КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностная ориентация
В ходе жизненного пути индивида и исторического развития других социальных субъектов складываются своеобразные системы ценностей. Они представляют собой не просто совокупности, наборы определенных ценностей, а их системы, каждая из которых связывается в единое качественно самобытное целое благодаря ценностным ориентациям. Как бы ни менялась, ни развивалась та или иная система ценностей, в ней всегда присутствуют в качестве стержневых основ определенные, характерные для субъекта на данном этапе его существования и развития ценностные ориентации. Среди всех мотивов, определяющих деятельность человека, ценностные ориентации занимают особо важное место. Природа их связана с самосознанием человека, с осознанием его потребностей и интересов, окружающей действительности и с представлениями о лучшем ее устройстве, о желательном для себя будущем. На основе осознания действительного и ожидаемого существования в данных конкретно-исторических условиях социальный субъект делает выбор из приемлемых для него ценностей, занимает определенную ценностную позицию. Ценностная позиция – это относительно устойчивая, выработанная на основе ряда однотипных ситуаций, тенденция определенного способа оценки или ценностного поведения в какой-либо сфере деятельности. Ценностная позиция выделяет из ряда ценностей одну, которой и руководствуется социальный субъект в данных конкретно-исторических условиях при решении узкого круга повседневных вопросов. Ценностная позиция представляет собой переходную форму от просто ценностей к ценностным ориентациям. Она есть результат первичного обобщения ценностей, их начальной систематизации. Ценностные позиции выступают, так сказать, слабым, недолговременным системообразующим фактором. Последующее обобщение и приведение ценностей в прочную, устойчивую систему происходит в процессе выработки социальными субъектами ценностных ориентаций. Обобщая ценностные позиции и ценности, субъект сознательно, с определенной целевой устремленностью вырабатывает ценностные ориентации. В отличие от ценностной позиции ценностная ориентация обладает следующими признаками: 1) вырабатывается только таким субъектом, который осознает конкретно-исторические, пространственно-временные условия своего существования, определяет свое место в них и свое отношение к другим субъектам; 2) ценностная ориентация имеет для субъекта принципиальное, жизненно важное значение. Ценностные ориентации вырабатываются не в двух-трех случайных ситуациях, а на основе обобщения жизненного опыта индивида, всей совокупности его переживаний, достижений и разочарований, а у других социальных субъектов на основе их исторического развития; 3) ценностные ориентации образуют своего рода стержни, оси сознания, обеспечивающие устойчивость человека, преемственность определенного типа поведения; 4) они играют важную роль в мотивации человеческой деятельности. Сквозь призму ценностной ориентации индивид разрешает противоречия, возникающие не только во внутреннем мире, но и между ним и внешним миром. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации обусловливает такие качества индивида, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении, неуверенность в себе, сильную подверженность внешним случайным и ситуативным влияниям; 5) в любом обществе ценностные ориентации как важные элементы саморегуляции поведения людей оказываются предметом воспитания, целенаправленного пропагандистского воздействия. Однако особый размах, масштабность и глубину этот процесс получил с возникновением монотеистических религий. Как показывает европейская история, христианство не только выработало ряд общечеловеческих ценностей, но и сформировало систему школ и университетов для воспитания и образования подрастающих поколений в соответствующем духе. Мощь христианской церкви не только во времена средневековья, но и сейчас вынуждает каждую большую социальную группу, приходящую к власти, считаться с ценностями, проповедуемыми христианской религией. В противоречивом взаимодействии ценностных систем разных социальных субъектов каждый из них стремится выдать свои групповые ценностные ориентации за общезначимые, за общечеловеческие, за самые прогрессивные в данных конкретно-исторических условиях. Каждая большая социальная группа использует в настоящее время новейшие технические средства и самые различные каналы (средства массовой информации, дошкольные учреждения, школы и высшие учебные заведения всех уровней) для внедрения своих ценностных ориентаций в сознание как можно более широких слоев населения. Конечная цель всех этих устремлений социальных субъектов связана с овладением государственной властью и соответственно государственными средствами воздействия на людей (законодательными, исполнительными и судебными), которые дают неограниченные возможности уже не только для духовного, но и материального властвования господствующей группы. Общеисторической тенденцией взаимодействия ценностных ориентаций социальных субъектов является, пожалуй, их все большее сближение и все большая гуманизация, что связано со смягчением классовых отношений, с превращением их в неантагонистические и т. д. В настоящее время на роль общечеловеческих ценностей могут претендовать только гуманистические ценности. И только они могут иметь успех у широких слоев населения. Поскольку ценностные ориентации всех социальных субъектов зиждутся в конечном счете на ценностных ориентациях индивидов, являются производными от них, постольку они имеют наибольшее значение и требуют наибольшего исследовательского внимания. Ценностные ориентации индивида – это важнейшие сознательные устойчивые мотивы, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и интеллектуального развития, которые отграничивают жизненно значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. В индивидуальной системе ценностей ценностные ориентации образуют некие стержневые линии, которые в совокупности характеризуют своеобразие, социальную уникальность индивида. Сквозь призму сложившихся ценностных ориентаций человек не только по-своему воспринимает окружающую природную и особенно социальную действительность, но и внутренне переживает ее (прочувствует и осмысливает) и своеобычно реагирует на нее, проявляет себя как социальное существо. Неповторимое своеобразие социального поведения, всей жизнедеятельности индивида обусловлено его ценностными ориентациями. Заключая в себе далеко не все, а лишь жизненно важные ценности, т. е. те, которые влияют на жизненную судьбу, на повороты в ней, на перспективные устремления индивида, ценностные ориентации раскрывают наиболее важные и обобщенные побудители человеческих действий. В системе ценностей индивида ценностные ориентации образуют, конечно, наиболее общую и устойчивую их часть. Однако устойчивость эта весьма относительна, ибо индивид в течение всей своей жизни вырабатывает, формирует и переформирует, обретает одни и теряет другие ценностные ориентации. На разных этапах его жизненного пути на первый план выходят то одни, то другие ценностные ориентации, подчиняя себе остальные. Поэтому в мотивациях индивидуальной деятельности всегда существует некоторая иерархичность. При всем динамизме в иерархии ценностных ориентаций индивида неизменно важное место занимает ориентация на поиск и определение смысла человеческого существования. Вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Как жить или как жил, для чего жить, в чем счастье человека, какой смысл в человеческих страданиях или героических и даже смертельных поступках, что такое смерть – это вечные вопросы не только религии и философии, но и каждого человека. Тот факт, что жизнь всегда соотносится со смертью, представляет ее противоположность, более всего и побуждает человека размышлять о смысле жизни. А от решения этой проблемы зависит жизненная активность индивида, вера в смысл своих поступков и действий. Многовековая история развития философии представляет собой помимо всего прочего и историю мучительных поисков смысла человеческой жизни. И эта история представляет собой скорее постепенное и все большее раскрытие богатства, полноты ценности человеческой жизни, чем историю заблуждений и неверных решений этой сложнейшей проблемы. Уже античные философы выявили такие важные стороны человеческого существования, выступающие в качестве судьбоносных ценностных ориентаций, как красота и радость, удовольствие и страдание, спокойствие и мятежность души, добро и польза, мудрость и отвага, умеренность и справедливость. Средневековые философы провозгласили такие смысложизненные ориентации, как вера, надежда и любовь, земные заботы и загробное блаженство. Эпоха Возрождения поставила в качестве важнейшей ценности достоинство человека, ориентированное на творческое преобразование мира, на физическое и особенно духовное совершенствование человека. Продолжая эту линию, философы Нового времени превозносили научные знания как основу могущества человека в покорении природы. Последующее развитие философии выявило глубокую противоречивость человеческой жизни, в которой стремление лишь к радости и наслаждениям переходит в свою противоположность – пресыщение и скуку, оборачивается эгоизмом; способность к терпению и лишениям оборачивается рабской покорностью и аскетизмом, мужество – жестокостью и т. п. Гёте справедливо заметил однажды, что нет такой добродетели, из которой нельзя было бы сделать порок, и нет такого порока, из которого нельзя было бы сделать добродетель. Жизнь человека соткана из противоречий. И умение диалектически разрешать их уже наполняет ее глубоким смыслом. Диалектический подход к жизни, обеспечивающий правильное определение ее смысла и, в конечном счете, ведущий к обретению счастья индивидом, думается, должен быть связан с реализацией ряда принципов. Помимо принципов, законов и категорий, характеризующих саму систему диалектики, необходимо соблюдать еще такие принципы, которые предопределяют условия применения диалектики. В ряду этих, так сказать, принципиальных условий решения проблемы смысла жизни следует отметить следующее. Во-первых, благоговение перед человеческой и всякой иной жизнью. Эта идея, сформулированная А. Швейцером, является основой современного гуманизма, провозглашающего самодостаточную ценность любого и каждого индивида, независимо от расовой, национальной, социальногрупповой и иной принадлежности. Каждый человек без исключения достоин любви и уважения, благополучия и счастья. Уже одно благоговение перед жизнью придает человеческому существованию высокий гуманистический смысл, наставляет на путь разумного отношения к природе и нравственного – к другим людям. Во-вторых, принципиальным условием человеческой жизни является свобода. Свобода – интегрирующий фактор материальной и духовной жизни каждого человека. Только будучи свободным, индивид может действовать в полной мере сознательно, осуществлять выбор, сам определять свои действия и быть ответственным за них. Свобода является необходимым условием радости бытия, удовлетворенности жизнью, счастья. Свобода открывает человеку возможности для проявления своих желаний, чувств, устремлений, воли и всего прочего, с чем связана его самореализация. Если экономическая и политическая свободы обеспечивают необходимую для самореализации материальную базу, то духовные свободы предоставляют возможность интеллектуального, эстетического, нравственного и т. п. развития и самовыражения, совершенствования своей духовности и душевности. Только свободный человек может сам определить смысл своего существования, быть хозяином своей жизни, достичь удовлетворения и счастья. В-третьих, принципиальным условием обретения глубинного смысла человеческого бытия является творчество. Творчество есть не просто существенная черта человека, родовая особенность, отличающая его от всех других живых существ. Оно выражает активность, деятельную сущность человека, направленную на преобразование природы, общественных систем, отношений и процессов, других людей и самого себя, на материальное и духовное преобразование мира. Вместе с тем творчество – это не кнут надсмотрщика, заставляющий человека действовать помимо его воли. Природа позаботилась о том, чтобы сделать творчество сладким пряником, всегда желанным и притягательным для индивида. Проблема определения смысла жизни каждым индивидом заключается в том, чтобы найти сугубо свою, индивидуальную направленность творчества (по сфере жизнедеятельности, роду занятий, виду творчества и т. д.). Только в этом случае человек в состоянии выразить себя, реализовать свою уникальную индивидуальность, неповторимость и непохожесть на всех других людей. В-четвертых, важнейшим условием возможности обретения подлинного смысла жизни является жизнь ради других. Конечно, каждый человек хочет хорошей, счастливой жизни, прежде всего для себя. И каждый должен стремиться к этому. Но не должен ограничиваться этим. Одним из определяющих моментов человеческой сущности является ее общественный характер. Индивид не может жить вне общества. Реализация его индивидуальности невозможна вне связей и отношений с обществом. Каждое проявление индивида соотносится с проявлениями других людей, в сопоставлении с ними, в уяснении их сходства, тождества либо различия, противоположности и т. д. И это характерно не только для частных проявлений индивида, но и для всей его совокупной жизнедеятельности. Поэтому жизнь ради других – это необходимое условие возможности достижения подлинного смысла жизни. Рано или поздно, в полной мере или частично каждый человек приходит к осознанию этого. Великий физик А. Эйнштейн признавался, что благополучие и счастье никогда не были для него абсолютной целью. Только жизнь, прожитая для других, чего-то стоит. Отмеченные четыре условия в совокупности дают индивиду реальную возможность обретения подлинного смысла жизни, с которым связано ощущение полного счастья. Однако в реальном бытии индивида такое состояние достигается довольно редко. Чаще люди реализуют в своей жизни не всю совокупность условий, а одно, два, три, да и не в полной мере, да и еще со своими индивидуальными особенностями. Таков естественный путь поиска и обретения каждым индивидом своего собственного смысла жизни. Но это вместе с тем порождает и большую либо меньшую неудовлетворенность индивида своей жизнью, ее содержанием и смыслом, неполноту счастья. Поэтому столь трудно найти человека, который был бы счастлив вполне. Это в свою очередь выступает стимулом неустанных поисков каждым своего индивидуального счастья.
|