Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Духовная сфера общества




 

Духовная сторона бытия общества представляет особую форму отражения объективного мира и взаимодействия с ним. Коль скоро в основе практической деятельности человека, как было отмечено выше, лежат объективные законы, то и духовная жизнь отдельного индивида и общества в целом в той или иной степени следует этим законам и отражает их в особой, опосредованной форме, являясь в то же время достаточно автономной. Это – идеальный мир образов, принципов, понятий, догм и т.д., определяющих специфику разных сфер духовной деятельности.

Структура духовной жизни общества во многом аналогична материальной. Она включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и созданные этой деятельностью духовные ценности, отражающие общественную природу человека и условия его бытия, духовные отношения.

Результатом духовной деятельности, или духовного «производ-
ства» являются:

1) идеи, теории, образы, духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов, т.е. духовные отно-
шения;

3) сам человек как духовная личность.

 

Специфика же духовной деятельности заключена в ее всеобщем характере и самоценности, т.е. определенной значимости самого процесса деятельности независимо от конечных результатов.

Разные типы духовной деятельности порождают и разные типы общественных отношений с соответствующими им формами общественного сознания: эстетической, религиозной, нравственной, научной, политической, правовой, философской. Содержания понятий прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. - это своеобразные формы отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. Поэтому общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия.

Общественное сознание – сложное явление. Его в общем виде можно представить как совокупность социально значимых, закрепленных и используемых в практической деятельности людей результатов идеального отражения действительности. Оно является синтезом идей, взглядов, теорий, представлений людей, отражающих общественное бытие. Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости от общественного бытия.

Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох, благодаря чему сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Более того, общественное сознание может как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие. Для отставания идей, теорий от общественных процессов существуют гносеологические причины, т.к. сознание вторично по отношению к бытию. Но здесь играют роль и социальные факторы – интересы тех больших групп, которые препятствуют распространению прогрессивных взглядов. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие. Такой способностью в особенности обладает теоретическое сознание, которое, опираясь на анализ тех или иных явлений, обнаруживает тенденции их развития и тем самым может предвидеть ход событий.

Специфика развития общественного сознания проявляется и во взаимовлиянии различных его форм – политического, правового, религиозного, нравственного и др. – друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей, примером чего может служить господствующая роль религии в эпоху Средневековья.

Наконец, что крайне существенно, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом необходимо учитывать, что сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом.

Обратимся к анализу структуры общественного сознания.

Структуру общественного сознания можно исследовать в двух аспектах – гносеологическомисоциологическом.

Гносеологический подход предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание. Поэтому по глубине отражения в общественном сознании можно выделить обыденный и теоретический уровни. Обыденное сознание отражает общественное бытие на уровне явлений, не проникая в сущность, и возникает как осознание повседневных потребностей людей. Теоретическое сознание более глубоко отражает общественное бытие, т.е. раскрывает сущность, закономерные связи и отношения. Существует оно в виде системы идей, понятий, законов.

Социологический подход к исследованию общественного сознания предполагает выяснение его роли в жизни людей, т.е. какие функции оно выполняет. При таком аспекте выделяются, прежде всего, такие сферы, как общественная психология и идеология.

Общественная психология представляет несистематизированную стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, которые включают представления, чувства, настроения, обычаи, традиции, привычки, иллюзии, заблуждения, возникающие у различных социальных групп. Общественная психология – это массовое сознание людей, которое непосредственно отражает повседневные условия их жизни, она выполняет коммуникативную функцию. Устойчивые элементы общественной психологии (чувства, групповой характер) способствуют сохранению и закреплению общественных структур, а динамические элементы (массовые психологические реакции) стимулируют их изменения. Поэтому роль общественной психологии в обществе противоречива.

Идеология, в отличие от общественной психологии, – это система взглядов, идей, отражающая сущность общественных отношений, условий жизни людей и выражающая коренные интересы классов и других социальных общностей. Идеология представляет теоретическое сознание, которое разрабатывается специалистами, идеологами классов. В этом ее отличие от общественной психологии, которая формируется в основном стихийно. Выделяют прогрессивные, консервативные, реакционные идеологии в зависимости от того, какие интересы и какого класса они выражают.

Идеология, объясняя явления общественной жизни, формирует мировоззрение людей, способствует выработке представлений о ценностях жизни, ее идеалах, обусловливает систему ценностных ориентации и тем самым определяет общую линию поведения людей, направление их деятельности. Следует иметь в виду, что уровни и сферы общественного сознания не существуют изолированно, – они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Элементами структуры общественного сознания являются его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное. Они отличаются по объекту отражения, способу отражения, общественным потребностям, с которыми связано их возникновение, и по социальной роли, которую каждая из них выполняет в обществе.

Одним из основных видов духовной деятельности и специфической формой общественного сознания является наука как определенная система знаний и устойчивый социальный институт. В современном мире наука – сложное многоплановое социальное явление, достигшее в своем развитии достаточно высокой степени зрелости и активно вторгающееся во все сферы жизни общества – от материального производства до бытовой сферы. Идет интенсивный процесс «онаучивания» всей общественной жизни и, главное, – превращение науки в непосредственную производительную силу. Однако и по сей день наука продолжает оставаться, прежде всего, систематизированным познанием действительности в абстрактно-логической форме понятий, категорий и законов.

Поэтому далеко не всякое знание может быть отнесено к научному. Таковыми не являются житейские сведения и религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественное. Под наукой понимают, прежде всего, знание сущности и причин явлений, законов, действующих в объективной действительности и познании. Поднимаясь до уровня постижения сущности тех или иных процессов и явлений, знание человека приобретает объяснительную функцию, т.е. черту, которая делает его собственно научным знанием, теорией. Таким образом, научное знание есть продукт, результат интеллектуальной деятельности человека.

Берущее истоки в древнегреческой натурфилософии, европейское, научное знание как определенная целостность и многоуровневая система возникло не сразу. Начало этому было положено лишь в Новое время. После открытий Н. Коперника и И. Ньютона, составивших целую эпоху в истории человечества, для естественных наук наступает полоса бурного расцвета. Они все более широко начинают применяться на практике. Так, в позднем средневековье используются отдельные научные знания для создания первых механизмов: конструкции часов, водяных и ветряных приводов, где необходимы были элементарные сведения по механике и гидравлике. Переход же к машинно-фабричной системе сделал необходимым осмысленное применение науки для развития техники. Начавшись в XVII в., процесс сближения науки и техники продолжается вплоть до XIX в., хотя воздействие науки на отдельные технологии и остается еще в то время ограниченным; наука не является основой, предпосылкой и непосредственно движущей силой техники, напротив, следуя требованиям техники, получает от нее больше, чем в состоянии дать сама. Кроме того, господствовавший в XVI–XVIII вв. механический и метафизический взгляд на мир поставил перед учеными ряд принципиальных ограничений, которые и не замедлили сказаться.

Начиная со второй половины XIX в. и особенно XX в. постепенно складывается органическое единство науки и техники, ставшее в последнее время одной из самых существенных черт научно-технического прогресса. Такое коренное изменение их взаимосвязи имеет ряд причин, важнейшие из которых: повышение степени сложности технологических процессов, структур и методов, ускорение внедрения технических средств в повседневную жизнь человека, все более активное использование наряду с традиционными физико-механическими закономерностями различного рода нефизических явлений.

Все это возможно лишь благодаря значительным изменениям, происшедшим в области науки, достигшей нового уровня понимания природы и принявшей ярко выраженную социальную ориентацию, что и привело к постепенному превращению науки в непосредственную производительную силу.

Наука, как и другие сферы духовной жизни, возникает и развивается из необходимости удовлетворения исторически определенных потребностей общества. Роль и социальное значение ее не ограничиваются лишь объяснительной функцией, констатацией существования тех или иных природных и социальных явлений. Конечная цель познания – практическое применение научных достижений. Поэтому анализ особенностей развития научного знания как духовного, идеального образования предполагает обращение к реальному историческому процессу.

Умелое использование научного знания в интересах человека и человечества, предвидение ближайших и отдаленных последствий активного вмешательства в природу или общественную жизнь в значительной мере зависят от глубины постижения заключенного в нем объективного содержания. В противном случае использование достижений науки несет с собой немало опасностей, особенно ныне, в условиях все более глубокого проникновения человеческого разума в тайны атомного ядра, генетику и человеческую психику.

Наука – это не просто набор отдельных конкретных знаний – математики, физики, педагогики, социологии и т.п. Как отдельной научной дисциплине, так и всей науке в целом присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов. Наряду с этим научное знание отличает наличие осознанного контроля и строгие требования к методам и языку научного исследования; использование в процессе научного познания не предметов и явлений реального мира самих по себе, а их аналогов – идеализированных моделей, а также объективность познаваемых истин, независимость научного знания от познающего субъекта.

Все существующие отрасли научного знания, независимо от их специфики и степени разработанности, весьма сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, причем характер этих отношений резко меняется в ходе развития научного познания и самой социальной действительности. При всей сложности содержания, вкладываемого в понятие науки, следует помнить, что, будучи одновременно и системой знаний, и определенным видом деятельности, она выполняет сложные функции в современном мире, главными из которых являются познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

Значительную роль в духовной жизни общества играет политическое сознание, отражающее взаимоотношения различных социальных общностей, их место в системе государственной власти, а также отношения между государствами.

Основой политических связей, так же как их отражения в сознании, являются экономические отношения того или иного общества, определяющие объективное положение социальных групп, их потребности и интересы. Именно система социальных интересов, наряду с исторической и национальной традицией, с культурой мышления в целом, определяет тот или иной уровень развития политической культуры, превращение деятельности в политическую силу общества.

С появлением капиталистического общества развитие политического сознания неразрывно связано с образованием политических партий, программы и цели практической деятельности которых
организуют социальные силы для политических действий. В этом
процессе политическое сознание выступает, с одной стороны, как
идеальная движущая сила в преобразующей деятельности социальных групп, а с другой – оно вновь объективируется в политических отношениях и политической деятельности.

Поэтому специфическое содержание политического сознания не сводится лишь к непосредственному отражению экономических отношений, а воплощает в себе их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит государство. В сфере практически-политической жизни политическому сознанию принадлежит функция определения путей и средств деятельности государства и социальных групп, которая находит свое видимое выражение в борьбе партий за политическое господство.

Таким образом, экономические интересы выражаются в политическом сознании опосредованно, преломляясь через множество звеньев. Тем не менее, именно политическая сфера наиболее тесно и непосредственно связана с экономическими интересами общества и этим отличается от других форм духовной деятельности, часто выступая как бы своего рода посредником между ними и экономическими отношениями. Например, развитие философского мышления показывает, что влияние на него экономики чаще всего осуществляется в политическом облачении. При этом политическая культура взаимодействует с другими формами духовной деятельности, не ликвидируя их специфики и относительной самостоятельности, а присутствуя там в сжатом виде.

Становление политического сознания связано с потребностями социальных сил и обусловлено растущей их поляризацией, в силу чего значение политической деятельности возрастает по мере развития исторического процесса. Главным содержанием политической деятельности являлось и по сей день остается искусство управления, руководство государственными делами, взгляды на роль и формы государства в обществе, политическое сознание, первоначально тесно связанное с этико-философскими идеями естественного права, а позже – с религиозными представлениями, сегодня отражает всю сложную гамму социально-экономических проблем общества.

Идеологическая функция политики всегда служила, с одной стороны, узакониванию государственной власти, а с другой – оправданию различных актов социального возмущения. Массовое же распространение политическое сознание приобретает в эпоху перехода от феодализма к капитализму (вызванного буржуазными революциями) и особенно в нашу сложную и бурную эпоху.

Становясь постепенно одним из важнейших и неотъемлемых моментов духовно-практической деятельности общества, традиционная связь политической деятельности с функционированием государства обусловливает ее близость с правовой сферой, включающей правовое сознаниеи правовую деятельность как совокупность законов, правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев общества.

В отличие от политического сознания, представленного в виде системы программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций, правовое сознание представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридических законов, регламентирующих общественные отношения, и является в силу этого нормативной сферой жизнедеятельности общества.

Основными правообразующими принципами являются равенство, свобода и справедливость, которые составляют суть права и требуют соответствующего оформления в виде законов, указов и других нормативных актов. Однако прежде чем получить нормативный статус эти принципы должны стать объективной реальностью, социальным качеством самой действительности, а не просто благим пожеланием законодателей. Поэтому право и выступает мерой свободы индивидов, а важным аспектом правовой культуры является не только наличие и знание членами общества законов и норм, обеспечивающих деятельность государства, права и свободы его граждан, но, что особенно существенно, соблюдение этих законов всеми без исключения, признание безусловного верховенства закона для всех граждан, что и является сутью правового государства.

Особое место среди форм духовной деятельности занимает мораль. Она возникает и развивается в недрах первобытного общества, когда люди вынуждены были объединиться для совместной жизнедеятельности. Это требовало выработки элементарных норм и правил, закрепляемых в обычаях, послуживших началом формирования морали как формы общественного сознания и нравственной деятельности с присущей ей функцией регулирования. Нарушение же нравственных канонов уже тогда жестоко каралось обществом. Мораль, как и право, регулирует взаимоотношения между людьми, но это регулирование осуществляется благодаря общественному мнению, тогда как соблюдение правовых норм обеспечивается госу-
дарственной властью. Этим и определяется одна из главных особенностей морали – внеинституциональность.

Мораль не является сферой организованной деятельности, ею нельзя управлять, как, скажем, наукой или религией, но в отличие от них она самоорганизуется в деятельности отдельных групп. К числу других особенностей морали относятся ее всеобъемлющий характер и императивность. Всеобщность морали означает, что нравственные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности. Императивность же ее состоит в том, что большинство нравственных требований апеллирует не к внешней целесообразности (успех, богатство, счастье), а к моральному долгу, т.е. носит форму императива, хотя выполнение этого долга, моральных правил далеко не всегда и вовсе не обязательно приводят жизненному успеху. Этим объясняется мотив обязательного бескорыстия любого морального поступка. В масштабах же всего общества выполнение определенного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает общественной потребности.

Итак, под моралью обычно понимается совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Сфера морали чрезвычайно широка: это и отношение человека к человеку, и отношение человека к обществу, и определенные требования общества по отношению к человеку, и требования человека к самому себе. В морали отражена и закреплена общественная практика всех слоев населения, социальных и национальных групп. Этим определяется социальная роль морали, выражающаяся множеством выполняемых ею функций, главными из которых являются регулятивная, оценочно-императивная и познавательная. Наряду с ними ей присущи и такие функции, как воспитательная, ориентирующая, прогностическая, коммуникативная и др.

Теория морали, наука о морали – этика. Она возникла в эпоху рабовладельческого общества, когда в первых философских теориях уже делались попытки выяснения источников и причин возникновения морали, смысла жизни, понятий счастья и справедливости, добра и зла, оценки человеческих поступков и т.д.

Являясь частью философских систем, этические концепции, как правило, содержат в себе основные постулаты этих теорий. Так, представители материализма пытались найти земную, социальную основу источника морали, связывая ее с потребностями и интересами человека. В идеалистических же концепциях, при всей существенности их вклада в развитие теории морали (Платон, И. Кант, Г. Гегель), в конечном счете источником морали провозглашались вечная идея, абсолютный разум, Бог либо индивидуальные, субъективные устремления отдельной личности.

Одним из первых систематизаторов этики был Аристотель («Никомахова этика» и «Политика»), который дает классификацию этических категорий и рассматривает этику как практическую науку, лишь закрепляющую то, что порождено деятельностью человека. К числу наиболее интересных подходов в этике относятся взгляды Сократа (связь разумного и нравственного) и Эпикура (стремление человека к счастью, наслаждению как основе морали), голландского мыслителя Спинозы (понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом); французских материалистов XVIII в. К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др., создавших теорию «разумного эгоизма»; представителя немецкой классической философии Л. Фейербаха, верившего в возможность разрешения с помощью морали всех социальных противоречий, и И. Канта, размышлявшего в трудах по проблемам практической философии о категориях внутреннего долга и «категорического императива». Особое место в истории этической мысли принадлежит плеяде русских философов – революционеров-демократов, оставивших заметный след в разработке конкретных форм и методов нравственного воспитания, а также мыслителям XX в. Н. Бердяеву, Вл. Соловьеву, рассматривавшим проблемы нравственной свободы, смысла жизни и многое другое.

Значительный вклад в развитие научной теории морали был внесен К. Марксом и Ф. Энгельсом, считавшими, что к оценке норм, принципов, категорий морали следует подходить конкретно-исторически (нет и не может быть вечных, неизменных представлений о добре и зле, справедливости, чести и совести и т.д.), ибо мораль как форма духовной культуры возникает, функционирует и развивается в конечном счете в соответствии с уровнем развития общественного бытия, хотя и заключает в себе огромные возможности влияния на реальную жизнь людей, благодаря не только регулирующей, но, что особенно существенно для морали, ее оценочно-императивной и вытекающей из нее познавательной функциям.

Признание исторической изменчивости содержания нравственных норм и категорий не исключает, однако, наличия в них общечеловеческого, вечного начала. Такими вечными являются сами нравственные принципы и понятия. Кроме того, в общественной жизни есть такие стороны, такие отношения между людьми, нормальное функционирование и развитие которых соответствует интересам всех социальных слоев общества. Это так называемые простые нормы морали и справедливости (уважение к старшим и женщине, забота о детях и престарелых и многое другое), нравственная оценка и реализация которых и составляют общечеловеческое в морали.

Тем не менее, будучи, как и другие сферы духовной жизни, отражением реальных процессов, происходящих в обществе, мораль в определенной степени несет на себе отпечаток тех противоречий, которые имеют место в обществе и нередко определяют его нравственное состояние. Кризис социальных отношений выливается в кризис морали, возникает необходимость в переоценке нравственных ценностей и идеалов. Общество оказывается как бы на распутье, что, как правило, ведет к «падению нравов», осложняя тем самым общую кризисную ситуацию. Это характерно для любого переходного периода общества, в чем не сложно убедиться, обратившись к нашей повседневности.

Одной из древнейших форм духовной деятельности является религия, которая пришла на смену мифологии. Претерпев по мере развития общества ряд изменений, она продолжает оказывать влияние на поведение и поступки верующих людей, выполняя при этом и определенные социальные функции, как свойственные всем сферам духовной жизни общества, так и специфические, присущие только этому виду духовной деятельности.

По поводу происхождения и сущности религии существуют разные точки зрения: трактовка религиозных представлений как врожденных и порожденных сверхъестественной силой (психолог У. Джемс, конец XIX – начало XX в.); как коллективного невроза навязчивости, массовой иллюзии, в основе которых лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений (психолог З. Фрейд, XX в.); как своеобразной формы обязательной связи и подчинения индивида обществу (социолог Э. Дюркгейм, XX в.); как отражение социального бытия людей (Л. Фейербах, XIX в.); и, наконец, как фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними внешних сил (марксизм).

Богословы в вопросе о происхождении религии опирались и опираются на Священное писание, где говорится о сотворении Богом земли, неба, всего сущего и человека (Библия, первая Моисеева книга «Бытие») и указанных Богом израильтянам законах будущей жизни (вторая Моисеева книга «Исход»). Подобным образом объясняется происхождение религии и в священной книге мусульман Коране. Только Будда, согласно учению буддизма, не является творцом и правителем мира, а лишь просветляет и открывает верующим путь истинного познания.

Материалистическая философия всегда исходила и исходит из положения о том, что основой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Иными словами, религиозное сознание отражает ту сторону общественного бытия, которая содержит отношения зависимости людей от условий их жизни, господства над ними чуждых естественных и общественных сил, отражающихся в их сознании фантастически, превратно и выступающих как неземные, сверхъестественные силы.

Понятие «сверхъестественное» означает нечто, не подчиняющееся объективным законам материального мира. К таким явлениям относятся вымышленные, фантастические существа (боги, ангелы и т.д.). Иными словами, все, что пока не подвластно научному объяснению, не может быть объяснено исходя из объективных знаний.

Религиозное сознание характеризуется особым отношением к сверхъестественному – верой в него. Религиозная вера предполагает не просто наличие представлений о сверхъестественном, а слепую, бездоказательную веру в его реальное существование, включающую как необходимый компонент эмоциональное отношение к сверхъестественному и убеждение в том, что оно может определять естественные события, судьбы людей, а человек в состоянии устанавливать отношения с ним, определенным образом воздействуя на него и вызывая доброжелательное отношение к себе.

Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные причины ее возникновения – это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений). Гносеологические причины связаны со способностью человека абстрактно мыслить и стремлением познавать и объяснять окружающие его явления. Психологические же причины порождены отрицательными эмоциями и переживаниями человека, его неудовлетворенностью реальным положением дел и отсутствием возможностей устранить источник своих бед (чувство горя, скорби, одиночества, невостребованности).

Отсюда вполне понятное желание и попытка уйти от решения сложных проблем бытия и поиск средств избавления в религии, в вере. Это своеобразный способ духовной защиты, помогающий человеку адаптироваться в огромном и враждебном ему мире.

Как всякая сфера духовной жизни общества, религия включает религиозное сознание и религиозную деятельность, которое в свою очередь объединяет такие элементы, как религиозные действия и религиозные институты, учреждения, организации. Совокупность этих трех составляющих образует религиозный комплекс, характеризующий религию как сложное общественное явление, важнейшей частью которого является религиозное сознание. Оно включает религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология как обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность присущих массе верующих религиозных верований, представлений, чувств, настроений, привычек и традиций, складывающихся в значительной мере стихийно, прежде всего как непосредственное искаженное отражение повседневной жизни людей. Здесь огромную роль играют связанные с верой в сверхъестественные силы чувства и настроения. Их специфика состоит в том, что они направлены на вымышленные объекты, порождаемые фантазией верующих.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система идей, религиозных взглядов на мир, разработкой и пропагандой которых занимаются специалисты, теологи.

Важнейшей идеей мировых религий (буддизма, ислама и христианства) является равенство всех верующих перед Богом и обещание справедливости в потустороннем мире в зависимости от благочестия на земле (согласно учению о двух мирах).

Религиозная деятельность предполагает специфические действия, с помощью которых религиозный человек надеется побудить сверхъестественные силы к благосклонности. Это – сфера религиозного культа – самого консервативного элемента религии.

Наконец, составной частью религии являются религиозные институты, учреждения. Церковь – особая религиозная организация, которая объединяет своих последователей на основе общности вероучения и обрядов, культовых действий.

 

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института, выполняющего особые социальные функции и, прежде всего, мировоззренческую, удовлетворяющую в ненаучной форме познавательные потребности людей и формирующую у них религиозное мировоззрение.

Тесно связана с мировоззренческой иллюзорно-компенсатор-
ная функция религии, с помощью которой человек пытается преодолеть господствующие над ним реальные силы, восполнить ограниченность своего познания, практики, социального общения, но не в реальном мире, а в воображении, в надежде на потусторонний мир. Реальным следствием религиозной компенсации оказывается внутреннее примирение человека с существующим порядком вещей.

Религии присущи также организационная, регулятивная, воспитательная и коммуникативная функции. В целом же все эти функции позволяют говорить о выполнении религией идеологической функции.

При этом религиозными организациями могут осуществляться и некоторые нерелигиозные функции, относящиеся к области экономики, политики, культуры и т.д. В конкретно-исторических условиях эти функции могут играть и реакционную, и прогрессивную роль. Так, Русская Православная Церковь способствовала укреплению русской государственности, проводя экономическое освоение новых земель путем монастырской колонизации. Известны ее положительная роль в деле укрепления мира, а в современных условиях – и непосредственное участие в политической жизни страны. Однако эти функции не вытекают из сущности религии и нетождественны религиозным функциям, но они укрепляют влияние религиозного комплекса на общественную жизнь.

Как и другие сферы духовной жизни, религия обладает большой относительной самостоятельностью, что придает ей особую устойчивость. Однако в ходе общественного развития она претерпевает существенные изменения. В конечном счете ее эволюция определяется социально-политическими условиями. Так, с разложением первобытнообщинного строя и становлением классового общества изменились и религиозная мифология, и культовая практика, а к концу существования рабовладельческого общества произошел переход от политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию); возникли мировые религии – христианство, ислам, буддизм, ставшие значительной идеологической и политической силой.

Самостоятельность религии проявляется и в ее тесной связи с другими сферами духовной жизни. Особенно с моралью (через систему общечеловеческих ценностей) и искусством, в силу богатых возможностей его эмоционального воздействия.

Кроме того, религия на определенных этапах своего развития (Древний Египет, европейское Средневековье) активно концентрировала в себе научно-практический опыт и знания в области медицины и астрономии, в сфере гуманитарных наук (истории, литературы), представляя благодаря этому и по сей день важное историко-культурное явление.

Совершенно особое место среди сфер духовной жизни зани-
мает искусство.

Искусство представляет собой специфическое социальное явление и как форма общественного сознания, и как вид духовно-практического освоения мира. Это – особое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность (природная и социальная) и внутренний мир человека, его чувства и переживания. Таким образом, создание художественного образа в процессе творчества является главным содержанием и спецификой искусства как художественно-практического освоения действительности. При этом искусство не только отражает реальность и внутренний мир человека, но и творит свой особый мир, который обладает относительной самостоятельностью и своими собственными законами.

В соответствии с природой искусства произведение оценивается, главным образом, с точки зрения его эстетической ценности (в том числе и художественности), ибо эстетическая сторона является главной функцией искусства, особенность которого в том, что ни образное содержание, ни идейное воздействие произведения невозможны вне его эстетических достоинств. Иными словами, вне эстетического восприятия нет искусства.

Эстетические же отношения возникают и складываются еще до появления искусства и могут проявиться вне него: в отношениях людей к природе, к обществу, друг к другу, в быту и т.д. Сформировавшись на заре человеческого общества, они находятся в процессе постоянного изменения и развития, так как изменяется сам источник эстетического отношения – социальная действительность; меняются вкусы людей, их идеалы и эстетические переживания; с каждым новым значительным явлением в искусстве происходит художественное развитие человечества, его совершенствование в эстетическом плане. Потребность же художественного освоения действительности порождает новые виды и жанры искусства (кино, телевидение), преобразует старые. Возникают и развиваются различные художественные методы и направления, течения и стили (романтизм, реализм, модернизм и т.д.).

Познание действительности, активное эстетическое преобразование жизненного материала художником в процессе создания произведения – это лишь одна сторона искусства. Другая, не менее важная сторона «бытия» произведения – это процесс его эстетического восприятия, т.е. целенаправленного воздействия на личность, чувства и мысли «потребителя». Все это вместе взятое и делает искусство одной их тех социальных сил, которые участвуют во взаимодействии общественных явлений и оказывают большое влияние на развитие общества.

Сила искусства в его непосредственности и непринужденности воздействия на личность, в доступности, конкретности и наглядности, ибо только художественные образы действуют и на мысль, и на чувства, и на воображение человека одновременно, непосредственно и непринужденно, формируя чувства и эмоции людей, воспитывая в них художественно-эстетическое начало и восприятие действительности, развивая творческий потенциал.

Другой, не менее важной, особенностью искусства является то, что, вырастая из потребностей общества на определенной ступени его развития, отражая не только индивидуальные переживания художника, но и типичное, общее, что присуще данному времени, а также непреходящие, общечеловеческие ценности (идеи любви, дружбы, самопожертвования, осуждение пороков и человеческих слабостей), подлинные произведения искусства не исчезают, а переживают свое время, сохраняясь как культурное наследие. Недаром говорится: над истинно прекрасным время бессильно.

Искусство чутко реагирует на противоречия социальной действительности, что нередко приводит его к упадку и деградации, отражающим общее болезненное состояние общества: его социальные и нравственно-духовные отношения. К сожалению, симптомы это болезни присущи и нашему современному искусству, оказавшемуся, как и все общество, перед сложной проблемой выживания.

Таким образом, искусство, будучи элементом духовной культуры, служит одновременно и отражению, и «производству» духовных ценностей, выполняя наряду с эстетической целый ряд важных социальных функций: познавательную, воспитательную, идеологичекую, коммуникативную и т.д.

 

Философский анализ общественного развития включает рассмотрение такого аспекта духовной жизни общества, как культура. Термин этот был введен в европейскую социальную мысль во 2-й половине XVIII в., первоначально означая в переводе с латинского возделывание почвы, а затем приобретая более широкое значение (воспитание, образование, развитие, почитание) и обобщая всё созданное человеком. И хотя до сих пор нет универсального, целостно-сущностного определения культуры, учитывая столь широкий круг включаемых в нее сфер жизни человека и общества, в целом можно рассматривать ее как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и отношениях людей к природе, друг к другу и к самим себе. Иными словами, как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Ценностный подход к сущности культуры позволяет увидеть в ней определенный аспект общества, включающий почти все стороны жизни человека и в то же время отличающий его от других форм биологической жизни своего рода мерой человеческого в человеке. Можно сказать, что культура – это своеобразный творческий образ жизни личности и общества, призма, через которую высвечивается всё сущее и которая, рождаясь лишь с появлением человека, развивается в процессе функционирования общества.

Отсюда широта философского понимания культуры и одновременно сложность ее трактовки, претерпевшей определенную трансформацию в процессе исторического развития, что связано со спецификой общественно-экономических этапов развития общества, особенностями ценностной ориентации, этническими, национальными и мировоззренческими традициями и принципами. Понимание культуры органично связано со своим временем в том смысле, что в ней выражаются потребности и противоречия конкретной эпохи, накладывающие свой отпечаток и на философскую ее интерпретацию.

В рамках материалистического понимания культура рассматривается как единство двух основных сфер (материальной и духовной) жизнедеятельности человека, основой которых, объединяющим, синтезирующим началом является человеческий труд. Причем культура включает воздействие и на природу, и на самого человека.

Вообще проблема взаимоотношения культуры и природы – одна из наиболее важных, особенно в современных условиях. Первое, что необходимо подчеркнуть, – это отличие культуры от природы: врожденное и приобретенное, биологическое и социальное. Однако, как видно, по мере развития общества это различие становится всё менее уловимым, а роль «второй природы» (культуры) – всё более значимой. Наука и искусство в последнее время все меньше обращаются к описанию природы. Техника претендует на создание новой природы, а мораль и особенно право всё меньше опираются на естественную человеческую природу. Всё это неоспоримо свидетельст-
вует об уверенно возрастающей и крепнущей роли культуры во взаимодействии с природой в рамках современной цивилизационной системы, что можно, кстати, рассматривать как в положитель-
ном, так и в отрицательном плане (экологические последствия НТР).

Для понимания культуры очень важно рассмотрение ее как своего рода единого общественно-исторического процесса, представляющего собой синтез разных культур, сформировавшихся на определенных исторических этапах существования общества и в соответствующих этим этапам разных социально-общественных условиях разных народов различных регионов мира. Но всё это в целом – единый культурно-исторический процесс, объединяющий все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и отношения с природой.

Если история общества – это деятельность преследующего свои цели человека, то культура – это внебиологический, специфически человеческий способ деятельности, доминирующими факторами которого в современном мире являются социальные и экологические процессы. Экологический кризис, что требует выработки деятельного общепланетарного сознания, которое в свою очередь возможно лишь в результате взаимодействия культур не только на микро- и макроуровнях, но и на мегауровне, к чему призывают ученые всего мира.

Философский подход к анализу культуры предполагает такой аспект вопроса, как многообразие мировой культуры. Последнее означает, что мировой культурный процесс представляет собой синтез различных культур на разных исторических этапах ее формирования, с присущими ей национальными, этническими, локальными и региональными различиями. Источник последних – в исторических условиях формирования данных культур, а условия их становления и развития – относительная обособленность различных регионов и социальных образований. Однако даже в условиях, казалось бы, обособленного развития отдельных народов и континентов, можно отметить множество общих черт, свойственных тем или иным культурам. Особенно это находит проявление в области морали, религии, эстетического освоения мира, основных философских принципах, что в значительной мере связано с общечеловеческим началом, лежащим в основе этих сфер духовной деятельности общества. Вспомним, что и у народов Древнего Востока, и в европейской культуре основными философско-этическими началами выступали добро, красота и истина, ставшие фундаментальными категориями всей последующей истории культуры в рамках морали, эстетики и науки.

По мере развития общества процесс взаимодействия различных культур все усиливался, что особенно сказалось на сближении культур разных континентов, в том числе на взаимопроникновении культурных традиций Востока и Запада. Наиболее активно этот интеграционный процесс происходил в XX веке, благодаря результатам научно-технической революции, в значительной степени облегчившей и упрочившей связи разных регионов нашей планеты. Это взаимодействие нашло свое проявление в современном искусстве, особенно в музыке и живописи; в активном распространении традиционных религиозно-философских учений Востока в европейских странах; в том влиянии, которое оказывает на современный мировой процесс научно-технический потенциал США и Японии, и во многом другом.

Как порождение природной и социальной среды того или иного народа, культура сама в огромной мере начинает влиять на историческое и социальное развитие данного народа, а будучи включенной в мировой культурный процесс – и на духовное развитие других народов. Поэтому культурные различия выступают одним из источников многообразия мирового исторического процесса благодаря своей неповторимости и уникальности.

Многообразие культур – объективная реальность, определяемая социально-экономическими и общественно-историческими условиями развития, поэтому определенная самостоятельность каждой культуры в межкультурном взаимодействии является важнейшим фактором развития мировой культуры как части общественно-исторического процесса в целом. Однако многообразие культурных форм и процессов не только не исключает, но как раз и определяет возможность существования единой мировой культурной традиции. На этом и основываются современные интеграционные процессы в мире, охватывающие все сферы духовной деятельности общества.

Наряду с пониманием культуры как единого цивилизационного процесса в современной науке имеют место и иные подходы: этноцентризм, ксенофобия и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция судить об иных культурах с позиции превосходства своей собственной национальной или этниче-
ской культуры, что свойственно, скажем, миссионерству. Ксенофо-
бия
– это проявление неприязни и страха перед чужими обычаями и взглядами, развивающееся на основе и в недрах этноцентризма. Культурный же релятивизм основывается на положении о том, что понимание культуры возможно лишь на основе анализа ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Всё это существенно отличается от упоминавшегося выше понимания роли культуры в системе общепланетарного сознания.

В то же время культура – это такой социальный феномен, который распространяется не только на настоящее, но и на прошлое, так как входящие в ее область духовные явления сохраняются не только в пределах определенного исторического периода, но вечны по своей природе, передаваясь от поколения к поколению. Более того, культура каждого поколения и всей предшествующей цивилизации является как бы своего рода базой, основой культуры будущего, устремляясь в него. В этом заключается преемственность культурных традиций в любой сфере духовной деятельности: политике, религии, искусстве, морали, науке, возможная в силу того, что культура – это совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые с течением времени, по прошествии истории превращаются из индивидуально-субъективных и исторически-конкретных в общественно-объективные, надысторические, образуя непрерывную культурную традицию. Такова судьба
основных философских идей древневосточных и античных мыслителей, полотен Леонардо Да Винчи, музыки Л. Бетховена и творчества У. Шекспира; такое же место в истории культуры занимают открытие Америки и Французская революция; возникновение христианства и восточных религий; вклад в науку И. Ньютона, М. Ломоносова и А. Эйнштейна и многое, многое другое.

Однако это не означает, что культура неподвластна законам диалектического развития. Как и любой процесс, она включает устойчивую, или консервативную, и развивающуюся, новаторскую стороны. Устойчивая сторона культуры составляет культурную традицию, благодаря которой и происходит накопление человеческого опыта в истории, позволяющее каждому новому поколению использовать его в своей жизнедеятельности, т.е. происходит функционирование культуры.

Культурная традиция выступает здесь не только как историческая память, непременное условие существования, но и основа дальнейшего развития, создания качественно новой культуры. Здесь, как и везде, работает принцип диалектического отрицания, включающего момент преемственности как условие развития. Нельзя создать новую культуру на пустом месте, отбрасывая всё предыдущее.

Однако данное положение вовсе не означает, что культура – это некое застывшее явление, исключающее момент нового. Приращение культурного богатства происходит в процессе творчества каждого поколения. Естественно возникает вопрос: всякое ли новаторство является вехой в культурной деятельности? Ответ очевиден: создание нового только тогда можно считать творчеством культурных ценностей, когда оно содержит в себе всеобщее начало, приобретает общественную значимость и понимание у других людей, а также должную оценку и внимание у последующих поколений, ибо не всё то, что кажется современнику значимым, остается в истории, включается в исторический опыт человечества.

В современной науке используется несколько принципов выделения основных типов культуры: социальный, региональный, национальный и темпоральный (временной), а также выделение «массовой» и «элитарной» культуры. На основе социального принципа фиксируются следующие субкультуры: возрастные (геронтокультура, подростковая, молодежная и т.д.); по интересам (рок-культура, фолк-культура и др.); неофициальная (андеграунд, криминальная и т.д.). Региональный принцип деления делает акцент на объединяющие (общие) аспекты культур (восточная, западная, европейская, среднеазиатская, южноамериканская, африканская и пр.). Национальному же принципу, наоборот, свойственно выделение особенного и специфического в культурах разного типа (славянская, арабская, романская, англосаксонская и т.д.). Наконец, временной (или темпоральный) принцип типологизации основан на рассмотрении и сравнительном анализе различных культур в определенные временные и исторические периоды.

 

«Массовая культура» – термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широкому кругу «потребителей». Специфическими признаками «массовой культуры» являются: примитивизация отношений между людьми; развлекательность и сентиментальность; натуралистическое смакование секса и насилия; культ успеха и сильной личности наряду с культом посредственности и примитивности; вещизм и т.п. Базируется «массовая культура», главным образом, на бессознательных формах восприятия, бездумном потреблении.

Своего рода оппозицией «массовой культуре» является «элитарная культура», задача которой – сохранить в культуре ее творческое начало. Произведения «элитарной культуры», как правило, заключают в себе попытку абстрагироваться от реальности и одарить элиту усложненными образами действительности, где причудливо сочетаются реальность и нереальность, рациональное и иррациональное (напр., «чистое искусство», творчество С. Дали и т.д.).

Культура как общественно-историческое явление, представляющее субъективно-объективные отношения личности и общества, обусловленные конкретными социально-историческими условиями, общечеловеческими, национальными, классовыми и сугубо индивидуальными ценностями, выполняет определенные функции:

1) выражает субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека во всех сферах жизни, начиная с трудовой, материальной и заканчивая высоким искусством, наукой и т.д.;

2) заключает в себе способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняемых, главным образом, определенными общественными структурами: государством, партиями, различными организациями и т.д.;

3) она выполняет важную социальную функцию трансляции опыта, знаний, определенных результатов человеческой деятельности и передачи этого исторического опыта от поколения к поколению;

4) представляет собой постоянное рождение нового в различных видах творчества, включающегося затем в исторический процесс и создающего в конечном счете тот элемент новизны, благодаря которому и происходит постоянное обогащение и развитие мировой культурной традиции.

 

В заключение анализа основных форм духовного бытия сле-
дует еще раз подчеркнуть их важность и социальную значимость в жизни общества как своего рода специфического способа существования человека в природе и обществе, аккумулирующего в себе ряд социальных функций, связанных с выработкой особых способов и норм социальной организации и регулирования процессов, выра-
жающих субъектно-личностную сторону жизнедеятельности; их оцен-
кой и теоретическим осмыслением; трансляцией определенного опы-
та, знаний и результатов общественной практики, а также постоянным рождением нового в различных видах творчества, начиная от художественного и заканчивая научным и политическим.

 

 

Тесты

1. «Упорядоченная, самоуправляемая целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы», – это определение:

а) цивилизации;

б) нации;

в) социальной системы;

г) общественно-экономической формации;

д) государства;

е) класса.

 

2. Социальная система обладает такими качествами, как:

а) сверхсложность;

б) иррациональность;

в) наличие интегративного качества;

г) самоуправляемость;

д) устойчивость;

е) слабая предсказуемость развития;

ж) иерархический характер.

 

3. Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это определение:

а) цивилизации;

б) техники;

в) государства;

г) социальной системы.

 

4. Производственные отношения – это отношения:

а) нравственные;

б) семейные;

в) собственности;

г) идеологические;

д) потребления;

е) распределения;

ж) управления;

з) политические;

и) правовые;

к) обмена.

 

5. Коренные качественные изменения в системе «наука - техника - производство» при ведущей роли науки – это определение:

а) технического прогресса;

б) научно-технической революции;

в) информационной революции;

г) промышленной революции.

 

6. Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:

а) внедрение машин в производство;

б) научная революция опережает техническую;

в) наука является ведущим фактором производительных сил;

г) механизация производства;

д) замена функций интеллектуального труда;

е) локальный характер;

ж) совпадение революций в науке и технике;

з) использование достижений науки и техники в отдельных отраслях;

и) служебная роль науки по отношению к производству;

к) глобальный характер;

л) замена функций физического труда.

 

7. Социальная сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

а) род;

б) племя;

в) партии;

г) народ;

д) классы;

е) государство;

ж) творческие союзы;

з) нации;

и) страты;

к) профессиональные союзы.

 

 

8. Основные классообразующие признаки – это:

а) образование;

б) квалификация;

в) место в исторически определенной системе производства;

г) политические взгляды;

д) способ получения и доля общественного богатства;

е) положение в системе власти;

ж) престиж;

з) отношение к средствам производства,

и) роль в общественной организации труда.

 

9. Наиболее важные признаки нации как социальной общности – это общность:

а) территории;

б) языка;

в) религии;

г) культуры;

д) политических взглядов;

е) экономических связей;

ж) психологического склада.

 

10. Социальная мобильность – это:

а) переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;

б) активные миграционные процессы в обществе;

в) возможность свободного передвижения по территории государства.

 

11. Политическая сфера как подсистема общества включает такие элементы, как:

а) сословия;

б) племя;

в) политические организации;

г) народ;

д) творческие союзы;

е) партии;

ж) нации;

з) общественные организации;

и) классы;

к) государство.

 

12. Основные признаки выделения страт – это:

а) отношение к средствам производства;

б) положение в системе власти;

в) социальный статус;

г) место в исторической системе производства;

д) культурный уровень;

е) образ жизни;

ж) профессия;

з) уровень дохода;

и) образование;

к) роль в организации труда.

 

13. Формы политического режима – это:

а) монархия;

б) демократия;

в) конфедерация;

г) диктатура;

д) авторитаризм;

е) тоталитаризм;

ж) республика;

з) федерация.

 

14. Форма политического режима, которая основана на неограни-
ченной власти класса или группы людей данного класса, – это:

а) тоталитаризм;

б) диктатура;

в) авторитаризм;

г) монархия.

 

15. Цивилизационная сущность государства состоит в:

а) подавлении эксплуатируемых;

б) защите интересов господствующих классов;

в) регулировании общественных отношений в интересах всех социальных общностей;

г) охране частной собственности.

 

16. По типам государства можно разделить на:

а) феодальные;

б) тоталитарные;

в) рабовладельческие;

г) буржуазные;

д) правовые;

е) демократические;

ж) авторитарные.

 

17. Формы государственного устройства – это:

а) авторитаризм;

б) конфедерация;

в) республика;

г) унитаризм;

д) федерализм;

е) конституционная монархия.

 

18. Формы правления – это:

а) абсолютная монархия;

б) демократия;

в) унитаризм;

г) президентская республика;

д) диктатура;

е) авторитаризм;

ж) федерация;

з) тоталитаризм;

и) конфедерация.

 

19. Установите соответствие между формами общественного соз-
нания и их главными функциями.

1) Искусство 2) Религия а) эстетическая;
б) мировоззренческая;
в) регулятивная;
г) методологическая;
д) нормативная;
е) познавательная;
ж) прогностическая.

 

 

20. Общественная психология связана с:

а) классовыми и национальными интересами;

б) проникновением в общественное сознание теорий и идей, защищающих экономические интересы людей;

в) общественным сознанием, эмоциональной и волевой сферами.

 

21. Формы общественного сознания – это:

а) философия;

б) культура;

в) мораль;

г) право;

д) религия;

е) общественная психология;

ж) искусство;

з) идеология.

 

22. Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это:

а) научная;

б) эстетическая;

в) нравственная;

г) политическая;

д) философская.

 

23. Специфическое средство отражения и выражения жизни вформе художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания, – это:

а) обыденное сознание;

б) религия;

в) искусство;

г) мораль;

д) культура;

е) общественная психология.

 

24. Идеология – это:

а) систематизированное отражение социальной действительности;

б) систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме;

в) отражение классовых интересов в религиозных концепциях;

система взглядов на политические партии и политическую борьбу;

г) совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем.

 

25. Система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, – это:

а) мораль;

б) право;

в) философия;

г) религия.

 

26. Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:

1) Обыденное 2) Теоретическое а) эмпирические знания, народное творчество, общественная психология;
б) идеология, наука, профессиональное искусство;
в) идеология, общественная психология, наука;
г) эмпирические знания, идеология, профессиональное искусство;
д) идеология, наука, общественная психология.

 

27. Одна из древнейших форм духовной деятельности, основой которой является вера в сверхъестественное, – это:

а) философия;

б) религия;

в) мораль;

г) идеология

д) миф.

 

28. Идеология как сфера общественного сознания – это:

а) чувства, настроения, иллюзии;

б) система идей, концепций;

в) следование традициям;

г) выражение коренных интересов общности;

д) отражение сущности общественных отношений;

е) отражение повседневных условий жизни;

ж) поверхностное отражение реального бытия.

 

29. Совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения, – это:

а) право;

б) мораль;

в) политическое сознание;

г) религия.

 

30. Сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, – это:

а) обыденное сознание;

б) наука;

в) идеология;

г) общественная психология;

д) политические сознание;

е) философия.

 

 


Тема 5


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты