Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Личностные функции культуры




 

Будучи порождением индивидуальной деятельности, культура суще­ствует в обществе не только в качестве определенной характеристики индивидов, но и как конкретно-историческая сущностно-человеческая характеристика общества. В последнем качестве она выполняет ряд фун­кций как по отношению к обществу в целом, большим социальным группам, историческим формам общности людей, так и по отношению к индивидам. Однако уровень развития культуры в обществе определяется, прежде всего, уровнем развития составляющих его и всевозможные боль­шие социальные группы индивидов. Поэтому, оказывая многообразное воздействие на индивидов, формируя их в определенном направлении, культура оказывает более основательное воздействие на общество, чем тогда, когда она влияет на социальные группы, общественные институты, системы и отношения.

Культура является системным фактором процесса становления и развития личности. Поэтому данный аспект функционирования культуры представляется не только более фундаментальным, но и более важным по сравнению с другими аспектами ее функционирования в обществе. В этом – личностном – плане она выполняет следующие функции.

Во-первых, культура осуществляет преобразование биологических, психических влечений в социальную деятельность, творчество. Культура имеет био­психические корни, уходящие в материальные, жизненно необходимые потребности индивидов в еде, питье, жилище, в сексуальные потребности. Психологические исследования показывают, что биологическое наслаж­дение, сопровождающее удовлетворение потребностей индивида в пище и сексе, все действия, служащие этому, являются основой искусства и праздников. По мере развития человечества секс вышел за рамки биоло­гического существования индивида и переключился, преобразовался в многообразные виды культурного творчества. Возникла любовь, взаимо­отношения между мужчиной и женщиной получили социально-культур­ное опосредование в разнообразных формах – от примитивных до самых утонченных: разукрашивание тела, татуировка, прическа, наряды, любов­ные танцы, народные игры, кокетство, стихи, песни и т. п. Можно сказать, что сексуальное наслаждение является мощным стимулятором развития культуры во многих сферах – религии, искусстве, нравственно­сти и пр.

Во-вторых, культура выполняет функцию преодоления смерти как индивида, так и человеческого рода. Утверждая примат жизни, одухотворяя человеческое бытие во всех его проявлениях, культу­ра тем самым противостоит небытию, выступает преодолением смерти. С этой функцией культуры связана такая фундаментальная проблема человеческого бытия, как поиск смысла жизни и разгадка тайны челове­ческого существования. В этом плане культура функционирует двояко. С одной стороны, благодаря культуре человек, в противоположность другим живым существам, знает о своей смертности. С другой стороны, культура стремится нейтрализовать проистекающий из осознания инди­видом своей смертности страх, страх перед небытием. Культура вырабо­тала множество средств нейтрализации: мифы, религии, секс как утверж­дение новой жизни, игровая культура, смех как презрение смерти и издевательство над нею и т. д. Философским средством подавления чувства страха перед небытием является учение о вечности. В каждой конкретно-исторической культуре функционируют так или иначе объяс­няемые идеи вечного существования человека, противоположные идеям конечного, бренного бытия индивида. Человеческая жизнь при этом представляется как эпизод, миг между прошлым и будущим, а ритуал погребения как окно в бесконечность. Все это позволяет осмысленно преодолеть страх перед смертью.

Особая роль среди средств преодоления смерти принадлежит искус­ству. Оно воспитывает у индивида не какие-то отдельные способности, а универсальную способность – творческое отношение к миру, обществу, самому себе. А творчество как созидание чего-то по своей природе противоположно разрушению, уничтожению, смерти. При этом искусство воздействует на индивида чувственно-эмоционально, наглядно и знаково, открывая простор для его фантазии, творчески многозначного осмысле­ния и переживания жизни. Искусство дает сильные психологические средства для преодоления страха перед смертью.

Культура выполняет функцию преодоления смерти не только инди­вида, но и человеческого рода. Наивысшие достижения индивидов во всех видах человеческой деятельности становятся достижением материальной или духовной культуры. В своих творениях индивиды и после физической смерти продлевают свою сущность на какой-то срок либо навсегда, превращая ее в бессмертную. Накопление, постоянное обновление и развитие всех сущностных свойств и качеств индивидов в культуре, всех как материальных, так и духовных ценностей означает закрепление и развитие человеческой сущности вообще. И в этой всегда зафиксирован­ной и всегда творчески развивающейся сущности человечество преодоле­вает свою смерть, обеспечивает непреходящее существование и развитие. Конечно, природно-космические условия существования человечества определенным образом ограничивают его, но потенциально бесконечная в своем развитии творческая способность человека обеспечивает ему успешное преодоление этих ограничений.

В-третьих, культура выполняет информативную функцию, т. е. передачи определенных результатов человеческой деятельности, опы­та, знаний, выработанных предшествующими поколениями правил и норм поведения и т. п. как по вертикали (от одного поколения к другому), так и по горизонтали (в данную эпоху от одних современников к другим). В этом качестве культура имеет значение как необходимая предпосылка любой человеческой деятельности, как форма «надбиологического» на­следования, как социальная память. Благодаря этой функции культуры человечество не только сохраняет и передает от поколения к поколению свои достижения, но и получает возможность их умножать. Преемствен­ность есть условие и момент творческой деятельности, поскольку в про­цессе созидания нового «актуализируется» прошлый опыт человечества.

Надо заметить, что не все, выработанное актуальной культурой, включается в социальную память для передачи последующим поколени­ям. История осуществляет здесь определенный «социальный отбор», да­вая долгую жизнь одним достижениям культуры и предавая скорому забвению другие. Процесс включения культурных новшеств в жизнь, в социальную память есть реальная проблема, потому что выбор истории не всегда оказывается справедлив в отношении как индивида, деятеля культуры, так и общества. Конкретное решение этой проблемы зависит от множества противоречиво взаимодействующих факторов в той или иной сфере культуры: консерватизма и новаторства, творчества и ремес­ленничества, честности и беспринципности, ответственности и безответ­ственности, силы воли и слабоволия, соображений прогресса и конъюн­ктуры, готовности и неготовности к восприятию нового, соответствия и несоответствия запросам общества и т. д.

Конкретно-исторический уровень развития реальной жизни есть тот обобщающий критерий, который определяет социальную значимость любо­го достижения культуры. Правда, сам этот критерий относителен, и когда то или иное достижение культуры опережает развитие жизни, то история выносит ему несправедливо суровый приговор, предавая забвению.

Выполнение культурой информативной функции возможно тогда, когда между людьми устанавливается общение. И это общение воз­можно только посредством культуры. Поэтому, в-четвертых, культура выполняет коммуникативную функцию, т. е. прямого общения (непосредственного, живого взаимодействия индивидов) или косвенного (взаимодействия с людьми прошлого либо современниками посредством предметов материальной культуры, материализованных явлений духов­ной культуры–книг, кинофильмов, аудио- и видеозаписей, телевиде­ния и т. п.). Каждый предмет, явление культуры выступает в качестве средства общения, которое функционирует в специфических формах и по особым правилам (например, устной и письменной речи, технологии использования соответствующих инструментов, языка живописи, театра, киноискусства и т. д.).

В процессе выполнения информативной и коммуникативной функ­ций культуры большую роль играет ее знаковый, символический характер. И в материальной, и особенно в духовной культуре ее предметность, телесность является своеобразным языком, обозначением, символиза­цией некоторого смысла (значения). Культура есть мир человеческих ценностей, человеческих смыслов, которыми люди наделяют создавае­мый ими предметный мир. Так что в культуре можно выделить две стороны: предметное тело и невещественную сторону – знаковость, сим­воличность. Другая сторона будет оставаться для каждого человека вечной загадкой, пока он не усвоит знакового, символического языка культуры. Используя знаковость, символику, культура получает возможность малы­ми выразительными средствами говорить об огромном, сложном, богатом содержании. Индивид же, приобщаясь к знаковому, символическому языку культуры, приобретает своеобразное средство общения, канал для получения информации, способ весьма тонкого, ассоциативного пости­жения мира, творческого отношения к нему и к самому себе.

Наличие у культуры коммуникативной и информативной функций создает условия для осуществления процесса воспитания и развития личности. В-пятых, культура выполняет функцию социализации индивида, формирования его как деятельного субъекта общественной жизни, исторического развития. Приобщаясь к предметам и явлениям культуры, усваивая ее достижения, индивид обретает социальные качест­ва. Этот процесс характеризуется еще и тем, что все общественные явления, процессы, отношения, к которым приобщается индивид посред­ством культуры, приобретают для него личностный смысл. Благодаря этому формируется индивидуальность. Вместе с тем каждая конкретно-историческая культура вырабатывает и определенные типы личностей с их специфическим восприятием и видением окружающего мира, поведе­нием и деятельностью в обществе.

Функция социализации индивида имеет целью не только сделать его полноправным и дееспособным членом общества, который находит в нем свое, отвечающее его индивидуальности место. Посредством, прежде всего, социализации культура формирует, развивает и совершенствует творческие способности личности. Она ориентирует личность на преоб­разование существующих природных и социальных условий, на улучше­ние жизни людей, на развитие сущностных свойств и качеств человека. В определенной мере она создает конкретно-исторические условия для реализации творческих способностей и конкретный механизм для вклю­чения результатов творческой деятельности личности в процесс обще­ственного развития. С помощью культуры осуществляется социальный отбор тех продуктов творчества, которые отвечают актуальным обще­ственным потребностям.

В-шестых, важной личностной функцией культуры является регу­лятивная, которая реализуется с помощью разнообразных норм и пра­вил поведения, чтобы согласовывать действия индивидов и социальных групп, общества в целом. Регулирование отношений между людьми до­стигается добровольным путем или по принуждению. Регуляторами пове­дения индивидов являются как стихийно складывающиеся нормы, пра­вила поведения, так и сознательно вводимые в обществе; как писанные, зафиксированные в законах и других письменных формах нормы, прави­ла поведения, так и передающиеся устно из поколения в поколение – обычаи, традиции, обряды и т. п. Регуляторы поведения людей различа­ются и по содержанию: экономические, политические, правовые, нравст­венные, религиозные и т. д.

Наконец, в-седьмых, культура выполняет функцию прогно­зирования возможных состояний общества. Именно духовная куль­тура позволяет человеку заглянуть в будущее, чтобы общество смогло спланировать свое будущее состояние, предвидеть и нейтрализовать воз­можные негативные последствия, открыть новые возможности развития, выйти за пределы наличного бытия. В этой связи большое значение в культуре имеет проблема желаемого будущего, проблема идеалов, должного. Каждая конкретно-историческая культура выдвигает свои иде­алы. Например, западноевропейская культура выдвинула идеал уни­версальной, целостной, гармонически развитой личности. Но в ходе реализации всяких идеалов, претворения их в жизнь культура всегда сталкивается с несовершенными, далекими от идеала социальными по­рядками, господствующими социальными группами и несовершенством реальных индивидов. И каждое общество по-разному разрешает эти про­тиворечия.

Таким образом, культура выполняет по отношению к личности ряд важных функций и благодаря этому выступает конкретным посредствую­щим механизмом в воздействии общества на индивида, средством фор­мирования и развития личности, качественным содержанием ее реально­го бытия.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты