КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исходные философские категории
Основными понятиями, выражающими сущность философского знания, являются категории «бытие», «материя», «сознание», «истина». В отличие от обыденного понимания философия трактует термин «бытие» не как просто существование, а как нечто, что гарантирует существование и мира в целом, и отдельной личности. Ориентирующаяся на связь с наукой и научное постижение мира, философия, определяя категорию бытия, стремится выяснить его уровни, типы и место в структуре знания. Одним из первых это попытался сделать представитель элейской школы в античной философии Парменид, выделивший основные характеристики бытия: целостность, истинность, благость, красоту и, по существу, понимавший под бытием то, что лежит за миром чувственных вещей, т.е. мысль. С платоновской философии начинается европейская традиция удвоения (разделения) бытия на мир идей (мир истины) и чувственную реальность (мир подобий). В последующем такой подход получил развитие в тенденции разделения бытия на материальное (мир) и идеальное (сознание, бессознательное, дух, Бог). В средневековой философии удвоение мира получило религиозную трактовку: истинное бытие – Бог, а мир, сотворенный Богом из ничто, в ничто же и исчезнет. В эпоху Возрождения бытие рассматривали как природу, с одной стороны, самостоятельную, а с другой – нуждающуюся в человеке как творце К основным формам бытия традиционная философия относит: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального. Каждая из названных форм, в свою очередь, имеет собственные взаимозависимые и взаимодействующие виды. К бытию вещей относятся: 1. Предметы, процессы, состояния природы, существующие вне и независимо от человека, – бытие естественно-природного. 2. Бытие предметов, произведенных человеком, – вторая природа. Бытие человека – уникальное для природы сочетание естественного, природного (тело), духовного (сознание) и социального (общественные связи индивида) начал. Бытие духовного складывается из индивидуализированного (сознание индивида) и объективированного (духовная культура). Бытие же социального выступает как единство материальной и идеальной действительности, где центральными философско-онтологическими понятиями, выражающими их взаимодействие, являются категории «материя» и «сознание». Материя (в переводе с лат. – вещество) – философская категория, которая в материалистической философии обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим. Историко-философский анализ возникновения и развития понятия «материя» сводится к анализу трех основных этапов ее эволюции: 1) как вещи, 2) как свойства, 3) как отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такой способ постижения мира (учение о стихиях) использовали античные философы – представители милетской школы, считавшие первоосновой воду (Фалес), апейрон, или бесконечное (Анаксимандр), и воздух (Анаксимен). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм, развивавшийся через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлениям Левкиппа и Демокрита, а затем Эпикура и Лукреция Кара об атомах как единой материальной основе мира. Рациональный смысл вещного понимания материи заключается в двух моментах: во-первых, здесь речь шла о наличии некоторых всеобщих первоначал, бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое многообразие окружающего мира. Впоследствии органическая химия выявила четыре органогенных элемента – углерод, водород, кислород и азот, выступивших аналогами четырех «корней» Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля). Во-вторых, вещный подход имел большое мировоззренческое и методологическое значение, т.к. ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе. Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, основанной, в частности, на опыте как принципе постижения бытия. Наука этого периода, не изменив качественно представления о материи как первооснове, углубила его, используя такую количественную характеристику, как «масса». Подобное отождествление материи с массой характерно для работ Г. Галилея, И. Ньютона, М. Ломоносова и Лавуазье, сформулировавших закон сохранения материи как закон сохранения массы, или веса, тел. Для второго этапа характерно: 1) определение материи в границах механистического подхода как первоосновы вещей; 2) рассмотрение ее «самой по себе» вне отношения к сознанию; 3) включение в понятие материи только природного мира, оставляющее за пределами данной категории социальную сферу. Однако уже в новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания, когда в определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, а впоследствии марксизмом – уже как философская абстракция, что и определило ее статус в рамках основного вопроса философии. В условиях научной революции XIX – начала XX века, радикально изменившей представление человека о мироздании и его устройстве, развивается представление о материи как о том, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения (Г. Плеханов) или, согласно позиции В.И. Ленина, является философской категорией для обозначения единственного всеобщего свойства вещей и явлений – быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Иными словами, материя толкуется здесь в рамках системы субъектно-объектных отношений. В современной философии проблема материи либо уходит на второй план (нетрадиционные направления), либо она трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами (всеобщими формами бытия), как движение, пространство и время. Движение – это понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий. Качественная трансформация движущегося объекта может иметь двоякую направленность: повышение уровня сложности системной организации и ее связей со средой – прогресс (переход от низшего к высшему, к более совершенным формам, их более высокой организации и эволюционным возможностям), и упрощение внутренней и внешней структуры объекта – регресс (возврат объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам). Каждому структурному образованию материи соответствует присущая ему форма движения, которые на основе важнейших этапов развития материи делят на три основные группы. Для неживой природы характерны механическая (перемещение в пространстве и времени), физическая (движение атомов, молекул, световые явления) и химическая (химические реакции) формы движения. Для живой природы – биологическая (обмен веществ внутри живого организма), а для общества – социальная (материальные и духовные изменения, происходящие в обществе) формы движения. Всеобщими формами движения материи являются пространство и время. Пространство – свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях). Время – понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Оно однонаправленно и необратимо, что особенно ярко проявляется в индивидуальной жизни организмов. В глубинах микромира можно обнаружить иные характеристики времени и пространства, а в других мирах вне нашей Метагалактики могут быть иные материальные структуры, а следовательно, и неизвестные нам формы пространства-времени. В рамках же известных нам материальных образований время подразделяется на три основных типа: 1) природное – время различных природных явлений и процессов (физических, механических и химических), с которыми в современной науке связаны понятия физического, космологического и геологического времени; 2) биологическое– различные биологические формы движения в рамках самоорганизации живой природы; 3) социальное– охватывающее различные виды времени (социально-историческое, художественное, время отдельной личности и целого поколения), связанные с конкретными формами человеческой деятельности, жизни общества и отдельного индивида. Последнему уделяется все больше внимания в современной философии. Так называемое субъективно-переживаемое время «внутреннего Я», связанное с особенностями такого феномена, как «память», все чаще становится предметом интереса не только психологов, но и философов, а также деятелей искусств. Однако эти исследования лежат, скорее, в плоскости философско-психологического анализа отражательных способностей человека в рамках его сознательной и бессознательной деятельности. Сознание – это одно из фундаментальных философских понятий, выражающее особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, с тем, что он почувствовал, подумал, пережил. Сущностным содержанием сознания как субъективной реальности является идеальное, представляющее собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В аксиологическом плане категория идеального выражает ценностное отношение субъекта к действительности, а по отношению к практической деятельности обозначает духовную и творческую активность, целеполагание, целеустремленность и волю. Для философского понимания сознания характерны разные подходы. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, стремилась выделить единые, сверхчувственные принципы и начала бытия, а ценность человеческого разума, сознания определяла степенью приобщенности к этому единому принципу и началу миропорядка. Так, в средневековой философии сознание рассматривалось как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, наряду с которым в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный ему. В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем мире, самосознании и саморефлексии. Наряду с субстанциональным подходом развивается также натуралистически-функцио- Благодаря сознательной деятельности человек обладает возможностью получения обобщенных знаний о связях, отношениях и закономерностях объективного мира; ставит цели и разрабатывает планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулирует и контролирует эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью; определяет ценностные ориентиры своего бытия. С точки зрения носителя сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной, являясь основой познавательной деятельности как отдельной личности, так и общества в целом. Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире. Являясь сущностью бытия любой социальной действительности, в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов, познание осуществляется в следующих формах: обыденное, научно-теоретическое, мифологическое, религиозное, философское и художественное. Исходной структурой познания являются субъект-объектные отношения (субъект – кто познает; объект – что познается), в которых центральной проблемой является вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма (признание возможности постижения истины), скептицизма (сомнение в достоверности нашего знания о мире) и агностицизма (отрицание возможности познания действительности). Истина (соответствие нашего знания объективной реальности) выступает в качестве универсальной цели познания, хотя представления о ней и путях ее достижения в историко-философской традиции менялись и конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (античность), «разума и веры» (средние века), «знания и незнания» (Новое время). Взгляды на природу познания обуславливаются, главным образом, пониманием характера субъект-объектных отношений. Для классической философии процесс познания – это созерцание, предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности, что нашло свое отражение в двух основных интерпретациях: 1) трактовка процесса познания как припоминания, характерная для восходящей к Платону рационально-идеалистической тра- 2) характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.
Начиная с немецкого идеализма философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует актив- Для современной неклассической философии характерна интерпретация познания как творческой деятельности субъекта и отказ от установки на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Акцент на практической природе познания характерен для марксизма, где трактуемое как опережающее отражение действительности, познание выступает как важный момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, и для прагматизма, где оно обеспечивает психологическую уверенность субъекта в практической деятельности. В рамках феноменологии и герменевтики реализуется семантический подход к познанию как процессу смыслообразования, позволяющему человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько самого себя. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур. В познавательном процессе выделяют два уровня: чувственный и рациональный, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение рационализма, признающего приоритет разума над чувственными формами познания, и эмпиризма, считающего источником всех знаний чувственный опыт. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Являясь основой познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения и трансляции. Рациональное познание лежит в основе таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Специальную роль в познавательном процессе играет интуиция как особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики. С точки зрения специфики объекта познания (природа, общество, человек) выделяют соответствующие ему типы знания: естественное, социальное и гуманитарное. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных проблем в философии. Основой процесса самопознания является самосознание, выступающее в следующих формах: 1) самочувствие – элементарное осознание индивидом своего тела и его вписанности в окружающий мир; 2) осознание своей принадлежности к той или иной культуре и социальной общности; 3) высшей ступенью самосознания является возникновение сознания собственного «я», т.е. чувства свободы, ответственности и контроля за собственными действиями, а также способность их оценки.
Для всех перечисленных видов познавательной деятельности характерны специфические формы и методы познания, всеобщими из которых являются диалектика и метафизика. Термин «диалектика» имеет различное смысловое значение. Впервые его употребил древнегреческий философ Сократ для обозначения выявления различных точек зрения, искусства вести беседу, спор. Его современник Гераклит, которого принято считать основателем диалектической традиции, под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей. В данном случае она выступает в форме материалистической диалектики. Классическим представителем идеалисти- В современной философии утвердилось представление о диалектике, которое включает следующие идеи и принципы: 1) принцип связи всех форм бытия, что подтверждается разви- 2) принцип развития, изменчивости всего существующего; 3) идея противоречивости бытия как причины и условия его существования.
В систему диалектики входят такие основные законы:закон единства и борьбы противоположностей, рассматривающий противоречия как источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, исследующий механизм развития; за- Метафизика как противоположный диалектике метод познания возникла и развивалась одновременно с нею. (Метафизика употребляется и в другом значении – как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия). Для метафизического метода характерно одностороннее рассмотрение бытия, абсолютизация, преувеличение отдельных его моментов, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Проявления этого метода многообразны: это и догматизм, когда учитывается лишь момент покоя, устойчивости в развитии; и релятивизм, абсолютизирующий момент изменчивости; и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов (например, известный еще древним грекам софизм «рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов, значит, ты имеешь рога»). Говоря о метафизике, было бы неверно умалять ее возможности как метода познания, позволяющего рассмотреть предметы в покое, статике, что необходимо в процессе познания. Но при этом недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют. Итак, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях. Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функ- Методологическая функция (от греч. – путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. При этом, в отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Ф. Бэкон, английский философ XVII в., сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути. Аксиологическая функция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей. Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека. Философия, как часть общей культуры человечества, выпол-
Тесты 1. Мировоззрение – это: а) мироощущение; б) знание о мире; в)практический опыт человека; г)совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру; д) непротиворечивая система суждений о природе.
2. С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением: а) философия и мировоззрение – основные формы мифологии; б) мировоззрение – часть философии; в)философия – часть мировоззрения; г)философия – теоретическое ядро мировоззрения; д) основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия – вспомогательную.
3. Возникновение философского мировоззрения относится к: а) середине III тысячелетия до н.э.; б) III–I вв. до н.э.; в)VII–VI вв. до н.э.; г)XVII–XVIII вв. н.э.
4. Первоначальное определение философии как области знания – это: а) душа культуры; б) учение о мудрости; в)любовь к мудрости; г)учение о первосущностях; д) форма теоретического мировоззрения.
5. Для мифологического мировоззрения характерны такие черты, как: а) рациональность; б) строгая логическая структура; в)образность и эмоциональность; г)рассказ о прошлом; д) миропонимание; е)вера в сверхъестественное.
6. Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как: а) тоценочный характер; б) абстрактность; в)эмпирическая обоснованность; г)доказательность; д) логическая обоснованность; е)простота; ж) наглядность; з) системность; и) максимальная общность.
|