КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капитализм ставил человека в условия жизненной борьбы, в которой человек мог полагаться только на свои силы, разум и волю. Изменения в общественном производстве повлекли за собой изменения в общественной жизни и массовом сознании. Социально-политические процессы нашли отражение в развитии философии. Главной проблемой новоевропейской философии, особенно XVII века становится проблема метода, методологии научного познания. В философии определяются две методологии: эмпиризм и рационализм, и как разновидность эмпиризма – сенсуализм. Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, как ответвление от эмпи Философия Нового времени начинается с Фрэнсиса Бэкона,именно ему принадлежит заслуга в разработке методологии эмпиризма. Как и многие другие представители гуманистической культуры, Ф. Бэкон использует концепцию двух истин для разграничения философии и религии. Они, прежде всего, по его мнению, разграничиваются по предмету исследования. Предмет религии – сфера моральных поступков человека, а предмет науки – исследование природы. Религию нельзя смешивать с наукой, ибо вмешательство науки в религию приводит к неверию, а вмешательство религии в науку – к фантастическим домыслам и суеверию. Обеспечив, таким образом, независимость философии и религии, Бэкон стремится разработать такую систему философии, которая приносила бы практическую пользу и увеличивала бы власть человека над природой. Поэтому проблеме метода, а именно созданию научной методологии, он уделяет особенное внимание. В своей работе «Новый органон» Ф.Бэкон подчеркивает, что цель знания не в самом знании, а в господстве человека над природой. Решению этой задачи способствует экспериментально-индуктивный метод. Формулировка экспериментально-индуктивного метода является важным вкладом в развитие научного познания. Сущность индуктивного метода Бэкона заключается в непрерывном и постепенном обобщении. Индуктивный вывод может быть получен не столько на основе наблюдения фактов, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению. Такое изучение фактов является уже не простым наблюдением, а экспериментом, который предполагает активное вмешательство в наблюдаемый процесс. Если индуктивное обобщение устраняет недостатки, свойственные разуму человека, то эксперимент устраняет недостатки, свойственные чувствам человека. Большую роль для развития философии сыграли произведения Рене Декарта.Среди философских вопросов, разрабатывавшихся Декартом, были вопросы, связанные с выяснением целей и методов познания. Как и Ф.Бэкон, цель познания Декарт видел, во-первых, в увеличении господства человека над силами природы; во-вторых, в открытии и усовершенствовании технических средств; в-третьих, в познании причин природных явлений; в-четвертых, в усовершенствовании природы самого человека. Однако, Р.Декарт в отличие от Ф.Бэкона, полагал, что основой познания является не опыт, чувства, а человеческий разум. Исходным пунктом гносеологических воззрений Декарта является сомнение в достоверности и истинности общепризнанных знаний. Декарт считал, что существование внешнего мира, как и существование тела, является сомнительным. Несомненным является только сам факт сомнения. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, существует ли тело человека, но очевидным является факт наличия сомнения. Сомнение существует. Но сомнение – один из актов мышления. Раз я сомневаюсь, следовательно, я мыслю. Но мыслить я могу только в том случае, если существую. В результате этих рассуждений Декарт делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую». Факт реального существования у Декарта подтверждается фактом мышления. Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р.Декарт сделал вывод о существовании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объяснялась наличием Бога. В учении о познании Декарт был представителем рационализма. Он считал истины математики достоверными и обладающими всеобщностью. Поэтому Декарт отвел исключительную роль в процессе познания дедукции. Под дедукцией он понимал рассуждение, состоящее из цепочки достоверных логических выводов. Достоверность аксиом для разума интуитивна и принимается без доказательств. На основе интуиции и дедукции разум, если будет руководствоваться достоверным методом, может достигнуть полной достоверности. Свои представления об истинном методе Декарт изложил в своем сочинении «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины». Рационалистический метод Декарта сводится к следующим требованиям: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы и задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Декартовский дуализм материальной и духовной субстанции был преодолен Бенедиктом Спинозой.В своих философских исследованиях Спиноза опирался на механико-материалистическую методологию, которую считал единственно научной. На основе этой методологии Спиноза пытался понять «первопричину происхождения всех вещей». Природу он понимал как единую и единственную, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Представителем идеалистического направления в философии Нового времени был немецкий математик и философ - Готфрид Вильгельм Лейбниц, который в своей философии, как и другие мыслители Нового времени, стремился раскрыть сущность бытия в форме учения о субстанции, которую он называл монадой. Лейбниц различал: - мир умопостигаемый или мир истинно сущего (метафизическая реальность), - чувственно данный или физический мир (феноменальная реальность). Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций-монад, которые являются первоэлементами бытия. Субстанции не зависят друг от друга. Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Гармония между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие, тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать, выражать и отражать все другие монады и весь мир. Лейбниц подчеркивает, что «монада – зеркало Вселенной». В области теории познания Лейбниц стремился сочетать рационализм и эмпиризм. Он исходил из того, что всякое суждение по своей природе является аналитическим. В качестве критерия истины он выдвигал закон противоречия. По Лейбницу истины бывают двух родов: истины разума и истины факта. Первые проверяются законами аристотелевской логики (закон противоречия, тождества и исключения третьего). Для проверки истин факта Лейбниц предлагал опираться на закон достаточного основания, который он сам и сформулировал. Впоследствии Лейбниц пришел к выводу, что для исследования всего сущего не нужно ничего кроме законов логики. Джон Локк,английский мыслитель конца XVII века обосновал сенсуалистское учение о происхождении понятий и идей из ощущений и восприятий. В своем основном произведении «Опыт о человеческом разуме» Локк разработал учение об опыте, посредством которого Локк объясняет происхождение знания. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев (последователей Р.Декарта) и кембриджских платоников, Локк утверждал, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в ощущениях, а наше сознание есть «чистая доска», на которой нет ничего до нашего рождения. Таким образом, он пришел к выводу об опытной природе знания. Разрабатывая учение об опытном происхождении знания, Локк видел источник внешнего опыта в объективном мире, а способности человека, как ощущение и опыт, позволяют ему познавать мир. В области этико-педагогических воззрений Локк сформулировал этический идеал Нового времени, содержание которого соответствовало духу эпохи. Цель педагогической деятельности Локк видел в формировании крепкого телом и здорового духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний полезных для предпринимательской и торговой деятельности. Рассуждая на темы воспитания, он говорил о том, что воспитание должно учитывать естественнее склонности воспитуемого и быть индивидуальным. К числу наиболее прогрессивных педагогических идей Локка следует отнести: - тезис о решающем влиянии среды на воспитание и образование; - обоснование значения наглядности в обучении.
3.4.2. Концепция «Естественных прав и общественного договора» Томаса Гоббса В своем учении об «естественных правах» и «общественном договоре», Т.Гоббс исследует проблему государства, проблему взаимосвязи государства и общества. По его мнению, люди, когда существовало древнее общество, подчинялись природным законам - основному закону – самосохранения, стремясь выжить любым способом, поэтому вели «Войну всех против всех». Стремясь преодолеть состояние противоборства и создать гарантии мира и безопасности, древнее общество переходят к государственному устройству. В условиях государственности «естественное право» уступает место закону. По Гоббсу, закон является предписанием разума по поводу того, что нужно делать и от чего следует отказаться для сохранения своей жизни и безопасности. Государственная власть возникает в результате «общественного договора», добровольного соглашения людей. Сущность государства Гоббс усматривает в сосредоточении власти в руках одного человека или собрания людей. Идея общественного договора, посредством которой граждане провозглашают установление государственной власти, была прогрессивной идеей в условиях того времени. Она противостояла концепциям божественного происхождения государства, обосновывала идею исторической закономерности возникновения государства из необходимости развития общества, которое нуждалось в такой «силе» и была направлена против теорий, защищавших прерогативы королевской власти, была органически связана с теорией естественных прав человека. Государство, установленное путем соглашения, рассматривалось Гоббсом в качестве гаранта мирной жизни граждан. Государство было призвано защищать людей от произвола и насилия. Гоббс видел в государстве единственную альтернативу состоянию войны и соперничества.
2.4.3. Философия Просвещения: французский материализм
В XVIII веке во Франции философия развивалась как важнейший элемент Просвещения. Под Просвещением понимается прогрессивная идеология периода становления капитализма, эпохи Великой французской революции. Идеология Просвещения имела свое философское обоснование, которое именуется философией Просвещения. Философской основой французского Просвещения, идеологически подготовившего Великую французскую буржуазную революцию, был материализм. В развитии французского материализма можно выделить две формы: деистический материализм (Вольтер, Монтескье, Руссо, Тюрго, Кондорсе); атеистический материализм (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах). Для французских просветителей, идеологически подготовивших Великую французскую буржуазную революцию, основой человеческого разума выступала природа. Под природой они понимали совокупность движущихся атомов, из которых образуются вещи. Взаимодействие атомов происходит по законам необходимости, случайность - это следствие нашего незнания. По своей природе все люди равны и имеют одинаковое право на счастье. Для французских просветителей, идеологически подготовивших Великую французскую буржуазную революцию, основой человеческого разума выступала природа. Под природой они понимали совокупность движущихся атомов, изправо Французские просветители считали, что миром правят идеи, взгляды и мнения. Поэтому они стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание путем распространения образования и ликвидации невежества. Выдающимся представителем французского деизма эпохи Просвещения был Шарль Луи де Монтескьё, величайшей заслугой которого является разработка основ географического детерминизма в области социологии. В соответствии с географическим подходом Монтескье доказывал, что географическая среда и в первую очередь климат является решающей причиной возникновения различных форм государственной власти и различий в законодательстве. Монтескье утверждал, что в условиях жаркого климата «обыкновенно царит деспотизм». Со 2-й половины 40-х годов XVIII века во французской философии ведущую роль играет атеистический материализм Ламетри, Гельвеция, Дидро, Гольбаха. Жюльен Ламетри, будучи сторонником материализма, утверждал изначальность существования материи, ее неуничтожимость. Сознание он рассматривал как свойство материи, которое проявляется при воздействии на мозг человека предметов внешнего мира. В своей работе «Человек-машина» он утверждал, что между животными и людьми имеются только количественные различия. По его мнению, человек обладает большей степенью чувствительности, большим количеством потребностей и, следовательно, большим количеством ума. Однако, являясь сторонником механицизма, Ламетри сводил физиологические явления к механическим, и уподоблял человека машине. Поэтому религию и мистику, а также наличие души, ее бессмертия, он считал излишними для объяснения функционирования человеческого механизма. Будучи материалистом в объяснении природных явлений, Ж.Ламетри был идеалистом при объяснении общественного развития. Он рассматривал просвещение и сознательную деятельность выдающихся личностей в качестве движущих сил истории и потому был сторонником просвещенного абсолютизма. Основные понятия:методология, метод, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, гилозоизм, монада, общественный договор.
|