Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Соотношение экономики и политики 1 страница




 

Самой фундаментальной, конечной детерминантой политики надо признать материальные потребности и интересы индивидов. Ведь они выступают источником и движущей силой материально-производствен­ной деятельности, которая порождает, с одной стороны, конкретно-ис­торические производительные силы и производственные отношения, а с другой – соответствующую им социальную дифференциацию людей. Развитие материальных потребностей и интересов индивидов обусловли­вает развитие общественного разделения труда, что закономерно ведет к совершенствованию, с одной стороны, производительных сил и произ­водственных отношений, а с другой – к возникновению все новых малых и больших социальных групп со своими специфическими интересами. Причем последние касаются уже не только материального, но и духовного производства, распределения и потребления благ. Таким образом, именно материальные потребности и интересы индивидов через экономику и социальную дифференциацию оказывают существенное влияние на по­литическую жизнь общества.

Экономика и социальная дифференциация являются непосредствен­ными детерминантами политики. Из них, однако, более важную роль по отношению к политике играет экономика. Она выступает первичным фактором, что проявляется в разных аспектах:

1. В материально-производственной сфере рождается разделенность людей на такие большие социальные группы (классы, слои, страты и т. д.), которые становятся ведущими субъектами политики.

2. Экономические интересы всех социальных субъектов (от индиви­да до народа) являются в конечном счете источником и главной движу­щей силой их политической деятельности.

3. В политике происходит осознание экономических интересов со­циальных групп, вырабатываются направления, формы и конкретные программы борьбы за их удовлетворение. В этом плане можно сказать, что политика есть отражение экономики, ее концентрированное выраже­ние и завершение. Такое современное состояние политики есть результат длительного исторического развития как социальных субъектов, так и политического сознания общества в целом, которое предварительно про­ходит ряд неадекватных форм отражения, действительности (мифологи­ческих, религиозных, объективно- и субъективно-идеалистических). И только в новейшее время приходит стихийно или осознанно к матери­алистическим формам политического отражения реальной социальной действительности.

4. Наконец, одной из важнейших целей существования политики является стабильное функционирование общества как единого целостно­го организма. А это возможно только тогда, когда экономика выполняет свою главную задачу – удовлетворение материальных потребностей об­щества на том или ином конкретно-историческом уровне их развития. Поэтому необходимость управления общественными процессами произ­водства, распределения и потребления материальных благ является одной из постоянных целей политики.

Политика может играть активную роль в отношении экономики. Однако не настолько, чтобы приобретать первенство над экономикой, как утверждал Ленин (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. – Т. 41. С. 30-32.; Т. 42. С. 203-206. и др.). Как показала история советского общества, ленинский принцип первенства политики над экономикой явился теоретическим обоснованием политического произвола в прак­тике, который привел, в конце концов, к глубокому экономическому кризису и к краху всей советской политической системы.

В самой природе политики содержатся разные возможности воздей­ствия на экономику. С одной стороны, она является формой властно-го­сударственного принуждения, т. е. объективно необходима для регулиро­вания общественной жизни. С другой стороны, функционирование поли­тики строится по принципам иерархической системы. Формирование ее и соответственно передача властных полномочий идет от народа и боль­ших социальных групп к малым группам и индивидам. Это закономерно ведет к снижению объективного в политике и усилению субъективного, которое при благоприятных общественно-политических условиях (при аристократических или монархических формах правления, при диктатор­ских или тоталитарных политических режимах) превращается в субъекти­визм, волюнтаризм. В отличие от материально-производственной сферы, где несостоятельность субъективизма обнаруживается довольно скоро и наглядно (как, например, стремление Н. С. Хрущева распространить выращивание кукурузы на всю территорию Советского Союза), в полити­ческой сфере неэффективное, неразумное управление обществом (как одно из проявлений субъективизма) может продолжаться весьма долго. Особенно, если субъективизм несет не только отрицательные, но и положительные моменты для функционирования и развития общества. А именно так чаще всего бывает в политической истории.

Диалектика взаимодействия объективного и субъективного в поли­тике отличается от действия данного противоречия в экономике. Если в экономике в нем господствует объективное, то в политике оно более динамично, и чаще господствует в нем субъективное. Взаимодействие же экономики и политики сквозь призму данного противоречия вы­глядит так, что экономика вносит в политику объективное, а политика в экономику – субъективное. Однако политическое субъективное при этом тоже может быть различным.

Вся новейшая история (когда существенно возрос динамизм взаи­модействия политики и экономики) убедительно свидетельствует: если политика не отражает, не улавливает объективные закономерности и тенденции развития экономики, то она отрицательно сказывается на состоянии экономики – сдерживает ее развитие, ориентирует на экс­тенсивный путь, на хищническое использование природных ресурсов, на разбазаривание общественного труда и богатства, а в конечном счете ведет в тупик экономического кризиса. И напротив, если политика стремится как можно точнее отразить объективные тенденции развития экономики, в максимальной степени удовлетворить экономические ин­тересы не одной, а всех больших социальных групп и создать наиболее благоприятные условия для их экономической деятельности, то такая политика способствует экономическому процветанию общества. Отсюда задачей политики является не навязывание экономике своих субъекти­вистских устремлений и амбициозных претензий, а стремление как мож­но точнее отразить внутренние закономерности и направления развития экономики в каждый данный момент. Иначе говоря, чем выше объек­тивное содержание в политической деятельности, тем плодотворнее, глубже и длительнее воздействие ее на экономику.

Конечно, проблема адекватного отражения политикой внутренних закономерностей и тенденций развития экономики является очень слож­ной. И это понятно, ибо сфера материального производства – это едва ли не самая динамичная в обществе, интересы социальных групп в ней всегда противоречивы, и формы разрешения их могут быть самыми разнообразными. Поэтому от политических ошибок не застрахован ни­кто. Но искусство политики во взаимодействии ее с экономикой заклю­чается не в том, чтобы не совершать ошибок, а в том, чтобы своевременно их исправлять. Политика должна чутко улавливать ответные реакции экономики на политические воздействия. И с учетом их своевременно менять политические решения.

 

Раздел III. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Глава 16. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ БЫТИЕ

 

1. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка

человеческой психики

 

Истоки и предпосылки зарождения сознания и всей человеческой психики лежат в природе. Возникновение человека не только матери­ально, но и идеально было подготовлено развитием природы, в ходе которого происходило совершенствование всех ее свойств. Непосредст­венной генетической предпосылкой человеческой психики явилось раз­витие такого фундаментального свойства природы, как отражение. Идея В. И. Ленина об отражении как всеобщем (наряду с движением, про­странством, временем) свойстве материи (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 18. С. 91.) нашла убедительное подтверждение в последую­щем развитии естествознания.

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей природы, определяется универсальностью материального взаимодейст­вия. Все явления, объекты, процессы материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпева­ют определенные изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный «след», запечатлевает себя в другом объекте. Вот этот «след», воспроизведение одного предмета в соответст­вующих изменениях другого, и есть отражение. Отражение, как всеоб­щее свойство материи, есть способность материальных явлений, предме­тов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явле­ний, предметов, систем, воздействующих на них. Отражение всегда предполагает взаимодействие отражающего и отражаемого матери­альных объектов. Это взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным, но оно является необходимым условием отражения. Отражение – это измене­ния в отражающем объекте, в той или иной мере адекват­ные, соответствующие специфике отражаемого. Степень адекватности отра­жения в природе зависит от организации, развитости материального субстрата отражающей системы. Отражение совершенствуется вместе с материальным развитием природных систем, повышением их организо­ванности. Чем сложнее, развитее становятся природные системы, тем более точно вынуждены они отражать условия своего существования, чтобы сохранить себя, свою специфическую сущность.

В развитии и совершенствовании форм отражения можно выделить три крупных этапа: отражение в неживой природе, в живой природе и в обществе.

Отражение в неживой природе является простейшим. Оно сущест­вует в двух основных формах: физической и химической. Физическое отражение связано с массоэнергетическими взаимодействиями и выра­жается в изменении физических характеристик: массы, ускорения, температуры, давления, заряда, напряженности поля и т. д. Например, вмятина на раскаленной металлической болванке является отражением воздействия молота; яркое свечение нити накаливания в лампочке есть отражение ею прохождения электрического тока. Химическое отражение осуществляется в изменениях химических свойств и качеств. Например, отражением воздействия кислот на металлы является образование солей. Особенность химической формы отражения в сравнении с физической заключается в гораздо большем многообразии качественных превраще­ний, что позволяет считать ее более высокой формой отражения, чем физическая.

Если в неживой природе предметы пассивно испытывают воздейст­вия, то в живой природе тела активно относятся к внешним раздражите­лям. Отражение окружающей среды живыми организмами всегда опосре­дованно их внутренними процессами – обменом веществ и энергии, приспособлением к условиям существования, сохранением целостности организма, его размножением и т. п. Все это и обусловливает активное отношение живого как некоторого сложноорганизованного целого к эле­ментам внешней среды, из которых оно создает себя или за счет которых сохраняет себя. При переходе от простейших форм отражения к сложным эта активность возрастает, усложняется.

Самой простой биологической формой отражения является раз­дражимость, которая проявляется в способности живых организмов отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения. Она присуща всем живым организмам. Но если у высших животных она существует наряду с другими формами отражения и играет подчиненную роль, то у простейших (вирусов, одноклеточных организмов, растений) является единственной формой отражения. Раздражимость дает обобщенную оцен­ку биотической значимости внешних раздражителей (механических, тер­мических и химических), т. е. полезности их или вредности для организ­ма. Например, инфузории в естественных условиях хорошо отличают съе­добные вещества от несъедобных; в очень мутной воде они легко находят и захватывают бактерии, не трогая бесполезные частицы. Известно, что листья некоторых растений постоянно поворачиваются к источникам све­та так, что свет падает на них под углом 90°. Существенной чертой раз­дражимости является опережающее отражение, т. е. первое явление цикла событий служит организму сигналом наступления остальных. Например, задолго до наступления зимних холодов листья на деревьях желтеют и опадают. Раздражимость представляет собой материальное (у высокоор­ганизованных существ – физиологическое) отражение внешней среды.

С возникновением у живых существ нервных клеток и объединением их в систему органов чувств появляется новый способ отражения дейст­вительности – идеальный, психический. Зарождение психики открыло животным огромные возможности гибкого, тонкого и более точного приспособления к внешним условиям существования. Нервная система, с одной стороны, объединяет отдельные части организма, отдельные проявления его жизнедеятельности в единое целое, а с другой стороны, регулирует его взаимоотношения с окружающей средой. В дальнейшей эволюции развитие и усложнение форм отражения идут параллельно с развитием и усовершенствованием нервной системы.

Впервые нервные клетки, качественно отличающиеся от мышечных клеток, появляются у кишечнополостных (червей). На этой материальной основе возникает первая форма психического, идеального отражения действительности – ощущение. Ощущение – это идеальное, субъективное отражение отдельных свойств предметов, возникающее в результате их воздействия на нервные ткани и нейрофизиологического возбуждения. Иначе говоря, ощущения существуют на основе раздражимости нервных тканей и представляют собой специфическое переживание этого нейрофизиологического процесса живым существом. Это переживание осуществляется в идеальном образе отдельного свойства воздействующих на живое существо предметов (например, гладкость, твердость, коричневость, громкость, сладость, прямоугольность и т. д.). С помощью ощущений живые существа отражают такие факторы среды, которые не имеют прямого биотического значения (цвет, запах, звук и др.), но сигнализируют о существовании биотически важных факторов.

С возникновением нервной системы и головного мозга возникают более сложные фор­мы отражения – восприятие и представление. Если ощущение есть от­ражение отдельных свойств предметов объективного мира, то восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности присущих им свойств. Представление – тоже целостный образ предмета, явления, но если восприятие – образ актуально отражаемого предмета или явления, то представление – образ ранее воспринятого явле­ния, процесса, а в данный момент не воспринимаемого. Представления существуют в двух формах – памяти и воображения. Представление является вышей формой отражения в природе, поскольку оно осуществляет, так сказать, сортировку поверхностных, чувственно отражаемых свойств предметов, сохраняя (в памяти или воображении) лишь наиболее важные и отбрасывая менее важные либо неважные. В то время как восприятие не в состоянии этого сделать. И если восприятие существует на основе нервной системы с головным мозгом (например, у рыб), то представление возникает у животных с очень развитой нервной системой (например, у млекопитающих).

Чувственное отражение животных (как совокупность ощущений, восприятий и представлений) окружающей среды, их видовой опыт за­крепляется в своеобразной морфофункциональной организации их нерв­ной системы, в виде инстинктов (безусловных рефлексов), которые пере­даются по наследству, генетическим путем. Таковы, например, сложные формы инстинктов, выражающихся в уходе за потомством (у муравьев, пчел, ос), в построении сложных ловушек для ловли живой добычи пауками, в построении гнезд и сот насекомыми и другие. Вместе с тем у животных в процессе их индивидуальной жизнедеятельности вырабаты­ваются такие формы приспособительных реакций, которые называются условными рефлексами. Условные рефлексы формируются, как показы­вают эксперименты, у моллюсков, пчел, раков, пауков. Однако эти виды беспозвоночных довольно ограничены в своих возможностях к приобре­тению индивидуального опыта, особенно при резком изменении условий их существования. Более сложные рефлексы образуются у позвоночных животных, особенно на уровне птиц и млекопитающих.

Биологический прогресс связан с изменением морфолого-анатомического строения тела животных, способов их передвижения, которые обусловлены развитием центральной нервной системы, увеличением объема головного мозга, возникновением и совершенствованием коры его больших полушарий. Новые формы рефлекторного отражения рас­ширили горизонт приспособительной активности животных, сняли уз­кую приноровленность к фиксированному кругу внешних условий. По­стоянство температуры тела и гибкость поведения дали возможность млекопитающим обитать в разных климатических зонах земного шара, приспособиться практически к любым условиям существования. Они могут жить на земле, под землей, в воде. Они могут ходить, прыгать, лазать по деревьям и даже летать. Разнообразные условия обитания млекопитающих, возможность вступать в контакт с огромным количе­ством раздражителей внешней среды и взаимодействовать с множеством других биологических видов привели к невиданному до этого развитию отражательной способности. Многие млекопитающие в своих способ­ностях воспринимать внешние раздражители превосходят человека (на­пример, обоняние и слух у хищников и др.).

Многовековое развитие рефлекторной деятельности в рамках жи­вотного мира так и не привело к коренному изменению способа от­ражения действительности. В этих границах отражение остается непос­редственным, конкретно-предметным. Рефлекторные формы отражения действительности были отнесены И. П. Павловым к первой сиг­нальной системе, которой и исчерпывается высшая нервная деятельность животных.

С возникновением человека под влиянием общественно-практиче­ской деятельности складывается принципиально новый, качественно бо­лее высокий способ отражения действительности – вторая сигнальная система, основанная на языке и мышлении. Произошел переход от непосредственно-конкретного к обобщенному отражению в форме понятий, суждений, умозаключений и основанных на них всевозможных иных сложных формах мышления (проблем, идей, гипотез, теорий и т. д.), которые и составляют вторую сигнальную систему. Благодаря ей человек получает возможность проникать за поверхностные, чувственно воспринимаемые черты и постигать сущности предметов и явлений окружающей действительности, закономерности их взаимодействия и развития. Речь, возникшая в процессе становления орудийно-предметной деятельности и взаимодействия ее с другими фак­торами антропосоциогенеза, стала мощным средством дальнейшего раз­вития человеческого мозга с его сложной абстрагирующей отражательной деятельностью. Хотя абстракции и обобщение как бы удаляют человека от конкретной действительности, вместе с тем, именно они позволяют познать предметы и явления глубже, точнее, вернее, полнее. Каждое человеческое понятие, как результат обобщенного отражения общего во множестве единичных явлений, есть постижение той или иной сущности предметов и явлений, недоступной чувственно-конкретному отражению животным миром. Понятия человеческого языка являются общими фор­мами отражения действительности, которые действуют длительное время и на больших пространствах. Люди пользуются ими как готовыми форма­ми для ориентировки в окружающем мире, не разбирая часто фактов, на которых основана эта общая форма, общее понятие. Благодаря этому свойству слов, обобщающих факты действительности, люди быстро учи­тывают требования жизни.

Во всех процессах отражения неизбежно происходит передача ин­формации – определенной упорядоченности (структуры, формы) от­ражаемого предмета на отражающий, благодаря чему и можно судить об определенных признаках, свойствах воздействующего предмета или явле­ния. Отражательные процессы – это процессы передачи и переработки не только вещества и энергии, но и информации. На каждом уровне структурной организации материи происходят свои специфические ин­формационные процессы, начиная от элементарных информационных процессов на уровне механической формы движения материи и кончая сложнейшими информационными процессами в обществе. Высшим уровнем информации являются субъективные явления – образы, идеи, мысли – в сфере как индивидуального, так и общественного сознания.

Возникновение второй сигнальной системы, специфические для че­ловека формы психической деятельности были подготовлены всем пред­шествующим развитием форм отражения в живой природе. На уровне человека отражение достигает наивысшего развития. Об этом свидетель­ствуют следующие его особенности.

1. Неизмеримо возрастает объем отражаемого содержания. Матери­ально-преобразующая деятельность человека приводит во взаимодействие все большие массы природных тел, явлений, процессов и потому делает объективно возможным и необходимым универсальное освоение приро­ды. Природа раскрывается человеку в своей неисчерпаемой многогранно­сти и многокачественности.

2. Если отражение в животном мире связано со строго определен­ным, наследственно заданным кругом потребностей, то человеческое отражение опирается на формирование все новых и новых потребностей, их историческое развитие. Это, в свою очередь, требует раскрытия новых и новых полезных для человека и общества свойств природных вещей, создания все новых и новых вещей, не существующих в природе.

3. Богатство отраженного содержания закрепляется в принципиаль­но новой (социальной) форме накопления и передачи общечеловеческого опыта – в орудиях и средствах труда, в человеческом предметном мире. Благодаря этому общественно-исторический опыт получает возможность в принципе безграничного разрастания. Вместе с тем он является необ­ходимым условием становления человека человеком в процессе индиви­дуального развития, ибо заключает в себе исторически сложившиеся, достигшие определенного уровня развития свойства и способности чело­веческого рода.

4. Усвоение исторически накопленных достижений общечеловече­ского развития, выступающее как процесс обучения и воспитания, есть специфически человеческая форма отражения. Она характеризует исключительно человеческое существование и ее роль в ходе общественного развития постоянно возрастает.

5. Человеку присуща высшая форма отражения – сознательное от­ражение. Возникновение сознания означало расщепление существовав­шей ранее в природе слитности отражаемого содержания с непосредст­венными состояниями организма. Это означало выделение человека из природы и противопоставление себя ей. Тем самым человек встал на путь познания мира в его самостоятельном бытии – в его объективности. Возможность такого отражения (познания) возникает в процессе форми­рования активно-преобразующей предметной деятельности, причем мера объективности познания прямо пропорциональна мере исторической активности субъекта.

6. По мере исторического развития человеческого отражения в нем все возрастающую роль играет не столько прошлое как исторически накопленный потенциал деятельных сил человека, сколько будущее, ибо оно в форме целей, идеалов, планов, программ, отражающих объективные тенденции природного и общественного развития, включается эффектив­ным фактором в развертывание возможностей настоящего. Это происхо­дит благодаря все более глубокому опосредствованию хода истории созна­тельным отражением, с помощью которого объективные законы общества превращаются в условия безграничного саморазвития человека.

Таким образом, человеческая психика является, с одной стороны, результатом развития форм отражения в природе, представляет собой их диалектическое снятие, т. е. органически включает их в преобразованном виде. С другой стороны, психика человека является высшей формой отражения действительности, обладает такими свойствами, которых либо совсем нет в природных формах отражения, либо существуют как пред­посылки. С третьей стороны, психика человека есть не только отражение, но и идеальное творчество, конструирование, созидание объективной реальности. В природе сложились лишь предпосылки такой способности в виде представлений воображения, а в человеке они получили максимальное развитие, став его существенной чертой.

 

2. Строение индивидуальной психики

 

Человеческая психика, будучи высшей формой идеального отраже­ния действительности, не обладает самодостаточным существованием. Она является функцией, одним из фундаментальных свойств определен­ным образом организованной материи, высшего уровня ее развития. Человеческая психика есть функция социально организованной материи. И в этом плане она имеет двойственную материальную обусловленность: природную и социальную. Каждая из этих детерминант действует на психику, как в самостоятельных многообразных видах, так и во взаимо­действии друг с другом.

Природное материальное влияние на психику индивида осуществля­ется посредством следующих образований:

1) нейрофизиологической системы, которая обеспечивает нормальное функционирование головного мозга на основе сложных физиологи­ческих механизмов условных и безусловных рефлексов, других нейрофи­зиологических явлений («проторение путей», «доминанта» и др.);

2) человеческого организма как целостного единства различных фи­зиологических систем и процессов (дыхательной, кровеносной и других систем с соответствующими органами);

3) внешних по отношению к человеческому организму природных условий как локального, так и глобального характера (ландшафтных, климатических, растительных, атмосферных, радиационных и т. д.);

4) космических условий существования человека на планете Земля (солнечного теплового и других излучений, влияний Луны, планет сол­нечной системы, других звезд, глубинных космических излучений и т. д.).

В сравнении с природными факторами влияние общественных фак­торов на психику индивида еще больше разнообразится, усложняется и усиливается. Обобщая их, можно выделить:

1) весь спектр материаль­ных факторов, имеющихся в обществе от самых конкретных и непосред­ственных (предметов, окружающих индивида на работе, на досуге и дома) до абстрактных и опосредованных (материальных общественных отноше­ний, общественного бытия);

2) идеальное во всем многообразии форм, видов и уровней его существования в обществе;

3) как материальное, так и идеальное воздействие на инди­вида в обществе имеет не только самостоятельный, но и сигнально-знаковый характер. Иначе говоря, при влиянии общественных факторов на индивида значительную роль часто играет не вещественно-энергетическая сто­рона, а информационная, которая указывает на те или иные социальные свойства, качества, предметы, явления, значения и т. д.

Совокупное воздействие природных и общественных факторов на индивида порождает чрезвычайное богатство и сложность психики как наиболее общей идеальной, субъективной формы отражения объективной реальности в мозгу человека. Основными элементами строения индиви­дуальной психики являются сознание и бессознательное.

Если сознание есть специфически человеческая, высшая форма от­ражения действительности, то бессознательное – более древняя, сущест­вовавшая еще до возникновения сознания форма отражения. Возникшее сознание оказало на нее существенное и противоречивое воздействие. Ведь, с одной стороны, произошло обогащение бессознательного за счет перехода в него отдельных элементов из сознания. С другой же стороны, обнаружилось ограничение, сдерживание действия бессознательного за счет господства сознания, которое иногда не лучшим образом сказывается на здоровье человека и других аспектах его жизни.

Бессознательное в жизни индивида занимает огромное место. Как свидетельствуют психиатры, 96 % массы головного мозга человека обес­печивают бессознательную саморегуляцию организма и лишь 4 % – со­знательную. Общее количество информации, которое поступает из внеш­него мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 тыс. единиц (битов) в секунду. Но сознательной обработке подвер­гается, по данным разных авторов, от 25 до 100 битов в секунду, т. е. лишь тысячная доля воспринятой информации доходит до сознания.

Бессознательное (иначе говоря, досознательное, предсознательное, подсознательное) – совокупность психических состояний, дей­ствий, процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознатель­ное имеет сложное строение. Элементы его по-разному связаны между собой, с сознанием и действиями индивида, оказывая влияние на них и в свою очередь испытывая их влияние на себе.

Прежде всего, можно говорить о разном происхождении элементов бессознательного. Одни из них порождаются внутренними органами, их состояниями и происходящими в них процессами – это внутренние ощущения. Другие порождаются биологической природой человека (ин­стинкты, влечения, импульсивные действия, эмоции). Третьи – сознанием, осознанным отражением воздействий внешней среды, взаимодей­ствием индивида с ней и переходят в бессознательное (автоматизмы, привычки, навыки, установки и т. п.). Наконец, четвертые возникают в результате неосознанного отражения внешних воздействий (сновидения, ощущения, восприятия и др.).

Элементы бессознательного по-разному укореняются в его глубинах, вследствие чего можно выделять разные пласты бессознательного, на раз­ном удалении расположенные от сознания. Наиболее удаленный пласт бессознательного образуют внутренние ощущения, некоторые инстинкты и влечения, импульсивные действия, когда человек не дает себе отчета в мотивировке, процессе и соответственно последствиях своих поступков. Второй пласт бессознательного может быть иногда, причем смутно, осознан. Его образует, прежде всего, вытеснение – особый защитный механизм психики, глубоко исследованный З. Фрейдом. Вытеснение – это сдерживание и подавление определенных влечений, побуждений, мыслей и чувств, изгнание их индивидом из сферы сознания. Помимо механизма вытеснения во втором слое бессозна­тельного находятся инстинкты и влечения, вытекающие из глубин бессоз­нательного и обусловленные природой всякого живого существа. Ко вто­рому пласту бессознательного относится и интуиция. Благодаря тому, что бессознательное свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в на­правлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей, чем сознание, оно способно к интуиции – постижению истины, решению всевозможных проблем, вопросов, задач путем прямого их усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Третий – самый близкий к сознанию – пласт бессознательного об­разуют элементы, которые могут переходить в сознание и обратно. Это не используемые актуально знания, некоторые чувства, влечения, эмоции. Важное место здесь занимают установки – целостные состояния бессознательного, выражающие направленность индивида на активность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к конкретному действию, устойчивую ориентацию по отношению к оп­ределенным объектам. Например, если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение. Человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты