Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Указатель имен 3 страница




«Семь мудрецов» – древнегреческие представители этических взглядов, выражаемых в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных положениях на темы «житейской мудрости» («Поручись – и беда тут как тут» (Фалес), «Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам» (Питтак), «Наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр) и т.п.). Эти высказывания отличались от фольклорных пословиц подчеркнуто авторским характером и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Предположительно «семь мудрецов» выбирались на Пифийских играх (в честь Аполлона в Дельфах) – «состязаниях в мудрости». Неизменным ядром этих состязаний были Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский, а всего, согласно различным источникам, варьируется в разных комбинациях 17 имен участником.

Сенека Луций Аней(ок. 5 до н.э. – 65 г. н.э.) – крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Отец его был ритором, а сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой его увлекал стоицизм. В течение пяти лет был воспитателем будущего императора Нерона, в период правления которого роль Сенеки в государственных делах была очень высока, но затем впал в немилость, был обвинен в заговоре против Нерона и приговорен к смерти путем самоубийства, что Сенека и сделал, вскрыв себе вены. Сенека занимался не только литературно-философской деятельностью, но и исследованиями в области естественных наук. Он создал несколько философских трактатов, из которых до нас дошли «Нравственные письма к Луциллию» (124 письма), «О милосердии», «О благодеяниях»; десять философско-этических диалогов, девять трагедий, восемь книг «Естественнонаучных вопросов» и одну историческую драму. Сочинения Сенеки представляют исключительный интерес, т.к. касаются нравственно-практических вопросов, имеющих у него философское обоснование. Одна из главных позиций Сенеки в этике – важно наше отношение к вещам, а не отрицание значения этих вещей в нашей жизни. Кратчайший путь к богатству – это презрение к богатству.

 

Скот Иоанн Дунс(1265/1266-1308) – средневековый философ.

Наиболее значительным произведением Скота было «Оксфордское сочинение», представляющее собой комментарий к сочинению Петра Ломбардского, но подробно излагающее его собственное учение. Среди других его произведений наиболее значительными были «О первом начале всех вещей», комментарии к логическим сочинениям Аристотеля и ряд вопросов к его метафизике. Научно-философское мировоззрение Дунса Скота складывалось под сильным влиянием Оксфордской школы Роберта Гроссетеста с ее интересом к математике и естествознанию и воздействием на него парижской теологической школы с ее сугубо умозрительными словопрениями.

Смит Адам(1723–1790) – шотландский экономист и философ, основатель классической политической экономики. Оказал значительное влияние на развитие социологии и других общественных наук, осуществив всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как «капитал», «труд», «стоимость», «прибыль» и др.

Главным источником процветания государства считал господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда. Делил общество на три класса: наемных рабочих, капиталистов, крупных землевладельцев, считая при этом, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, и отмечая неизбежность и естественность такого положения.

Основная работа: «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Сократ (469–399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из представителей классической триады периода расцвета греческой философии, излагавший свои учения в форма беседы. Центральными проблемами философии Сократа были человек, его нравственные качества и сущность знания, поэтому главным содержанием бесед Сократа были вопросы этики, обсуждаемые с помощью разработанного им метода диалектики – искусства диалектического спора. Диалектика у него состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию, из чего и рождается истина знания в процессе выявления противоречий в рассуждениях собеседников и отсеивания всего несущественного. В этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель – это знание, дурное – это незнание. Основные же добродетели для Сократа – это сдержанность, мужество и справедливость.

Соловьев Владимир Сергеевич(1853–1900) – крупнейший русский религиозный философ, публицист, поэт, сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851–1879). Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западно-европейской и восточной мысли. Наибольшее влияние на формирование его философии оказала философия Платона, Плотина, христианская литература, а также немецкая классическая философия (Шеллинг, Гегель), славя-
нофилы. Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени, пре-
образования его в «космос красоты» и с теорией «богочеловеческого прогресса» как совокупного спасения человечества. Соловьев пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, а в гносеологии – в «цельном знании» (интуитивном постижении мира, основанном на нравственном усилии личности). Соловьев отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». Философия, с его точки зрения, имеет своей главной целью рационально оправдать «веру наших отцов», социально-религиозный идеал. Этику Соловьев также основывает на религии. Учение Соловьева, пытавшегося доказать несовместимость революции, социализма и атеизма с духовно-нравственными идеалами человечества, послужило одним из источников формирования русской религиозно-идеалистической философии начала XX в. Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.А. Флоренский и др.

 

Основные произведения: «Критика отвлеченных начал» (1880), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897–1899), «Три разговора» (1900). В 1911–1914 гг. вышло в свет «Собрание сочинений» В.С. Соловьева в 10 томах.

Сорокин Питирим Александрович(1889–1968) – американский социолог русского происхождения. После эмиграции в 1922 г. занял видное положение в западной социологии, являлся в течение 30 лет деканом социологического факультета Гарвардского университета, председателем Американской социологической ассоциации. Создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры; в качестве ее философской базы полагает идеалистическое понимание истории, опирающееся на интуитивный метод познания. Высоко ценится в социальной философии концепция социокультурной динамики, эмпирические исследования социальной мобильности и социальной стратификации. Значителен его авторитет как критика чрезмерного увлечения количественными методами и другими формальными процедурами в социологии в ущерб содержательному анализу.

Основные сочинения: «Система социологии» (1920), «Общество и культурная динамика» (1962).

Спенсер Герберг(1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Идею эволюции Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления, понимая ее механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и стирая грани между различными областями материального мира. Его концепция эволюции легла в основу социологических взглядов – так называемой органической теории общества, существенной особенностью которой была попытка анализировать общественную жизнь в терминах биологии.

Основное сочинение «Система синтетической философии» (1862–1896).

Спиноза Бенедикт(1632–1677) – один из самых значительных философов XVII в. Стремясь построить философию на достоверных началах (подобно другому философу XVII в. Декарту), Спиноза берет геометрию с ее аксиомами и выводимыми из них теоремами в качестве принципа обоснования философской системы. Главный свой труд «Этику» он построил по этому принципу. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза заложил основы научной критики Библии, но отрицал обвинения в атеизме, т.к. полагал, что его критика религии – это критика невежества и предрассудков. Между религией и суеверием он видел различие в том, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия – мудрость.

Другие наиболее важные произведения Спинозы: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» (неоконченный),«Политический трактат».

Тойнби Арнольд(1889–1975) – английский историк, философ, социолог, общественный деятель. Автор концепции «цикличности» исторического развития, утверждающей многообразие форм социальной организации человечества, называемых «цивилизациями». До него аналогичные выводы делали русский философ Н.Я. Данилевский и немецкий философ О. Шпенглер (1880–1936). Его 12-томный труд «Исследование истории» (1934–1961) представляет попытку уяснить смысл исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала в контексте определенной схемы философии истории. Фундаментальная установка А. Тойнби – культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм социальной организации человечества, каждая из которых имеет своеобразную систему ценностей. А. Тойнби отличает ощущение реальной возможности гибели всех тех завоеваний разума, которые составляют богатство западной цивилизации.

Тоффлер Алвин(р. 1928) – американский социолог и публицист-футуролог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им «Третьей волной» (первая – аграрная, вторая – индустриальная).

Он видит непосредственную связь в изменении образа техники и образа жизни, ее ценностей: техника обуславливает тип общества и тип культуры. Символы «третьей волны» – целостность и индивидуализированность, человеко-размерная и чистая технология. Новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму государства над природой.

Всемирную известность Тоффлеру принесла его книга «Шок будущего» (1970).

Фалес(ок. 640 – ок. 545 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ. В жизни и творчестве он соединял вопросы практики с теоретическими проблемами, касающимися основ мироздания. Будучи всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов, удачно предсказал солнечное затмение в 585г. до н.э.; ему принадлежит заслуга в определении времени солнцестояния и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам, а также заслуги в области создания научной математики. Считают, что он первым сумел вписать треугольник в круг. Свои познания Фалес использовал для создания стройного философского учения, считая первовеществом, основой всего существующего воду, а все, что из нее произошло, одушевленным. Тем самым, Фалес заложил теоретические основы учения, получившего название «гилозоизм», дав его философское обоснование. Все это принесло ему славу первого из знаменитых «семи мудрецов» древности.

Фейербах Людвиг(1804–1872) – немецкий философ-материа-
лист. За атеистические взгляды отстранен в 1830 г. от преподавания в Эрлангенском университете. Последние годы жизни провел в деревне. С 1870 г. был членом демократической партии Германии, хотя не признавал марксизма. Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм, который состоит в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, рассматриваемой им как универсальный и высший предмет философии. Но человек для него – абстрактный индивид, биологическое существо. В теории познания Фейербах отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, выступал против агностицизма. Особый интерес представляют догадки Фейербаха о социальных и исторических корнях религии. Критикуя религию, он считает необходимым на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, а на место веры в Бога – веру человека в самого себя.

Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

Фихте Иоганн Готлиб(1762–1814) – немецкий философ. В 1794 г. Фихте опубликовал свой главный труд – «Основы общего наукоучения», а затем выпустил следующие произведения: «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» (1795), «Первое введение в наукоучение» (1797), «Второе введение в наукоучение» (1797), «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» (1800), «Замкнутое торговое государство» (1800). Фихте стремился создать свою систему философии в духе Канта, назвав свой вариант критической философии наукоучением и проповедуя практическую философию, главной задачей которой считал выяснение условий, при которых возможна человеческая свобода. Взгляды Фихте менялись от увлечения идеалами Великой Французской революции до понимания национальности как коллективной личности во время войны с Наполеоном.

Фома Аквинский(1225 или 1226–1274) – средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г. был причислен к лику святых. С 1879 г. признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Фома Аквинский первый проводит четкую и резкую границу между верой и знанием. Основной принцип философии Фомы Аквинского – гармония веры и разума: разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. В споре об универсалиях занимал позиции реализма. Все мироздания рассматривались Фомой Аквинским как универсальный иерархический порядок внутри бытия, который установлен Богом. Для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе.

Основные сочинения: «Сумма против язычников» (1261–1264), «Сумма теологии» (1265–1273).

Фрейд Зигмунд(1856–1939) – австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа – специфического психотерапевтического метода, принципы которого были распространены на социальную философию, историю, религиоведение, культурологию и т.д. Основные идеи психоанализа базируются на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, – проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, запретам у Фрейда двойственно: это и необходимый инструмент обуздания инстинктов, но и нечто такое, что неизбежно ведет ко все большему извращению личности.

Несмотря на интересный анализ ряда социально-психологиче-
ских механизмов, наиболее значимые элементы доктрины Фрейда в целом лежат за пределами его социальных изысканий.

Основные произведения; «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1924), «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1939).

Хайдеггер Мартин(1889–1976) – один из основоположников и главный представитель немецкого экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. Ему не только удалось свести воедино, но и поставить на новую основу важнейшие философские направления своего времени (феноменология, философия жизни, герменевтика и онтология). Был единственным философом столетия, заново продумавшим философию как целое в ее истории. В основу своей философской системы положил анализ человеческого существования. Основные сочинения: «Бытие и время» (1927), «Кант и проблемы метафизики» (1929), «Введение в метафизику» (1953).

 

Хаусхофер Карл(1869–1946) – немецкий геополитик, один из основателей школы геополитики в Германии. С 1924 по 1944 гг. издавал геополитический журнал, через своего ученика Р. Гесса был близок к руководству нацистской партии. Основой геополитической концепции Хаусхофера послужило изучение им истории становления и географического распространения государств Древнего Востока, прежде всего Японии, на примере которой он пытался продемонстрировать взаимосвязь между пространственным ростом государства и развитием составляющей его этнической общности.

Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935) – ученый, изобретатель, основоположник современной космонавтики, представитель «космической философии», продолжающей традиции «русского космизма». «Космическая философия» подразделяется на натурфилософию, гносеологию и этику и является синтезом материалистических, эволюционистских, теологических и теософских идей.

Сочинения: «Грезы о Земле и небе» (1895), «Общественная организация человечества» (1928), «Научная этика» (1930).

Чаадаев Петр Яковлевич(1794–1856) – представитель западничества в русской философии. Основное философское произведение Чаадаева – трактат «Философические письма», состоящее из восьми писем (1836), за исключением первого, шестого и седьмого писем, увидело свет лишь в 1935 г. Другое его произведение «Апология сумасшедшего» (1837) опубликовано было только после его смерти в 1862 г. в Париже князем Гагариным. Чаадаев критически оценивал историческую роль России в развитии европейской культуры, полагая, однако, что в будущем Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если ассимилирует все самое ценное в Европе и осуществит миссию, предначертанную ей Богом. В этих мыслях Чаадаев перекликается с идеями славянофилов.

Челлен Рудольф(1864–1922) – шведский ученый – геополитик, социолог и политический деятель, первым употребивший понятие «геополитика» (наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве) и предложивший еще четыре неологизма, составляющие основные разделы политической науки: экополитика, демополитика, социополитика и кратополитика. Основной труд Челлена – «Государство как форма жизни», в котором он определяет государство как географический и биологический организм, стремящийся к расширению.

 

Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889) – видный русский философ. Его взгляды формировались под воздействием идей французских материалистов XVIII в., воззрений Гегеля, Сен-Симона, Фурье, Фейербаха. С ранних пор критически относился к существовавшим порядкам, выступая за свержение монархии. За революционную деятельность был арестован и в 1862 г. сослан на каторгу.

Основные философские произведения Чернышевского: «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855–1856), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Антропологический принцип в философии» (1860), «Характер человеческого знания» (1855).

Философские воззрения Чернышевского основывались на принципах антропологического материализма, с позиций которого он подходил и к разработке эстетических воззрений и к истолкованию исторического процесса, полагая, что принцип интереса и расчета лежит в основе движущих сил всех действий людей, создавая таким образом концепцию морали, основанную на принципах разумного эгоизма.

Чижевский Александр Леонидович(1897–1964) – биофизик, основоположник гелиобиологии, биологической космологии. Окончил Московский Археологический (1917) и Коммерческий (1918) институты, учился в Московском университете (1915–1922). Организатор и руководительЦентральной научно-исследовательской лаборатории ионизации. После ареста в 1942 г. провел 15 лет в тюрьмах и ссылке. Наиболее крупные научные работы посвящены влиянию солнечной активности на все сферы Земли и уровни организации биосферы, зависимости от ритмов активности Солнца исторических процессов, биологических циклов, уровня заболеваний, смертей и т.д. Эти исследования пронизаны идеей о тесной взаимозависимости биосферы и Солнца, Земли и Космоса. Мировоззрение А. Чижевского, испытавшего влияние идей К. Циолковского, тесно связано с русским космизмом. Поднимает вопросы взаимосвязи планетарных и космических процессов, Космоса как системного целого, подчерки-
вает ритмичность движения и гармоничность этой системы.

Основные сочинения: «Земное эхо солнечных бурь» (1973), «Все жизнь» (1974).

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – немецкий философ. В творчестве Шеллинга выделяют несколько периодов развития: натурфилософия (90-е годы), трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества (первое десятилетие ХIХ в.), философия откровения (до конца жини).

Основные труды Шеллинга: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок философии природы» (1799), «Общая дедукция динамического процесса» (1800), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей системы философии» (1801).

Под влиянием Фихте Шеллинг понимал природу как некое единство противоположностей, проявляющееся в разных формах в виде мирового закона, порожденное бессознательным духовным началом, мировой душой, а орудием процесса познания – непосредственное созерцание разумом предметов, называемое им «интеллек-
туальной интуицией».

 

Шестов Лев Исаакович (настоящая фамилия Шварцман) (1866–1938) – русский религиозный философ и писатель. В его произведениях дается критика рационализма в философии, этике и даже теологии, проводится идея неспособности разума разгадать тайну человеческого существования. Иррационализм, неприятие общепринятых, прежде всего светских, форм культуры приводит Шестова к нигизиму, который он пытается преодолеть с помощью религии, усматривая в откровении путь к личному спасению, подлинной истине и свободе. Последняя отождествляется с верой в Бога, для которого нет ничего невозможного. Признание абсурдности жизни и мистической веры как средства спасения характерно для представляемой Шестовым экзистенциальной философии.

Основные сочинения: «Достоевский и Ницше. Философия трагедии» (1903), «На весах Иова» (1929), «Умозрение и откровение» (1964).

 

Шлик Мориц (1882–1936) – австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка, одним из первых сформулировавший принцип верификации и занимавшийся проблемами философии науки и этики. Проблему познания сущности бытия Шлик считал бессмысленной, а законы природы трактовал как формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы.

 

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ, теоретик культуры, представитель «философии жизни», выдвинувший концепцию культуры, оказавшую большое влияние на историко-куль-
турологическую мысль ХХ в. Исследуя место западноевропейской культуры в истории человечества, Шпенглер дал резкую критику основных постулатов западной истории науки XIX в.: европоцентризма, панлогизма, историзма «линейной» направленности. Этой схеме развития он противопоставил учение о множественности культур (8), равноценных по уровню достигнутой ими зрелости, существование которых – свидетельство не единого процесса мировой истории, а единства проявлений жизни во Вселенной. Наиболее значительное его произведение – «Закат Европы».

 

Энгельс Фридрих (1820–1895) – немецкий философ, один из основателей марксизма, подобно К. Марксу с диалектико-материа-
листических позиций критиковал агностицизм и излагал основы материалистического понимания истории, показывая, что предметная деятельность людей лежит в основе общественного развития, а за их идеальными побуждениями скрываются материальные движущие силы общества. Материалистическое понимание природы («Диалектика природы») легло в основу предложенной Энгельсом классификации форм движения материи и классификации наук, в описание неразрывной связи истории развития естествознания и философии. Наиболее значимые труды Энгельса: «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», а совместные с Марк-
сом – «Манифест коммунистической партии» и «Святое семейство».

 

Эпикур (341–270 до н.э.) – греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. В теории познания Эпикур–сенсуалист. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.

Девиз Эпикура: Живи уединенно!

 

Юм Давид (1711–1776) – крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист, последний из трех английских эмпириков после Локка и Беркли, предшественник позитивизма, скептик в области философского анализа познания, сторонник теории общественного договора. Исследуя мотивы человеческой деятельности, Юм приходил к утилитаризму – признанию полезного добродетельным; потребности и стремление к достижению прибыли считал движущей силой развития общества. Этим определялись и его взгляды в области политической экономии, оказавшие влияние на формирование идей Адама Смита. Главный его труд – «Трактат о человеческой природе».

 

Ясперс Карл (1883–1969) – представитель немецкого экзистенциализма. Специфика его экзистенциализма ярче всего проступает в учении о пограничных ситуациях: подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупаемая вина и др.). Именно в эти моменты человек освобождается от груза повседневных забот и от своих идеальных интересов, научных представлений о действительности. Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования и его подлинные переживания бога. Основная задача философии, по Ясперсу, показать, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости.

Основные сочинения: «Разум и экзистенция» (1935), «Философия» (1932), «Атомная бомба и будущее человека» (1958).


Список рекомендуемой литературы

 

 

1. Адо П. Что такое античная философия? – М., 1999.

2. Алексеев П., Панин А. Философия. – М.: Наука, 2005.

3. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–4. – СПб.: Петрокомс, 1997.

4. Арефьева Л. Социальная философия. Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

5. Арсентьев А. Философские основы понимания личности. – М.: Наука, 2001.

6. Барулин В. Социально-философская антропология: Учебное пособие. – М.: Наука, 2004.

7. Барулин В. Человек в XX в.: потери и обретения себя. – СПб.: Наука, 2000.

8. Бахутский В. Пороги культуры. – М.: Гелиос, 2005.

9. Берков В. Философия и методология науки: Учебное пособие. – М., 2004.

10. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. – 2000. – №10.

11. Борисова Е.М. Диалектика социальных отношений и современность. – М.: МЭСИ, 1995.

12. Борисова Е.М. Философия: теория и методология. Ч. 1, 2. – М.: МЭСИ, 1995.

13. Брянский В., Пожарский С. Глобализация и синергитическая философия истории // Общественные науки и «современность». – 2006. – №1.

14. Буева Л., Райков В. Общая теория сознания // Вопросы философии. – 2001. – № 12.

15. Бучило Н., Чумаков А. Философия.: Учебное пособие. – СПб., 2004.

16. Васильчук Ю. Социальное развитие человека // Общественные науки и «современность». – 2004. – №1.

17. Вебер М. Основные социологические понятия. Избр. пр. – М.: Наука, 1990.

18. Вязрова Ж. Поблема прогресса в социальной философии 20 века //
Философия и общество. – 1999. – №4.

19. Габричевский А. Пространство и время // Вопросы философии. –
1994. – №2.

20. Гарсия Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» // Вопросы философии. – 2002. – №12.

21. Гобозов И. Философия как постижение эпохи // Философия и общество. – 2003. – №3.

22. Гуревич П. Философия: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

23. Гуревич П. Философия культуры. – М.: Наука, 2001.

24. Данильян О., Тараненко В. Философия: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005.

25. Замалеев А. Курс истории русской философии. – М.: Наука, 2001.

26. Зиглер Д., Хвелл Л. Теория личности. – СПБ., 2004.

27. Зимин С. Философия как наука и как явление культуры // Философия и общество. – 2003. – №3.

28. Зотов А., Мельвиль Ю. Западная философия XX в. – М.: Интерпрайс, 1994.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты