КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 22. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
В связи с постановкой проблемы реального взаимодействия человека и общества возникает необходимость разграничения и точного определения таких понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Ведь, с одной стороны, общество предстает как совокупность людей, а с другой – достаточно очевидно существенное различие между обществом и конкретными людьми, его составляющими. Понятие «человек» имеет очень широкий смысл. В него включаются все социальные субъекты (индивид, малые социальные группы, большие социальные группы, исторические общности людей, народы и человечество), поскольку они представляют собой отдельного или разнообразные формы совокупного человека и вследствие этого обладают рядом общих свойств. Широкий смысл понятия «человек» связан еще и с системой включаемых в него свойств и качеств, которые отличают его от всех других существ. К ним относятся биологические свойства и качества, которые даже в чисто природном проявлении характеризуют только человека, но никакое другое живое существо, а тем более если они в той или иной мере подвергнуты преобразованию в результате социального воздействия. К ним относятся специфически человеческие психические свойства и качества, которые представляют результат длительного исторического взаимодействия природных и социальных факторов в процессе возникновения и развития человечества, а также в процессе индивидуального воспитания и образования человека. Еще к понятию «человек» относятся социальные свойства и качества во всем многообразии их проявлений: от индивидуально своеобразных до социально обобщенных в разной степени (в зависимости от уровня социального субъекта), от исторически неизменных до меняющихся с развитием человечества (иначе говоря, вечных и конкретно-исторических), от присущих отдельному человеку всю его жизнь до меняющихся с изменением его жизненного пути, социальной среды. Понятие «человек» является предельно широким, обобщенным определением как в целом человеческого рода, так и отдельного его представителя. И потому оно охватывает все иные менее общие, частичные, односторонние определения, выражаемые в понятиях «индивид», «личность», «организм», «индивидуальность» и другие. Специфика человека и как живого существа, и как социального субъекта в любом его проявлении связана не только с тем, что он является общественным существом, но и с тем, что он есть часть природы, находится в постоянных и многообразных связях с нею. Природно-биологические свойства и качества человека являются не просто необходимыми условиями существования социальных, а имеют самостоятельное значение для характеристики человека, оказывая заметное влияние на все его свойства, качества и в том числе на существенные. Это определяет не только существование человека, всю совокупность свойств и качеств, необходимых для осуществления жизнедеятельности, но и его сущность, т. е. ту совокупность свойств и качеств, которая в основном, главном, наиважнейшем определяет его именно как человека. Не только существование, но и сущность человека, таким образом, имеет двойственный – природный и общественный характер. Две стороны человека не рядоположены в нем, а образуют целостное единство, складывающееся из множества черт с самыми разнообразными сочетаниями природного и социального. В одних чертах преобладает биологическое, в других – социальное, в третьих устанавливается их некоторое равновесие. И все они находятся в процессе того или иного изменения этих сочетаний, соотношения разных черт, выдвижения на первый план то одних, то других и т. д. Определение человека может быть следующим: человек есть наиболее развитое на Земле существо, выделившееся из природы благодаря выработке способности производить орудия труда, субъект общественно-исторического процесса и конкретно-исторический результат процесса взаимодействия общества с природой, способный к бесконечному саморазвитию. Понятие человека выражает черты, указывающие на принадлежность как одного, так и группы существ к человеческому роду. Оно, таким образом, дает самую общую и потому абстрактную характеристику, как отдельного представителя, так и всего человеческого рода. Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и обществу, что по преимуществу фиксируется соответственно понятиями «организм» и «личность». Если первое из них выражает совокупность преимущественно природных свойств человека, то второе характеризует его преимущественно социальный, конкретно-исторический облик. Понятие индивидуальности в этом ряду раскрывает конкретного индивида как целостное существо в самобытном единстве его единичных и общих (как природных, так и социальных) качеств и свойств. Каждый индивид обладает индивидуальностью, ибо каждый при наличии общих черт остается неповторимым существом. Неповторимым в своих природных качествах: во внешнем облике, в специфическом узоре кожного покрова пальцев рук, в предрасположенности к определенным заболеваниям, в способностях к разным видам деятельности и т. д. И в большей степени неповторим в социальных качествах и проявлениях: в своей индивидуальной жизни, в своеобразном включении в социальные группы, общественные отношения, социальные системы, в самостоятельных формах и способах деятельности и т. д. Индивидуальность – это отличие одного индивида от всех остальных, это неповторимая совокупность биологических, психических и социальных качеств, присущих только данному индивиду. Благодаря индивидуальности, индивид может самобытно проявлять себя в окружающем мире. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность» включают в свое содержание биологические, психические и социальные свойства и качества. Но если в понятии «человек» они являются общими (присущи всем людям без исключения), то в понятии «индивид» – особенными (присущи не всем людям, а определенным группам людей), а в понятии «индивидуальность» – единичными (присущи только данному конкретному человеку и никому более). Понятие «личность» характеризует психический и социальный облик человека, причем не только индивида, но и различных социальных групп, общностей людей. Поэтому говорят не только о личности Иванова, Петрова, Сидорова, но и о личности рабочего, студента, предпринимателя и т. д. Личность – это «социальное лицо» человека. Личность есть целостная характеристика человека, в которой психический и социальный облик представляют не две стороны одной медали, а скорее единый прочный сплав. Благодаря этому социальные свойства и качества личности имеют определенную психическую окраску. И только в учебных целях можно говорить отдельно о психической и социальной сторонах личности. В психологическом аспекте личность означает некоторое ядро, объединяющее начало, которое связывает воедино различные психические процессы человека и сообщает его поведению устойчивость, последовательность и своеобразие. Человек формирует свой внутренний мир путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает вовне свои психические свойства и процессы. Таким образом, психический облик личности приобретает социальный характер. Психологи видят в структуре личности определенную систему, а не случайную совокупность психических черт. Важнейшими элементами этой системы являются: мотивационная сфера личности; самосознание личности; познавательно-практическая сфера (способности, знания и умения в том виде, как они сформировались в ходе обучения, воспитания и всего жизненного пути); характер как совокупность всего того, что обычно определяют в качестве психической направленности личности; темперамент как совокупность общих черт поведения индивида в форме эмоций и воли. Личность как совокупность социальных свойств человека характеризует его в качестве члена общества, действующего социального субъекта. В этом аспекте личность выступает многосторонним и чрезвычайно сложным образованием. Ибо связи индивида с обществом бесконечно разнообразны и многоплановы. И каждая из них вносит свою лепту в формирование личности. В наиболее общем плане к системообразующим элементам социального облика личности социологи обычно относят: социальный статус личности, т. е. положение человека в обществе: принадлежность к различным социальным группам и общностям, политическая и религиозная принадлежность, источники и уровень доходов и т. д.; социальные роли личности, представляющие многообразие взаимодействия человека с окружающей действительностью. Социальная роль – это относительно постоянная и внутренне связанная система действий (поступков) индивида, которая обусловлена, с одной стороны, общественными нормами, а с другой – позицией самого индивида (например, социальные роли «часового», «собеседника», «друга», «знакомого», «ветерана», «новичка» и т. д.); социальная направленность личности – система интересов, взглядов, убеждений, идеалов, установок и ориентации, выступающих в качестве субъективных регуляторов индивидуального поведения. С философской точки зрения, личность характеризуется такими наиболее общими чертами, которые называют в литературе потенциалами, поскольку человек не сразу становится личностью, а постепенно, в процессе длительного воспитания и образования. Овладевая теми или иными видами деятельности, человек вырабатывает у себя соответствующие свойства и качества. Одни из них сразу находят реализацию, другие могут какое-то время существовать в виде возможностей, в потенциальной форме, а третьи – никогда не реализоваться в жизни человека. Структура развитой личности характеризуется пятью основными потенциалами: 1) гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире и самопознания; 2) аксиологический потенциал определяется системой ценностных ориентаций личности в различных сферах общественной жизни; 3) творческий потенциал личности определяется полученными ею от рождения и самостоятельно выработанными способностями и умениями к созидательному действию (продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в той или иной сфере труда; 4) коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми; 5) художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Система социальных свойств и качеств личности в единстве с ее психической структурой характеризует своеобразие личности и определяет ее реальное бытие, дальнейший анализ которого связан с рассмотрением механизмов включения индивида в общество и взаимодействия с ним.
|