КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение экономики и политики 7 страницаВо-вторых, субъективная диалектика – адекватное отражение объективной диалектики в сознании человека. Однако в сознании людей часто и достаточно много имеется всевозможных неадекватных, ошибочных отражений объективной реальности, которые можно определить как субъективно-метафизические. В-третьих, объективно-субъективная диалектика – диалектическое материально-духовное, практическое взаимодействие человека с природой и обществом. И здесь наряду с диалектическим существует метафизическое взаимодействие, которое можно назвать объективно-субъективной метафизикой. Метафизический способ осуществления практической деятельности тоже дает человеку полезный, нужный результат. Однако в сравнении с диалектическим способом этот результат оказывается менее масштабным, эффективным, производительным, может быть худшего качества. Совершенствование практики выражается в улучшении результата, его различных характеристик. И достигается это в переходе от метафизического к диалектическому способу осуществления деятельности. По своей философской сути это есть переход их друг в друга: с каждым существенным этапом в совершенствовании практики метафизический способ превращается в старый диалектический, но при этом остается по существу метафизическим (в новой форме), ибо старый диалектический переходит в новую форму диалектики. Как философское учение диалектика представляет собой систему знания в наиболее полном, глубоком и всестороннем виде о практическом взаимодействии человека с окружающей действительностью на основе отражения объективной реальности в субъективной форме; это система знания, элементами которой выступают наиболее общие принципы, законы и категории, связанные между собой самыми разнообразными способами. Принципы, законы и категории диалектики являются в одно и то же время наиболее общими способами отражения объективной реальности и формами диалектического мышления, наиболее общими методами познания и практического преобразования окружающей действительности. Принципы – это предельно концентрированная форма знания, которая объединяет законы и категории в единую систему и потому выступает в качестве исходных положений философской методологии. Поскольку нет более общих форм знания, чем принципы, постольку они выводятся не из каких-либо других знаний, а из всей совокупности человеческих знаний и конкретно-исторической практики. Философские принципы обладают следующими характерными чертами: 1) имеют предельно общее содержание; 2) объединяют в себе ряд законов и категорий; 3) стремятся проникнуть в самую глубинную сущность человека, мира и познания; 4) способны выступать в качестве основ, первоначал философии. Законы – это существенные, необходимые, повторяющиеся и устойчивые связи между явлениями или их сторонами. Поскольку традиционно до сих пор связывали диалектическую методологию с определенным пониманием развития, постольку три закона, определяющих наиболее важные стороны развития (его источник, характер и направленность) принято называть основными. Все остальные законы, описывающие другие стороны и моменты развития, называют неосновными. Не подвергая сомнению важность данных основных законов, следует заметить, что в современной диалектике на первый план выходит не проблема развития, а проблема человека, индивида. Поэтому законы, характеризующие сущность человека, его конкретно-историческое существование и их развитие, должны быть подняты до уровня основных. Категории – это наиболее общие понятия, которые отражают свойства и стороны человека, мира, познания и практики. Философские категории отличаются от философских понятий и общенаучных категорий следующими признаками: 1) существенностью и фундаментальностью, поскольку они отражают наиболее глубинные, существенные свойства, стороны, лежащие в фундаменте человеческой жизнедеятельности, окружающего мира, познания и практики; 2) всеобщностью и универсальностью, ибо они характеризуют как по отдельности человека, природу, познание, практику, так и всю реальность в целом; 3) максимальной обобщенностью, т. е. их содержание представляет максимальное обобщение одной из частей бытия (человека, природы, общества, познания, практики) или бытия в целом; 4) способностью служить универсальными средствами мышления, познания, преобразования мира, что возможно благодаря их предыдущим признакам; 5) несинонимичностью, т. е. невозможностью заменить их другими какими-то категориями, поскольку каждая из них отражает свой, специфический аспект, момент бытия; 6) соотносительностью, т. е. существуют как пары противоположностей, что обусловлено их предельно обобщенным содержанием, которое не позволяет философскую категорию подвести под некое еще более общее понятие, а требует своего определения через сопоставление со своей противоположностью и противопоставление ей. В этом плане каждая категориальная пара может рассматриваться в качестве неосновного закона диалектики, ибо раскрывает связь между ними. Принципы, законы и категории диалектики являются отражением бытия. Но они отражают бытие (как природное, так и общественное) не таким, каково оно есть само по себе, а таким, каким оно предстает человеку в практике, опосредованной уровнем развития науки и культуры. Ибо принципы, законы и категории есть результаты философских размышлений над культурой, которая представляет конкретно-историческое осмысление результатов познания и практики. Таким образом, принципы, законы и категории диалектики не только отражают действительность, но и выражают конкретно-исторический уровень развития человека, его сущности и существования. Принципы, законы и категории выполняют в философии разнообразные функции: праксеологическую (выступают регулятором практической деятельности человека), методологическую (являются учением о методах познания и преобразования мира), гносеологическую (представляют собой теорию процесса познания), логическую (являются формами мышления), онтологическую (дают объективное знание о бытии), мировоззренческую (дают знание о мире сквозь призму жизненных устремлений человека), аксиологическую (представляют собой систему ценностей, смысложизненных ориентации).
2. Принципы современной диалектики
Любая историческая форма диалектики основывается не на одном, а на нескольких принципах. И чем более развита диалектика, тем большее количество принципов лежит в ее основании. Однако в каждой из форм диалектики особо выделяется ряд принципов, обусловленный конкретно-историческим уровнем развития человека, специфическими чертами той или иной исторической эпохи. В современной диалектике выделяется следующий ряд принципов. Во-первых, принцип практичности, который означает, что философское знание должно всегда иметь практические следствия, значимые для человека. В этом плане марксистско-ленинский принцип единства теории и практики как бы уравнивает теорию с практикой. И это понятно в свете той роли, которую отводили классики и последователи марксизма-ленинизма революционной теории в деле преобразования социальной действительности на коммунистических началах. В реальной же советской действительности принцип единства теории и практики вылился в жестокий диктат теории по отношению к практике, т. е. к фактической первичности теории по отношению к практике. Чтобы такого не повторялось впредь в истории человечества, необходимо заменить принцип единства теории и практики принципом практичности философии, т. е. безусловной первичности практики по отношению к философской теории, подчинения ее практике, проверки ее на практике и наличия ее практической значимости. Ведь теория всегда есть лишь отражение реальной действительности и в том числе практической деятельности человека. И, в конечном счете, философия нужна человеку не для игры ума, а для практического преобразования природной и социальной действительности, для улучшения человеческой жизни, для обретения благополучия и счастья. Поэтому право на существование имеет только та философская теория (особенно социально-философская), которая адекватно отражает действительность, практику, улавливает тенденции и закономерности ее исторического развития. Только в этом случае она может принести пользу практике, иметь практическое значение. В противном случае теория, как свидетельствует история, наносит огромный вред практике, влечет бедствия и страдания людей (например, марксистская и фашистская теории в ХХ веке). Принцип практичности следует отличать от принципа прагматизма, на котором основывается одноименное направление современной западной философии. Это направление трактует принцип прагматизма чрезмерно широко, включая в него всевозможные психологические реакции индивида. В то время как принцип практичности философии связан с ее следствиями для материально-преобразующей, конкретно-исторической деятельности социальных субъектов от индивида до человечества. Во-вторых, принцип материального единства мира. Проблема единства мира связана с решением одного из основных вопросов философии – вопроса о первичности материального или идеального начала. Материалистическая философия определяет единство мира через его материальность. Такое утверждение не является, конечно, чисто логическим. Оно основано на данных всего спектра существующих наук (от космологии до психологии и социологии), на всей истории человеческого познания, на совокупной социально-исторической практике человечества. Материалистический монизм (утверждение одной, материальной, субстанции, определяющей все проявления бытия) распространяется не только на природу, но и на общество с его духовной жизнью. Идеальное как порождение и отражение материального при этом не теряет своей специфики, отличающей его как субъективную реальность от реальности объективной. Материальная обусловленность идеального характеризуется, как отмечалось выше, с одной стороны, мозгом, нервной системой и происходящими в них физиологическими процессами, а с другой – природной и социальной реальностью, процессами их практического преобразования человеком. Единство мира, обусловленное его материальностью, не исключает множественности вещей и событий. Но все они находятся во взаимной всеобщей связи, которая выступает зримым выражением их единства. Материальное единство мира выражается и в генетическом его единстве, т. е. в признании развития мира и существовании связей по происхождению между различными уровнями материи, соотнесенными с формами движения и специфическими способами изменений. Генетическое единство мира раскрывает общую линию происхождения качественно различных материальных систем, разнообразных форм идеального и форм движения. В-третьих, принцип гуманистического единства мира. В процессе антропосоциогенеза на Земле сложилось ведущее противоречие развития биосферы – противоречие между человеком и природой. В связи с этим материальное единство мира оказалось не только объективным, реальным состоянием природы, но и мировоззренческой проблемой. Первоначально человек решал ее с мифологической позиции, которую следует определить, скорее, как дуалистическую, чем монистическую, поскольку в мифах причудливо и равноправно переплетались материальное и идеальное, действительное и вымышленное, естественное и сверхъестественное и т. д. Затем, с возникновением религии, эта проблема решалась с позиций идеалистического монизма, И только с возникновением философии появился материалистический монизм. Но и он на протяжении многих веков развития философии проводился непоследовательно, оставался ограниченным, неполным, поскольку не распространялся на человека и общество. Качественный скачок в развитии проблемы материалистического монизма произошел с возникновением марксизма, который выработал материалистический взгляд на общество. Распространение материализма на общество явилось закономерным результатом развития человечества. И не только потому, что в Западной Европе к сороковым годам XIX века сложились соответствующие экономические, политические, естественнонаучные и философские предпосылки, но и потому, что достигло определенного развития противоречие между человеком и природой. Человечество, изобретя машинные орудия труда, вступило в индустриальную цивилизацию. И быстро двинулось по пути умножения своей силы и власти над природой. В этот период по сути дела утвердился принцип социально-материального единства мира, который в полной мере ни наукой, ни философией так и не был осознан. Он означал постепенное превращение больших социальных групп, народов разных стран в ведущую сторону, подчиняющую своим социальным интересам природу всей Земли. Человек как социальная общность выступил тем системообразующим фактором, который связал воедино всю материальную действительность и подчинил себе. Таким образом, человечество во взаимодействии с природой выступало в виде господствующих классов (рабовладельцев, помещиков, буржуа), которые руководствовались безудержным классовым эгоизмом и ради максимальных прибылей безжалостно уничтожали природу. Деятельность буржуазии, вооруженной машинными орудиями труда, привела в середине ХХ века к возникновению экологической проблемы на Земле. К середине XX века стало очевидным, что: в противоречии между человеком и природой ведущая роль прочно перешла к человеку; по отношению к природе человек действует не как индивид, а как большие социальные группы; мощь объединенных людей по отношению к природе оборачивается многими негативными последствиями для индивидов. Отсюда вытекает вывод о необходимости замены принципа классово-материального единства мира принципом гуманистического единства мира. Это означает постановку в центр взаимодействия людей с природой конкретно-исторического индивида, а не тех или иных социальных групп. Следствием этого будет замена классового гуманизма индивидуалистическим, демократическим, т. е. обществом будет выражена любовь не к господствующему классу, а к каждому гражданину. Во главу угла отношений общества с природой будет поставлен интерес не одного господствующего класса или властвующей элиты, а каждого индивида. Вместе с тем этот демократический гуманизм породит и гуманистическое отношение к природе, к братьям нашим меньшим. Иначе говоря, возникнет гуманистическое единство не только общества, но гуманистическое единство общества с природой. Конечно, данный принцип еще очень далек от реализации его в жизни. Но человечеству не выжить без решения глобальной экологической проблемы, без внедрения в практику принципа гуманистического единства мира. Тем более что наиболее развитые страны идут именно этим путем. В-четвертых, принцип развития. Чтобы лучше понять развитие, его нужно соотнести с движением, которое в современной материалистической философии понимается как способ существования материальной действительности, ее неотъемлемое фундаментальное свойство – атрибут. Поскольку идеальные явления тесно связаны с материальными образованиями, многообразно зависят от них, постольку движение присуще также и им в качестве важнейшего свойства. Движение есть предельно общая характеристика такого фундаментального свойства бытия, которое представляет собой единство изменчивости и устойчивости. Во всяком движении присутствует данное противоречивое единство. Именно благодаря ему можно выделять специфические, различные и в то же время связанные между собой формы движения. Если содержание движения образуют определенные изменения материальных либо духовных объектов, то форму – организация устойчивых связей между взаимодействующими элементами. Иначе говоря, под формами движения понимаются группы изменений, осуществляемых специфическими материальными носителями и объединенных общностью своего подчинения определенным законам. Основаниями для классификации и субординации форм движения являются: сложность законов, действующих в них; условия существования материальных носителей движения и характер их «поведения»; наличие специфических материальных носителей, т. е. таких, при отсутствии которых та или иная форма движения была бы невозможна; существование среди форм движения высших и низших; возникновение высших форм движения на основе низших и в то же время невозможность объяснения сущности высших форм из сущности низших, т. е. несводимость высших форм к низшим. Основными, наиболее общими формами движения являются физическая, химическая, биологическая и социальная. В отличие от движения развитие есть конкретизация единства устойчивости и изменчивости бытия. Не всякое движение может быть названо развитием. Развитие отличают необратимость и направленность, системно-сложный и вероятностный характер его причин и самого процесса. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и потому процесс лишается характерной для развития той или иной единой, внутренне взаимосвязанной линии, в результате которой возникает качественное состояние объекта. Только время выявляет направленность развития. Системно-сложный и вероятностный характер развития, обусловлен тем, что современный (как природный, так и человеческий) мир представляет собой сложно-динамическое, системное образование, развитие которого осуществляется в следующих условиях: огромного разнообразия систем; вероятностного выбора какого-либо пути, направления из возможного их разнообразия; различной вероятности выбора, т. е. выбирается не всегда тот путь, который наиболее вероятен; неопределенности соотношения необходимости и случайности и пр. Развитие присуще как некоторым отдельным объектам природы, общества, так и всей материальной действительности в целом. В биологических науках утверждение эволюционных идей произошло в конце XIX – начале XX века. В науки о неорганической природе идея развития проникает лишь в последние десятилетия. Для современных наук, изучающих, например, космос (космология, сравнительная планетология, астрофизика, космо- и геохимия и др.), становится общим правилом рассмотрение их специальных проблем в плане развития, эволюции. В наиболее общем и концентрированном виде принцип развития выражается в последовательности возникновения основных форм материи: физической, химической, биологической и социальной. Наиболее общая противоречивость движения (изменчивости и устойчивости) конкретизируется в процессах развития самыми разнообразными способами. Прежде всего, к обобщенным противоречиям развития следует отнести единство прогресса и регресса. Прогресс – это развитие, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. И напротив, регресс – это тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций, возврат к изжившим себя формам и структурам. Взаимодействие прогресса и регресса таково, что на одном этапе развития системы преобладающей, ведущей стороной выступает прогресс, на другом – устанавливается некоторое равновесие прогрессивных и регрессивных изменений, т. е. состояние застоя, а на третьих – преобладает в изменениях системы регресс. Вместе с тем в рамках каждой из ведущих тенденций развития происходит противоборство прогрессивного и регрессивного. Поэтому всякий прогресс содержит в себе моменты регресса и, наоборот, всякий регресс содержит в себе моменты прогресса. Например, прогресс отделения города от деревни имел одним из регрессивных следствий, как выразился Ф. Энгельс, «идиотизм деревенской жизни». Или, регресс в современной экономике России имеет в качестве прогрессивного момента уменьшение загрязнения окружающей природной среды промышленными отходами. В-пятых, принцип детерминизма, который утверждает всеобщую объективную, закономерную обусловленность явлений материального и духовного мира. Диалектико-материалистический детерминизм как способ объяснения происходящих в мире изменений противоположен индетерминизму, который отказывается от признания причинности вообще или, по крайней мере, ее всеобщности. Так, в XVIII веке Юм утверждал, что причинность – это не более как наша привычка воспринимать одно вслед за другим. При этом он, конечно, прав в том, что регулярное следование событий во времени может и не быть признаком причинно-следственной связи (например, день сменяет ночь, но это не значит, что ночь есть причина дня либо день есть причина ночи). Но Юм не прав в том, что эти и другие явления могут не иметь причины своего существования; наука и практика подтверждают обратное (причиной дня и ночи в нашем примере является вращение Земли вокруг своей оси). Отрицанием диалектико-материалистического детерминизма является еще идеалистическая телеология, которая провозглашает, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального целеполагающего начала (например, бога, абсолютной идеи и т. п.). Диалектико-материалистический детерминизм существенно отличается от механического детерминизма (называемого еще Лапласовым детерминизмом). С точки зрения механического детерминизма, каждое последующее состояние объекта однозначно обусловлено предшествующими состояниями, каждое событие однозначно предопределено в далеком прошлом, отсюда утверждается принципиальная возможность полного и точного предсказания всех будущих событий и состояний. Механический детерминизм приравнивал причинность к необходимости, а случайность считал просто несуществующей, не принимал во внимание вероятность событий, ограничивался внешними условиями детерминации и жестко однозначными причинно-следственными связями. Диалектико-материалистический детерминизм характеризуется следующими чертами. 1. Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных форм взаимосвязи явлений, а не только причинных, – пространственных и временных, функциональных, случайных, содержания и формы, сущности и явления и т. д. 2. Современный детерминизм исходит из широкого распространения вероятностных отношений, действующих по статистическим законам. Иначе говоря, в обыденной жизни и в науке мы постоянно имеем дело с ситуациями, включающими элемент неопределенности. Нам часто приходится принимать решения, которые, как мы это сами отлично представляем, вовсе не гарантируют успех, а лишь дают надежду на него. Если в динамических законах предсказания имеют точно определенный, однозначный характер, то в статистических – вероятностный. Статистическая закономерность возникает как усредненный результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует не столько поведение каждого отдельного элемента, сколько всей совокупности элементов. 3. Для современного детерминизма характерно глубокое осознание важной роли внутренних условий существования систем, которые, с одной стороны, являются продуктом функционирования системы, а с другой – важнейшей детерминантой последующего развития системы, определяя как направленность, так и темп эволюции. Внутренние условия существования системы представляют собой сложную сеть функциональных связей и элементов, потенциально несущих в себе зародыш более высокого уровня организации, чем существующий. 4. Наконец, современный детерминизм совершил переход от жестко однозначного понимания причинных связей к многозначному. Такой переход означает не отказ от детерминизма, а его расширение, создание более богатой, диалектической его модели, полнее и тоньше отражающей сложные социальные и природные процессы.
3. Закон единства и борьбы противоположностей
Основные законы диалектики освещают наиболее важные стороны процессов развития. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Он показывает, что источником, причиной всякого развития является противоречивость бытия. Противоречия в мире не существуют в готовом и неизменном виде. Они становятся, возникают, изменяются и разрешаются. Этот процесс и есть тот источник, откуда проистекает всякое развитие. В данном процессе выделяется ряд этапов. 1. Зарождение (становление) противоречия начинается с тождества и различия, которые внутренне присущи всем вещам, явлениям и процессам. Тождество есть такое равенство объектов, когда все их свойства совпадают. Различие означает несовпадение свойств объектов. Тождество и различие могут характеризовать не только несколько предметов, но и один предмет, явление, процесс и т. д. Тождество и различие находятся в неразрывном единстве. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собой, а изменчивость – как нарушение этого тождества, как различие внутри тождества. Тождество и различие присущи как развивающимся, так и неразвивающимся вещам, явлениям, процессам. Поскольку различие связано с изменчивостью мира, постольку могут быть разные степени, виды различия: существенные и несущественные, содержательные и формальные, внутренние и внешние, количественные и качественные и т. д. Различия, дошедшие до крайней степени, становятся противоположностями. 2. Противоположностями называются стороны, свойства, тенденции вещей, явлений, процессов, которые взаимополагают и взаимоотрицают друг друга в одно и то же время. Например, верх и низ, право и лево, северный и южный полюсы магнита, положительный и отрицательный заряды электричества, ассимиляция и диссимиляция в живых организмах, муж и жена, производство и потребление в обществе и т. д. Противоположностям присущи тождества и различие (к примеру, у мужа и жены тождеством будет их человечность, а различием – принадлежность к разным полам). Различие в результате происходящих изменений становится, так сказать, напряженным. Это напряжение сродни гамлетовскому «быть или не быть», ибо оно постоянно держит под вопросом само существование вещи, явления, процесса. Ликвидация одной из противоположных сторон тотчас повлечет уничтожение единого целого. В неразвивающихся вещах, явлениях, процессах такое состояние противоположностей может сохраняться весьма долго. В развивающихся за счет накапливаемых изменений происходит качественное превращение отношения между противоположностями, возникает противоречие. 3. Противоречие – это такое отношение между противоположностями, которое характеризуется единством и борьбой в одно и то же время. В отношении между теми противоположностями, которые образуют противоречие, взаимное отрицание друг друга усиливается настолько, что его можно назвать борьбой. Борьба между противоположностями возникает потому, что в противоречии всегда одна из сторон занимает господствующее, ведущее положение, а другая стремится противостоять этому господству, низвергнуть его. Отсюда именно борьба, а не единство, выступает причиной развития противоречия. Хотя и интересы единства могут оказывать существенное воздействие на эволюцию противоречия. Развитие противоречия идет в направлении усиления борьбы между противоположностями. В неразвивающемся противоречии состояние господства одной из сторон может продолжаться без изменений вплоть до исчезновения единого целого по той или иной причине (например, господство жены в семье может сохраняться весь период существования семьи вплоть до естественной кончины жены или мужа). Последовательное усиление борьбы между противоположностями приводит к следующей стадии в развитии противоречия. 4. Высшей степенью зрелости противоречия является конфликт. Конфликт есть обостренное столкновение противоположных сторон, свойств, сил, тенденций и т. п. Он характеризуется настолько резким обострением борьбы между противоположностями, что прежнее состояние больше сохраняться не может. И наступает последний этап в процессе становления, возникновения и развития противоречия – этап разрешения противоречия. 5. Разрешение противоречия означает изменение качественного состояния того целого, которому присущи противоречивые противоположности, переход к новому качественному состоянию, к новому единству. Этот переход, иначе говоря, формы разрешения противоречия могут быть разными: - удовлетворение притязаний подчиненной стороны за счет компромисса между противоположностями, когда ни одна из сторон не является господствующей. Такое отношение между противоречивыми противоположностями, а также между всеми непротиворечивыми противоположностями может быть названо гармонией; - переход противоположностей друг в друга, когда ранее господствующая противоположность становится подчиненной, а подчиненная – господствующей; - уничтожение, исчезновение одной из противоположных сторон; - уничтожение, исчезновение обеих сторон, т. е. объекта в целом. В результате разрешения противоречия возникает качественно новое явление, источником развития которого выступает процесс становления, возникновения, развития и разрешения новых противоречий. Этот процесс имеет закономерный характер; он составляет суть закона единства и борьбы противоположностей. В реальной действительности противоречие не всегда обязательно проходит все отмеченные стадии его развития и разрешения. Даже в природе, а тем более в обществе, где действует субъективный фактор в виде сознательной деятельности людей, противоречие может быть разрешено, не доходя до конфликта. Например, в нормальной семье, которая не распадается при первом остром противоречии, многие неизбежно возникающие противоречия разрешаются не доходя до конфликта либо после конфликта, но с сохранением семьи, ее укреплением и выходом на новый уровень в своем развитии. Будучи всеобщим, данный закон специфически действует в разных условиях природы и общества. Это выражается в существовании разнообразных видов противоречий. Прежде всего, следует отличать объективные противоречия, присущие материальному бытию, от субъективных, присущих духовному бытию. Необходимость их различения вытекает из того обстоятельства, что первые первичны по отношению ко вторым. Относительная самостоятельность духовной жизни, свобода социальных субъектов, специфика их интересов и пр. порождают существенную зависимость субъективных противоречий от субъекта, доходящую иногда до произвола.
|