Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сущность ценности и ценностного отношения




 

Человек – деятельное творческое существо, живущее в постоянном практическом взаимодействии с предметами природной и общественной реальности. Эти предметы образуют жизненную среду человека. Во взаимо­действии с нею человек не только познает все ее элементы, не только практически меняет свойства предметов, создает новые, но и наделяет их специфическими функциями, которые не просто придают природным предметам общественный характер, а выражают их общественную значи­мость, ценность.

Человек наделяет все предметы и явления, с которыми сталкивается, ценностным содержанием потому, что ценности образуют наряду с по­требностями и интересами важнейший элемент мотивационной сферы его деятельности. Если у животных мотивация поведения обусловлена биологическими нуждами, то у человека – как по­требностями и интересами (которые являются не только биофизиологи­ческими, но и социокультурными), так и ценностями.

Важность, значимость для человека ценностей в сравнении с потребностями и интересами связана с тем, что последние имеют объективный и объективно-субъективный характер, а ценности – полно­стью субъективный. Это означает, что потребности и интересы как бы навязаны человеку, а ценности, при всей их зависимости от потребностей и интересов, человек все-таки избирает сам в своем свободном, творче­ском волеизъявлении.

Определяя специфику ценностей, необходимо, во-первых, отметить, что ценностное отношение человека к миру тесно связано с познавательной деятельностью, но по природе своей оно отлично от познания, ибо знание о предмете выступает лишь необходи­мой основой для определения субъектом ценности объекта. Истинное знание тоже представляет собой ценность, но эта гносеологическая ценность отличается от аксиологической ценности характером выражаемых отношений. В истине выражено субъект-объектное отношение, поскольку истина – это соответствие знаний субъекта познаваемому объекту. Сущность ценности заключается в отношении объекта к субъекту, в значении объекта для субъекта.

Во-вторых, следует различать объект, являющийся носителем ценно­сти (предмет, явление, процесс, иногда и человек, вещь, произведение искусства и т. д.), и саму ценность как отношение данного объекта к тому или иному субъекту, которое выражается в социальной значимости объ­екта для субъекта.

В-третьих, ценность как значение объекта есть его полная субъективированность. Иначе говоря, существование объекта как ценности находится в полной зависимости от конкретно-исторического субъекта. Поэтому то, что имеет ценность для одного субъекта (индивида, большой социальной группы, народа), может не иметь таковой или же быть «антиценностью» для другого субъекта (инди­вида, большой социальной группы, народа).

И, в-четвертых, следует отличать ценность от полезности, пригодно­сти, приятности и т. п., поскольку эти свойства выражают значение одного объекта для другого (здесь в качестве объекта может выступать и животное, и даже человек), т.е. выражают практическое объект-объектное отношение. И в этом смысле они обладают практической (праксеологической) ценностью. Аксиологическая ценность есть значение объекта только для субъекта, всегда выражает объект-субъектное отношение. Какой-либо инструмент, к примеру, обладает полезными свойствами для осуществления определенного технологического процес­са, и в этом плане он не является ценностью. Но он становится ценностью для человека. Когда человек собирается использовать его в производстве какой-то продукции (технико-технологическая ценность), когда он ис­пользуется в разных системах экономических отношений (экономическая ценность), когда человек воспринимает его красоту (эстетическая цен­ность).

Таким образом, ценность есть социальное значение вещей, явлений, процессов для конкретно-исторических субъектов (ин­дивида, социальной группы, исторической общности людей и т. д.), основанное на знании объективных свойств вещей, явлений, процессов и субъективных интересов.

Появление, формирование ценностей происходит в процессе оценки. Ценностная оценка существенно отличается от познавательной и практической оце­нок. Если познавательная оценка определяет истинность знания о свой­ствах и явлениях мира, а практическая – полезность, пригодность вещей и их свойств, то ценностная оценка (нравственная, политическая, рели­гиозная, эстетическая и т. д.) – субъективную значимость. Ценностная оценка осуществляется человеком как субъектом (индивидуальным или групповым), который выносит ее не отвлекаясь от своих потребностей, интересов, установок, идеалов, а именно из них-то и исходя (чего нет в познавательной и практической оценках). Поэтому отнесение к ценности есть социально-психологическая и идеологическая процедура, тогда как, например, оценка правильности решения математической задачи или эффективности конструкции машины не имеет ни социально-психологи­ческого, ни тем более идеологического смысла.

Процедура ценностной оценки представляет собой сопряжение ма­териального и духовного бытия человека, его реального бытия с представ­лениями о должном, совершенном бытии. В оценке выражается субъективное отношение к тому, чем стали вещи, явления, процессы в реальном человеческом бытии, какое они приобрели для субъекта значение.

Суть оценки составляет выбор нормы, отвечающей интересам того или иного социального субъекта, в качестве определенного оценочного эквивалента, эталона и сопоставление с нею оцениваемого предмета. Каждая оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивале­нтом как мерой ценности. В зависимости от того, что избирают в качестве эквивалента ценности, различают три вида оценки:

1. Оценка посредством сопоставления двух и более сравниваемых предметов.

2. Оценка с помощью нормы, которая в процессе оценки выступает как эквивалент.

3. Оценка через оценивающий символ; символ ценности становится в этом случае мерой оцениваемого предмета. Например, крепкое пожатие протянутой руки является символом дружбы, сердечности и т. п.

Процесс оценки ставит субъекта перед необходимостью решать, какому из возможных эквивалентов ценности отдать преимущество при оценке.

Общую картину оценочных суждений можно представить (на основе предложения М. С. Кагана) в виде графика, на котором на верхнем краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки физио­логического типа («приятно», «удобно»), а на нижнем краю – безлич­ные, общечеловеческие оценки познавательного и технического рода («правильно», «полезно», «рационально», «экономично» и т. п.). Между этими полюсами располагаются сверху вниз основные типы ценностных оценок: эстетическая оценка, художественная, нравственная, религи­озная, философская, экономическая, полити­ческая и юридическая оценка. Такая последовательность расположения оценок выражает переход от личностного к надличностному, от индивида к человечеству; от чисто эмоционального содержания оценки («приятно») до чисто рационального характера оценок («правильно», «полезно»); от ощущения «это мне приятно» до отвлеченного «такова истина» или «так должно быть»; от эстетических оценок, допускающих лишь качественное сравнение «больше-меньше», до юридических, которые точно измеряют количественную меру вины (к при­меру, санкции статей уголовного кодекса); от возможности каждого судить о том, что прекрасно или безобразно, до исключительного права юридических работников (следственных органов, прокуратуры, суда) оценивать проти­воправность поведения человека.

Процесс оценки вплетен во всякую человеческую деятельность. Но поскольку виды деятельности различны, постольку и ценности в них произво­дятся разные. В одних видах ценность производится как возможность, а в других реализуется как действительность. Возможность ценности рожда­ется тогда, когда происходит опредмечивание сущностных качеств чело­века во внешнем предмете. Когда же с помощью данного предмета происходит удовлетворение тех или иных желаний индивида, то происхо­дит превращение ценности из возможности в действительность, т. е. распредмечивание вещи реализует, превращает в действительность ее возможную ценность. Оценка же присутствует на обоих этапах существо­вания ценностей. На первом (возможном) – оценка выступает суждени­ем о мере воплощения человеческой сущности в предмете, процессе, явлении и т. д. На втором (действительном) – оценка выступает сужде­нием о мере приобщения индивида к человеческой сущности через вещь, предмет, процесс, действие и т. д.

У каждого социального субъекта складывается своя, конкретно-историческая система ценностей, которая выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, ибо здесь в отличие от потребностей и интересов не физиоло­гические и даже не столько материальные, сколько духовные факторы играют решающую роль. В системе ценностей зафиксированы те крите­рии признанного данным социальным субъектом поведения, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные систе­мы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этих критериев индивидом составляет необходимую основу превращения его в социаль­ного субъекта и поддержания нормативного порядка в обществе.

Ценностные системы формируются и развиваются с историческим развитием общества. И постепенно в обществе складывается иерархия ценностных систем, где наиболее общую систему образуют общечелове­ческие ценности, далее идут все более конкретные системы, разделяемые определенным кругом социальных субъектов: системы ценностей, прису­щие конкретно-историческому народу, историческим формам общностей людей (роду, племени, народности, этнической группе, нации), большим социальным группам и т. д.

Наличие и взаимодействие в любом обществе множества разнообраз­ных систем ценностей порождает специфические общественные отноше­ния – ценностные отношения. Своеобразие ценностных общественных отношений заключается, прежде всего, в том, что они не существуют в самостоятельном виде. Они всегда включены в другие общественные отношения, составляя в них важный аспект. Кроме того, характерными особенностями ценностных отношений являются: связь с эмоционально-волевыми элементами общественных отно­шений; неразрывная связь с познанием не только объекта, но и всех участвующих в общественном отношении субъектов; связь не только с познавательной, но и с практической стороной общественного отношения; внутренняя противоречивость ценностных отношений, порожда­емая борьбой не только ценностных систем разных социальных субъ­ектов, но и разных ценностей внутри каждой системы.

Таким образом, ценностные отношения социальных субъектов к природной и социальной действительности порождают в реальном бытии человека ценностные отношения как специфический аспект всех обще­ственных отношений.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты