КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение экономики и политики 3 страницаСтихийное образуют, прежде всего, неосознаваемые (бессознательные) отражения действительности большими социальными группами: настроения, чувства, эмоции, массовые внушения, подражания, слухи, паника, суеверия и т. д. Эти проявления стихийного представляют прямое распространение бессознательных явлений индивидуальной психики среди широкого круга людей – в больших социальных группах, в исторических общностях людей, в совокупном народе той или иной страны. Однако стихийно в обществе функционируют и некоторые сознательные проявления индивидуальной психики, когда получают распространение среди широких масс людей. Сюда относятся не поддающиеся общественному регулированию формы отражения действительности: мода, иллюзорные, фантастические либо неглубокие, поверхностные понимания общественных событий и процессов, некоторые массовые чувства, эмоции и явления массового сознания. Таким образом, стихийное – это часть социальной психики, которая представляет собой совокупность неосознаваемых, спонтанных либо осознаваемых, но нерегулируемых отражений природной и социальной действительности большими группами, историческими общностями людей и народом в целом. Сознательное (общественное сознание) – это часть социальной психики как идеальной стороны общественной жизни, исторического процесса, которая поддается в той или иной мере непосредственному либо опосредованному регулированию людьми. Возможности регулирования сознательных психических процессов в обществе, управления ими имеют ряд ограничений, определяемых природой идеального вообще и социального в частности. Будучи отражением материального, реальной действительности всякое идеальное по своему содержанию зависит от него. Какова реально существующая социальная действительность, таково и общественное сознание. Всякие новые идеи, взгляды возникают в обществе тогда, когда в реальной действительности складываются предпосылки возможных ее изменений. Когда же этих предпосылок нет, новые идеи не приобретают социальной значимости и остаются гениальными озарениями отдельных индивидов. Целенаправленное регулирующее воздействие на общественное сознание ограничивается и его собственными закономерностями функционирования, внутренней логикой развития. Благодаря им, невозможно ускорить темпы его развития, нарушить ритмику, пропуская одни этапы и переходя к другим, отменить или прекратить действие в обществе тех либо иных элементов общественного сознания, изменить общее направление развития и т. п. Общественное сознание (как и вся социальная психика), оставаясь идеальным, имеет в отличие от индивидуальной психики объективный характер, что существенно ограничивает возможности произвольного воздействия на него, манипулирования им. Различие между регулированием и манипулированием в воздействии на общественное сознание связано с отношением к потребностям и интересам тех социальных субъектов, на которых оказывается воздействие, к состоянию и развитию их свободы. Регулирование общественного сознания предполагает учет и удовлетворение потребностей и интересов его носителя, обеспечение его свободного развития. Манипулирование общественным сознанием тех или иных социальных субъектов для того и осуществляется, чтобы минимально удовлетворять их потребности, в той или иной мере ущемить их интересы, ограничить их свободу и развитие, подчинить себе их сознание. Стихийное и сознательное представляют собой противоположности, а отношение между ними имеет противоречивый характер и оказывает существенное влияние как на состояние социальной психики в тот или иной конкретно-исторический момент, так и на ее развитие. По мере развития человечества все шире становится круг осознаваемых не только природных, но и общественных явлений и процессов. Все глубже познают люди закономерности человеческого существования, общественной жизнедеятельности. На этой основе все тоньше овладевают механизмом регулирования общественных отношений и процессов в целях повышения благосостояния и духовного совершенствования человека. Вместе с тем стихийное, как и сознательное, является необходимой стороной общественной жизнедеятельности. И потому не может быть вытеснено, полностью заменено общественным сознанием. Как специфический способ отражения природной и социальной действительности стихийное позволяет социальным субъектам быстро реагировать на изменения окружающих условий, приспосабливаясь к ним. Сознательное же, напротив, дает возможность социальным субъектам изменять окружающие условия, приспосабливать их к своим потребностям и интересам. Это происходит гораздо медленнее, чем при стихийном отражении действительности, но дает более плодотворный результат, полнее и глубже удовлетворяет потребности и интересы людей, обеспечивает их развитие. Благодаря этому сознательное играет большую роль, чем стихийное, в жизнедеятельности социальных субъектов. И те многообразные функции, которые выполняет социальная психика в обществе, реализуются, главным образом, посредством общественного сознания.
2. Общественное сознание. Его основные элементы и структуры
Общественное сознание является весьма сложным образованием, на складывание, функционирование и развитие которого оказывает воздействие ряд факторов: стихийные и сознательные проявления социальных субъектов от индивида до человечества; природная и социальная действительность в целом, материальная жизнедеятельность социальных субъектов, их потребности и интересы; свободные желания социальных субъектов, их вкусы и пристрастия, которые выражают ценностно-оценочное отношение к миру и т. д. Сложность общественного сознания, противоречивый динамизм его функционирования и развития не могут быть выражены в упрощенных подходах к его исследованию. Всесторонний анализ элементов, из которых складывается общественное сознание, и способов связи между ними возможен только при многоаспектном подходе, т. е. при рассмотрении его с разных точек зрения. Человеческая жизнедеятельность выражается в трех специфических отношениях его к окружающей действительности: практическом, познавательном и ценностно-оценочном. В каждом из данных отношений общественное сознание выступает как противоречивое единство определенных элементов, способов связи между ними и своеобразное качественное образование. Рассмотрение общественного сознания в каждом из трех отношений к реальной действительности, дополненное историческим аспектом, показывающим изменение его в связи с развитием человечества и конкретного общества, думается, может дать более или менее полную характеристику его элементного состава, структуры и назначения в человеческой жизни. Вместе с тем следует отметить, что общественное сознание функционирует как единое целостное образование, в котором одни и те же элементы могут выступать в разных аспектах. Тесное, многоплановое взаимодействие элементов общественного сознания делает довольно условным выделение самостоятельных аспектов его строения, но оно необходимо в исследовательских и учебных целях. Первый аспект в строении общественного сознания – практический. Он связан с дифференциацией и функционированием общественного сознания в качестве средства идеального преобразования реальной действительности, как необходимой предпосылки и предварительного этапа для ее материального преобразования. Общее своеобразие практического аспекта, связанное с духовным освоением действительности, конкретизируется в ряде оснований, разделяющих общественное сознание на следующие элементы. 1. В зависимости от обслуживаемых общественным сознанием сфер общественной жизни и выполняемых при этом социальных функций различаются виды общественного сознания. При каждой сфере общественной жизни исторически складывается свой вид общественного сознания. Например, в связи с функционированием сферы медицины сложилось медицинское сознание как совокупность представлений о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о народных и научных методах лечения различных заболеваний и т. д. В медицинском сознании вырабатываются новые представления о здравоохранении, новые методы лечения, новые медицинские лекарства, приборы, оборудование и внедряются в медицинскую практику. Можно выделить следующие виды общественного сознания: экономическое, политическое, правовое, бытовое, медицинское, спортивно-физкультурное, образовательное и т. д. 2. В зависимости от различных способов, средств идеального освоения действительности выделяются: - предметно-чувственные средства: чувственные образы, восприятия, переживания, эмоциальные реакции, волевые импульсы, желания и т. п.; - абстрактно-логические: понятия, суждения, нормы, мнения, предписания и т. п.; - фантастические: верования, фантастические образы, утопические идеи, иррациональные предписания и т. п. Второй аспект в строении общественного сознания – познавательный – характеризует его как отражение человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, познавательный аспект выступает одним из необходимых этапов, предваряющих материальное освоение действительности, но, с другой стороны, он приобретает самостоятельное значение в общественной жизни. С ним связано существование науки как специфического вида общественного сознания и как своеобразного социального института, который все больше познает все сферы общественной жизни. В познавательном аспекте выделяются: 1. В зависимости от глубины отражения действительности уровни общественного сознания: обыденный и теоретический. Обыденное сознание возникает стихийно, в ходе повседневной жизни людей как эмпирическое отражение внешних сторон действительности. Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, выражением его является «здравый смысл», который наряду с правильными знаниями о мире содержит много заблуждений, предрассудков, предубеждений. Не проникая в сущность вещей, процессов, обыденное сознание может верно устанавливать связи между ними и тем самым давать людям правильную ориентировку в повседневной жизни. Теоретическое сознание есть целенаправленное отражение внутренних сторон действительности, ее существенных связей и закономерностей. Теоретическое сознание стремится к научности и потому изначально ориентировано на строгое определение используемых понятий, специальную разработку путей и методов познания, способов внутренней организации знания и т. д. Теоретическое сознание возникает в результате осознаваемой, специализированной деятельности разного рода социальных учреждений, организаций и групп лиц. 2. По степени точности, качеству отражения общественным сознанием действительности в его структуре можно выделить истинные, ложные и превращенные формы знания. Если первые и вторые существуют в единых формах знания, которые могут адекватно либо неадекватно в данный конкретно-исторический момент отражать действительность, то третьи по своему существу не имеют отношения к истине или заблуждению. Они просто иначе отражают мир – мифологически, теистически, каким-либо предвзятым образом (например, в интересах одной социальной группы), каким-то сверхъестественным, мистическим способом, наконец, в разнообразных формах по соглашению между людьми (например, правила уличного движения, обозначения в науках и т. п.). Третий аспект в строении общественного сознания – ценностно-оценочный. Он характеризует общественное сознание с точки зрения оценки, определения социальной значимости субъектами явлений действительности. Наиболее общие и устойчивые элементы общественного сознания в этом аспекте складываются в зависимости от следующих критериев оценки. 1. В зависимости от форм оценки в общественном сознании различаются: общественная психика в узком смысле слова[2] и идеология. Первая представляет собой чувственное отношение к знанию о действительности, эмоциональную оценку действительности, вторая – интеллектуальную оценку. Общественная психика формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Она включает в себя как чувственное, так и рациональное (правда, разрозненное, фрагментарное, несистематизированное) знание о действительности. Однако доминирующим в нем является не само по себе знание о действительности, а эмоционально окрашенное отношение к этому знанию, оценка действительности с позиции того или иного социального субъекта, его потребностей и интересов. Отношение это выражается в чувствах, настроениях, эмоциональных состояниях. Общественная психика тесно связана с идеологией, которая представляет собой систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов, положения и роли в обществе наиболее развитых социальных субъектов. Идеология включает в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок. В отличие от общественной психики идеология не возникает из повседневной деятельности людей, а создается идеологами (экономистами, философами, социологами, политологами и т. д.). Идеолог теоретически выражает то, к чему развитый социальный субъект приходит практически. Первым в истории человечества идеологически зрелым социальным субъектом явилась буржуазия. Этот класс выработал свою идеологию, которая и привела его к победе, к установлению своего господства в обществе. Существенной чертой буржуазной идеологии был, хотя и замаскированный абстрактно-гуманистической фразеологией, классовый эгоизм. Вторым идеологически созревшим социальным субъектом оказался пролетариат. Его идеология (марксистско-ленинская) уже без всякой маскировки носила классово-эгоистический характер. Установление в соответствии с марксистско-ленинской идеологией диктатуры пролетариата в ряде стран мира убедительно продемонстрировало историческую неэффективность и бесперспективность не только пролетарской, но и всякой классово-эгоистической идеологии. Во второй половине XX века в наиболее развитых странах мира сформировались общенародные идеологии, выражающие и удовлетворяющие интересы не одной той или иной социальной группы, а всего народа. Они основаны на компромиссном согласовании интересов всех социальных субъектов. 2. В зависимости от содержания ценностно-оценочного отношения к действительности, от сфер общественной жизни, в которых функционируют ценностно-оценочные отношения, различают следующие содержательные элементы общественного сознания: экономические ценности и оценки, политические, правовые, эстетические, нравственные, философские, религиозные и т. д. Наконец, четвертый аспект в строении общественного сознания – исторический – связан с целостной, обобщенной, качественной характеристикой общественного сознания, которая зависит от конкретно-исторических условий его существования. Эти условия складываются, прежде всего, из материального и духовного бытия как общества в целом, так и каждого социального субъекта – носителя общественного сознания. При этом общие черты определяют общественное сознание в целом, а частные – специфические особенности сознания больших социальных групп. 1. В зависимости от влияния на историческое развитие общественного сознания человечества наиболее фундаментальных материальных основ человеческого бытия, связанных с цивилизационными характеристиками общества, можно выделить цивилизационные типы общественного сознания: - аграрный, - индустриальный, - информационный (постиндустриальный). Цивилизационные типы представляют собой целостные и обобщенные характеристики общественного сознания в зависимости от конкретно-исторического уровня развития производительных сил (и прежде всего орудий труда), уровня богатства общества и непосредственно зависящего от них образа жизни человека. К таким характеристикам следует отнести: господствующее мировоззрение (религиозное или научное), уровень развития науки и картины мира в целом, экологические воззрения, уровень развития представлений о человеке, его месте в природе, обществе и истории. Насыщенные конкретно-историческим содержанием, отмеченные характеристики могут дать представление как о каждом цивилизационном типе общественного сознания, его своеобразии, так и о цивилизационной принадлежности общественного сознания каждого конкретного общества. 2. В зависимости от конкретно-исторически складывающейся в обществе системы общественных отношений, обусловленной характером и уровнем развития производственных отношений, можно выделить формационные типы общественного сознания. Они соответствуют тем типам общественно-экономических формаций, которые существовали в истории человечества: - первобытнообщинный, - азиатский, - античный, - феодальный, - капиталистический (ранний и поздний), - социалистический. Формационные характеристики общественного сознания связаны, прежде всего, с его расчлененностью на типы в зависимости от существующей в обществе системы общественных отношений и соответствующих им сфер общественной жизни. Формационная принадлежность определяет в общих чертах характер и уровень развития каждого вида общественного сознания. Например, политическое сознание, возникая в азиатском типе общественного сознания, существенно меняется при переходе от одного формационного типа к другому. В зависимости от формационной принадлежности общества находится не только состав, но и структура общественного сознания, способ связи его элементов, причем не только видов, но и уровней, различных форм и т. д. Например, феодальный тип характеризуется господством религиозного сознания и его подавляющим влиянием на все другие элементы общественного сознания: философию и искусство, обыденное сознание и теоретическое, общественную психику и идеологию и т. д. 3. Историческое развитие общественного сознания в пределах той или иной общественно-экономической формации выражается в его различных состояниях. Конкретно-историческое состояние общественного сознания есть его целостная, качественно своеобразная характеристика, обобщенный результат взаимодействия всех его составных элементов в тот или иной момент исторического развития общества. Оно определяется по следующему ряду признаков: - господствующим в обществе идеям (либо официально насаждаемым, либо распространяющимся неофициально); - преобладающим чувствам и эмоциональным состояниям, господствующим настроениям (например, всеобщего воодушевления или упадничества, безнадежности; радости или горя, возмущения и т. д.); - качеством отражения реальной действительности (мистическим или реалистическим, религиозным или научным, объективным или идеологически-предвзятым, метафизическим или диалектическим и т. д.); - характером и степенью воздействия общественного сознания на реальную действительность (например, влияние религиозных идей на общественную жизнь в эпоху средневековья или французского просвещения XVIII века). Сочетание указанных признаков порождает определенное, уникальное и неповторимое состояние общественного сознания как целостное явление общественной жизни. Смена состояний может происходить под влиянием как внешних условий, связанных с радикальными изменениями реальной социальной действительности (промышленная революция, война, научно-техническая революция, голод и т. д.), так и внутреннего развития, связанного с теми или иными скачками в духовной эволюции общества (выдающиеся научные открытия мировоззренческого характера, смена стилей, этапов в развитии искусства и т. п.). Всякое новое состояние общественного сознания существенно влияет на изменение реальной социальной действительности, подталкивает ее развитие.
3. Социальная духовность
При всей дифференцированности строения, сложности связей между элементами общественного сознания и бессознательными явлениями социальной психики идеальное в обществе функционирует как некое целостное образование. Единство социальной психики в конкретно-историческом обществе характеризует не только тесное взаимодействие составляющих ее элементов, т. е. в формальном плане, но и в содержательном, что обеспечивает ее определенное более или менее устойчивое качественное состояние. Это состояние общественной психики, выражающее господствующие в обществе идеи, теории, взгляды, степень их распространенности и отношение к иным идеям, теориям, взглядам может быть определено как социальная духовность (духовное состояние общества, дух общества). В социальной духовности присутствуют как рациональная, так и эмоциональная стороны, однако ведущую роль играет первая. Если те или иные идеи становятся в обществе господствующими, то для их функционирования уже не имеют существенного значения те эмоции, которые они порождают у людей. Да и само по себе чувственно-эмоциональное состояние больших социальных субъектов (социальных слоев, групп, исторических общностей людей, народов) неустойчиво и самым непосредственным образом зависит от эмоционального состояния образующих их индивидов. В то же время качественное состояние рациональной стороны социальной психики, материально оформленное и закрепленное, приобретает высокую устойчивость и относительную независимость от состояния умов отдельных индивидов. Поэтому о социальной душевности как самостоятельной качественной характеристике чувственно-эмоциональной стороны в социальной психике вряд ли правомерно говорить. Хотя надо признать ее некоторое влияние на общее состояние социальной психики. Социальная духовность порождается конкретно-историческим состоянием как материальной, так и духовной жизни общества. Определенный уровень богатства общества и характер его распределения между социальными группами, единый образ жизни людей, достигнутый обществом уровень развития духовной культуры, системы образования и их доступность формирует у разных групп людей единые наиболее общие черты их духовного состояния. В развитом обществе сильное влияние на социальную духовность оказывает характер политической системы – деспотическая или демократическая. Влияет, наконец, уровень развития духовности в обществе: научные либо ненаучные взгляды господствуют в обществе, уровень развития науки и ее положение в обществе, положение религии и степень ее воздействия на общественную жизнь, развитость искусств, характер духовных традиций, обычаев и соотношение их с новаторством в духовной культуре, развитость и доступность образовательной системы в обществе и т. д. Многообразно взаимодействуя друг с другом в конкретно-исторических условиях, материальная и духовная жизнь общества порождают некую единую целостную идеальность, центральное ядро в которой образует социальная духовность. Это целостное идеальное образование характеризуется рядом особенностей. 1. Оно является необходимой стороной всякой человеческой деятельности, общественных событий, процессов, отношений. Всякая человеческая деятельность (индивидуальная и общественная, экономическая и религиозная, бытовая и культурная и т. д.) представляет собой взаимодействие материального и идеального. Поэтому при самом общем подходе к человеческой деятельности она должна быть названа реальной. И уже в ходе конкретизации, при выделении в ней преобладающей стороны ее можно определить либо как материальную (практическую), либо как идеальную (теоретическую, познавательную, духовную и т. п.). 2. Идеальное закрепляется и выражается не только во всякой человеческой деятельности, но и в самых разнообразных ее материализованных, овеществленных результатах: машинах, станках, оборудовании, зданиях, сооружениях, книгах, дисках, кинокартинах, устной речи и т. д. Все, они выступают формами объективации общественных чувств и идей. 3. По своему содержанию идеальное представляет то или иное отражение реальной действительности, как природного, так и социального бытия людей. Единство и целостность реальной жизни порождает единство социальной духовности. Если же реальная жизнь фрагментарна, разрозненна, противоречива, то единства социального духа не возникает, либо оно приобретает неустойчивый характер. В таких случаях в обществе используются идеальные формы объединения социального духа: религиозные воззрения (новой религии, ереси, модернизированной религии и т. п.), идеи национализма самых разнообразных оттенков (от национально-освободительного до расистского и фашистского), коммунистическая идеология. Эти формы духовного единства, не имея материальных основ в общественной жизни (либо утрачивая их), становятся искусственными и потому рано или поздно обречены на исчезновение. 4. Идеальное в обществе есть не только отражение объективной реальности, но и ее творчество. Оно творит будущие предметы, вещи, человеческую деятельность, общественные явления, процессы, отношения в форме сознания. Общественное сознание и в отражении, и в созидании социальной реальности играет ведущую роль. Именно его конкретно-историческое состояние определяет общий характер социальной духовности в каждый данный момент развития общества. 5. Социальная духовность является порождением и функцией, прежде всего, социальных систем, их переплетения и взаимодействия. Человеческая деятельность (и индивидов, и социальных групп) как по отражению, так и по созиданию социальной реальности осуществляется только посредством тех или иных социальных систем (учреждений, организаций, институтов и т. д.). Именно они выступают тем фильтром для индивидуального духовного творчества, который определяет (либо отвергает) социальную значимость его результатов. Вошедшие в социальную духовность взгляды, идеи, теории становятся ее органической частью, так или иначе увязанной с остальными частями. И как элемент системного целого обретают огромную силу. Сила общественного духа, как показывает история, оказывает большое влияние на людей, на их деятельность, поистине творит чудеса. При этом не особенно важно, явное или скрытое воздействие на людей оказывает социальная духовность, реальное или мистифицированное, научное или религиозное. Важно, что происходит объединение усилий множества людей и получается грандиозный, поражающий воображение результат. С развитием человечества меняется и социальная духовность. В истории выделяются три основных типа социальной духовности, которые зависят от характера мировоззрения: мифологический, религиозный и научный. Они представляют собой не только этапы в историческом развитии мировоззрения, но и типы духовности, которые можно обнаружить даже в современном конкретно-историческом обществе (например, религиозный тип духовности является господствующим в некоторых исламистских странах Ближнего Востока). Вместе с тем в истории развития человечества довольно определенно просматривается содержательная тенденция, связанная с различной ориентацией социальной духовности на человека. Эта направленность может выступать критерием для выделения исторических форм социальной духовности. 1. Исторически первой формой социальной духовности была мифологическая, которая не выделяла человека из общества и окружающей природы, подчиняла его власти родоплеменных традиций и обычаев. 2. С началом разложения первобытного общества возникает религиозная политеистическая социальная духовность, которая выступала обоснованием патриархальных рабовладельческих отношений. 3. В период окончательного разложения первобытного общества складывается философская форма социальной духовности, которая отличается рационально-теоретическим пониманием мира и выделением человека из общества (а в некоторых философских воззрениях даже противопоставлением ему). 4. Монотеистическая религиозная форма социальной духовности (в отличие от неразвитых – политеистических форм) не только выделяет индивида из общества и природы, но и впервые провозглашает любовь к нему бога, обещает счастье, правда, после его смерти, в загробной жизни. Даже такой – иллюзорный, нереальный гуманизм вдохновил массы обездоленных людей в Древнем Риме и сделал христианство господствующей религией. 5. Эпоха Возрождения породила новую социальную духовность, основным стержнем которой стал абстрактный гуманизм. В отличие от христианского гуманизма он провозглашает любовь к реальному, земному человеку; счастье его связывает не со служением богу, а с осуществлением активной, полнокровной жизнедеятельности индивида на благо себе и обществу. Абстрактность этого гуманизма заключается в том, что он обращается к человеку вообще, а не к представителям тех пли иных социальных групп или к каждому индивиду. 6. В Новое время возникает социальная духовность, основанная на классовом гуманизме. Первоначально ее развивали и распространяли идеологи английского и французского Просвещения, выражая интересы тех или иных слоев буржуазии. Затем идеологи социализма и коммунизма разрабатывали классовый гуманизм с позиций пролетариата. Общим для всех сторонников этого гуманизма является классовый эгоизм, связанный с нетерпимым, враждебным отношением к противоположному классу. 7. С середины XX века в европейских и в некоторых других странах мира начинает складываться социальная духовность, в основу которой положен демократический гуманизм. В отличие от классового гуманизма он провозглашает человеческое отношение к каждому индивиду, независимо от его классовой, религиозной, расовой и социально-групповой принадлежности. Этот, можно сказать, индивидуальный гуманизм не только провозглашается, но и все больше реализуется на практике в наиболее развитых странах мира. Таким образом, историческое развитие социальной духовности связано с постоянным обогащением, со все большим насыщением ее гуманистическим содержанием, с углублением гуманистических идей и постепенным внедрением их в реальную социальную действительность, с охватом ими все более широких слоев населения.
Глава 18. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ
|