Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соотношение экономики и политики 9 страница




– содержание своими изменениями обусловливает отставание и ста­рение формы, порождает все условия для замены отжившей формы;

– в непрерывных изменениях содержания находит свое проявление изменчивая сторона единства, а в форме – его устойчивая сторона.

Ведущая роль содержания не только не исключает, а предполагает влияние формы на содержание, ибо содержание и форма взаимодей­ствуют. Форма относительно самостоятельна по отношению к своему содержанию. В определенной мере она изменяется как в результате изменений содержания, так и в результате воздействия на нее внешних условий.

Предмет успешно развивается только тогда, когда форма наилучшим образом воплощает изменения его содержания и отвечает потребностям развития. Объективный закон развития требует соответствия формы своему содержанию. Но соответствие или несоответствие формы содер­жанию не бывает абсолютным. В самой форме на протяжении всего периода существования единства содержания и формы борются две тен­денции: с одной стороны, форма, воплощая в себе изменения содер­жания, соответствует своему содержанию, способствует его развитию; с другой – воплощая содержание не абсолютно, а относительно, она отстает от состояния содержания и в какой-то степени не соответствует ему. По мере изменения содержания преобладает в форме то одна тен­денция, то другая. Соответствие формы содержанию переходит в несо­ответствие благодаря тому, что развитие содержания приводит мало-помалу к преобладанию несоответствия.

Таким образом, единство содержания и формы в своем развитии как бы проходит три этапа:

1) форма наилучшим образом соответствует содержанию, способст­вует его развитию;

2) устаревшие, несоответствующие моменты формы начинают мешать развитию содержания, и чем дальше, тем сильнее;

3) происходят качественные изменения отжившей формы и пере­делка содержания, т. е. восстанавливается соответствие формы содер­жанию.

Новое содержание может использовать старую форму, но не для примирения с ней, а для победы над ней. Более того, новая, но прежде­временная, искусственно навязанная содержанию форма может нарушить соответствие так же, как и отжившая форма. Поэтому определить целесо­образность и возможность использования новых и старых форм можно только при конкретной постановке вопроса: соответствует или не соот­ветствует форма содержанию в данных условиях, в данном явлении, на данном этапе его развития?

Самым распространенным и в науке, и в жизни метафизическим искажением диалектики взаимодействия содержания и формы является формализм. Он означает искусственный отрыв формы от содержания, чрезмерное преувеличение значения формы или ее отдельных элементов в ущерб содержанию. Формализм имеет многообразные оттенки в различ­ных областях человеческой жизнедеятельности. Например, в обществен­ном управлении он означает распространение иерархической структуры власти и подчинения на все виды деятельности без учета специфического содержания той деятельности, которой управляют. В искусстве форма­лизм означает ту или иную абсолютизацию формы и отрыв ее от жизни, от реальных проблем. В архитектуре – отрыв формы от функционально­го назначения сооружения.

Дальнейшая конкретизация категорий содержания и формы, а также части и целого связана с категориями, описывающими системный подход к миру, – элемент, структура, система, функция и др.

Долгое время в философии и науке считалось, что при анализе любого предмета можно выделить простейшие, далее неделимые, со­ставляющие элементы. С утверждением диалектического мышления все в большей степени осознавалось, что понятия «простое» и «сложное» от­носительны и неуместно говорить о неких абсолютно простых элементах. В настоящее время под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в единое целое. Иначе говоря, понятие элемент берется как относительное. В одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве его элементов самые разные «единицы». Элементом является любой компонент целого, ко­торый способен к относительно самостоятельному осуществлению оп­ределенной функции.

Упорядоченность связей элементов между собой внутри целого от­ражает категория структуры. Структура обеспечивает устойчивость и ка­чественную определенность целого. Структура – относительно устойчивый способ связи элементов, образующих целое. Одни и те же элементы, взаимодействуя различными сторонами, могут образовывать разные структуры. Так как элементы участвуют во взаимодействии не полным набором своих свойств, то структура в некотором смысле не­зависима от элементов. Отсюда возможна замена одних элементов на другие со сходными свойствами без изменения структуры. Структура отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Элементы и структура органически связаны, взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, характер связи между элементами, образу­ющими целое, способ их отношений в рамках целого зависят от природы элементов, их количества и качества. С другой стороны, качество элемен­тов, их свойства, место, роль и значение в целом зависят от способа связей между ними, от структуры целого. Элементы имеют тенденцию к посто­янным изменениям, структура – к устойчивости.

Взаимодействие между элементами единого целого и его взаимо­действие с другими целостными объектами, обеспечивающие устойчивое существование данного целого отражает категория «функция». Функ­ция есть такое отношение элемента к целому, которое служит обес­печению сохранения целого. Всякая сформировавшаяся структура, пред­определив место того или иного элемента в целостном образовании, обусловливает и его функции. Но по мере накопления изменений во взаимодействующих элементах начинают изменяться и их функции. Изменение функции приводит к изменению структуры целостного образования, переход его на новую ступень развития. Если струк­тура составляет устойчивое в вещи, то функция выражает изменение, действие.

Целостные образования бывают разных видов; особую их разно­видность образуют системы. Система есть множество элементов, со­единенных друг с другом относительно устойчивой структурой и вы­полняющих определенные функции по поддержанию упорядоченной це­лостности. В отличие от понятий «объект», «предмет», «вещь» категория «система» отражает не отдельное, нерасчлененное, а противоречивое единство какого-то множества взаимодействующих элементов. При оп­ределенной самостоятельности системы и составляющих ее элементов она как целостное образование определяется природой входящих в нее элементов и характером устанавливающихся между ними связей, т. е. структурой. В то же время и сама система оказывает влияние на элементы, обусловливая соответствующее изменение их свойств, качеств.

В зависимости от природы входящих в систему элементов системы различают: материальные и идеальные (духовные). По формам движения элементов системы в наиболее общем виде подразделяются на физиче­ские, химические, биологические, социальные.

Система может быть понята как нечто целое лишь в сопоставлении ее со средой – ее окружением. В зависимости от характера отношений со средой различают также такие типы поведения систем, как реактивное (определяемое преимущественно средой), адаптивное (определяемое сре­дой и функцией саморегуляции, присущей самой системе), активное, в котором существенную роль играют собственные потребности системы, направленные на преобразование среды. Наиболее высокоорганизован­ными являются самоорганизующиеся системы (или системы с обратной связью). Поведение системы в них постоянно приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, сигналами среды. Для этого в них существуют особые управляющие механизмы, через которые структу­ра целого воздействует на характер функционирования и развития эле­ментов.

Адекватное представление о сложнодинамических, развивающихся системах требует системного подхода к ним, т. е. сопряжения по меньшей мере трех плоскостей исследования.

1. Предметной – выяснения, из каких элементов состоит система и как они связаны между собой, т. е. проведения элементного и структур­ного анализа.

2. Функциональной – выяснения того, как взаимодействуют эле­менты системы между собой и система в целом с окружающей средой, т. е. определения внутренних и внешних функций.

3. Исторической – выяснения происхождения системы и перспек­тив ее развития на будущее, т. е. осуществления генетического и прогно­стического исследований.

 

7. Категории диалектики, отражающие детерминацию бытия

 

Существуют разные формы обусловленности, детерминации бытия. Обусловленность поверхностных уровней действительности глубинными, отражается категориями «явление»[3] и «сущность».

Давно замечено, что обыденное, привычное восприятие и понимание объектов часто бывает поверхностно, не схватывает их сути. И напротив, научное и философское познание сформировались в результате стремле­ния понять глубинные слои бытия. Это с необходимостью привело фило­софов к постановке проблемы явления и сущности.

В любом предмете есть нечто самое главное, основное, которое закономерно определяет все остальное. Этим основным, главным высту­пает сущность, а все остальное – явление.

Фундаментальное противоречие, заключенное в самой природе объ­ектов, состоит в том, что они есть единство наблюдаемого и ненаблюда­емого, наглядного и ненаглядного. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Если сущность есть нечто общее, глу­бинное, то явление – единичное, внешнее; если сущность есть нечто устой­чивое и необходимое, то явление – преходящее, изменчивое, случайное.

Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, от­носительно устойчивая сторона предметов, процессов, определяющая их природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предметов, процессов. Явление и сущность образуют диалектически свя­занные противоположности. Если бы явление и сущность не были связа­ны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. По­знание сущности достигается через познание явлений. У человека нет возможности познавать сущность непосредственно, без явлений.

Однако сущность и явление не совпадают друг с другом, поскольку предметы и процессы даются человеческому восприятию лишь отдель­ными своими сторонами в зависимости от характера практического или познавательного интереса к ним, данного уровня развития науки и средств познания, конкретно-исторических условий. Всякий раз явление выглядит иначе, чем вызвавшая его сущность. Иногда несовпадение сущности и явления носит ярко выраженный характер: внешние, повер­хностные черты предмета маскируют, искажают его сущность. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Например, видимое движение солнца вокруг Земли или мираж – зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света в атмосфере.

В отличие от видимости, кажимости явление всегда содержит в себе момент сущности, представляет собой (хоть и однобокую, односторон­нюю) сущность в ее существовании. Происходит это потому, что сущ­ность есть главная, определяющая сторона по сравнению с явлением. Явление обусловливается сущностью, подчинено ей. В то же время сущность и явление взаимопроникают друг в друга. Сущность является. Явление существенно.

Взаимопревращение сущности и явления связано еще и с тем, что сущность имеет сложный, многопорядковый характер. То, что выступает сущностью по отношению к явлению, превращается в явление по отно­шению к более глубокой сущности. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Явление и сущность – категории, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления чело­веческих знаний.

Следующий вид детерминации образуют причинно-следственные связи. Причинная связь, будучи одним из звеньев универсальной взаимо­связи бытия, является своеобразной формой возникновения нового. В буквальном значении понятие «причинение» означает активное дейст­вие, вызывающее порождение новых объектов или свойств. В категории «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возни­кает в процессе действия явлений, выступающих в качестве причины. Причиной те или иные вещи, явления, процессы называются только потому, что они осуществляют действие и вызывают следствие. Бездейст­вующей причины, причины без действия, не бывает. Точно так же не бывает и действия без причины. В самой причине заключено действие, а в действии – его причина. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, порождает, влечет за собой другое явление, называемое следствием.

В отличие от метафизики, видевшей только одну сторону причинной зависимости – воздействие причины на следствие, – диалектический взгляд на причинно-следственную связь характеризуется следующими признаками.

1. Фундаментальной чертой причинности, отличающей ее от всех остальных форм связи, является генетический характер причинно-след­ственной связи. Причина порождает следствие. В процессе причинения происходит перенос материи и движения от причины к следствию, а вместе с ними и перенос структуры, т. е. происходит воспроизведение, отражение структуры причины в структуре следствия. На основе переноса структуры по цепям причинения осуществляются все виды создания, передачи, хранения, переработки и использования информации. Ин­формационный аспект процессов причинения играет особенно важную роль в технических устройствах, живых организмах и в человеческой жизнедеятельности.

2. Связь причины и следствия есть не воздействие одного на другое, а их взаимодействие. Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию уже определенным образом изменяет причину. Таким образом, не только причина превращается в следствие, порождая его, но и следствие оказывает воздействие на причину, т. к. обогащает свою причину своим бытием. Кроме того, следствие превращается в иную причину, порождая новые следствия, а те в свою очередь порождают другие явления и т. д.

3. Существенной чертой причинно-следственной связи является не­обходимость. Если есть причина и соответствующие условия, то следствие возникает неизбежно, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях. Необходимость причинно-следственной связи может выражаться в двух формах:

- в форме однозначной причинности, т. е. точной предсказуемости состояний системы по се начальным данным (например, в биологии, полное воспроизведение потомками наследственных свойств исходных видов);

- в форме вероятностной причинности, когда при неоднозначной связи причины и следствия возможна лишь вероятностная предсказу­емость, которая существует там, где действуют статистические законо­мерности (например, в поведении множества людей).

4. В онтологическом плане причина и следствие имеют временную последовательность: причина предшествует следствию. Естественно, это вовсе не значит, что любая последовательность явлений во времени означает, что они находятся в отношении причинности. Одно событие может предшествовать другому, не являясь его причиной (например, день предшествует ночи, не являясь ее причиной). Процесс причинения по­следовательно развертывается во времени. Сначала причина предшеству­ет следствию, но затем существует более или менее длительная стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение которой идет воздействие следствия на причину.

Вместе с тем в гносеологическом плане причина и следствие всегда существуют одновременно, ибо любую вещь, любой процесс, любое событие мы называем причиной лишь только потому, что ими уже порождены какие-то явления (вещи, процессы, события), называемые следствием.

Существенное влияние на характер причинно-следственной связи и получаемый результат оказывает не только причина, но и условия, пово­ды, стимулы и т. д. Действие этих факторов в комплексе образует причинное основание как совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. При этом условия составляют внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой развиваются причинно-следственные связи. Сами по себе, без причины, условия не могут породить следствие. Но ими обусловлено превращение заключенной в причине возможности в действительность. Поводы – это явления, которые сами по себе тоже не вызывают следствия, но срабатывают как «пусковой механизм», толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса.

В отличие от метафизики диалектика видит разные типы и формы причинной детерминации. По внутреннему, субстанциальному содер­жанию причинно-следственные связи разделяются на: материальные и идеальные, энергетические и информационные. По способам прояв­ления причинные связи могут быть: динамическими (однозначными) и статистическими (вероятностными); прямыми и опосредованными. По формам причинные связи подразделяются на: одно-однозначные (одна причина и одно следствие), одно-многозначные (одна причина порождает ряд следствий), много-однозначные (ряд причин порож­дает одно следствие) и много-многозначные (ряд причин порождает ряд следствий).

Степень детерминированности вещей, событий, процессов выража­ют категории необходимости и случайности. Уже в мифологическом сознании первобытных людей была поставлена проблема необходимости и случайности судьбы. И тогда зародилось два решения этой проблемы:

1) судьба человека – это необходимость, некий рок, которому подчи­нены все, даже боги; она фатально предписана, предначертана богами;

2) судьба – это случай, некоторое разнообразие жизни человека, некая удача. И то, и другое решение представляют собой метафизические крайности.

С точки зрения диалектики, необходимость и случайность обуслов­лены процессами развития как материального, так и духовного бытия, как внутренними, так и внешними факторами. И то, и другое имеют причины своего появления. Но если причинность отражает обусловленность одних форм бытия другими, то необходимость отражает неизбежность появле­ния и проявления тех или иных связей, свойств, отношений, явлений при соответствующих условиях. А случайность, напротив, не есть нечто неиз­бежное в развитии. Если необходимость выражает такую ступень позна­ния, когда вскрывается сущность познаваемого объекта, закон его суще­ствования, то случайность – начало познания объекта, когда о его сущ­ности, закономерностях развития еще не может быть и речи.

Необходимостью называют такую однозначно обусловленную связь вещей, процессов, явлений, при которой наступление одного из них обязательно влечет за собой вполне определенное другое. Случайно­стью же называют неоднозначно обусловленную связь вещей, процес­сов, явлений, при которой наступление любого из них весьма неопреде­ленно. Наступление случайного события в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. Применение количественных методов анализа к статистическим законо­мерностям сделало их предметом особого раздела математики – теории вероятностей – и позволило количественно выразить возможность на­ступления случайных событий. В этом плане вероятность есть мера возможности наступления случайного события; вероятность невозможно­го события равна нулю, а необходимого – единице.

Случайность и необходимость находятся в диалектическом единстве. Ф. Энгельс определял случайность как форму проявления необходимости и дополнение к ней. Это означает:

1. Случайность есть проявление необходимости. Необходимость – это содержание, проявляющее себя в своей форме – случайности. Слу­чайности как формы проявления необходимости делятся на: случайности как проявление зарождающейся необходимости и случайности как про­явление отмирающей необходимости; благоприятные и неблагоприятные случайности, соответственно ускоряющие или тормозящие развитие ве­щей, процессов, явлений.

2. Случайность есть дополнение необходимости. Диалектический характер связи необходимости и случайности заключается в том, что они никогда не выступают в чистом виде, в отдельности друг от друга. Например, средняя рождаемость населения в России образует необхо­димость в данных конкретно-исторических условиях и дает скудную общую картину рождаемости. Но как расцвечивается эта картина, когда мы берем случайности – рождаемость по субъектам Российской Феде­рации. Случайность выступает не только формой проявления необхо­димости, но и ярким, красочным дополнением ее.

3. Всякие вещь, процесс, событие и случайны, и необходимы в одно и то же время, но в разных отношениях. Например, открытие Америки Колумбом в 1492 году было случайным событием в отношении личности Колумба, ибо в то время было достаточно много отважных мореплавате­лей, стремившихся к открытию новых земель, и Америку мог открыть не обязательно Колумб. В то же время это событие было необходимым в отношении зарождения индустриальной цивилизации в Западной Европе, основанной на машинных орудиях труда, резко повысившей производи­тельность промышленного труда, усиленно искавшей новые рынки сбыта продукции и т. д.

4. Необходимость и случайность взаимопревращаются друг в друга. Маркс, например, показал как происходило превращение случайной формы стоимости, присущей натуральному производству, во всеобщую, денежную (т. е. необходимую) в процессе зарождения товарообмена и развития товарного производства. При этом товарное производство по­степенно становилось необходимым, а прежнее, натуральное производст­во становилось случайным.

Таким образом, категории необходимости и случайности имеют смысл только при рассмотрении их во взаимосвязи, взаимодействии и взаимопереходах.

Общей чертой процессов изменения и развития является обусловлен­ность настоящего прошлым, будущего настоящим. Диалектика взаимо­связи настоящего и будущего отражается в категориях действительности[4] и возможности.

Возможность есть объективная тенденция становления предме­та, процесса, явления, выражающаяся в наличии предпосылок для их возникновения. Действительность есть объективно существующий предмет, процесс, явление как результат реализации возможности. Если возможность представляет собой потенциальную действительность, то действительность – реализованную возможность.

Поскольку реально, действительно существуют не только матери­альные, но и духовные, идеальные явления, постольку действительность выступает как единство природного и человеческого бытия, материаль­ного и духовного бытия человека, как единство сущности и существо­вания. Действительность необходимо содержит в себе свою противопо­ложность – возможность как предпосылку, способность, тенденцию своего закономерного движения и развития. Возможность, с одной сто­роны, выступает противоположностью действительности, а с другой – невозможности. Невозможность – это то, что не допускается законами развития, несовместимо с ними (например, чтобы из зерна пшеницы выросла береза). В противоположность невозможному возможность – это то, что допускается закономерностями развития, содержится в его тенденциях.

Как диалектические противоположности возможность и действи­тельность взаимообусловлены; они полагают друг друга, переходя друг в друга при соответствующих условиях. Возникая в недрах действитель­ности и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым обнаруживает относительность своей противоположности действитель­ному. Появление всякой новой действительности в результате осуществ­ления тех или иных возможностей сопровождается появлением новых возможностей. Таким образом, возможности безграничны и многообраз­ны. Различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функ­ционировании и развитии вещей, явлений, процессов. Неодинакова и связь между разными возможностями.

Все возможности можно разделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Первые называются реальными возможностями, а вто­рые – формальными. Реальные возможности при соответствующих усло­виях осуществляются неизбежно, формальные – могут осуществиться, а могут и не осуществиться. В свою очередь реальные возможности делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные возможности имеют в действительности необходимые и достаточные условия для реализации. Абстрактные – не имеют, поэтому, вообще говоря, они возможны, но в данных конкретных условиях невозможны. Все формальные возможности являются абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществле­ния, как правило, отсутствуют. Если же складываются соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, то она превращается в реальную возможность.

Возможности делятся также на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещей, процессов, явлений; функциональными – возможности, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности.

По результатам реализации все возможности можно разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрессивными называ­ются возможности, осуществление которых вызывает изменение того или иного образования от низшего к высшему; регрессивными – воз­можности, обусловливающие изменения от высшего к низшему; вариан­тными – возможности перехода одной конкретной реальности в другую на том же самом, неизменном уровне развития.

 

8. Проблемы формирования и использования

диалектических знаний

 

Мир сам по себе ни диалектичен, ни метафизичен. Он просто суще­ствует. И его существование проявляется в самых разнообразных формах. В природном бытии имеется как покой, так и движение, как простые, механические формы движения, так и более сложные, называемые разви­тием. Развитие в природе тоже осуществляется по-разному. Развитие живой природы включает в себя как уничтожение организмов и видов, так и их сохранение, как уничтожение внешней силой, так и самоуничтожение, связанное с их саморазвитием.

Еще более разнообразны состояния и формы существования челове­ческого бытия (на всех уровнях – от индивидуального до общественного и всечеловеческого). Здесь имеют место устойчивость и изменчивость, простые изменения и сложные, движение и развитие, развитие за счет внешних факторов и саморазвитие, уничтожение и сохранение, разруше­ние и творческое созидание, одностороннее и многостороннее развитие, однобокость и гармония, эффективная и бесплодная деятельность и т. д., и т. п.

Более того и природный, и особенно человеческий миры бесконечно развиваются и будут порождать бесконечное разнообразие состояний и форм своего существования, раскрывать все полнее и глубже свои не­исчерпаемые сущности. Поэтому всегда этот бесконечно многообразный внешний мир будет представать перед человеком в неисчислимом бо­гатстве своих свойств, качеств, форм и проявлений, создавая тем самым возможность различного его восприятия и понимания. Поэтому уже само многообразие внешнего мира создает для человека проблему его отражения, которая может быть решена как метафизически, так и ди­алектически.

Трудности решения проблемы отражения жизни человеком зависят не только от сложности и многообразия окружающего мира, его непре­рывного развития. Они связаны и с конкретно-историческим уровнем развития практики и науки.

Практика влияет на то или иное (диалектическое или метафизи­ческое) отражение жизни разными своими сторонами и свойствами, которые выдвигаются на первый план, начинают преобладать на том или ином этапе конкретно-исторического развития общества и челове­чества. Так, формирование практики античного общества, обусловленное возникновением новых (железных) орудий труда, производственных отношений, основанных на рабском труде, и радикальных последствий этого (классовая дифференциация, отделение умственного труда от физического, узурпация умственного труда господствующим классом, освобождение представителей господствующего класса от пут родового общества и т. д.), не только вызвало к жизни новую форму мировоз­зрения – философию, но и в ней представило оба возможных варианта решения проблемы отражения человеком состояния окружающей дей­ствительности: и диалектический, и метафизический. Своеобразие диалектики и метафизики античной эпохи обусловлено отсутствием систематизированных научных знаний, использованием в качестве инструментов познания лишь на­блюдений с помощью органов чувств, пассивной позицией мыслителей в познании мира. Но как только в развитии практики европейского общества происходят существенные изменения, связанные с переходом к феодальным производственным отношениям, с установлением гос­подства религии и влиянием ее на все стороны социальной действи­тельности, тотчас в философии воцаряется метафизическое понимание мира.

Дальнейшее развитие социальной практики, связанное со становле­нием, возникновением и первоначальным развитием машинных орудий труда, с переходом от внеэкономических производственных отношений к экономическим, и зарождение научного естествознания обусловили эволюцию метафизических воззрений на мир. Метафизика перешла по­степенно от античного отрицания движения к признанию его и далее к признанию не только движения, но и развития. Последнее признание обусловлено, прежде всего, политическими изменениями в обществе, не­обходимостью философской подготовки буржуазных революций.

В результате философского осмысления осуществленных в передо­вых странах Европы буржуазных революций, установления новой соци­альной действительности, в которой господствующую роль стала играть капиталистическая экономическая система, а также в результате перехода естествознания к исследованию сложно-динамических, развивающихся объектов, от систематизации и классификации объектов к их объяснению складывается в лоне немецкой классической философии диалектическое воззрение на мир.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты