Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развития философии




 

Содержание темы:

 

2.1. Философия древнего Востока, представленная основными направлениями древнеиндийской (локоята и чарвака) и древнекитайской (даосизм, моизм и конфуцианство) философии.

Первые попытки поиска первоосновы и решения вопроса о соотношении материального и духовного.

Начало европейской философской культуры. Первые философские школы Древней Греции: милетская и пифагорейская.

Учение Гераклита и его место в древнегреческой философии.

Роль софистов (Протагор, Горгий) в популяризации знаний о древнегреческом обществе.

Истоки европейского материализма – атомистическая теория Демокрита и Эпикура.

Классическая триада греческой философии – Сократ, Платон, Аристотель. Сократ, совершивший поворот в греческой философии от проблем Космоса к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья и т.д.

Логическое продолжение идей Сократа в трудах Платона, учение об идеях которого – отрицательная реакция на атомизм Демокрита и первая форма объективного идеализма. Учение о государстве у Платона.

Критика платоновского объективного идеализма Аристотелем. Социально-философская проблематика у Аристотеля и Платона.

Римско-эллинистический период греческой философии (I в. до н.э.–V в. н.э.), представленный эпикуреизмом, стоицизмом, скептицизмом и неоплатонизмом. Неоплатонизм как разновидность объективного идеализма – переходная ступень от древнегреческой к средневековой философии и один из элементов в становлении христианской теологии.

 

2.2. Периодизация средневековой западноевропейской философии: подготовительный этап (II–VIII вв.) – формирование данной философии; ранняя схоластика (IX–XII вв.) – знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) – окончательное отделение философии от теологии; поздняя схоластика (XIV–XV вв.) – рационалистическая систематизация новых знаний и создание логики и метафизики иррационалистического направления.

Теоцентризм, основанный на догмате креационизма, характерная особенность средневековой философии, ее онтологии.

Средневековая антропология и средневековая гносеология. Учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Пять рациональных доказательств существования Бога.

Проблема соотношения общих и конкретных понятий в средневековой философии. Формирование двух направлений – номинализма и реализма.

Номинализм (И. Росцеллин, У. Оккам) – принижение значения общих понятий. Реализм (Ф. Аквинский) – утверждение реальности общих идей. Особая позиция Д. Скотта, рассматривавшего вещь как единство общего и частного.

Роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры.

Главные особенности философии эпохи Ренессанса (Возрождения): освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви, активное использование античного культурного наследия и развитие научного (натурфилософского) знания. Специфические черты философии этого периода: пантеизм и антропоцентризм. Воплощение этих особенностей в философских концепциях Н. Кузанского и Д. Бруно.

 

2.3. Интерес философии Нового времени к естественным наукам, обобщение их завоеваний и поиск нового метода познания. Материализм Нового времени. Взгляды английских философов Ф. Бэкона и Т. Гоббса, голландца Б. Спинозы. Философия родоначальника английской материалистической философии Ф. Бэкона.

Природа как предмет философии у английских материалистов. Место учения о познании в философии новоевропейских материалистов. Две ступени знания: чувственное и разумное, развитие таких методов как индуктивный (Ф. Бэкон), анализ и синтез (Т. Гоббс). Учение о человеке, гражданине, обществе в философии Т. Гоббса – последователя и сторонника теории общественного договора в вопросе о возникновении государства.

Дуалистическая философия Нового времени. Взгляды французского философа-рационалиста Р. Декарта. Метод постижения истины Р. Декарта: дедукция и синтез.

Метафизический и механистический характер материализма XVII–XVIII вв.

Диалектика, развиваемая философами-идеалистами:

Г.В. Лейбницем, Л. Беркли и Д. Юмом. Учение о монадах Лейбница. Субъективный идеализм и агностицизм Д. Беркли и Д. Юма.

 

Два основных направления в философии французского материализма ХVIII в.: продолжавшее материалистическую физику Декарта (Ж. Ламет-
ри, Д. Дидро) и развивавшее материалистический сенсуализм Локка (П. Голь-
бах, К. Гельвеций). Общие черты материалистических учений этого периода: механистический и метафизический характер метода философского анализа, интерес к вопросу происхождения и сущности сознания, сенсуализм в теории познания.

Учение о человеке и обществе французских материалистов. Сведение ими социального к индивидуальному. Вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства.

 

2.4. Место и роль в духовной жизни Европы немецкой философии конца XVIII – начала XIX века. Родоначальник немецкой классической философии – И. Кант. Два периода в философской эволюции Канта: «докритический» и «критический».

Кантовское понимание «критики чистого разума» и «практического разума». Дуализм Канта, определивший основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму и априоризм.

Исходный принцип этики Канта – принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов. Кантовское понимание нравственного закона – категорического императива.

Философия продолжателя и критика взглядов Канта – Гегеля – создателя всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Три части философской системы Гегеля: логика, философия природы и философия духа.

Диалектика Гегеля. Учение о гражданском обществе и государстве Гегеля.

Основное содержание философии Л. Фейербаха – представителя материалистического направления немецкой классической философии. Критика христианской религии и ее догматов, гегелевской идеалистической философии и недоценка гегелевской диалектики. Сущность антропологического материализма.

Идеализм Л. Фейербаха в понимании общества. Трактовка им человека как абстрактного, природного существа.

Философия марксизма как наследница немецкой классической философии, его неоднозначная оценка. Место этого направления в истории философии; его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм).

Классический марксизм как развивающаяся теория. Идеи марксизма, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации.

Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие ее от предшествующих учений. Потребность творческого прочтения марксизма в настоящее время и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории.

 

2.5. Русская философия как оригинальное образование мировой философской мысли. Периодизация русской философии: начальный этап – XI–XIII вв.; расцвет русской средневековой философии – XV–XVI вв; в XVII в – переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.

Характерные черты начального этапа развития русской философии: теснейшая связь с природой и поклонение ей.

Главная особенность последующих этапов эволюции русской философской мысли – традиционно христианские концепции креационизма и теоцентризма.

Русская философия XVI–XIX веков. Противоборство славянофилов и западников – характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века.

Славянофильство как духовное течение 30-х–40-х XIX века, развивавшееся в спорах с западничеством и отстаивавшее идеи самобытности отечественной эволюции, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

Западничество как течение в русской культуре 30-х–40-х годов XIX века, возникшее и развивавшееся в спорах со славянофилами, выступившее с критикой устаревших порядков патриархальной России.

Философские взгляды русских материалистов XIX в.: их социальные и нравственно-этические воззрения. Особенности антропологического материализма Н.Г. Чернышевского: анализ социальных проблем, теория «разумного эгоизма»; разработка эстетической концепции прекрасного.

 

Характерные черты русской религиозной философии к. XIX–н. ХХ в.: иррационализм, православный, религиозный характер, антропоцентризм в сочетании с ориентацией на божественное начало человека, опора не только на труды отечественных философов, но и другие русские общекультурные источники, тотальная критика идей западного классического рационализма с попытками сочетать его с иррациональными видами бытия, выработка концепции «русской идеи».

Философские взгляды B.C. Соловьева. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа.

 

Место в русской культурной жизни начала XX века религиозно-идеалистической философии (Н. Бердяев, Л. Шестов, П. Флоренский и др.).

Критическое переосмысление религиозной философии русскими позитивистами, представленное исканиями П. Лаврова, К. Кавелина и В. Лесе-
вича; эмпирическая ориентация последнего. Особенности русского космизма; идеи восстановления нарушенных связей человечества с природой; постановка проблемы связи естественного и искусственного в деятельности человека, перерастающей во второй половине XX в. в идею универсальности и закономерности взаимодействия общества и природы.

 

2.6. Философия XX в. Становление неклассического типа философии. Основные направления – позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.

Позитивизм и проблемы научного знания. Отрицание традиционной философии и замена ее новой, позитивной философией, опирающейся только на опытные знания. Эволюция позитивизма, основные этапы и тенденция развития, особенности каждого из них.

Экзистенциализм и его связь с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества. Проблема индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Особенности этого направления, отличающие его от классической философии: разработка нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии. Неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма.

Неотомизм и проблема специфики человеческого бытия. Возрождение и развитие основных положений философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни. Утверждение тезиса о гармонии разума и веры, науки и религии, отрицание их равноправия, признание веры выше разума.

Особенность современного томизма, отличающая его от традиционной схоластики, – интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, сближающая неотомизм с философией экзистенциализма.

Проблема человека и изучение субъективной стороны его деятельности в герменевтике, которая отразила процессы усиления международной напряженности после Второй мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Значение герменевтики в выявлении смысла социальных процессов роли интерпретации в гуманитарном знании, решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.

Постмодернизм как одна из новейших форм современной философии, отражающая содержание всей современной культуры и новый стиль мышления. Неоднозначность определения данного термина. Характерные черты постмодернизма: отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

Особенности неклассической философии: ее неоднородность, критическое отношение к классической философии, переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления, плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам.

 

Цели изучения темы:

· Получение знаний об основных периодах, направлениях и школах, сыгравших наиболее важную роль в развитии мировой философской мысли.

· Знакомство с наиболее яркими философами прошлых эпох, их вкладом в развитие истории философии.

· Сопоставление различных подходов и точек зрения на онтологиче-
ские, гносеологические и методологические проблемы в процессе историко-философского развития.

Задачи изучения темы:

· Формирование целостного представления о становлении и развитии основных философских направлений.

· Знакомство с динамикой становления и развития методов и прин-
ципов познания в процессе их исторического формирования.

· Выяснение особенностей исторической эволюции основных философ-
ских понятий и категорий.

· Определение характерных особенностей основных периодов исто-
рико-философского процесса.

· Сравнительная характеристика различных подходов в решении основных философских проблем.

· Знакомство с сущностью философских взглядов наиболее ярких представителей философской мысли разных эпох.

· Выявление общей динамики историко-философского процесса.

Успешно изучив тему, студент:

Знает:

· Характерные и отличительные особенности каждого периода в истории философии.

· Сущность философских взглядов представителей материализма, идеализма и дуализма в каждый исторический период.

· Особенности конкретных философских школ и течений, начиная с античности и до XX века включительно. Наиболее важные вехи в становлении и развитии русской философской мысли, ее уникальное своеобразие.

· Историю развития основных методов философского постижения мира.

· Отличительные черты диалектики Гегеля и Маркса по сравнению со стихийной диалектикой античных философов.

· Особенности развития социально-этических учений.

Умеет:

· Охарактеризовать основные периоды историко-философского процесса.

· Выявлять ограниченность взглядов отдельных философов в постановке и решении ряда философских проблем.

· Показать преемственность историко-философского процесса.

· Передать дискуссионный характер в обсуждении ряда онтологических и гносеологических проблем.

· Находить и выявлять отличительные особенности во взглядах отдельных философов по фундаментальным философическим проблемам с учетом конкретных исторических условий и мировоззренческой позиции мыслителя.

· Разбираться в основных этапах историко-философского процесса.

· Четко ориентироваться в принадлежности конкретных философов к тем или иным философским школам и направлениям.

Приобретает навыки:

· Ориентации в сложном процессе развития философской культуры, начиная с Древнего мира до XX в. включительно.

· Анализа исходных онтологических и гносеологических проблем в разных философских системах.

· Сопоставления взглядов разных философов в отдельные исторические периоды по сходным вопросам.

· Выявления динамики историко-философского процесса.

· Обнаружения особенностей в развитии философской мысли каждого отдельного периода.

· Анализа сложных философских рассуждений.

· Философской культуры и абстрактно-логического мышления.

· Определения собственной мировоззренческой позиции.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

- логос;

- космологизм;

- софистика;

- атомизм;

- социальная этика;

- индивидуальная этика;

- скептицизм;

- теоцентризм;

- номинализм;

- реализм;

- пантеизм;

- антропоцентризм;

- индукция;

- дедукция;

- общественный договор;

- монада;

- комплекс ощущений;

- сенсуализм;

- феномен;

- ноумен;

- априоризм;

- категорический императив;

- субъективней дух;

- объективный дух;

- абсолютный дух;

- антропологический материализм;

- рационализм;

- иррационализм;

- «Богочеловечество»;

- плюрализм;

- верификация;

- славянофильство;

- экзистенциализм;

- эклектика;

- вариативность;

- плюрализм;

- неотомизм;

- герменевтика;

- постпозитивизм;

- неопозитивизм;

- позитивизм.

Методические указания:

 

Вопросы темы:

1. Философия Древнего мира.

2. Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени.

4. Немецкая философия XVIII–XIX вв.

5. Русская философия.

6. Западная философия XX в.

При изучении первого вопроса:

Какое содержание и смысл вкладывали древние философы в понятия «логос», «атомизм», «софизм»?

Чем близки понятия «логос» и «дао»? Разберитесь в содержании этих терминов.

Уже античная философия заключает различное толкование материального и идеального. Попробуйте связать эти различия с основными школами Древней Греции и постарайтесь провести параллель с решением этих проблем в учениях философов древнего Востока. В чем близость этих подходов? Чем они отличаются?

На лекции вы услышите о различных подходах к решению.

Обратите внимание, как связаны мировоззренческие позиции философов с определенными школами и направлениями античной философской мысли.

Как повлияла данная позиция на рассмотрение этими философами гносеологических и методологических проблем?

Проследите преемственность в развитии основных онтологических проблем и их диалектическую противоположность на примере философской дискуссии между «пифагорейцами» и «милетцами», Демокритом и Платоном: в чем суть их теоретического диалога?

Рассмотрите последовательно все философские школы античности и найдите принципиальные отличия в их рассуждениях и теоретических обоснованиях. Проанализируйте убедительность доводов каждого из рассмотренных подходов и постарайтесь определить позитивные моменты рассмотренных доводов и ограниченность ряда суждений античных мыслителей.

Какая из представленных точек зрения античных философов кажется вам наиболее объективной и правомерной?

Постарайтесь выработать собственную теоретическую позицию, используя одну из выбранных вами концепций античных философов.

В чем суть критики Аристотелем взглядов Платона?

Как вы понимаете высказывание Аристотеля: «Платон мне дорог, но истина дороже»?

Какое содержание вкладывали разные философы античности в понятие «истина», в частности, как использовали эту категорию софисты?

Важное место в становлении гносеологических проблем играли взгляды Сократа и его просветительская деятельность. В чем отличие его подхода от позиции софистов?

Решение вопроса о познаваемости мира и концепция всеобщности движения имели место еще в философии Гераклита, на что следует обратить особое внимание.

Познакомившись со взглядами Гераклита, Платона, Аристотеля, подумайте над вопросами: чем отличался диалектический подход этих мыслителей и в чем общность их взглядов на развитие?

Особое внимание уделите решению упомянутыми философами гносеологических проблем и, в частности, рассмотрению ими двух ступеней познавательной деятельности человека: чувственному и рациональному познанию. Подумайте, насколько правомерен их подход с позиции современного научного знания?

Как складывались основные социально-этические теории в рамках античной философии?

Какую роль в формировании этих философских теорий играла конкретно-историческая обстановка Древней Греции и Древнего Рима?

Какой отпечаток на постановку и решение социально-этических проблем наложили отношения рабовладельческого общества?

Проанализируйте основные подходы в решении социально-философской проблематики Платоном и Аристотелем, а также Эпикуром и Лукрецием Каром. Рассмотрите суть сложившихся на этой основе концепций социальной и индивидуальной этик, оказавших большое влияние на все последующие социально-этические учения. Рассмотрите сущность платоновского учения о государстве. Как Платон решает социально-политические проблемы, вопросы устройства гражданского общества и идеального государства?

Обратите внимание на особенности социально-этических взглядов Платона, его стремление связать эти проблемы с решением онтологических и гносеологических вопросов, в частности с его учением о вечных идеях и душе.

Насколько его рассуждения актуальны и могут ли они быть предметом обсуждения в условиях современного политического строительства в России?

Для формирования более глубокого представления о взглядах античных философов обратитесь к дополнительной литературе:

- Мир философии. Книга для чтения. – М., 1991. – Т.1. – С. 10–13, С. 184–193, 282–283, 303–304, 304–308, 317–319, 363–366, 412–414, 478–483, 609–611; Т.2. – С. 8–9.

- Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1998: Античная философия (С. 44–46), Фалес (С. 46–47), Пифагор (С. 49–54), Гераклит (С. 54–58), Зенон (С. 72–82), Демокрит (С. 91–97), Софисты (С. 97–100), Платон (С. 100–121), Эпикур (С. 121–127).

 

Общие представления об отдельных философских школах, направлениях и конкретных персоналиях античного периода Вы получите, прочитав соответствующие разделы в философско-энциклопедическом словаре: «дао», «логос», «пифагореизм», «скептицизм», «стоицизм», «эпикуреизм», «софисты», «милетская школа», «Сократ», «Платон», «Аристотель», «Демокрит» и т.д., а также в работах:

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 1, 2).

- Крапивенский С. Общий курс философии. – М., 2005.

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл I).

- История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1995. – кн. 1.

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (тема 2).

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006.

- Блинников Л. Великие философы. – М., 1997.

- Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2003.

 

Концепция становления и развития античной философии в трактовке зарубежных философов представлена в работе:

– Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Т.1.

 

Познакомиться с отдельными теоретическими положениями и высказываниями античных философов по рассматриваемому вопросу можно, прочитав выдержки из их трудов:

- Аристотель. Никомахова этика. Метафизика. Сочинения в 4-х т. – М., 1984. – Т.4. – С. 66–67, 175, 178–181, С. 379; М., 1975. – Т.1. – С. 65–67, 281–284.

- Платон. Государство. Сочинения в 4-х т. – M., 1971. – Т.3, ч. 1. – С. 318–319, 321–322, 324–325.

- http:/www.chat.ru/~astat/ahil.html

При изучении второго вопроса:

Попытайтесь разобраться в содержании терминов «теоцентризм» и «креационизм», на которых базируется вся христианская философия Средневековья.

Чем данная философская концепция отличается от уже известных вам теорий античной философии?

Какое из направлений философии эллинизма по праву можно считать теоретической предпосылкой христианского мировоззрения?

Обратите внимание на особенности средневековой антропологии и гносеологии, на существенное отличие таких направлений, как номинализм и реализм. Как они связаны с уже известными вам античными формами идеализма и материализма?

Подумайте над основными принципами доказательства бытия Бога, предложенными Ф. Аквинским. Насколько они, на ваш взгляд, логичны и убедительны? Попробуйте продумать возможные варианты их опровержения.

Как средневековые философы решали проблемы доказательства бытия Бога, проблема соотношения веры и разума, христианского толкования природы и сущности человека, проблема соотношения общих и конкретных понятий?

Средневековая западноевропейская философия представлена несколькими периодами, со знакомства с которыми и следует начать изучение ее особенностей.

Для этого нужно разобраться в том, чем отличается патристика от схоластики. Последняя, в свою очередь, представлена ранним, средним и поздним периодами.

В чем их отличие друг от друга?

Подумайте, насколько в условиях современного развития научного знания актуальны утверждения, что истиной можно признать не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере.

Наиболее полно христианская философия Средневековья была представлена в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Насколько аргументированы положения Ф. Аквинского о реальности общих понятий? Справедливо ли его утверждение о том, что вера выше разума?

Обратите внимание на специфические черты философии Ренессанса, проявившиеся в критике схоластических канонов христианской философии; в освобождении духовной жизни от влияния церкви и религии, в активном использовании античного философского наследия и развитии научного знания.

Почему эпоха Ренессанса иначе называется эпохой Возрождения?

К какому историческому периоду обращен интерес философов и ученых этого времени и какие именно традиции философской мысли прошлого вызывали их интерес?

Какую роль сыграла эпоха Возрождения в развитии европейской науки в целом и в диалектической преемственности и дальнейшем развитии основных философских проблем?

Важное место в решении онтологических проблем философии этого периода занимает пантеистическая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека, что позволило по-новому решать и гносеологические, и антропологические проблемы философии.

Главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становится человек, личность.

В чем отличие антропоцентризма эпохи Возрождения от средневековой антропологии? Как по-новому трактуется сущность бытия и становление личности в философских концепциях Н. Кузанского и Д. Бруно?

Познакомившись с их философскими воззрениями, постарайтесь понять, как пантеистический характер их учений повлиял на решение ими гносеологических проблем?

Для формирования более глубоких представлений о развитии философской и научной мысли этого периода обратитесь к дополнительной литературе:

- Мир философии. Книга для чтения. – М, 1991. – Ч.1. – С. 14–15, 193–197, 483–485, 612–615; Ч.2. – С. 9–14, 91–92, 375–377.

- Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1998:

Средневековая философия (С. 149–152), Фома Аквинский (С. 177–183), Философия эпохи Возрождения (С. 202–206), Н. Кузанский (С. 206–213), Д. Бруно (С. 232–237).

Общие представления о развитии философии в эпоху Средневековья и Возрождения и о теоретических взглядах отдельных представителей этого времени вы получите, прочитав соответствующие разделы в философско-энциклопедическом словаре: «теоцентризм», «патристика», «схоластика», «Августин», «Аквинский», «пантеизм», «антропоцентризм», «Кузанский Н.», «Бруно Д.» и в работах:

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 3).

- История философии. Запад – Восток. – М., 1995 (кн. 2).

- Философия: Учебник / Под. ред. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл II; III).

- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – Т.2. – СПб., 1997.

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006 (разд. 1, гл. 2, 3).

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (темы 3, 4).

 

Познакомиться с отдельными теоретическими положениями и научными выводами философов этого периода можно, обратившись к выдержкам из их трудов:

- Бруно Д. Диалоги. – М., 1949. – С. 226–227, 229–230, 235–240, 247.

- Николай Кузанский. Сочинение в 2 т. – М.: 1979. – Т.1. – С. 258–261.

- Августин. Исповедь. Против академиков // Антология мировой философии. – М., 1969. – Т.1, ч.2. – С. 582–588, 592–593.

- Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. – М, 1969. – Т.2, ч.2. – С. 824–831.

При изучении третьего вопроса:

Попытайтесь разобраться в особенностях материалистической философии этого периода.

Какие черты предшествующих школ и направлений материализма нашли свое дальнейшее развитие?

Что нового дала европейской философии материалистическая традиция Нового времени? Подумайте об особенностях материалистических взглядов Ф. Бэкона, Г. Гоббса и Б. Спинозы, главным содержанием философских исследований которых была критика средневековой схоластики и развитие научных методов познания.

Особое внимание обратите на критику предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс, данную Ф. Бэконом в его учении о «призраках», или «идолах».

В какой степени эта критика актуальна в условиях современного научного прогресса?

Нет ли в сегодняшней науке своего рода «призраков», мешающих прогрессивному развитию, но иначе нами называемых?

Предметом философии у английских материалистов (Ф. Бэкон, Г. Гоббс) явилась природа, а основой ее – материя, независящая от субъекта, человеческого суждения.

Проанализируйте, какие традиции предшествующей философии и взгляды каких известных вам философов предшествующих эпох близки по своим теоретическим установкам воззрениям английских материалистов XVII в.?

Обратитесь к социальному учению Гоббса о человеке, гражданине и обществе, к его теории «общественного договора». Подумайте, кто из античных мыслителей касался тех же вопросов?

Постарайтесь уяснить здесь определенную преемственность в решении социально-политических проблем, но уже в новых исторических и социальных условиях. В чем выразилась новизна в подходе, предложенном Гоббсом?

Рассмотрите особенности метода философского и научного исследований новоевропейских материалистов. Подумайте, чем можно было бы объяснить, что материализм Нового времени был связан с метафизикой, а не диалектикой, и носил механистический характер?

Кто из философов Нового времени развивал диалектику, и как она связывалась ими с решением онтологических проблем?

В этой связи обратите внимание на постановку и решение основных проблем философии представителями альтернативного материализму подхода.

Постарайтесь понять, в чем суть учения Лейбница о монадах и рассуждений Беркли о предметах как комплексах ощущений.

Какую онтологическую позицию отстаивали эти мыслители?

Важное место в новоевропейской философии XVII в. занимали гносеологические проблемы. Интерес к естественным наукам и поиск нового метода познания во многом определили характер и направление научных поисков и теоретических обобщений философов Нового времени.

Постарайтесь понять, что именно в развитии западноевропейской культуры повлияло на развитие философии этого периода?

Чем обусловлен интерес к поискам всеобщего научного метода? Как определялись задачи философии в этот период?

Какое содержание вкладывали материалисты Нового времени в понятие «субстанция»? Как решался ими вопрос о познаваемости мира?

Обратите особое внимание на выделение новоевропейскими материалистами двух ступеней в процессе познания: чувственного и разумного знания.

Подумайте, насколько правомерна абсолютизация одной из сторон процесса познания и насколько перспективен такой подход в условиях современной информатизации всех сторон жизни общества?

Кто среди философов Нового времени являлся сторонником рационализма, а кто склонялся к эмпиризму и даже сенсуализму?

Продумайте особенности индуктивного и дедуктивного методов постижения истины, особенности анализа и синтеза, использовавшихся сторонниками разных философских подходов новоевропейской философии. Кто из философов Нового времени развивал диалектику?

Разберитесь в основных направлениях французского материализма XVIII в.

Чем отличается философская направленность каждого из них?

Каких представителей материализма эпохи Просвещения объединяют эти направления?

Проанализируйте основные подходы французских материалистов этого периода в трактовке сущности и природы человека и общества. Характерной особенностью их социально-этического учения было сведение социального к индивидуальному. Обратите на это особое внимание и постарайтесь вспомнить, когда в истории философской мысли вы уже встречались с подобной концепцией?

В чем вы видите здесь преемственность философских позиций?

Обратите внимание, что человек предстает у них главным образом как физическое, природное существо, хотя и признается влияние на формирование личностных черт окружающей человека среды.

Подумайте над вопросом: что же тогда определяет характер этой среды?

Смогли ли французские материалисты ответить на этот вопрос?

В чем причина ограниченности их философских позиций?

Более глубоко рассмотрите проблему, связанную с особенностями метода философского анализа, использованного французскими материалистами. В чем сказался метафизический и механистический характер их системы философской аргументации?

Место и роль французского материализма в развитии мировой философской мысли неоднозначно оценивались в последующих философских системах. Чем это вызвано? Попробуйте сформулировать собственное понимание и оценку вклада философов этого направления в мировой культурный процесс.

 

Для формирования более глубокого представления о взглядах философов нового времени обратитесь к дополнительной литературе:

- Мир философии. Книга для чтения. – М., 1991. – Ч.1. – С. 198–206, 213–217, 249–254, 262–264, 309–310, 320–339, 367–383, 485–499, 615-632; Ч.2. – С. 15–17.

- Хрестоматия по истории Философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1998: Философия нового времени (С. 238–242), Ф. Бекон (С. 242–255), Р. Декарт (С. 255–274), Т. Гоббс (С. 274–284), Б. Спиноза (С. 284–290), Д. Локк (С. 291–304), Г. Лейбниц (С. 304–316), Д. Беркли (С. 316–326), Д. Юм (С. 326–331), П. Гольбах (С. 342–353).

 

Общее представление о конкретных философах этого периода и их философско-мировоззренческой позиции вы получите, прочитав соответствующие разделы философско-энциклопедического словаря: «Бэкон», «Гоббс», «Спиноза», «монадология», «Декарт», «Лейбниц», «Беркли», «Юм», «Гольбах», «Гельвеции», «Дидро», «Ламетри» и работы:

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 1, 2).

- История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1995. – кн. 3.

- Блинников Л. Великие философы. – М., 1997.

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл IV, V).

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (тема 5).

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006 (разд. 1,
гл. 4; 5).

 

Философско-социологический анализ новоевропейских теорий зарубежными философами представлен в работе:

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Т.3.

Познакомиться с отдельными теоретическими положениями и высказываниями философов Нового времени по рассматриваемым вопросам можно, прочитав выдержки из их трудов:

- Бэкон Ф. Новый органон. Сочинения в 2 т. – М., 1978. – Т.2. – С. 12–16, 18–20, 22–30, 33–35, 50, 56–57, 60–62, 75, 80–81, 87.

- Декарт Р. Сочинения в 2 т. – М., 1989. – Т.1. – С. 604.

- Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Сочинение в 4 т. – М, 1983. – Т.2. – С. 129–132, 230–233, 247–248, 270, 363–365; Т.3. – С. 97–100, 496.

- Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3 т. – М., 1985. – Т.1. – С. 96–97, 103, 151–152.

- Benedikt de Spinoza & Spinozism New! (доступно на http://members. tripod.com/~BDS web/).

При изучении четвертого вопроса:

Попытайтесь разобраться в сложном пласте философской культуры, получившем в истории философии название немецкой классической или просто немецкой философии конца XVIII–начала XIX века.

Кто по праву считается родоначальником философии этого периода?

К какому философскому направлению относятся философские выводы И. Канта? Какие периоды его теоретической деятельности можно выделить и чем они отличаются?

Важным моментом в понимании философской позиции И. Канта является уяснение сущности различий в эволюции его взглядов: «докритический» и «критический» периоды. Как изменились суждения Канта о познаваемости мира по мере эволюции его суждений?

Какие труды философа позволяют судить о его философской позиции?

Что Кант понимал под «критикой чистого разума» и «практическим разумом»?

При решении онтологических проблем Кант выступал с позиций дуализма, утверждая, что реальность состоит из двух миров: феноменов и ноуменов. Последовательно рассмотрите содержание каждого понятия и подумайте, почему такая позиция привела Канта к онтологическому дуализму?

Как эта дуалистическая концепция Канта сказалась на решении им гносеологических проблем?

Сформулируйте позитивные и негативные стороны кантовской гносеологии. Обратите особое внимание на значение его выводов о роли познающего субъекта.

В чем заключается особенность нравственного долга человека согласно морально-этическому учению Канта?

Какие типы поступков, исходя из этого, выделял немецкий философ?

Сделайте попытку разобраться в основах всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы Гегеля.

Продумайте вопрос о том, что немецкий философ считал основой всего сущего?

Как представленные им теоретические построения определяют его онтологическую позицию?

Как строятся три части его философской системы?

Что можно сказать о предложенном Гегелем методе познания?

Рассмотрите последовательно содержание всех трех частей его философии: логику, философию природы и философию духа.

Опираясь на материалы учебного пособия, постарайтесь разобраться, что представляют собой учения о субъективном, объективном и абсолютном духе, составляющие третью часть его философской системы – философию духа.

Как в рамках этой системы представлено поступательное развитие гегелевской абсолютной идеи?

Можно ли сказать, исходя из его системы, что развитие бесконечно?

Критически оценив особенности гегелевской философской системы, обратитесь к анализу его диалектического метода.

Рассмотрите составляющие гегелевского понятия «триада».

Какие философские категории выражают причины и направленность процесса развития в представленной Гегелем концепции?

В чем заключается противоречие между системой и методом в гегелевской философии?

Что представляет собой учение Гегеля о гражданском обществе и государстве.

Проанализируйте положение Гегеля об исторической необходимости всемирного развития.

Как эти идеи философа связаны с его онтологией и диалектикой?

Сторонником какого государства выступал Гегель? Как это связано с историческими условиями формирования его взглядов?

Попытайтесь разобраться, чем отличались философские взгляды Л. Фейербаха от учений Канта и Гегеля?

Как решение онтологических проблем повлияло на общую направленность и характер философии Л. Фейербаха?

Основным содержанием философии Л. Фейербаха была критика гегелевского идеализма и догматов христианской религии с позиций антропологического материализма.

Рассмотрите содержание основных постулатов теории Л. Фейербаха. Что подразумевал его антропологический материализм?

Как в свете его философии рассматривалась сущность человека?

Подумайте, в какой мере можно согласиться с такого рода трактовкой человека?

 

Найдите принципиальное отличие при характеристике антропологического материализма Фейербаха от материализма предшествующих периодов?

Подумайте, что, тем не менее, общего у этих разновидностей материализма?

Найдите принципиальные отличия в решении онтологических и методологических проблем Л. Фейербахом и Гегелем? Проанализируйте, в чем состоит ограниченность критики Фейербахом гегелевской философии?

Важно уяснить, что в понимании общества и общественного развития Л. Фейербах остался идеалистом. Постарайтесь охарактеризовать, в чем это проявлялось?

Постарайтесь определить степень актуальности рассуждений Л. Фейер-
баха и основные позитивные стороны его философской концепции?

Критически оцените ограниченность философских взглядов немецкого материалиста, особенно при рассмотрении социально-философской и методологической сторон его учения.

Постарайтесь разобраться в основополагающих принципах марксизма и проследить преемственность классического марксизма и предшествующей немецкой философии (Кант, Гегель, Фейербах).

Философские взгляды Маркса складывались под влиянием предшествовавших философских систем: материализма XVII–XIX веков и немецкого идеализма, особенно, философии Гегеля. В какой мере каждое из этих направлений философии повлияло на становление взглядов Маркса и последующего марксизма в целом?

В чем заключалась критика Марксом философских учений Гегеля и Фейербаха, и что ценного он увидел в их теориях?

Подумайте над вопросом: в чем заключался революционный переворот в философии, совершенный Марксом?

Для определения места марксизма в истории философии очень важно разобраться в особенностях и специфике различных его вариантов. Проанализируйте исторические условия возникновения и характерные черты таких версий марксизма, как ленинский вариант, сталинский, социал-демократи-
ческий, неомарксизм, и постарайтесь найти отличительные особенности классического марксизма от позднейших его интерпретаций.

Сформулируйте позитивные стороны взглядов Маркса, особенно применение им диалектико-материалистического подхода к анализу общественной жизни, критике капитализма, исследованию природы отчуждения человека. Подумайте над вопросом: насколько эти проблемы актуальны в условиях современного мира?

Сохраняется ли потребность в предложенной Марксом системе аргументов и методе анализа данных проблем?

Нуждается ли марксизм в критическом пересмотре некоторых его положений с учетом данных новейшей истории?

Для формирования более глубокого представления о философии этого периода и её роли в современном мире обратитесь к дополнительной литературе:

- Мир философии. Книга для чтения. – М., 1991. – Ч.1. – С. 53–55, 150–153, 198, 264–269, 286, 383–385, 395–397, 442–452, 508–529, 632–633.

- Хрестоматия по истории Философии. От. Лао-Цзы до Фейербаха. – М., 1998:

Кант (С. 353–372), Г. Гегель (С. 397–413), Л. Фейербах (С. 414–422), К. Маркс (С. 422–424), Ф. Энгельс (С. 424–443).

- Философия: Учебник / Под. ред. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 4).

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл. VI).

- Блинников Л. Великие философы. – М., 1997.

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (тема VI).

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006 (разд. 1,
гл. 6).

- Карл Маркс и современная философия. – М., 1999.

- Критический марксизм: продолжение дискуссий / Под. ред. А. Буз-
галина и А. Колканова. – М., 2001.

- История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1997. – кн. 3.

- Котельников М.Е. Основное противоречие марксизма. – М.: Элита Росии, 2005.

 

С критическим анализом немецкой философии в теории западных философов вы можете познакомиться в работах:

– Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – Т.3.

– Альтюссер Л. За Маркса. – М.: Праксис, 2006.

 

Познакомиться с отдельными положениями философов можно, прочитав выдержки из их трудов:

- Кант И. Критика критического разума. Сочинения в 6 т. – М., 1964. – С. 105–124, 521–522.

- Гегель. Наука логики. – М., 1970. – Т.1. – С. 102–104; М., 1972. – Т.3. – С. 296–299.

- Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955. – Т.1. – С. 98–99, 248, 253; Т.2. – С. 441–442, 444–446, 515, 589–591.

При изучении пятого вопроса:

Попытайтесь разобраться в характерных чертах русской философии, определивших ее самобытность и уникальность.

Внимательно рассмотрите основные этапы становления и развития философии в России.

Обратите внимание на исторические и геополитические факторы, повлиявшие на развитие всех форм духовной культуры в России и особенно на становление философской традиции. Какие из них играли наиболее существенную роль в этом процессе?

Какое содержание мы вкладываем, говоря о характерных чертах начального этапа развития русской философии?

Что определяло специфику философской мысли в России вплоть до XIX века?

Рассмотрите последовательно содержание и характерные особенности каждого периода в развитии русской философии.

Найдите принципиальные отличия в характеристике начальных и последующих этапов становления русской философской мысли. Проанализируйте особенности противоборствующих тенденций, влиявших на развитие русской философии XVI–XIX веков.

Опираясь на знания истории России, полученные в школе и вузе, попытайтесь разобраться: какая из этих тенденций оказала большее влияние на становление философских взглядов в России и явилась более плодотворной для формирования отечественной духовной культуры в целом?

На каком этапе становления русской философии та или иная тенденция играла более существенную роль?

Как оценивается роль русских мыслителей в формировании философии в России и русской духовной культуры?

Почему в России столь велико было влияние православной духовной традиции, во многом определившей специфику отечественной философии вплоть до XIX и даже XX вв.?

Попытайтесь разобраться в условиях формирования таких направлений русской философии, как материализм, славянофильство и западничество, определивших теоретическую и общественно-политическую жизнь России XIX века.

Какие идеи отстаивали представители славянофильства?

Что представляла собой философия западников?

Кто развивал в России ХIХ в. материалистические традиции?

В чем теоретико-познавательное и общественно-политическое своеобразие основных направлений русской философии XIX в.?

Как отразилось на развитии философии этого периода влияние западных философских школ и течений?

Взгляды кого из западных философов наиболее активно и плодотворно были восприняты в русской философской традиции ХIХ в.?

Сформулируйте позитивные и негативные стороны каждого из рассматриваемых течений.

Обратите особое внимание на рассмотрение вопросов, раскрывающих характерные черты русской философии данного периода. Как сочетались в русской философской мысли ее православно-религиозный характер с антропоцентризмом? В чем заключалась тотальная критика идей западного классического рационализма? Что составляло сущность концепции «русской идеи»?

Постарайтесь сформулировать собственное отношение к рассматриваемым вопросам.

Попробуйте разобраться в сложных философских взглядах русских мыслителей религиозно-идеалистического направления конца XIX–начала XX века. Особое место в русской культуре занимает философия B.C. Соло-
вьева – одного из самых глубоких и оригинальных представителей этого направления, в XIX веке выступившего с идеей «Богочеловечества».

В чем суть этих идей?

Подумайте, что общего в философско-мировоззренческой позиции Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Шестова, П. Флоренского, С. Франка?

Какое место занимают их философские взгляды в русской культуре конца XIX–начала XX века?

Главной темой философских учений русских религиозных идеалистов начала XX в. была ориентация на Божественное начало человека и попытка связать такой подход с антропоцентризмом; идея универсального единства русского народа на православно-христианской основе. Именно с этих философско-мировоззренческих позиций решались онтологические, антропологические и социально-политические проблемы.

Кто из русских философов представлял альтернативную линию в развитии философской мысли в России?

Какое место в истории русской философии занимали взгляды позитивистов?

Что представляло собой такое течение, как «русской космизм», и какой след оно оставило в русской научной и философской мысли?

Для формирования более глубокого представления о русской философской традиции обратитесь к дополнительной литературе:

– Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. – М., 2001:

Зарождение философской мысли на Руси (С. 9–11), славянофильство (С. 134–140), философия Западничества (С. 145–148), В. Соловьев (С. 268–296), И. Ильин (С. 391–396), П. Флоренский (С. 456–460), Н. Бердяев (С. 470–477), Н. Лосский (С. 485–492), П. Сорокин (С. 504–509), А. Лосев (С. 640–644).

– Мир философии. Книга для чтения. – М., 1991. – Ч.1. – С. 86–116, 158–176, 217–240, 310–313, 387–393, 397–410, 464–475, 530–570, 638–643; Т.2. – С. 156–169, 201–216.

 

Общее представление о русской философии вы получите, познакомившись со следующими статьями в философско-энциклопедическом словаре: «русская философия», «западничество», «славянофильство», «Чаадаев П.Я.», «Герцен А.И.», «Чернышевский Н.Г.», «Белинский В.Г.», «Данилевский Н.Я.», «Леонтьев К.Н.», «Соловьев B.C.», «Бердяев Н.», «Шестов Л.»; «Флоренский П.»; «Франк С.», а также с работами:

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 5).

- Философия: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл Х).

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (тема 8).

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006 (разд. 1, гл. 8).

- Блинников Л. Великие философы. – М., 1997.

- История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1995–1999. – кн. 1–4.

- Зималеев А. Курс истории русской философии. – М., 1996.

- О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990.

- Пустарников В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. – М., 2002.

- Сухов А.Д. Материалистическая традиция в русской философии. – М.: ИФРАН, 2005.

- Русские Афины (страница Егора Городецкого) http://athens.circle.ru/

- Книжная полка (http://www.cirycat.ru/phylosophy/new.htrnl).

- «Лосевская страница» О.А. Воробьева (http://www.chat.ru/~voa/losev. html).

 

Познакомиться с отдельными высказываниями русских философов вы можете, прочитав выдержки из их трудов:

- Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. – М., 1941. – С. 85–86, 350.

- Лавров П.Л. Избранные произведения в 2 т. – М., 1965. – Т.1. – С. 533–550.

- Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 т. – М., 1956. – Т.1. – С. 519–521, 564–573, 576–578, 596–599, 607–617.

- Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Избранные философские сочинения. – М., 1950. – Т.1. – С. 665–668, 669–670; М., 1951. – Т.3. – С. 163–164; 232–233.

- Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Сочинения в 2 т. – М., 1988. – Т.2. – С. 32–35, 48–53, 141–144, 179–181, 227–229.

При изучении шестого вопроса:

Обратите внимание, что новый этап в западной философии открыл ХХ в., который связан со становлением современного, так называемого неклассического типа философии.

Что обусловило особенности этого этапа?

Каковы его характерные черты?

В чем суть позитивистской философии и особенности ее эволюции?

Какие этапы в своем развитии прошел позитивизм?

Для освоения темы необходимо продумать особенности неклассического типа философии как нового этапа западной философии XX в., отличающегося от классической философии предметом исследования, мировоззренческими и методологическими принципами.

Обращаясь к позитивизму как одному из влиятельных философских направлений, постарайтесь понять, что в центре внимания данного направления находятся проблемы научного знания.

В чем главная задача позитивизма?

Раскройте эволюцию позитивизма, основные этапы его развития.

В чем особенности каждого из них?

Проследите тенденцию развития: от отрицания познавательной истинности философии ранним позитивизмом к исследованию структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериев их сравнения, динамики науки признанию постпозитивизмом значимости философских положений и неустранимости их из науки.

Разберитесь в основных принципах проверки ценности современных научных знаний, сформулированных неопозитивизмом.

Что такое верификация, фальсификация, конвенция?

Покажите, что позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.

Разберитесь в особенностях экзистенциализма как одного из значительных направлений современной западной философии. Какие причины обусловили появление этого течения? Продумайте важнейшие особенности этого направления. Что отличает его от классической философии? Как решается проблема свободы представителями этой философии? Как решается проблема человеческого бытия в неотомизме?

Что сближает неотомизм с экзистенциализмом в рассмотрении этой проблемы?

Почему неотомизм является обновленной философией томизма применительно к современным достижениям науки?

Какой тезис является главным для неотомизма?

Обратите внимание, что для экзистенциализма важнейшей является проблема индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Покажите, что появление этого течения обусловлено кризисом европейского общества ХХ в.

Какие социальные потрясения усугубили проблему отчуждения человека от общества?

Раскрывая особенности этого направления, отличающего его от классической философии, подчеркните разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

Важно уяснить неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма. Почему она в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии?

В чем ее пессимистический характер?

Обратите внимание, что проблема специфики человеческого бытия является важной и для неотомизма – официальной философии современной католической церкви. Неотомизм провозглашает высокое значение не только Бога, но и отдельной человеческой личности, подчеркивая ее активную роль и ответственность за свою судьбу.

Основные положения философии какого мыслителя Средневековья применительно к современным достижениям науки и общественной жизни возрождает и развивает неотомизм, утверждая тезис о гармонии разума и веры, науки и религии?

Важно уяснить, что отстаивая положения о гармонии веры и разума, неотомизм не признает их равноправия, рассматривает веру выше разума.

Появление герменевтики как особого философского направления было исторически подготовлено и выражало культурные и познавательные потребности своего времени (второй половины ХХ в.).

Обратите внимание, что проблема человека и, прежде всего, изучение субъективной стороны его деятельности, получившее развитие в герменевтике, отражали процессы усиления международной напряженности после Второй мировой войны и закономерно вывели на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. В чем заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности?

Важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании.

Как в рамках герменевтики решались проблемы перевода научной информации на естественный язык?

Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм.

В чем неоднозначность определения данного термина?

Осмыслите такие характерные черты постмодернизма, как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

Важно понять, что наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики. В чем ее суть?

Каковы важнейшие особенности неклассической философии в целом?

Для формирования более глубокого представления современной западной философии обратитесь к дополнительной литературе:

– Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. – М., 2001: Современная западная философия (С. 5–47), А. Шопенгауэр (С. 48–55), О. Конт (С. 55–64), С. Кьеркегор (С. 64–77), Ф. Ницше (С. 77–85), Э. Гуссерль (С. 90–101), З. Фрейд (С. 101–123), М. Вебер (С. 123–142), Б. Рассел (С. 174–186), К. Поппер (С. 186–208), К. Ясперс (С. 208–227), М. Хайдеггер (С. 228–243), Ж.П. Сартр (С. 243–252), А. Камю (С. 252–265), Ж. Маритен (С. 341–347), Э. Фромм (С. 375–384), Г. Гадамер (С. 385–399), П. Рикер (С. 407–419), Т. Кун (С. 419–428), Р. Рорти (С. 477–497), А. Печей (С. 517–524).

– Мир философии. – М., 1991. – Ч.1. – С. 118–126, 154–158, 240–245, 343–350, 570–572, 586–608, 657–658.

 

Общее представление о философии XX века вы получите познакомившись со следующими статьями в философско-энциклопедическом словаре: «позитивизм», «постпозитивизм», «экзистенциализм», «неотомизм», «герменевтика», «постмодернизм», а также с работами:

- Блинников Л. Великие философы. – М., 1997.

- Философия: Учебник / Под. ред. М.Н. Росенко. – М.: Гардарики, 2005 (гл. II, 6).

- Философия: Учебник / Под. ред. В.Н. Лаврененко. – М.: Юристь, 2004 (разд. 2, гл. VII, VIII, IX, XI).

- Гуревич П.С. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (тема 7).

- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006 (разд. 1, гл. 7).

- Западная философия ХХ в. – М., 1994.

- Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. –М., 1983.

- Проблемы философской герменевтики. – М., 1990.

- Сумерки богов (Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Камю, Э. Фромм, Ж.П. Сартр). – М., 1990.

Чат. Обсудите возможности и значение сложившихся в истории философии основных подходов и принципов отражения окружающего мира: материалистического, идеалистического, дуалистического, метафизического.

Кто из известных вам философов сыграл наиболее важную роль в становлении и развитии названных подходов?

Насколько актуальны такие философские исследования в современном мире?

Тест. Выполните тестовые задания по данной теме.

При изучени темы также рекомендуем посетить сайты:

- http ://www. citycat.ru/phylosophy/new.html

- http://www.chat.ru/~astat/ahil.html

- http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/misl/ misl.html

- http://www.skrijuli.m/Nietzschepage/Nietzsche.html

- http://www.chat.ru/~voa/losev.html

- http://members.tripod.com/~BDSweb/

- http://athens.circle.ru

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты