КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизации и общественно-экономические формации
Субъективная деятельность индивидов образует живую ткань общественно-исторического процесса. При этом субъективность индивидуальной деятельности находится в постоянном противоречивом взаимодействии с объективностью социально-групповых противоречий, существующего технико-технологического, экономического, политического, религиозного, научного, этического и пр. состояния общества, внешних и внутренних условий развития и т. д. Это обстоятельство порождает общее в деятельности индивидов, а историческому процессу придает объективную направленность. Объективность истории означает, что в обществе есть такие элементы, сферы жизни, которые формируются людьми, но не зависят от их воли и желания. Они не только не определяются сознанием, но и сами определяют его. Эти элементы и сферы связаны прежде всего с практическим, материальным отношением человека к природной и социальной действительности. Однако и в духовной сфере общественной жизни проявляются некие общие тенденции у разных стран и народов, которые имеют объективный характер. Наличие в общественном развитии объективных моментов и тенденций порождает во всемирно-историческом процессе определенные закономерности. Они действуют в сложном многообразии и многокрасочности развития конкретных обществ. При всей разности судеб стран и народов, непохожести конкретно-исторических культур, образов жизни и т. п. существует единство и всеобщность истории человечества. Оно образует внутреннюю объективную логику, закономерности всемирно-исторического процесса. Закономерный ход всемирной истории выражается в существовании качественно своеобразных этапов, стадий, которые позволяют осуществлять периодизацию истории. Наиболее общими из всех возможных подходов к периодизации истории человечества представляются два – цивилизационный и формационный. Гуманистическо-материалистический подход к обществу предполагает в качестве первичного материальные потребности и интересы индивида. Уровень их удовлетворения зависит от используемых в процессе производства материальных благ орудий труда. Чем выше конкретно-историческое развитие орудий труда, тем полнее удовлетворяются материальные потребности и интересы индивидов. Исторически-конкретный уровень развития орудий труда определяет в то же время используемые в производстве источники энергии, транспорт, связь, уровень развития субъекта производственной деятельности и даже предметы труда. Иначе говоря, развитие орудий труда является наиболее фундаментальным фактором, определяющим характер и уровень развития производительных сил в целом. Цивилизованный путь развития человечества, пришедший на смену дикости и варварства, начался с того, что произошло первое крупное общественное разделение труда на скотоводческий и земледельческий, которые отделились от собирательства и охоты. Этим завершилось складывание основных областей материального производства, благодаря которым удовлетворяются человеческие материальные потребности и интересы. В дальнейшем каждый выход на качественно новый этап в историческом развитии орудий труда осуществлял переворот в производительных силах в целом. Тем самым оказывалось существенное влияние на изменение материальной стороны общественной жизни, на рост общественного богатства, на материальное благополучие индивидов. И это естественно. Чем более развиты орудия труда, тем выше их производительность и тем больше производится материальных благ. Уровень материального общественного богатства оказывает в свою очередь непосредственное воздействие, с одной стороны, на материальные возможности развития образования, быта, здравоохранения, науки, духовной культуры и других социальных институтов и отношений, а с другой – на материальное благополучие индивидов, на возможности их физического и духовного развития, на характер проведения свободного времени, т. е. на весь образ жизни человека. Таким образом, в основе цивилизованного развития общества лежит развитие орудий труда. Этот фактор выступает показателем цивилизованного развития общества. Следовательно, он должен быть положен в основу цивилизационной как предельно общей периодизации всемирно-исторического процесса. В истории человечества выделяются три этапа в развитии орудий труда, которые выступают основой, фундаментом производительных сил и соответствующим им историческим типам цивилизаций: 1. Ручные орудия труда, главным образом, для обработки земли. Им соответствуют основные источники энергии и транспортные средства в виде рабочего скота (лошадей, быков, верблюдов и т. д.). Ручные орудия труда определяют особый способ соединения человека со средствами и предметом труда – непосредственное включение в технологический процесс в качестве главного объединяющего звена. На ручных орудиях труда основывалась аграрная (традиционная) цивилизация. 2. С возникновением машинных орудий труда на смену физической силе человека и рабочего скота приходит сила пара, а затем и электричества. Постепенно возникают и машинные транспортные средства. В результате этих преобразований радикально изменился и способ соединения человека со средствами и предметом труда. Человек выключился из непосредственного технологического процесса, он встал рядом с ним, осуществляя управление и контроль. На основе машинных орудий труда сформировалась индустриальная цивилизация. 3. Во второй половине XX века начинают складываться в наиболее развитых странах мира автоматизированные, роботизированные орудия труда, новые источники энергии (использование атомной энергии, качественно новое использование солнечной, химической и других видов энергии). Происходит скачок в развитии транспортных средств (всеобщая автомобилизация, выдвижение авиации на первый план и т. д.) и средств связи (телевидение и космическая связь, оптиковолоконная связь и пр.). Меняется соответственно и способ соединения человека со средствами и предметом труда. В информационных технологических процессах человек все больше передает свои производственные функции «умным» машинам, оставляя себе лишь ремонт и наладку оборудования. На основе автоматизированных, роботизированных орудий труда и информационных технологий зарождается информационная (постиндустриальная) цивилизация. Цивилизация есть характеристика не только производительных сил общества, но и той его стороны, которая непосредственно зависит от характера и уровня развития производительных сил. Это – вся вещно-предметная сторона общества: производимые материальные блага и ценности, предметы быта, материальная база духовной культуры, здравоохранения, образования, спорта и других сфер общественной жизни. Все это в совокупности составляет материальное богатство общества. Обобщенным показателем того, как и насколько конкретно-исторический индивид овладевает материальным богатством общества (а отчасти и духовным), является образ жизни. Итак, цивилизацию можно определить как этап во всемирно-историческом процессе, конкретно-исторический тип общества, который характеризуется уровнем его материального развития и выражается в производительных силах, совокупном материальном богатстве общества и образе жизни индивидов. В силу неравномерности развития разных стран и народов всемирно-исторический процесс содержит в себе в любой момент разные этапы развития человечества. Так, в настоящее время на нашей планете можно обнаружить общества, принадлежащие и аграрному типу цивилизации, и индустриальному, а наиболее развитые страны, шагнули уже в информационную цивилизацию. Более того, даже в пределах одного общества можно найти одни группы людей, относящиеся по образу жизни к аграрной цивилизации, а другие – к индустриальной. И еще парадоксальнее может возникать ситуация. Например, современный российский инженер на каком-нибудь высокотехнологическом предприятии военно-промышленного комплекса выступает представителем информационной цивилизации, дома – индустриальной, а у себя на даче, выращивая овощи и фрукты, – представителем аграрной цивилизации. Если материальное развитие человечества образует содержание истории, то форму ее составляют общественные отношения, точнее, системы общественных отношений, которые складываются в обществе под влиянием двух факторов. Во-первых, под влиянием развития производительных сил. И, во-вторых, под воздействием конкретно-исторического уровня развития субъективного фактора. Производительные силы в целом представляют собой объективную, материальную детерминанту общественного развития. Но уже в них действуют люди, которые осмысливают свои материальные потребности и интересы, пути и средства их удовлетворения, воплощают все это в идеальные мотивы, планы, цели. И это присутствие в производительных силах идеального, субъективного делает детерминацию общественных процессов, особенно их форму (общественные отношения) не столь жесткой, как это представлялось в марксизме-ленинизме. Детерминация производительными силами даже производственных отношений (как наиболее близких к ним) не имеет однозначного характера. В этом сказывается влияние на них субъективного фактора, в частности конкретно-исторических представлений людей о том, какими должны быть лучшие, более совершенные, чем ныне существующие, производственные отношения. Еще меньше зависимость от характера и уровня развития производительных сил иных общественных отношений – политических, правовых, эстетических, нравственных и др. И еще сильнее влияет на них конкретно-исторический субъективный фактор. Таким образом, общественные формации как наиболее общие формы общественной жизни лишь более или менее соответствуют определенному уровню цивилизационного развития. Поэтому на основе одной цивилизации может возникать и существовать в истории несколько разных формаций. Поэтому и каждое конкретное общество в своем историческом развитии проходит далеко не все возможные в истории человечества формации. При этом решающей детерминантой при переходе от одной формации к другой оказывается субъективный фактор, его национально-культурное, психическое своеобразие и уровень развития. Общественно-экономические формации как этапы всемирно-исторического процесса и определенные типы общества выступают конкретизацией цивилизацион-ных этапов истории и типов общества. Общественно-экономическая формация – это такой этап всемирно-исторического процесса и тип общества, который характеризуется системой общественных отношений, основывающихся на производственных отношениях. Конкретно-историческое содержание, уровень развития и состояние каждого элемента формации, характер взаимодействий между ними и состояние всей формации зависит от уровня развития и способов разрешения противоречия между двумя детерминирующими ее факторами – цивилизационным уровнем общества и качеством субъективного фактора (стихийно или сознательно он действует, степень его сплоченности, реалистичными или утопичными идеями он руководствуется, соответствует его деятельность объективным тенденциям развития или нет и т. д.). История человечества показывает, что на базе аграрной цивилизации существовали такие общественно-экономические формации, как первобытнообщинная, азиатская, античная и феодальная; на базе индустриальной – раннекапиталистическая, социалистическая и позднекапиталистическая. Формационные варианты развития информационной цивилизации еще не выявили себя, поскольку человечество только переходит к данному этапу своего развития, поэтому условно ее можно назвать либералистической. Понятие общественно-экономической формации характеризует исторически определенные производственные отношения в их главных, существенных чертах, которые являются типичными для ряда стран, обществ, находящихся на одном уровне экономического развития. Вся система складывающихся в обществе отношений зависит от характера производственных отношений. Эта зависимость является как непосредственной (в связи с политическими и правовыми общественными отношениями), так и опосредованной (в связи с этическими, эстетическими, религиозными, образовательными и другими общественными отношениями). Отсюда и сила воздействия производственных отношений на другие общественные отношения бывает различной. Не следует считать детерминацию производственными отношениями всей системы общественных отношений жестко однозначной. Ведь помимо производственных отношений на нее оказывают существенное влияние сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи, господствующие в данный исторический период идеи, теории, мировоззренческие установки, уровень развития духовной культуры, преобладающие идеологические убеждения и идеалы, представления о лучшем устройстве общественной жизни и т. п. Внутренняя логика всемирно-исторического процесса, проявляющаяся в смене цивилизационных этапов, конкретизируется в общественно-экономических формациях. Они же в свою очередь выражаются в конкретно-исторических обществах, находящихся примерно на одном уровне своего развития. Каждый конкретно-исторический этап развития общества (либо ряда территориально близких обществ) является выражением не только его цивилизационной и формационной принадлежности, т. е. общего с рядом других обществ, но и его отличия от них, его своеобразия и уникальности. Последнее определяется понятием культура. Так, имея в виду именно своеобразие того или иного конкретно-исторического этапа развития общества, называют, к примеру: культура инков, культура Возрождения, современная европейская культура, культура Древней Руси, русская культура XIX века, советская культура и т. д.
|