Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Указатель имен 2 страница




 

Конт Огюст(1798–1857) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества». Исходный тезис «позитивной философии» Конта – требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений, а «метафизика» как учение о сущности явлений должна быть отброшена. Ввел в употребление термин «социология», имея в виду теоретическое исследование законов общественных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии. В своей совокупности общественные явления, по Конту, образуют организм. Эта идея предвосхитила установки методологии структурно-функционального анализа.

Основная работа: «Курс позитивной философии» (1830–1842).

Конфуций(551–479 до н.э.) – выдающийся философ Древнего Китая, заложивший основы целого направления в китайской философии – конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье. Ему приписывают авторство самых различных произведений («Книги перемен», «Книги песен» и др.), но наиболее верным источником его взглядов является книга «Беседы и суждения» («Лунь юй»), представляющая собой запись высказываний философа и его учеников. В центре всей философской системы Конфуция – проблемы этики и воспитания. Большую роль в философии Конфуция играет понятие «ли», обозначающее нормы общежития, а главным понятием выступает гуманность («жэнь») – закон, который определяет социальные и этические взаимоотношения людей. Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая и в последующем были признаны государственной религией.

Кузанский Николай(1401–1464), настоящее имя – Николай Кребт; Кузанским зовется по месту рождения (Куза на Мозеле), немецкий философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму и новой науке раннего капиталистического общества. Переработал понятия христианской философии в учении о боге как максимуме бытия. В боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, единого и множественного, наименьшего и наибольшего и т.п. Близкое к пантеизму учение Николая Кузанского заключает в себя, несмотря на мистико-идеалистическое содержание, ряд плодотворных идей. Таковы методологическое значение математических понятий для познания природы; предвосхищение понятия бесконечно малых величин; постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т.п.

Сочинения: «Об ученом знании» (1440), «О происхождении» (1447).

 

Ламетри Жюльен де Офре(1709–1751) – французский философ-материалист. Ламетри принадлежал к сторонникам радикального материализма и механицизма, вследствие чего человека рассматривал как самозаводящуюся машину. Главными причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Являясь атеистом, Ламетри считал вместе с тем необходимым сохранение религиозной веры для народных масс.

Основные работы: «Человек-машина» (1747), «Система эпикура» (1750).

Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.) – древнекитайский философ, основоположник даосизма, согласно концепции которого природа, жизнь людей и общество подчиняются естественному закону – дао. В мире все находится в движении, изменяется, развивается и преобразуется; вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь (отрицательное, темное, женское, пассивное) и янь (положительное, светлое, мужское, активное), силами, находящимися в единстве, взаимодействии и противоборстве, что и является источником движения окружающего мира. В борьбе инь и янь выражается дао, нарушение которого приводит к несчастью.

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк и языковед, критически переработавший идеи своих предшественников в духе рационализма XVII в. Существующий физический мир Лейбниц трактовал как несовершенное чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека. В теории познания он стремился найти компромисс ную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом, а в логике развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировав закон достаточного основания. Главные его труды: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология». Уче-
нием Лейбница завершается философия XVII в. и предваряется немецкая классическая философия.

 

Лиотар Жан-Франсуа (1924–1998) – французский эстетик-пост-
фрейдист, одним из первых поставивший проблему корреляции (связи) культуры постмодернизма и постнеклассической науки («Постнеклассическая ситуация. Доклад о знании») и выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества. Научный, философский, эстетический и художественный постмодернизм он связывает с кризисом метафизики и универсализма, а постмодернистский этап развития искусства определяет как эру воображения и экспериментов, время сатиры, называя свой подход прикладным психоанализом искусства («О пульсационных механизмах»).

 

Локк Джон(1632–1704) – английский философ.

Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685–1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693).

Основное внимание в своих философских трудах Локк уделял теории познания, основывая концепцию знания, как эмпирик, на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из чувственного опыта. Влияние философских взглядов Локка прослеживается вплоть до XX в., послужив толчком развитию ассоциативной психологии, а его концепция воспитания оказала большое влияние на передовые педагогические идеи XVIII–XIX веков.

Маритен Жак(1882–1973) – французский философ, представитель неотомизма. После принятия католицизма в 1906 г. стал приверженцем Фомы Аквинского, в 1945–48 гг. – посол Франции в Ватикане, в 1948–60 гг. – профессор Принстонского университета.

Критиковал философию Нового времени за разрушение ее представителями ценностного фундамента средневековой культуры. Критике подвергается и наследие представителей немецкой классической философии.

Выдвинул идею «интегрального гуманизма», призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. Доказывал необходимость гармонии веры и разума.

Социокультурный идеал Маритена получил официальное признание католической церкви.

Основные произведения: «Антимодерн» (1922), «Интегральный гуманизм» (1936).

Маркс Карл (1818–1883) – немецкий философ, основоположник марксизма, связывавший определяющие силы человеческой истории с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, т.е. с материально-производственными отношениями, считая их определяющим фактором общественного развития, социальных, политических и духовных отношений. Маркс дал детальную и актуальную по сей день критику капитализма («К критике политической экономии», «Капитал»); указал новые перспективы развития общества в русле социалистических традиций; продолжил и развил глубокий анализ человеческой природы и свободы, которые он связывал с упразднением частной собственности и такой системы труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком.

 

Масуда Енедзи (Йони) (1905–1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества, сделавший в 80-е годы XX в. на основе анализа информационной ситуации в Японии и других странах (Канаде, Швеции) вывод о неизбежности социальной трансформации общества посредством инноваций и информационных технологий, которые, по его мнению, должны привести к радикальным изменениям и преобразованию капиталистического общества таким образом, что в нем не останется социальных классов и социальных конфликтов благодаря изменению системы человеческих ценностей («Информационное общество как постиндустриальное общество»). Масуда делал упор на глобализм, обеспечиваемый информационно-компьютерной революцией, и на перевод человечества в глобальное информационное пространство, видя прикладной аспект информационного общества в создании новой среды обитания людей (компьютерный город), где творчество, отдых, повышение квалификации, поиск и оперативное получение знаний из информационных ресурсов разных стран мира становится нормой.

 

Мах Эрнст(1838–1916) – австрийский физик и философ, с 1895 по 1901 г. – профессор философии Венского университета. Его философия тесно связана с естественнонаучными интересами. Она развивает позитивистское направление – эмпириокритицизм. В основе всех явлений, по Маху, лежат факты чувственного мира, ощущения.

Пытался переосмыслить основные категории науки – сила, масса, пространство, время, причинность и т.д., считая их обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей, соответствующих определенным органам чувств.

Многие идеи Маха оказали стимулирующее воздействие на развитие науки. Эйнштейн назвал Маха предшественником общей теории относительности, имея в виду его критический анализ оснований классической механики.

Основные произведения: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1908), «Познание и заблуждение» (1909).

Мертон Роберт Кинг (1910–2003) – американский социолог, один из ведущих теоретиков структурного функционализма в социологии, предложивший оригинальную парадигму функционального анализа социальных явлений («Социальная теория и социальная структура»). Ряд работ Мертона посвящены проблемам социологии науки («Социология науки», «Наука и демократическая со-
циальная структура»), а более поздние статьи – анализу взаимодействия между протестантизмом и развитием науки в Англии XVII в. («Наука, техника и общество в Англии XVII в.»).

 

Минье Франсуа Огюст Мари(1796–1884) – французский историк либерального направления; главные его труды посвящены Средневековью и истории французской буржуазной революции XVIII b. Окончив юридический факультет, в 1815 г. Минье вступил в адвокатуру в Эксе. В 1822 г. получил академическую премию за работу «О феодализме, об установлениях Людовика Святого и о законодательстве этого государя» и, переехав в Париж, принял активное участие в борьбе либеральной оппозиции против монархии Бурбонов. В 1832 г. был избран членом Академии, а с 1837 г. занимал пост непременного секретаря Академии моральных и политических наук, всецело отдавшись научной деятельности.

Наиболее значительным его трудом является вышедшая в 1824 г. «История французской революции».

Михайловский Николай Константинович(1842–1904) – русский социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. Истина, по Михайловскому, не воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. Именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие. Но развитие полноценной личности, полагал Михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе.

Основные произведения вошли в: «Полное собрание сочинений» (Т. 1–8. 1906–1914).

Монтескье Шарль(1689–1755) – французский философ – просветитель, историк, правовед и писатель; участник Энциклопедии. Развивал идею всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и общества. Один из основоположников «географического направления» в социологии. Разработал принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную.

Основные сочинения: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748).

Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475 – ок. 495 до н.э.) – древнекитайский философ, основатель направления моизма – древнекитайской формы наивного материализма, развивавший проблемы гносеологии и считавший, что истинные знания достигаются в процессе практической деятельности благодаря органам чувств и мышлению. Главным содержанием его философской концепции был принцип «всеобщей любви», в осуществлении которого он видел выход из экономического и политического хаоса, но выступал против конфуцианского положения о том, что «воля небес» определяет судьбу человека, считая, что поверив в независящие от них силы, люди перестанут бороться за свое счастье.

 

Ницше Фридрих(1844–1900) – немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Ницше претерпели эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей и критику «европейского нигилизма» к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основными положениями зрелой философии Ницше являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся друг с другом партий мира, исходящих из центров власти.

Ницше не создал философской школы как таковой, поэтому термином «ницшеанство» надо обозначать совершенно различные явления (см. «Современная западная философия». Словарь. М., 1998).

Основные сочинения: «Человеческое, слишком человеческое» (1838), «Так говорил Заратустра» (1883–85), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин» (1883).

Оккам Уильям(ок. 1285-1349) – английский философ, логик и церковно-политический писатель, наиболее яркий представитель номинализма XIV в., периода поздней схоластики. Оккам родился в Оккаме вблизи Лондона, учился и преподавал в Оксфордском университете, вступил во Францисканский орден, примкнув к наиболее крайнему его крылу – спиритуалистам. В 1324 г. по обвинению в ереси был приговорен папской курией в Авиньоне к тюремному заключению; через четыре года вместе с генералом ордена бежал к императору Людовику, при встрече с которым, по преданию, сказал: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером». По одному из основных вопросов средневековой схоластики – соотношению философии и теологии – Оккам выступал с позиций отрицания каких-либо связей между ними, утверждая полную иррациональность богословия, исходящего в своей основе из истинности Священного писания и противоположного в этом философии, исходящей из истинности разума, отстаивая, таким образом, позицию существования двух истин.

Парменид(ок. 540 – ок. 470 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель Элейской школы. В центре философии ставит понятие неизменной и непреходящей субстанции, «сущего». Все изменения только субъективны, это лишь вызванные чувственным восприя-
тием видимость и обман. Истина раскрывается только при помощи мышления. Недоверие к показанием чувств, высокая оценка умозрительного знания вносит в учение Парменида элемент рационализма, а отрицание движения делает его родоначальником метафизики как антидиалектики.

Парсонс Толкотт(1902–1979) – американский социолог-теоре-
тик, создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Пользуясь методом структурно-функционального анализа, конструирует модель социальной системы, включающей культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена, исходной клеточкой которой служит акт взаимодействия индивидов.

Завершив построение общей теории социальной системы, в
70-е годы Парсонс сосредоточился на разработке теории системы человеческого действия. Введенная Парсонсом система понятий оказала значительное влияние на западную социологию, в том числе на эмпирические исследования.

Основные произведения: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1952), «Структура и прогресс в современном обществе» (1959), «Общество. Исторический и сравнительный анализ» (1966).

Пиррон(ок. 360 – ок. 270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель античного скептицизма. В центре внимания – этика, вопросы счастья и его достижения. Счастье понимает как невозмутимость (атараксия) и как отсутствие страданий (апатия), средство достижения его – в скептицизме. По мнению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания – в достижении душевного покоя.

Пифагор (ок. 580 – ок. 500 до н.э.) – создатель древнегреческой религиозно-философской школы – пифагорейства. В противоположность ионийским мыслителям в качестве основы всего сущего Пифагор рассматривал число, являющееся, по его мнению, фундаментом, образующим порядок во Вселенной и обществе, а познание мира сводил к познанию чисел, управляющих этим миром. Гуманитарные заслуги Пифагора заключались в том, что он впервые поставил вопрос о значении количественной стороны окружающего мира; внес значительный вклад в теорию изобразительного искусства, рассматривая проблему «золотого сечения»; высшей этической целью считал катарсис – очищение, которое для тела осуществляется с помощью вегетарианства, а для души – через восприятие гармонической структуры космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах.

 

Платон (427–347 до н.э.) – выдающийся философ Древней Греции, представитель объективного идеализма, родоначальник платонизма – направления, оказавшего огромное влияние на все последующие поколения философов. Платон – первый древнегреческий философ, сочинения которого (34 диалога) полностью дошли до нас. Метод платоновского философствования – диалектические диалоги (сократовские беседы), в которых философ ставит вопросы о сущности знания («Теэтет»), о природе прекрасного («Гиппий Больший»), о первичности вечных идей («Федон», «Пир», «Филеб»), касается проблем души и добродетелей, рисует идеальный тип государства («Государство»). В теории познания Платон четко различает знание и мнение, а социально-политические и онтологические взгляды его тесно связаны с пониманием души, обладающей иерархией и подразделяющейся на разум; волю и благородные желания; влечения и чувственность. Все сущее у Платона делится на Единое – вечно существующее (не рожденное и не созданное) – вечный образец, подражая которому демиург (творец) сотворил Космос; существующее всегда (сотворенное, но не подверженное гибели) – Космос и существующее временно – изменчивые и преходящие эмпирические явления.

 

Плеханов Геогрий Валентинович(1865–1918) – русский теоретик и пропагандист марксизма, основатель социал-демократического движения в России, крупный исследователь в области философии, социологии, эстетики, религии, а также истории и экономики. В философско-социологических трудах «К вопросу о развитии монисстического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) развил материалистическое понимание истории, представив материализм как продукт длительного развития, связанного с социальными конфликтами и прогрессом науки; применил диалектический метод к познанию общественной жизни. Отвергал концепции о «героях – делателях истории», считал, что «народ, вся нация должна быть героем истории». В области эстетики стоял на позициях реализма, рассматривая искусство как специфическую форму отражения общественной жизни. Плеханову принадлежит ряд ценных выводов о происхождении и развитии религии, ее роли в жизни общества, месте среди других форм общественного сознания.

Основные философско-социологические сочинения вошли в «Избранные философские произведения» (Т. 1–5. М., 1956–1958).

Плотин(ок. 205–270) – древнегреческий философ – идеалист, основатель школы неоплатонизма, усилившей мистическое содержание философии Платона. Мировой прогресс, по Плотину, начинается с непостижимого божественного первоединого начала, которое проявляется сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные души, как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин понимает небытие. Цель человеческой жизни – восхождение к первоединому через сдерживание и обуздание телесных влечений, а также развитием познавательных начал.

Основное сочинение – «Эннеады».

Поппер Карл Раймунд(1902–1994) – английский философ, логик и социолог. Свою – философскую концепцию критический рационализм и теорию роста научного знания – построил в противовес неопозитивизму (логическому позитивизму). Вместо принципа верификации выдвинул принцип фальсификации, отказался от узкого эмпиризма неопозитивистов, заменив его принципом органической связи теоретического и эмпирического уровней знания. В области социальной философии выступил с критикой тоталитаризма, истоки которого видел в учениях Гегеля и Маркса. Отрицал существование объективных законов общественного развития и возможность социального прогнозирования; критиковал марксизм за историзм (веру в «историческую необходимость»). Социальным идеалом для него являлось открытое общество, противоположное тоталитарному и воплощенное в западных либеральных демократиях.

Основные сочинения: «Логика научного наследования» (1935), «Открытое общество и его враги» (1945), «Нищета историзма» (1957), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание» (1972).

Прокл(410–485) – греческий философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Особенность учения Прокла – четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации («истечения»), в основе которой лежит понятие триады: истечение, новое объединение, возврат к единому, к Богу. В отличие от Плотина считает, что материя – не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Основное произведение Прокла «Теологическое учение об элементах» сыграло значительную роль в эпоху Средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона.

Главные сочинения: «Начала теологии», «Теология Платона».

Протагориз Абдер (ок. 480 – ок. 410 до н.э.) – один из родоначальников софистики как направления в древнегреческой философии. Первоначально слово «софист» означало «мудрец», пользовавшийся авторитетом в различных областях жизни, затем – платный преподаватель, готовящий молодых людей к различной общественной деятельности, и наконец – учитель философии, доводящий до крайности принцип относительности нашего знания. Протагор жил в Афинах, много странствовал. За книгу «О богах» по обвинению в нечестии был изгнан из Афин. Он полагал, что окружающий нас мир противоречив и поэтому «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса». Этот релятивизм распространялся у Протагора и на религию. При восприятии явлений, считал Протагор, все зависит от конкретного человека: «Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе – таким – для тебя».

Ратцель Фридрих (1844–1904) – немецкий ученый, один из основоположников антропогеографии, представитель географической школы в социологии и антропологии, сторонник натуралистического подхода к анализу общественного развития, рассматривавший общества и культуры различных народов в неразрывной связи с природными условиями. Нерасторжимая связь между культурой и природной средой, между человеком и «землей» – основополагающий принцип разработанной им антропогеографии. В историю науки Ратцель вошел как один из наиболее ярких представителей географического детерминизма. Его основные сочинения: «Антропогеография», «Политическая география», «Земля и жизнь: сравнительное землеведение», «Народоведение».

 

Риккер Поль(р. 1913) – французский философ, ведущий теоретик феноменологической герменевтики, профессор университетов Парижа, Страсбурга, Чикаго, почетный доктор более чем тридцати университетов мира. В отличие от традиционной герменевтики, переносит герменевтическую проблематику в онтологическую плоскость: герменевтика не только метод познания, но, прежде всего, – способ бытия. В 90-х годах делает акцент на проблеме взаимоотношения людей; в центре внимания проблема этики и политики и особенно проблема ответственности в политической деятельности: отрыв политики от морали чреват политическим цинизмом, смертельно опасным для всего человечества.

Основные труды: «Герменевтика. Этика. Политика» (1945), «Герменевтика и психоанализ. Религия и вера» (1946).

Риккерт Генрих (1863–1936) – немецкий философ и культурфилософ, один из основателей баденской школы неокантианства, сводивший бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание, и считавший, что теоретическое понятие о мире делает возможным лишь наука о ценностях (аксиология), Ценности же, по его мнению, не совпадают ни с действительностью объектов, ни с оценками субъектов; их нельзя квалифицировать ни как объективное благо, ни как субъективные суждения. Риккерт выделяет шесть «областей ценностей», соответствующих сферам человеческой жизнедеятельности: научное познание, искусство, пантеизм и всякого рода мистика, этика, эротика и «блага жизни вообще», теизм как вера в личностного Бога. Значащие в них ценности – это: истина, прекрасное, сверхличностная святость, нравственность, счастье и личностная святость. Наиболее известный в русском переводе труд Риккерта – «Науки о природе и науки о культуре».

 

Ростоу Уолт Уитмен (1916-?) – американский экономист, социолог, политический деятель. Наряду с Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального общества. В историю социологии вошел как автор концепции «Стадий экономического роста». Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: 1) «традиционное общество» (аграрное); 2) «переходное общество»; 3) стадия «сдвига» – период промышленной революции; 4) стадия «зрелости» – индустриальное общество; 5) эра «высокого массового потребления». Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Ростоу как альтернатива марксизму, должна была вытеснить последний из современной социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустрального общества.

Сочинение: «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960).

 

Росцелин(ок. 1050 – ок. 1120) – один из первых представителей номинализма. Не сохранилось никаких его произведений, а воззрения философа известны лишь по критическим выступлениям оппонентов – Ансельма Кентерберийского, Абеляра и др. Росцелин стоял на позициях крайнего номинализма, считая, что общие понятия – это лишь наименования, «звуки голоса», которые никак не связаны с вещами. Применив свою концепцию номинализма для анализа христианского догмата Троицы, Росцелин пришел к заключению, что не может быть никакой божественной субстанции, объединяющей одновременно три божественных лица, а существуют лишь три самостоятельных Бога, отвергнув тем самым один из основных догматов вероучения, за что в 1092 г. на соборе в Суассоне был обвинен в ереси, и вынужден был отречься от своего учения.

Руссо Жан Жак(1712–1778) – представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог, один из теоретиков педагогики. Резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался на буржуазную демократию и гражданские свободы, равенство людей. Являлся сторонником теории общественного договора. Взгляды Руссо решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Французской революции, положили начало современной критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие социальной философии.

Основные сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Сартр Жан Поль(1905–1980) – французский философ и писатель, глава французского атеистического экзистенциализма. Его философские взгляды противоречивы. Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, стремился «дополнить» марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистической антропологии и психоанализа. В целом, для взглядов Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка их преодоления. С философским взглядами Сартра тесно связано его литературное творчество. Общественно-политическая позиция непоследовательна. Он был участником Сопротивления, выступал за мир и демократию, против агрессии США во Вьетнаме. Вместе с тем в последние годы склонялся к ультралевому движению, солидаризировался с маоистскими идеями. Радикализм его философии будоражил умы и провоцировал дискуссии. Социальная философия Сартра способствовала значительному смещению интересов в сторону социальной проблематики во Франции и за ее пределами.

Основные сочинения: «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946), «Ситуации», 6 томов (1947–1964).

Секст-Эмпирик(2-я пол. 2 в . – нач. 3 в.) – древнегреческий
философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его труды: «Пирроновы основоположения» и трактат «Против ученых», в который входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», – главные источники наших сведений об античном скептицизме – одном из основных течений в философии периода эллинизма.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты