недочеты; – исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям. Изучение правил литературного произношения должно начинаться с разграничением двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного, распространенного в бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием. При неполном стиле произношения происходит чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.
|