Агностицизм
| –
| философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем.
|
Аксиология
| –
| философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
|
Антиномия
| –
| неразрешимое противоречие.
|
Антропо- центризм
| –
| воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
|
Апостериорный
| –
| приобретенный опытным путем, основанный на данных опыта.
|
Априоризм
| –
| признание возможности доопытного, врожденного знания.
|
Априорный
| –
| независимый от опыта, предшествующий опыту.
|
Атрибут
| –
| неотъемлемое свойство субстанции.
|
Бытие
| –
| философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
|
Вера
| –
| в христианстве – личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное отношение); включает решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям и трудностям («искушениям»).
|
Вещество
| –
| вид материи, представляющий собой совокупность дискретных образований, которые имеют массу покоя.
|
Восприятие
| –
| принцип отражения действительности в форме чувственного образа объекта; в отличие от ощущения дает информацию об объекте в его целостности в процессе непосредственного воздействия объекта на органы чувств.
|
Время
| –
| понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп.
|
Всеобщее
| –
| предельно широкое общее, характерное для всех явлений действительности.
|
Гедонизм
| –
| направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.
|
Герменевтика
| –
| философское направление, считающее, что единственно доступным и ценным миром является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Основу этого мира ценностей, культуры составляет язык. Назначение герменевтики – дать людям возможность понимать друг друга, а также понимать культуру, исторические события, проникать в их смысл. Основные представители – Г.-Г. Га- дамер, П. Риккер.
|
Гилозоизм
| –
| философское учение об универсальной одушевленности материи.
|
Гносеология (эпистемология)
| –
| учение о познании.
|
Гуманизм
| –
| признание ценности человеческой жизни, права на свободу личности, свободное развитие и проявление ее творческих способностей, утверждение блага человека как одного из основных критериев оценки общественных отношений.
|
Движение
| –
| понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий от механического перемещения до качественного изменения, реализуемого в нелинейном механизме разрешения противоречий.
|
Действитель- ность (объективная реальность)
| –
| то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного действия и развития.
|
Деятельность
| –
| специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целенаправленное изменение и преобразование.
|
Диалектика
| –
| выявление различных точек зрения, искусства вести беседу, спор (Сократ); постоянное движение и изменение мира, взаимный переход в нем противоположностей (Гераклит); учение о саморазвитии понятия, внутренним источником и движущей силой которого является противоречие (Г. Гегель); учение о всеобщей связи и развитии всех форм бытия, осуществляемое через борьбу противоположных начал (марксисты).
|
Догма
| –
| положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным без доказательства, без учета конкретных условий.
|
Душа
| –
| понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психическую жизнь человека, его внутренний мир.
|
Закон
| –
| объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.
|
Идеализм
| –
| философское направление, основывающееся на том, что развитие мира определяется духовным началом. Существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма.
|
Императив
| –
| безусловное требование, повеление.
|
Интуитивизм
| –
| разновидность иррационализма, усматривает в интуиции единственно достоверное средство познания.
|
Интуиция
| –
| способность прямого постижения истины без обоснования с помощью доказательств.
|
Информационное общество
| –
| одна из концепций, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.
|
Иррационализм
| –
| философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт.
|
Истина
| –
| адекватное отражение действительности социальным объектом, воспроизведение ее такой, какой она существует на самом деле, объективно.
|
Качество
| –
| философская категория, выражающая такую определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом, с изменением которой он превращается в нечто иное.
|
Концепция
| –
| система взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, толкования каких-либо явлений, событий; основная идея любой теории.
|
Креативность
| –
| характерная черта творческой личности, трактуется в экзистенциализме как коммуникация индивида с окружающей средой.
|
Креационизм
| –
| учение о «сотворении» мира Богом из ничего.
|
Личность
| –
| человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена общности.
|
Логос
| –
| в древнегреческой философии – всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония.
|
Материализм
| –
| философское направление, основывающееся на том, что материя является первичной, а сознание производно от нее. Объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности к метафизическому, механистическому материализму и впоследствии к диалектическому материализму.
|
Материя
| –
| философская категория, которая в материалистической философии обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим.
|
Метафизика
| –
| как философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным изменениям, отрицает внутренний источник изменений, переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Для метафизического метода характерно одностороннее рассмотрение бытия, абсолютизация, преувеличение отдельных его моментов, рассуждение по принципу: либо – либо, создание статичной, однозначной картины мира.
|
Мифология
| –
| это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.
|
Монизм
| –
| философский подход, который прини- мает за основу всего сущего одно начало. Например, материалисты основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею.
|
Натурфилософия
| –
| философия природы, особенностью которой являются преимущественно умозрительные истолкования природы.
|
Небытие
| –
| отрицание бытия; относительно существования отдельного предмета – граница, за которой данный предмет еще не существует или уже не существует.
|
Номинализм
| –
| учение, полагавшее, что общее существует только в разуме человека, это пустой звук, имя; принижало значение общих понятий.
|
Объект
| –
| то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность человека (субъекта).
|
Объективная реальность
| –
| бытие вне сознания; наиболее общее определение материального мира.
|
Объективное
| –
| характеристика природной и социальной действительности как таковой, существующей вне и независимо от сознания субъекта.
|
Онтология
| –
| учение о бытии.
|
Отрицание (философское)
| –
| философская категория, отражающая качественно новый момент процесса развития объекта, который не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее прогрессивных, стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта.
|
Отчуждение
| –
| отношения между субъектом и какой-либо его функцией, окружающей средой либо другими субъектами, складывающиеся в результате нарушения их изначального единства, а также сам процесс этого отчуждения.
|
Ощущение
| –
| отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
|
Пантеизм
| –
| философское учение, максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.
|
Парадигма
| –
| одно из основных понятий современной философской науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.
|
Патристика
| –
| период (II до VIII в.), когда формируется основная проблематика христианской философии: сущность и бытие Бога, отношение веры и разума, происхождение зла в мире, свобода воли человека и возможность спасения его души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни.
|
Позитивизм
| –
| философское направление, главная идея которого состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически.
|
Познавательный оптимизм
| –
| признание возможности постижения истины.
|
Познание
| –
| высшая форма отражения объективной действительности; процесс обогащения человека новым знанием.
|
Понимание
| –
| основное понятие герменевтики, обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе его грамматической психологической интерпретации.
|
Понятие
| –
| мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.
|
Постмодернизм
| –
| философское направление, которому принадлежит рассмотрение мира как плюра- листического и фрагментарного, признание его многомерности, разнокачественности объективной реальности. Наиболее известные представители данного направления – Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Рорти.
|
Представление
| –
| образ ранее воспринятого объекта, а также образ, созданный воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного зрения.
|
Природа
| –
| 1) в широком значении – все сущее, весь мир в многообразии его форм;
2) в узком – совокупный объект природоведения.
|
Пространство
| –
| свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними и перемещаться в трех основных направлениях (в трех измерениях).
|
Противоречие
| –
| категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения.
|
Психология (два греческих корня: душа и слово, учение)
| –
| наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
|
Разум
| –
| способность понимания и осмысления. В ряде философских течений основа познания и поведения людей (рационализм).
|
Реализм
| –
| учение утверждавшее реальность только общих понятий (универсалий), а единичные вещи и соответствующие им понятия считавшее производными от общих.
|
Редукционизм
| –
| принцип, утверждающий возможность сведения высших явлений к низшим.
|
Рефлексия
| –
| принцип мышления, направленный на предметное рассмотрение знания, критический анализ его содержания и методов познания, а также процесс самосознания, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
|
Сенсуализм
| –
| философское течение, берущее за основу способность человека ощущать при помощи чувств окружающий мир.
|
Синергетика
| –
| междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в нач. 70-х годов и ставящее основной задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в открытых системах.
|
Скептицизм
| –
| сомнение в достоверности знания о мире.
|
Сознание
| –
| специфический способ взаимоотношений человека с реальностью, при помощи которого он выделяет себя из окружающей реальности и, внутренне воссоздавая ее в виде особых психических образов, регулирует свои действия, пытаясь понять то, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире.
|
Софистика
| –
| философская школа, в основе философских взглядов которой лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо – то, что доставляет человеку удовольствие, а зло – то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали натурфилософские проблемы и основное внимание уделялось психологическим сторонам личности.
|
Социальная мобильность
| –
| изменение социальным объектом своего места в данной общественной структуре, перемещая его из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же слоя (горизонтальная мобильность).
|
Социальная стратификация
| –
| понятие, обозначающее структуру общества и его слоев (страт), систему признаков социальной дифференциации (образование, быт, занятие, доходы, психология и т.д.), на основе которых общество делается на страты (чаще на «высшие», «средние» и «низшие» слои).
|
Страх (экзистен- циальный)
| –
| одно из основных понятий экзистенциализма, содержащее онтологический смысл, означающее осознание человеком собственной единичности в бытии, абсолютной ответственности за свою жизнь.
|
Субстанция
| –
| основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории.
|
Суждение
| –
| умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли.
|
Схоластика
| –
| общекультурное развитие технологических, научных и других школ в период христианского Средневековья.
|
Теология(два греческих корня: Бог и слово, учение)
| –
| богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
|
Традиция
| –
| механизм воспроизводства социальных институтов и норм, передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью.
|
Умозаключение
| –
| умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.
|
Феноменология
| –
| идеалистическое философское учение, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок и выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.
|
Цель
| –
| идеальный, заведомо определенный результат человеческой деятельности, направленный на преобразование действительности в соответствии с осознанной человеком потребностью.
|
Цивилизация
| –
| (1) синоним культуры; (2) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; (3) ступень общественного развития, следующая за варварством; (4) целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах.
|
Экзистенциализм
(от лат. жизнь,
существование)
| –
| «философия существования». Наиболее крупные представители этого направления – русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, французские Ж.-П. Сартр, А. Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.
|
Экзистенция
| –
| одно из основных понятий экзистенциализма, бытийная характеристика человеческой реальности.
|
Эклектика
| –
| смешение различных, часто противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок.
|
Эстетическое
| –
| специфическое проявление ценностного отношения человека к миру, основанное на эмоционально-чувственном восприятии окружающего.
|
Эсхатология
| –
| религиозное учение о конечных судьбах мира и человека: от учения о загробной жизни индивидуальной души до учения об истории и космосе и их конце.
|
Этатизм
| –
| направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.
|