КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические перспективы развития человека
Неравномерность исторического развития разных стран и народов привела к тому, что современный мир представляет совокупность противоречиво взаимодействующих конкретных обществ, находящихся на разных цивилизационных, формационных и культурных уровнях развития. Однако специфический облик ее, основное содержание, главные проблемы, стоящие перед человечеством, определяют не те общества, которые находятся на низших уровнях развития (аграрной цивилизации и феодальной или раннекапиталистической формации) и не те немногие, что обогнали мир, шагнув в информационную цивилизацию (хотя их влияние на современную эпоху в качестве маяков, указывающих всем направление развития, несравненно сильнее и глубже, чем первых), а те общества, которые находятся на индустриальной стадии развития. На всех континентах, кроме Африки, они составляют большинство. Проблемы их исторического развития являются главными проблемами современной эпохи. Поэтому в цивилизационном аспекте современная эпоха может быть определена как эпоха развитой индустриальной цивилизации. Причем индустриальное развитие человечества достигло в настоящий момент настолько высокого уровня, что полностью выявило свои как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, оно принесло в индустриально развитых странах колоссально возросшее материальное богатство каждому индивиду, который благодаря этому имеет уровень жизни, достойный человеческого существования, и обществу в целом, которое может развивать фундаментальную науку, оказывать гуманитарную помощь отсталым странам и т. д. С другой стороны, оно породило ряд глобальных проблем, которые оказались настолько серьезными, что создали реальную угрозу для существования человечества. Это такие проблемы, как экологическая, военного противостояния с возможной атомной катастрофой, невиданных ранее заразных заболеваний, наркомании, отношений между богатыми и бедными странами, между сырьевыми и перерабатывающими терроризма и другие. Отсюда и современная эпоха может быть определена как эпоха кризиса индустриальной цивилизации. Суть данного кризиса заключается в том, что для успешного решения глобальных проблем и тем самым устранения угрозы существованию человечества необходим переход от индустриальной к информационной (постиндустриальной) цивилизации. Этот переход назрел потому, что полностью исчерпали свои возможности те орудия труда и производительные силы в целом, на которых базируется индустриальная цивилизация. И никакая замена общественных форм ее развития уже не способствует этому переходу. Достигнутый к настоящему времени высокий уровень научно-технического развития объективно подвел человечество к информационной цивилизации. Создание же новой, соответствующей этому уровню материально-производственного развития общественно-экономической формации является делом субъективного фактора, результатом сознательной и целенаправленной деятельности людей. Введение новых, определенных общественных форм материальной жизни людей, которые будут наилучшим образом стимулировать дальнейший научно-технический прогресс и скорейшее внедрение его достижений в реальную действительность, является, с одной стороны, объективным и необходимым. С другой же стороны, этот процесс (особенно в жизнедеятельности отдельных стран и народов, конкретно-исторических обществ) имеет субъективный и случайный характер. Отсюда перед человечеством стоят, по меньшей мере, две возможности будущего. В будущем может реализоваться по преимуществу либо объективная, необходимая сторона, либо субъективная, случайная. Причем, если первая выражает содержательную детерминацию и потому является однозначной, то вторая представляет формальную детерминацию и многозначно зависит от разнообразия конкретно-исторических условий развития каждой страны. При любой возможности в осуществленном будущем присутствуют обе стороны (субъективная, случайная и объективная, необходимая), но, так сказать, удельный вес каждой из них может быть существенно различен. Когда преобладает объективная и необходимая сторона, то будущее лучше вписывается во внутреннюю логику всемирно-исторического развития. Когда же преобладает субъективная и случайная, то происходит в большей либо в меньшей мере отклонение от закономерного хода всемирной истории или даже поворот вспять (как, например, в России с октября 1917 года). Вариативное действие субъективного фактора на формирование будущего есть обобщенное выражение свободного выбора индивидов в процессе их жизнедеятельности. Каков конкретно-исторический уровень развития индивидов по всем его основным показателям (например, экономический уровень, политический, правовой, нравственный и т. д. или гносеологический, аксиологический, коммуникативный, творческий и художественный), таков и их исторический выбор, и соответственно результат их созидательной деятельности – будущее. И чем менее развиты индивиды, допустим, в политическом плане, тем в большей мере ими манипулируют хитрые и своекорыстные политиканы, которые создают выгодное им (а точнее, тем социальным группам, интересы которых они выражают и защищают) политическое будущее страны. Лучшим политическим, экономическим и прочим учителем индивидов, составляющих основу народа, его большую часть, является сама жизнь. Однако это хоть и основательный, но в то же время и самый медлительный из всех учителей. Особенно, если данный народ обладает такими качествами, как бесконечное терпение (доходящее до рабской покорности), всепрощенчество, довольство малым и прочими, так называемыми, трущобными добродетелями, то учеба народа идет крайне медленно. Он все больше надеется на доброго правителя, который придет и принесет ему счастливую, благополучную жизнь. Соответственно и будущее складывается далеко не совершенным, не соответствующим потребностям и интересам народа. И напротив, чем более развиты индивиды, т. е. чем большее количество их действует с пониманием собственных потребностей и интересов, путей и средств их наиболее полного удовлетворения, с наибольшей решимостью, тем в большей мере соответствует этому созидаемое ими будущее. В свою очередь будущее, в наибольшей мере соответствующее народу, и есть наиболее полное выражение исторической закономерности. Вся история человечества, какой из ее аспектов ни возьми, представляет собой движение от полной несвободы народа ко все большему и большему освобождению. По сути своей она есть развитие существенных свойств и качеств человека, гуманистическое развитие индивида. Например, историческое движение человечества от почти полной зависимости от природной среды к постепенному овладению и обретению господства над ней, связанного вначале с ее неразумным разрушением и доведением до экологического кризиса, а затем с осознанием этого процесса и необходимости построения ноосферы. Это общеисторическая закономерность развития природы и общества. Вместе с тем она выражает постепенное освобождение от природной зависимости человечества, народов, индивидов, развитие существенных человеческих качеств, обусловленных взаимодействием общества с природой, развитие бережного отношения к природе, а через него – и к человеку. Или, к примеру, экономический аспект истории человечества характеризует движение от неразвитых материальных потребностей и интересов индивида ко все большему их разнообразию и все более полному удовлетворению. Это движение от ограниченного удовлетворения материальных потребностей и интересов всех через полное их удовлетворение немногими людьми (представителями господствующих в обществе социальных групп) к достойному человеческого существования удовлетворению материальных потребностей и интересов каждого индивида. Иначе говоря, в истории происходит движение через социально-групповой, классовый гуманизм к демократическому, индивидуалистическому гуманизму, постепенное утверждение высшей формы материалистического гуманизма. Вместе с тем этот аспект истории выражает материальное развитие человека, соответствующих сторон его сущности, постепенное обретение индивидом материальной свободы. Таким образом, внутренняя логика всемирно-исторического развития в отношении индивида ведет к его все более полному развитию, связанному с обретением все большей свободы во всех ее аспектах, со все большим совершенствованием потребностей и интересов, их все более полным удовлетворением, со все более полным раскрытием и реализацией индивидуальности каждого человека. Отсюда главный смысл созидания будущего связан с наиболее полным и глубоким осуществлением в каждом конкретно-историческом обществе данной закономерности. Этот смысл вовсе не означает целенаправленную реализацию в жизни какого-то единого, цельного и законченного плана будущего (в виде, например, концепции коммунистического общества, идеи арийского национал-социалистического или иного некоего идеального общества). Всякое построение законченных теорий будущего общественного устройства есть метафизический и идеалистический подход к жизни, ибо он в своих представлениях будущего не оставляет места саморазвитию общества, проявлению творчества самой жизни и всячески стремится навязать реальной, материальной действительности свои представления будущего, свой идеал. Жизнь как совокупное творчество индивидами своих условий существования и собственной сущности, как реальный процесс гораздо богаче всяких ее идеализаций, представлений о ней. Поэтому главный смысл построения будущего заключается в постоянном, кропотливом и последовательном улучшении всей совокупности условий существования каждого индивида – материальных, социальных, политических и духовных. Понятно, что цели и задачи у каждого конкретно-исторического общества при созидании будущего являются специфическими, поскольку они находятся на разных уровнях развития. Но основные направления исторического развития и построения будущего едины, ибо каждому человеку по мере его развития становится необходимой для полноты жизни и счастья вся совокупность общественных условий. Совершенствование этих условий и овладение ими каждым индивидом возможно в современную эпоху только при тесном взаимодействии всех социальных субъектов на принципах индивидуального гуманизма. Это уже имеет место в наиболее развитых странах мира, где классовые антагонистические общественные отношения превратились в неантагонистические, средние слои общества составляют теперь подавляющее большинство населения, а общественные отношения строятся на основе уважения прав и свобод каждого гражданина. В этих странах наиболее развиты все социальные условия жизни индивида. Там решены проблемы питания, одежды и жилья, утвердились принципы бесконфликтных межнациональных и межэтнических отношений, незыблемы демократические политические режимы, системы воспитания и образования так или иначе ориентированы на выявление и развитие индивидуальности каждого человека и т. д. Жители этих стран занимаются не построением какого-нибудь общественного идеала, а каждодневным улучшением условий своего существования и тем самым последовательно развивают человеческую сущность. Вместе с тем совершенствование социальных условий жизни индивида – это лишь одна сторона процесса созидания будущего. Другую его необходимую сторону составляет самосовершенствование индивида. В этой связи (особенно по мере успешного осуществления первой стороны) главную роль начинают играть проблемы, которые каждый индивид должен решить по отношению к самому себе. Наиболее важные из них таковы: 1. Осознание индивидом собственной и каждого человека самоценности, индивидуального своеобразия и неповторимости. Как следствие этого, обретение высочайшей ответственности каждым индивидом перед собой, обществом, человечеством и историей за выявление своей уникальности, ее максимальное развитие и реализацию. Решение данной проблемы индивидом означает принесение им наибольшей пользы обществу и истории, наибольшей отдачи от индивидуальности. В то же время это означает реализацию смысла индивидуального существования, что субъективно воспринимается и переживается как полная, интересная, насыщенная и счастливая жизнь. 2. В неблагоприятных социальных условиях важной проблемой для индивида является обретение и поддержание в себе надежды – неиссякаемой способности человека видеть постоянно цель, тот «свет в конце туннеля», который манит к себе, вызывая желание и энергию творческого действия. Именно надежда на построение лучшей жизни себе, своим детям и внукам выступает мощным стимулом преобразования существующих социальных условий. Проблема сохранения надежды актуальна и в отношении саморазвития индивида, развития его задатков и способностей, реализации индивидуальности. Здесь она превращается в проблему веры в себя, в свою уникальность и неповторимость, в свои способности и возможности реализовать себя, обогатив человечество и обретя личное счастье. 3. Важным индивидуальным условием самореализации личности является здоровье, долголетие и активная творческая старость. Это всегда было важной проблемой существования индивида. Современная историческая эпоха отличается более острым ее пониманием, ибо научно-техническая революция и глобальный экологический кризис породили новые опасные угрозы не только здоровью, но и самой жизни каждого человека. Вместе с тем современная наука и практика существенно расширили человеческие возможности по сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни и поддержанию активной старости (благодаря профилактике заболеваний, медикаментозным и гомеопатическим методам лечения, раздельному питанию, физической культуре, здоровому образу жизни и пр.). Проблема теперь заключается в том, чтобы каждый индивид освоил и использовал эти возможности в своей жизни, дабы нить жизни, по образному выражению известного демографа Б. Ц. Урланиса, не обрывалась, пока не соткана вся пряжа. 4. Проблема ориентации индивида не только на себя и своих близких, но и на всех людей, на общество в целом. При этом, конечно же, приоритет должен оставаться за индивидом, но не должен исчерпываться им. Человек не способен преодолеть смерть в биологическом смысле, но в социальном у него есть все возможности для этого. И самый реальный путь преодоления смерти – полная реализация своей индивидуальности на благо других людей. Материальные или духовные результаты этой реализации, входя в историческое наследие тех или иных социальных групп, того или иного поселения людей, той или иной сферы человеческой жизнедеятельности, делают бессмертным имя их творца. 5. Творить будущий мир по меркам современного гуманизма, на основе материального благополучия, полноты духовного развития, исчерпывающей самореализации, удовлетворенности и счастья может только свободный индивид. Всякие попытки решать за индивида, как ему жить, что делать, должны быть неправомерны и аморальны, ибо они лишают его свободы. Свобода как собственное волеизъявление индивида и действие в соответствии с ним является теперь необходимым условием созидания будущего. Решение любой проблемы как непосредственного, так и обозримого будущего (экономической, научной, технико-технологической, экологической, политической и т. д.) возможно только свободными индивидами.
Заключение
В данной книге изложены самые общие принципиальные положения философии диалектико-материалистического гуманизма. И в этом плане она требует дальнейшего более углубленного исследования и обоснования как рассмотренных принципов, законов и категорий, так и тех философских проблем, которые еще не получили своего осмысления с позиций диалектико-материалистического гуманизма. Философия диалектико-материалистического гуманизма – это открытая, развивающаяся система, в центре которой стоит конкретно-исторический индивид. Его насущные потребности, интересы, ценности, их максимальное удовлетворение, реализация его индивидуальности – вот тот стержень, в связи с которым должны решаться, и решаются все проблемы современной философии. Автор стремился к тому, чтобы читатель, прочитав данную книгу, пришел к пониманию нового философского воззрения – по-новому гуманистического, по-новому материалистического и по-новому диалектического. Современная действительность требует нового философского мировоззрения для понимания динамической сложности нынешнего мира и рождаемых им философских проблем, для обеспечения прогрессивного развития человечества и созидания благополучного, справедливого, свободного и счастливого будущего каждому человеку. Автор стремился показать, что марксистско-ленинская философия, столь долго господствовавшая в Советском Союзе и других социалистических странах, изжила себя и не годится для философского осмысления современного мира, реальной социальной действительности, собственного жизненного опыта читателя. Автор надеется, что любознательному и вдумчивому читателю философия диалектико-материалистического гуманизма может оказать необходимую помощь в решении как социальных, так и индивидуальных проблем. Ведь современному историческому этапу развития не только российского общества, но и всего человечества философия диалектико-материалистического гуманизма соответствует, по глубокому убеждению автора, в наибольшей мере. Вместе с тем автор осознает, что существование богатейшего многообразия человеческих индивидуальностей и соответствующее многообразие духовных потребностей и интересов смысложизненного характера не может быть удовлетворено одной единственной философией. Возможность и необходимость существования различных философских теорий вытекает и из тех принципов современного гуманизма, которые провозглашаются в данной работе. Поэтому имеют право на существование разные философские мировоззрения. Ознакомившись с данной книгой, читатель вправе сделать самостоятельный и свободный выбор между философией диалектико-материалистического гуманизма и какой-то иной, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальности. Важно, чтобы этот выбор был сделан со знанием сути философии, своего внутреннего мира, своих желаний и стремлений. А это предполагает собственные творческие размышления, сопоставление прочитанного с собственным опытом и социальной действительностью, активную сопричастность к философскому творчеству. Именно на путях такой углубленной духовной работы и развивается философская культура каждого человека. И если данная книга способствует этому хоть в малой степени, то автор считает свою задачу выполненной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П. В. История философии. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 3. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1993. – 288 с. 4. Воронцов Б. Н. Философия, ее предмет, предназначение и смысл. – Рыбинск: РГАТА, 2000. 5. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – М.: «Сов. Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991. – 623 с. 6. Вундт В. Введение в философию. – М.: «ЧеРо», «Добросвет», 1998. 7. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. – СПб.: Нора, 1997. – 224 с. 8. Горский Д. П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ). – М.: Наука, 1994. – 176 с. 9. Деятельность: теории, методологии, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. – 366 с. 10. Евлампиев И. И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2002. 11. Ермакова Е. Е. Философия. Учебник для технич. вузов. – М.: Высш. шк., 2002. 12. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с. 13. Зотов В. Д., Шевченко В. Н., Делокаров К. X. и др. Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений – М.: Наука, 1994. 14. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. 15. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 590 с. 16. История философии: Запад-Россия-Восток. В 2-х книгах / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1995 – 1996.) 17. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. – Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. – 384 с. 18. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2002. 19. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М: Наука, 1994. – 187 с. 20. Кобылянский В. А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. – Красноярск: изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 200 с. 21. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. 22. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. Учебное пособие для ун-тов. – М.: Высш. школа, 1989. – 480 с. 23. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М.: Политиздат, 1976. – 247 с. 24. Курбатов В. И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 25. Кутырев В. А. Современное социальное познание. Общенаучные методы и их взаимодействие. – М.: Мысль, 1988. – 202 с. 26. Лебедев А. Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Социально-философский аспект. – Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. – 99 с. 27. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М.: «Контур», 1998. 28. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ//Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3-30. 29. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. – Новосибирск: Наука, 1984. – 319 с. 30. Назаретян А. П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии, 2009, № 5. 31. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. 32. Сергейчик Е. М. Философия истории. – СПб.: «Лань», 2002. 33. Философия. Справочник студента. – М.: Изд-во АСТ, 2002. 34. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998. 35. Философия. Учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 36. Философия: учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 37. Фролов И. Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. – М.: Политиздат, 1983. – 350 с. 38. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш. школа, 1981. – 374 с. 39. Шупер В. А. Россия в глобализированном мире: альтернативы развития // Вопросы философии, 2008, № 12.
[1] Идеальная деятельность людей (познавательная, образовательная, театральная, литературная и т. п.) очень часто испытывает на себе существенное влияние той или иной идеологии как системы взглядов и идей больших социальных групп, в которых осознаются и оцениваются с позиций данной группы существующие общественные отношения, социальные институты, проблемы и конфликты, а также перспективы их дальнейшего развития. Поэтому в литературе происходит отождествление идеальных отношений с идеологическими. Однако это представляется неправомерным, ибо вполне возможны идеальные общественные отношения, не пропитанные той или иной идеологией. Такие отношения не отдают предпочтения той или иной социальной группе, а выражает интересы всего общества. Поэтому их следует называть идеальными. [2] Общественная психика в узком смысле слова включает чувственно-эмоциональные явления и процессы. В широком смысле общественная психика охватывает весь идеальный мир социальных субъектов, т. е. не только чувственно-эмоциональные, но и рациональные, мыслительные явления и процессы. С общественной психикой не следует отождествлять, как это часто делается в литературе, общественную (социальную) психологию – науку, изучающую закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, а также психические характеристики этих групп. [3] Следует отличать категорию «явление» от широко употребляемого в философии, науке и жизни понятие «явление», которое близко по смыслу к понятиям «вещь», «предмет», «событие», «процесс». В данном параграфе термин «явление» употребляется в строго категориальном смысле, как противоположность категории «сущность». [4] Понятие «действительность» употребляется в широком смысле слова, охватывая весь объективно существующий мир, объективную реальность, заключенные в ней предметы, процессы, тенденции развития. В теории диалектики понятие «действительность» употребляется в узком смысле, как категория, которая отграничивает в процессах становления и развития осуществленное от потенциально существующего, от возможности. В данном параграфе понятие «действительность» употребляется в узком, категориальном смысле, как противоположность понятия «возможность».
|