КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими.
11. Сущность волюнтаризма состоит в том, что: а) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества; б) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа; в) история есть результат деятельности мирового разума; г) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами.
12. Представители натуралистической модели общества – это: а) А. Сен-Симон; б) Ш. Монтескье; в) Ж.-Ж. Руссо; г) Г. Бокль; д) А. Смит; е) О. Конт; ж) Л. Гумилев; з) Л. Мечников.
13. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность: а) не играет никакой роли в истории; б) играет определяющую роль в обществе; в) может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.
14. Наиболее полно понятие «цивилизация» можно определить, как: а) совокупность людей, объединенных единством религии; б) синоним культуры общества; в) мировое сообщество государств и народов; г) меру развития материальной культуры общества; д) деградацию культуры, ее закат; е) целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах; ж) совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.
15. Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, – это: а) власть техники; б) общность человека и природы; в) личные интересы преобладают над общественными; г) доминируют информационные технологии; д) отрицание прогресса; е) человек занимает центральное место; ж) высокие интеллектуальные качества личности.
16. Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как: а) отрицание прогресса; б) власть техники; в) общность человека и природы; г) человек занимает центральное место; д) человек не существует как индивидуум; е) личные интересы преобладают над общественными.
17. Цивилизационный анализ общества разработан: а) К. Марксом; б) Н. Данилевским; в) К. Поппером; г) М. Вебером; д) А. Тойнби; е) П. Сорокиным; ж) О. Шпенглером. 18. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это: а) ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства; б) этап истории человечества, фундаментом которого является культура; в) стадия деградации, упадка культур; г) мера развития материальной культуры общества.
19. Преобладание личных интересов над общественными характерно для … цивилизации. а) космогенной; б) техногенной; в) антропогенной.
20. Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что: а) социальные законы имеют вероятностный характер; б) в природе действуют бессознательные, слепые силы; в) общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей; г) законы природы имеют вероятностный характер; д) законы развития общества отличны от законов природы.
21. Основные содержательные характеристики формационного под- а) обоснование его системного характера; б) утверждение линейного характера социального развития; в) признание закономерности и единства истории; г) утверждение экономической детерминированности; д) констатация прогрессивного развития общества; е) признание вероятностного характера общественного развития; ж) отрицание преемственности в социальной динамике.
22. Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как: а) базис; б) культура; в) ценности; г) надстройка; д) способ производства; е) социокультурная общность; ж) производственные отношения; з) общечеловеческие ценности; и) локальные культуры.
23. Духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей – это определение: а) надстройки; б) общественного сознания; в) общественно-экономической формации; г) цивилизации; д) морали.
24. Сущность фатализма раскрывет суждение о том, что: а) исторический процесс совершается закономерно; б) общественная жизнь не имеет объективных законов; в) ход истории заранее предопределен и неизбежен; г) научное предвидение исторических событий возможно.
25. Сущность плюралистической модели общества раскрываю суждения о том, что: а) история есть результат деятельности мирового разума; б) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов; в) общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов; г) основой общества является развитие науки и техники.
26. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что: а) выдающаяся личность не играет никакой роли в истории; б) выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе; в) все социальные группы, слои, общности, индивиды являются движущими силами развития общества; г) общественная жизнь – случайный процесс.
27. Социальные законы с точки зрения материалистической модели общества являются: а) искусственным изобретением; б) всеобщими; в) динамическими; г) статистическими.
28. С позиций материалистической модели реальный процесс жизни людей, объективная социальная реальность, определяющую основу которых составляет производство материальных благ, – это: а) цивилизация; б) общественное бытие; в) государство; г) социальная система; д) материальная культура.
29. Элементы структуры общественного сознания: а) идеология; б) техника; в) экономические отношения; г) наука; д) общественная психология; е) обыденное сознание; ж) цивилизация.
30. Возможности народа в социальной деятельности: а) безграничны; б) ограничены.
Тема 4 Общество как саморазвивающаяся система
|