КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Указатель имен 1 страницаАвгустин Блаженный Аврелий(354–430) – епископ, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Воззрения Августина – один из источников схоластики. Основной принцип: «Без веры нет знания, нет истины». В сочинении «О граде божием» (426) развил христиан-
Анаксимандр (ок. 610 – ок. 546 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, рассматривавший вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний (трактат «О природе») и признававший в качестве источника рождения всех вещей нечто беспредельное – апейрон. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.
Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, рассматривавший в качестве первовещества окружающего мира воздух,но не просто обычный воздух, а больше похожий на пар или дыхание. В этом воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе как некотором начале, пронизывающем все живые тела. Анаксимен уделял большое внимание метеорологическим явлениям (дождю, граду, снегу), пытаясь объяснить их различными причинами на основе присутствия в них воздуха, связывая с ним даже возникновение богов.
Аристотель (384–322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ-энциклопедист, систематизатор научных знаний, создавший оригинальное учение, составившее эпоху в философии, зрелые произведения которого делятся на: логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения: «Физика», «О небе», «О частях животных»; этические – «Никомахова этика», «Политика»; работы по риторике и поэтике: «Искусство риторики», «О поэтике». Исходя из критики платоновских «идей», Аристотель, признавая существование объективного мира, пытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах, представляющих собой единство «материи» и «формы». Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин; внес важный вклад в исследование проблемы понимания движения (различал четыре вида движения), вопросов логики как науки о доказательстве и формах мышления, применяемых в познании (создание логической науки), в проблемы гносеологии и психологии («О душе»), в разработку этических, эстетических и социально-политических проблем. Учением Аристотеля заканчивается классический этап в развитии древнегреческой философии. Белл Дэниэл (р. 1919) – американский социолог, профессор Гарвардского университета. Представитель сциентистско-технокра- Основные произведения: «Конец идеологии» (1960), «Становление постиндустриального общества» (1973), «Общественные науки после Второй мировой войны» (1982). Бердяев Николай Александрович(1874–1948) – русский религиозный философ, с 1992 г. – в эмиграции, жил в Берлине, затем в Париже, редактировал журнал «Путь» (1926–1939). Философия Бердяева впитала множество разнообразных источников. В разные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Ницше. Из русских мыслителей заметное влияние оказали Михайловский, Хомяков, Соловьев, Достоевский и др. Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмом Михайловского. Зрелые философские воззрения Бердяева представляют одну из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Философия Бердяева антропоцентрична – проблемы духовности, свободы, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений. Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии, обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах. Труды Бердяева содержали критику социалистического преобразования России. Вместе с тем за рубежом он выступал и с позиций защиты русской культуры. Основные произведения: «Смысл истории» (1923), «О назначении человека» (1931), «Дух и реальность» (1949), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947).
Беркли Джордж (1685–1753) – английский философ и теолог, субъективный идеалист. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи» (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Стремясь избежать солипсизма, Беркли утверждает, что идеи потенциального существуют в божественном уме, переходя на объективно-идеалистические позиции. С целью опровергнуть атеизм и материализм он подвергает критике понятие материи как внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Со 2-й половины XIX в. идеи Беркли используются некоторыми школами идеализма: прагматизмом, махизмом, ранним неопозитивизмом. Основные сочинения: «Опыт новой теории учения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710).
Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Его мировоззрение сложилось под влиянием идей античной материалистической философии, науки эпохи Возрождения, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного бога с природой, Бруно решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. В отличие от Коперника, пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о их населенности. Выступая против схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Развивал также ряд диалектических положений о единстве и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584).
Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – русский религиозный философ, богослов, экономист. Испытал значительное влияние И. Канта, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева, от которого усвоил идею всеединства. Спасение России искал на пути религиозного возрождения. Доминирующей в учении Булгакова стала идея боговоплощения, т.е. внутренней связи Бога и созданного им мира – Софии («премудрости божьей»), которая проявляется в мире и человеке, деля их причастными Богу. Важнейшее место в философии Булгакова заняли вопросы космологии, в т.ч. разработка таких пантегорий, как «мировая душа», «София» и др. Теокосмические мотивы мировоззрения Булгакова оказались тесно связанными с традициями русского космизма (Федоров, Флоренский и др.). Основные произведения: «Философия хозяйства» (1912), «Два града» (1911), «Свет невечерний» (1917). Бэкон Френсис (1561–1626) – английский философ материалист, основатель опытной науки Нового времени, выступавший против схоластической философии и выдвинувший доктрину «естественной философии», основывавшейся на опытном познании. Он был первым философом, поставившим задачу создания научного метода, и впервые сформулировал главные принципы философии Нового времени. Методология Бэкона – аналитический научный метод исследования природы, концепция необходимости ее экспериментального изучения – во многом повлияла на разработку индуктивных методов исследования в последующие века, в том числе современной интеллектуальной жизни и прагматической концепции истины.
Вебер Макс(1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист, социальный философ, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Внес огромный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, религии, экономическая социология, теория современного капитализма. Главной идеей социальной философии Вебера является идея экономической рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией, правом и управлением, обеспечивающими максимальную возможность рационального поведения в хозяйственной сфере (см. «Современная западная философия». Словарь. М., 1998). Труды М. Вебера в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в XX веке. «Понимающая социология» Вебера предполагает анализ социального действия и объяснение его причины. Причем понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый смысл. Основные категории понимающей социологии: поведение, действие и социальное действие. Поведение – всеобщая категория деятельности. Основные сочинения: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), «Объективность ученого-обществоведа и социально-политическое познание» (1909), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйство и общество» (1921). Вернадский Владимир Иванович(1863–1945) – естествоиспытатель и мыслитель, один изосновоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, создатель биогеохимии, учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Идеи Вернадского о космической роли живого вещества, коэволюции биосферы и человека особенно востребованы в решении глобальных проблем современности. Основные сочинения: «Биосфера и ноосфера» (1989), «Начало и вечность жизни» (1989). Виндельбанд Вильгельм(1848–1915) – немецкий философ, один из главных представителей неокантианства, глава баденской школы, известный как историк философии, написавший «Историю древней философии» и «Историю новой философии» – всесторонние курсы для изучения истории философии. Кроме того, им опубликованы труды: «О свободе воли» и «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия». Виндельбанд рассматривает философию как науку о ценностях, выделяя логические, этические, эстетические, религиозные ценности, и как научную методологию, занимающуюся логическим анализом структуры знания. На этой основе он пытается создать методологию исторического знания. Вольтер Франсуа Мари Аруэ(1694–1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей французского просвещения. Мировоззрение Вольтера противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он презирает существование бога-творца, «первого двигателя», являясь представителем деизма. Фанатически Вольтер склоняется к отождествлению бога и природы. Социально-политические взгляды имеют ярко выраженную антифеодальную направленность: боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения свободы слова. Но считал неизбежным деление общества на богатых и бедных. В основе «философии истории» (термин введен Вольтером) лежит идея прогрессивного развития общества независимо от воли божества. Но ход истории он объяснял изменением идей, т.е. идеалистически. Огромное значение в деятельности Вольтера имела борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Главная мишень сатиры Вольтера – христианство и католическая церковь, которую он считал основным врагом прогресса. Тем не менее, Вольтер не приемлет атеизма. Основные сочинения: «Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» (1734), «Опыт о правах и духе народов» (1756). Гадамер Ханс-Георг(1900–2002) – немецкий философ, основоположник философской герменевтики. В своем основном произведении «Истина и метод: основные черты философской герменевтики» (1960) сделал попытку обосновать герменевтику не только как одну из философских дисциплин, но и как универсальную теорию, выявляющую природу человеческого знания. Основные ее понятия концентрируются вокруг категории «понимание». Понимание для Гадамера – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Начал Гегель как последователь «критической философии» Канта и Фихте, но под влиянием взглядов Шеллинга перешел с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма.. Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Гегеля название абсолютной идеи, а логика определяется как научно-теоретическое «самопознание» этой идеи. В диалектике Гегеля центральное место занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры, в том числе в наиболее значимых своих произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по эстетике», «Философия религии».
Гельвеций Клод Адриан (1715–1771) – представитель французского материализма XVIII в. Основу философии Гельвеция составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы: объективно существующая материя познается при помощи ощущений. Подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека и этим обосновал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии отводил человеческому сознанию и страсти. Признание Гельвецием решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства, умственных способностей сыграли большую роль в философском обосновании утопического социализма. Основной труд Гельвеция «Об уме» (1758) в 1759 г. был сожжен по распоряжению Парламента как представляющий опасность для государства и религии. Посмертно вышла работа «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1772).
Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.) – древнегреческий философ, первоначалом всего сущего считавший огонь («О природе») и первым высказавший мысль о переходе явлений в свою противоположность и о составляющих их противоположных началах, находящихся в состоянии борьбы. Основой этой борьбы, их тождества и единства у Гераклита выступает «всеобщий логос» – закон бытия, универсальности и всеобщности изменений («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»), а процесс ползнания складывается их чувств и разума. Идеи Гераклита во многом предвосхитили дальнейшие философские концепции и прежде всего диалектику Гегеля. Герцен Александр Иванович(1812–1870) – русский философ западнического направления. Ему принадлежат следующие философские произведения: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845–1846), «Письма к сыну» – А.А. Герцену – 1876. На взгляды А.И. Герцена большое влияние оказали идеи Сен-Симона, Шиллера, Гегеля, Фейербаха, Прудона. В философии для него была важна практическая сторона, ее роль в борьбе за свободу личности, за социальную справедливость. Будучи западником, тем не менее считал, что русская деревенская община содержит зародыши социализма. Однако он не рассматривал социализм как совершенную форму правления и социальных отношений, о чем писал в книге «О развитии революционных идей в России» (1851). В статье «К старому товарищу» (1869), адресованной М. Бакунину, он отмечал, что не верит в прежние революционные пути и рекомендует постепенность в общественном развитии. Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, развивавший идеи Ф.Бэкона о важности знаний и видевший конечную цель философии в ее практической пользе, в содействии увеличению «жизненных благ». Гоббс создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма, выдвигая на первый план научное понимание общества, познание причин гражданских войн и способов их преодоления. Значительное влияние на развитие европейской общественной мысли оказало социальное учение Гоббса – его политическая философия («Левиафан») и теория возникновения государства на основе общественного договора, согласно которой государство как «искусственное тело», как человеческое, а не божественное установление было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности граждан. Связующим звеном между физическим и социально-политическим учением Гоббса служит его этика, основанная на чувственной «природе человека» и на естественном стремлении его к самосохранению и удовлетворению потребностей, разумное понимание которых совпадает с гражданскими обязанностями (законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями).
Гольбах Поль Анри (1723–1789) крупнейший французский философ, родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири. Основное сочинение Гольбаха «Система природы» (1770), в котором он представил в систематическом виде свое мировоззрение, основанное на принципах детерминизма и изменчивости в природе. Последняя есть причина всего, являясь необъятной и непрерывной цепью причин и следствий, а появление живых существ – «самопроизвольное самозарождение». Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека, веря в неисчерпаемость человеческого познания, согласно его взглядам, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Горгий(ок. 483 – ок. 375 до н.э.) – древнегреческий софист, сторонних рабовладельческой демократии. Дополнил релятивизм Протагора рационалистическим агностицизмом. Его сочинения дошли до нас в изложении Платона и других авторов. В своем произведении «О не сущем, или о природе» выдвинул три положения: нечто не существует; если бы нечто и существовало, то оно было бы непознаваемо; если бы нечто и было познаваемо, то познание невыразимо (т.е. знание о нем нельзя было бы сообщить другим). Данилевский Николай Яковлевич(1822–1885) – публицист, естествоиспытатель, создатель философско-исторической системы, получившей в научной литературе наименование «теория культурно-исторических типов». В основных чертах она предвосхищала философско-историческую доктрину О. Шпенглера. Автор работ по ботанике, зоологии, этнографии, экономике, статистике. Данилевский развивал свою теорию в нескольких направлениях: 1) решает задачу выделения из совокупности исторических явлений самобытных культурно-исторических типов по признакам количества и характера основ культурной деятельности (например, египетский, китайский, индийский, иранский – всего 10); 2) формулирует законы исторического движения культурно-историче- Основные сочинения: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-герман- Дарендорф Ральф (р. 1929 г.) – немецкий социолог, автор работ по теоретической социологии и теории классов и классового конфликта, которую он противопоставляет как марксизму, так и теориям классовой гармонии («Общество и демократия в Германии», «Новая свобода», «Жизненные шансы», «Современный социальный конфликт», «Размышления о революции в Европе», «Университеты после коммунизма»). Современный социальный конфликт Дарендорф трактует как антагонизм прав и их обеспечения, политики и экономики, гражданских прав и экономического роста, а также постоянный конфликт между группами удовлетворенными и требующими удовлетворения.
Декарт Рене, в латинском написании Картезий (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель. Декарта называют «отцом новой философии», т.к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума. Философия Декарта связана с его математикой, космологонией и физикой. В математике Декарт – один из основателей аналитической геометрии; в механике – указал на относительность движения и покоя. В космогонии высказал новую для науки идею естественного развития Солнечной системы. В зависимости от математических и физических исследований Декарта находится его учение о материи, которую он отождествил с протяжением. В материалистическую физику Декарта вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Декарту – бог, который сотворил материю. Также дуалистично учение Декарта о человеке, который состоит из души и тела. В учении о познании Декарт, как родоначальник рационализма главенствующую роль отводит дедукции, которая опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644).
Делез Жиль (1925–1995) – французский философ, культуролог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на формирование эстетики постмодернизма и считавший, что эстетика и естественные науки обладают несравненно большим революционным потенциалом, «шизофреническим зарядом», чем философия, идеология и политика. Их преимущество он видел в экспериментальном характере и новаторстве свободного поиска. Образуя автономные эстетические ансамбли, постмодернистское искусство, как и постнеклассическая наука, «вытекают» из капиталистической системы. Искусство и наука – это два беглеца, указывающие путь глобального освобождения. Ряд работ написаны Делезом в соавторстве с философом и врачом-психоаналитиком Ф. Гаттари.
Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист и ученый энциклопедист, написавший свыше 70 работ по различным областям знаний (физике, математике, риторике, философии) и одним из первых европейских философов утверждавший, что все существующее состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты. Атомы, по его мнению, от природы обладают свойством движения, передающегося посредством их столкновения, а движение – основной источник развития. Демокрит не признавал случайностей, считая, что все имеет свою причину, т.е. «детерминировано». Психическую деятельность человека Демокрит объяснял, исходя из своего учения об атомах, через понятие души – движущего начала и органа ощущения и мышления. Демокрит придерживался атеистических взглядов, полагая, что люди пришли к вере в богов под влиянием грозных явлений природы, а по своим политическим взглядам был горячим защитником греческой демократии.
Деррида Жак(р. 1930) – французский философ, один из крупнейших представителей постструктурализма. Основное внимание уделял проблеме исчерпанности ресурсов разума в тех формах, в которых они использовались ведущими направлениями классической и современной западной философии. Главный объект критики – тексты западноевропейской философии, основанные на понимании бытия как присутствия. Основные произведения: «Поля философии» (1972), «Позиции» (1972), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психоз: изобретение другого» (1987). Дидро Дени(1713–1784) – французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. Прошел путь от деизма до материализма (в учении о природе, в теории познания) и атеизма. Центральным делом жизни Дидро стало создание Энциклопедии, передовой по содержанию, боевой по тону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов, предрассудков, верований. Основные сочинения: «Мысли к объяснению природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские основания материи и движения» (1770). Жильсон Этьен Анри(1884–1978) – французский религиозный философ, представитель неотомизма, историк средневековой философии. Основной задачей философии Жильсон считал возрождение средневековой схоластической системы Фомы Аквинского, как «вечной философии, решающей проблемы бытия, рассматривая новую философию, начиная с эпохи Возрождения, непрерывной цепью заблуждений».
ЗенонЭлейский (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – древнегреческий философ, один из представителей Элейской школы. Впервые использовал диалог как форму изложения философских проблем. Зенон более всего известен как автор парадоксов, поставивших в отрицательной форме вопрос о диалектической природе движения. Парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения приводит к противоречию. Наиболее известны его парадоксы против возможности движения: «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. Камю Альбер(1913–1960) – французский писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Центральная тема философии Камю – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том «стоит ли жизнь того, чтобы жить». Рассматривая индивида, включенного в бюрократизированную структуру буржуазного общества, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, ищущего смысл собственного существования, Камю приходит к выводу об абсурдности человеческого существования и делает категорию «абсурда» исходным принципом своей философии. Абсурдность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание Сизиф обречен вечно втаскивать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек «бунтует»; отсюда время от времени вспыхивающие «бунты», революции, в которых человек стремится стихийно найти выход из своего положения. Но Камю считает иллюзорной надежду на то, что революция может дать выход из ситуации, которой она вызвана. Умонастроение Камю – это настроение безысходного одиночества человека в «абсурдном» мире. Сочинения: «Миф о Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951). Кант Иммануил (1724–1804) – великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В первый период своего творчества в знаменитой космогонической гипотезе Кант обосновывал диалектический взгляд на Вселенную (гипотеза Канта – Лапласа), а в критический период разрабатывал принципы теоретического и практического познания, исследуя разум как высшую познавательную способность («Критика чистого разума»). Основываясь на априористском подходе к истине, он распространил его не только на интеллект, но и на чувственность, заключая, что у познания есть два источника: эмпирический и априорный, соответствующие двум основным стволам человеческого познания: чувственному и рациональному (интеллектуальному). Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности (наличия «доброй воли»), морального закона внутри человека. Этика Канта – это этика долга («Критика практического разума», «Метафизика нравов»). Главной же проблемой всей философии Канта была проблема человека, а связующим звеном между гносеологией и этикой выступало эстетическое учение – эстетическая способность суждения («Критика способности суждения»), где основными категориями являлись прекрасное и возвышенное.
Карнап Рудольф (1891–1970) – немецко-американский философ и логик, один из главных представителей логического позитивизма и философии науки, ведущая фигура в Венском кружке, считавший предметом философии науки анализ структуры естественнонаучного знания с целью уточнения основных понятий науки при помощи аппарата математической логики. Занимаясь построением «унифицированного языка науки», Карнап приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксического подхода и о необходимости учета семантики, т.е. отношения между языком и описываемой им предметной областью. Результаты, полученные Карнапом, были использованы в исследованиях по кибернетике. Главная его работа – «Логические основания вероятности».
Киреевский Иван Васильевич(1806–1856) – русский философ, представитель славянофильства, литературный критик и публицист, входил в кружок «любомудров», испытал влияние немецкой идеалистической философии. Основные сочинения: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). В своих произведениях, подчеркивая особенности русской культуры, а именно цельность и разумность, И. Киреевский выступал с критической оценкой западной образованности, которая, по его мнению, переживала раздвоение духа, науки, государства, классов, семейных уз, не игнорируя при этом западноевропейскую цивилизацию как «живое, всечеловеческое и истинно христианское просвещение». Киреевский положил начало цельной религиозной и христианской философии, которую потом развивали братья Трубецкие, С. Булгаков, Н. Бердяев, Вл. Соловьев, В. Эрн и др.
|