КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль личности в истории
Индивид является первичным социальным субъектом. На основе и в результате деятельности индивидов возникают малые социальные группы, другие социальные субъекты. Деятельность индивидов выступает и первичной движущей силой исторического развития. История всегда и везде была делом индивидов, заботящихся об удовлетворении своих потребностей и интересов. Но роль человека как индивида на разных этапах истории раскрывалась по-разному. Это зависело как от объективных условий жизнедеятельности личности, так и от субъективных обстоятельств. Среди объективных следует указать, прежде всего, наиболее общие этапы всемирно-исторического процесса: цивилизационные, которые создают разные материальные условия для деятельности индивидов (уровень развития орудий труда и производительных сил в целом, общественного богатства и пр.) и формационные, которые определяют разные системы общественных отношений. И те, и другие этапы исторического развития человечества в наибольшей мере предопределяют роль индивида в истории, ибо они не только задают объективные условия индивидуальной деятельности, но и определяют уровень развития самих индивидов в их наиболее общих качествах и свойствах. Влияние цивилизационного развития общества настолько велико, что можно говорить о существовании разных исторических типов личности. Так, цивилизационное развитие человечества порождает личности аграрного, индустриального и информационного типов. Формационное развитие человечества порождает личности первобытнообщинного, азиатского, античного, феодального, раннекапиталистического, социалистического и позднекапиталистического типов. Объективным условием исторической деятельности индивидов выступает и характер исторического процесса: эволюционный или революционный. Первый представляет собой спокойное, более или менее устойчивое функционирование общества, второй – крутую ломку налаженной общественной жизни, перемену политической, экономической, духовной систем. Разный характер исторического процесса создает различные условия для проявления индивидуальности, для реализации разных личностных качеств у индивидов, для появления выдающихся личностей. Субъективными факторами, влияющими на роль личности в истории, являются качества индивида, свидетельствующие об уровне его духовного развития: знания о природе, обществе и человеке, характер мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное), осознание своих потребностей и интересов, ценностные ориентации, представления о совершенном будущем состоянии общества (техническом, политическом, духовном и пр.), целеустремленность и последовательность в реализации своих желаний, сила воли и т. д. К субъективным факторам, оказывающим существенное влияние на роль личности в истории, относятся и некоторые внешние по отношению к индивиду обстоятельства его жизнедеятельности: полученное индивидом воспитание и образование, его ближайшее окружение (кто его составляет и как оно относится к устремлениям индивида), неповторимость жизненных перипетий каждого человека, благосклонность судьбы (сопутствует индивиду удача в его начинаниях или нет) и др. Представители прежде всего малых социальных групп, с которыми взаимодействует индивид, а также отдельные выдающиеся личности (как современники, так и представители прошлых времен) воздействуют, так или иначе на роль индивида в истории. Как правило, индивид не задумывается о своей роли в истории. Он просто живет и стремится по мере возможностей улучшить свое существование: больше заработать денег, улучшить свои жилищные условия, лучше питаться и одеваться, сделать комфортнее свой быт, увеличить свое свободное время и рациональнее его использовать для развлечений, повышения образования и культурного развития и т. д. И своей, прежде всего профессиональной деятельностью, а также досуговой, которая может быть самой разнообразной (технической, экономической, политической, нравственной и пр.), индивид творит историю, вносит свой вклад в историческое развитие человечества. Однако вклад этот у разных индивидов весьма различен. Он может быть как положительным, так и отрицательным, как скромным (имеющим значение только для индивида, ближнего окружения, малой социальной группы, жителей одного села, района, города, области и т. д.), так и выдающимся, а последний – как актуальным, кратковременным, так и историческим. Роль, которую играет каждый индивид в истории, зависит от противоречивого взаимодействия множества объективных условий и субъективных факторов. Характер данного противоречия, путь его развития и разрешения у каждого индивида уникален и неповторим. Вместе с тем деятельные устремления многих индивидов в большей или меньшей мере совпадают. И чем больше они совпадают в каких-то чертах, направлениях, целях, тем больше это становится закономерностью развития общества. Иначе говоря, закономерности, объективные условия, складывающиеся в обществе, – это в значительной степени есть совокупная, совпадающая по характеру, направленности, целям деятельность многих индивидов. И тем сильнее они (закономерности и объективные условия) действуют, чем в поступках большего количества индивидов проявляются. Абсолютное большинство индивидов того или иного общества обеспечивает максимальную неумолимость, неотвратимость их действия. В свою очередь, объективированные в закономерностях и условиях субъективные предпочтения индивидов определяют существование разных этапов, периодов в динамике общественного развития. Исследователи роли личности в истории (к примеру, Л. Е. Гринин) выделяют четыре фазы, в которых по-разному происходит взаимодействие простых, обыкновенных личностей, составляющих народ, и выдающихся. На разных фазах общественно-исторического процесса различна и роль тех и других личностей. Первую фазу, занимающую большую часть времени в истории обществ, образуют эпохи спокойного развития. Они меньше всего подвержены влиянию отдельных личностей. Обыкновенные индивиды живут налаженной, размеренной жизнью с устоявшимся порядком вещей. Выдающиеся индивиды своим историческим творчеством не сотрясают общественных устоев. Эту фазу в развитии общества можно сравнить с парадигмальным развитием в науке, когда новая научная теория получает все большее распространение среди ученых и утверждение в различных отраслях знания. Достижения выдающихся личностей в социально-историческом творчестве в этот период развития общества все больше укрепляют сложившийся порядок вещей (в экономике, политике, литературе, искусстве и т. д.). Вторую фазу в истории общественного развития образует кризис, который наступает, в конце концов, как выражение суммарного результата спокойных изменений, развития и обострения движущих противоречий общества в целом или отдельных его сфер. С возникновением кризиса начинается движение за переустройство общества в целом либо той или иной его сферы. Повышается активность прежде всего действующих в этой сфере индивидов (политиков, писателей, художников, экономистов, военных и т. д.), которые привлекают всеобщее внимание к кризисному состоянию сферы или общества в целом. Это способствует подъему активности народа, множества индивидов, действующих в других (помимо кризисной) сферах общественной жизни. На волне всеобщего подъема интереса и активности появляются выдающиеся личности, стремящиеся по-своему преобразовать систему (экономическую, политическую, военную или какую-то иную). В зависимости от специфики общественной сферы, характера затрагиваемых интересов индивидов (материальные или духовные), соотношения групповых интересов (крайне обостренное, непримиримое или возможно их согласование, единство в той или иной степени) находится воздействие выдающихся личностей на развитие и разрешение кризиса. При этом роль выдающихся личностей в историческом развитии общества возрастает. Появляется много заметных на исторической арене личностей, которые стремятся так или иначе преобразовать общество. Они представляют интересы разных социальных групп и выражают соответственно разные возможности преодоления кризиса и дальнейшего развития общества. В основном сталкиваются представители двух тенденций – консервативной и разрушительной. Причем в последней тенденции наиболее яркие личности характерны именно для разрушительных, а не созидательных устремлений. И это понятно, ибо ломать всегда легче, чем строить, да и разрушители чувствуют за собой историческую и моральную правоту. Однако век разрушителей недолог: сделав свое дело, они уходят с исторической сцены. Их место занимают созидатели. Но могут выйти на авансцену истории и консерваторы. В этот момент роль выдающихся личностей в истории неизмеримо возрастает и достигает максимально возможной значимости. Конечно, никакая личность не способна создать кризис в обществе и породить великую эпоху. Кризисы возникают как результат действия объективных условий, как результат складывания, развития и созревания противоречий между большими социальными группами, историческими общностями людей, народами. Всякая более или менее заметная в истории личность действует (наряду с преследованием своих индивидуальных целей либо, отказываясь от них) в рамках задач и условий, связанных с жизнедеятельностью групп, с которыми она себя отождествляет. Однако, если уже возник кризис, то личность способна ускорить или отдалить его разрешение, придать ему особые черты, талантливо или бездарно использовать возникшие возможности. Третью фазу исторического развития представляет борьба за тот или иной путь разрешения кризиса и связанных с ним противоречий. Ни одно из противоречий, доходящих в своем развитии до конфликта, не имеет однозначного решения. Многозначность возможностей разрешения противоречий обусловлена тем, что в них всегда сталкиваются интересы разных социальных групп, группировок, личностей, сталкиваются разные идеи, теории, представления о лучшем устройстве той или иной сферы общественной жизни либо общества в целом. Подъем активности массы индивидов, широких слоев населения на данной фазе исторического развития также стимулирует появление выдающихся личностей и тем самым увеличивает количество возможных вариантов разрешения назревших противоречий. Какой из лидеров, выдающихся индивидов сыграет историческую роль в разрешении кризиса – это уже дело случая. Конечно же, он должен быть не менее талантлив, чем его соперники. Но в отличие от них он должен обладать еще такими качествами, как фанатическая вера в свою правоту, огромное желание и воля действовать по-своему, умение лавировать и даже хитрить, удачливость и умение воспользоваться любой возможностью для достижения своей цели. Эти качества тем больше востребуются от выдающейся личности, чем менее развиты и сознательно действуют социальные группы, народы. И, наоборот, по мере исторического развития субъективного фактора, перехода от стихийности к сознательности в его действии значимость этих качеств снижается и повышается тех, которые свидетельствуют о талантливости в кризисной сфере (экономической, политической, военной, нравственной и т. д.). Отсюда следует, что чем менее развит в обществе субъективный фактор, тем чаще историческую роль играют бездарные личности, которые разрешают назревающие противоречия не самым лучшим образом и даже заводят общество в тупик. И напротив, чем более сознательно действуют массы простых индивидов, большие социальные группы, народы, тем чаще историческую роль в развитии общества играют талантливые личности. Последние же в отличие от бездарных принимают наилучшие решения, экономя общественные ресурсы, время, силы, сводя до минимума возможные общественные потери и ускоряя тем самым прогрессивное развитие общества. Четвертая фаза в историческом развитии наступает после разрешения кризиса; после радикального (революционного или реформационного) преобразования наступает оформление, укрепление и распространение новых общественных отношений, взглядов, теорий, мировоззрений, общественных установлений в той или иной сфере. Высоко значимая роль исторической личности здесь сохраняется, поскольку новое, как правило, связывается именно с этим индивидом, вождем, пророком, а массовая преобразовательная активность еще не угасла. На этой фазе развития общества новое закрепляется в таких формах, которые зависят от индивидуальных особенностей исторической личности. Ее роль в истории находит общественное признание, а значение других выдающихся личностей падает или признается ничтожным либо вообще отрицательным. Постепенно сходит на нет преобразовательная активность массы индивидов, народа, и общество переходит к спокойной фазе своего развития. Таким образом, роль выдающейся личности в историческом развитии общества тесно связана с той ролью, которую играют массы простых индивидов. Само по себе появление выдающихся личностей возможно только на основе высокой активности широких масс. Выделение же из ряда выдающихся личностей исторической личности обусловлено ее индивидуальными качествами, складывающимися обстоятельствами (которые можно назвать удачей) и уровнем развития субъективного фактора (стихийно или сознательно действует он в данный конкретно-исторический период, научным или ненаучным мировоззрением он руководствуется, сильна ли в нем власть традиций и т. д.). Масса простых людей при этом выступает не совокупностью проживающих на территории конкретно-исторического общества индивидов, а народом. Народ – это качественно своеобразное объединение людей, обладающее рядом признаков: 1. Проживание в границах определенной территории сплачивает в единое целое нации, народности, этнические группы и другие большие и малые социальные группы благодаря общности экономической, политической и духовной жизни, благодаря единому языку межнационального и межэтнического общения. 2. Население страны становится народом тогда, когда принимает активное участие в общественной жизни в той или иной форме. А это приходит тогда, когда составляющие его индивиды осознают себя и относят себя к данному народу как качественно своеобразному объединению людей. 3. Деятельность составляющих народ индивидов имеет созидательный, трудовой характер независимо от сферы проявления – материальной или духовной; экономической, политической, бытовой или научной, художественной, педагогической. 4. Наконец, эта деятельность имеет общественную направленность и значимость. Противоречие между выдающейся личностью и народом развивается таким образом, что господствующее положение занимает то одна, то другая сторона. Это определяется, с одной стороны, фазами исторического развития, связанными с подъемами и спадами народной активности, с общественными потребностями в преобразованиях и в лидерах этих преобразований. С другой стороны, историческим уровнем развития народа (зрелостью субъективного фактора), индивидуальными качествами выдающейся личности и способностью умело воспользоваться конкретно-историческими возможностями, обстоятельствами. Если ведущую роль на том или ином историческом этапе общественного развития играет народ, то появляется достаточное или даже избыточное количество выдающихся личностей. Поддержка народа оказывается решающим фактором в превращении одной из выдающихся личностей в историческую. Если ведущую роль играет выдающаяся личность, то от ее индивидуальных особенностей зависит характер, направленность, формы развития той или иной сферы общественной жизни, либо всего общества. Разумеется, специфичность, придаваемая историческому развитию той или иной выдающейся личностью, проявляется в рамках объективной детерминации общества (материальными потребностями и интересами индивидов и социальных групп, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, природными условиями, обычаями и традициями, образом жизни, господствующей религией и т. д.). Господство выдающейся личности доводит, в конце концов противоречие между нею и народом до конфликта, который может выражаться в каких-то процессах как внутри страны (например, в крестьянских волнениях, забастовочном движении, восстаниях в армии, росте недовольства среди властвующих слоев и т. д.), так и вовне (например, в росте эмиграции, поражении в войне, в бойкоте страны мировым сообществом и т. д.). За конфликтом следует то или иное разрешение данного противоречия: народ начинает играть решающую роль в развитии общества, а лидеры лишь выполняют его волю; на смену одной выдающейся личности приходит другая либо группа лидеров и пр. Противоречие переходит в качественно иное состояние, в котором развивается, через какое-то время опять доходит до конфликта и вновь получает разрешение. Либо противоположности переходят друг в друга (появляется новая выдающаяся личность, которая начинает играть решающую роль на данном этапе развития общества), либо иным каким-то путем общество или отдельная его сфера переходит в другое качество. Таким образом, в диалектическом взаимодействии народа и выдающейся личности ни тот, ни другая не являются постоянно ведущей стороной, которую можно было бы считать решающей силой общественного развития, творцом истории. Эта роль попеременно переходит от одной стороны к другой в зависимости от конкретно-исторических условий развития и разрешения противоречия между ними. Существенную печать накладывают на функционирование противоречия между народом и личностью (причем не только выдающейся, но и обыкновенной) особенности сфер общественной жизни. В материально-производственной сфере объективная, внутренняя логика развития проявляется гораздо сильнее, чем во всех остальных сферах. Это значительно снижает влияние выдающейся личности на процессы экономического развития общества. Она не может достаточно долго противодействовать объективным тенденциям развития экономики. Только чрезвычайные обстоятельства (к примеру, в виде революционного энтузиазма народа или внешней агрессии, или трудового энтузиазма народа, направленного на восстановление разрушенного войной хозяйства, или религиозного фанатизма и т. д.) могут оттянуть наступление конфликта между выдающейся личностью и народом. Противодействие обыкновенной личности объективным тенденциям развития в материальной сфере вообще ничтожно. Народ здесь гораздо дольше и основательнее выступает решающей силой развития. Если же личность (как выдающаяся, так и обыкновенная) действует в соответствии с объективными тенденциями развития материально-производственной и любой иной сферы общественной жизни, то противоречие между нею и народом не возникает. Отношения в этом случае характеризуются единством, согласием, гармонией. В политической сфере объективная, внутренняя логика развития общества действует гораздо слабее, чем в материально-производственной. И поэтому влияние выдающихся личностей на характер, формы и направленность развития политической жизни оказывается сильнее. Здесь гораздо чаще и дольше выдающаяся личность выступает решающей движущей силой истории, чем народ. В духовной же сфере происходит раздвоение: один поток духовной жизни развивается исключительно выдающимися (в большей или меньшей степени) личностями (это в основном наука, литература, искусство и т. д.); другой поток развивается народом (былины, сказания, народные песни, частушки, танцы, ремесла, анекдоты и пр.). Эти потоки диалектически взаимодействуют, обогащая друг друга, и в то же время остаются самостоятельными, качественно своеобразными явлениями духовной жизни общества, развиваются по своим собственным, внутренним закономерностям. В истории человечества прослеживаются вместе с тем определенные, так сказать, общеисторические тенденции в развитии противоречия между народом и личностью. Они связаны, во-первых, с неуклонным уменьшением роли выдающихся личностей в развитии материально-производственной и политической сфер общественной жизни. По мере перехода человечества от одной цивилизации к другой, от одной формации к другой, от одной эпохи к другой все чаще решающая роль переходит от выдающихся личностей к народу и все дольше сохраняется в его руках. Все меньшее восхищение у народа вызывают выдающиеся личности. Во-вторых, общеисторической тенденцией в развитии противоречия между народом и личностью в сфере экономики и политики является постепенное возрастание роли народа. Это выражается во все более глубоком осознании народом своих экономических и политических интересов, в переходе от разрушительных к созидательным формам и методам борьбы за свои интересы, в смене монархических и диктаторских политических систем демократическими и т. д. В-третьих, общеисторической тенденцией развития противоречия между народом и личностью в духовной сфере является все более полное и глубокое приобщение народа к духовной культуре, создаваемой выдающимися личностями. Это достигается благодаря постоянному совершенствованию технических средств массовой коммуникации, технической базы производства и распространения духовной культуры. В связи с постоянным ростом духовной культуры народа все больше появляется выдающихся ее творцов.
|