КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава IV.Ораторский образ. §1. Составляющие ораторского образа
Люди обмениваются разнообразной информацией на различных уровнях понимания. Адресант передает адресату информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем) говорит человек. Это семантическая, языковая информация. Она передается через отбор смыслового содержания, порядок слов, подбор синтаксических конструкций. Во-вторых, важно, кто говорит, на нас воздействуют голос собеседника, его внешность. Это, соответственно, паралингвистическая и невербальная опознавательная информация.
Языковой образ предполагает владение инструментарием основных функциональных стилей, знание норм речи, умение ими пользоваться в своем речевом поведении, следование правилам речевого этикета. При помощи языковой составляющей общения передается обычно 20% - 40% информации. Выделяют четыре индивидуальных речевых типа: · рационально-логический; · эмоционально-интуитивный; · философский; · художественно-образный. Речевое поведение должно регулироваться двумя основными правилами: 1. Внимание к окружающим: - обращение к собеседнику (по имени / имени-отчеству); - авторитет собеседника, его уважение; - взаимность; 2. Экономия времени: - самообладание в словах и поступках; - краткость.
§3. Паралингвистический образ
Обращение к паралингвистической компоненте ораторского образа связано с изучением различных характеристик голоса собеседника, ритмико-интонационного строения текста, создаваемого партнером по общению, то есть фонационных средств коммуникации (греч. para – «около, возле»). Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе, тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Интонация – мелодика, движение тона. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю дает интонация говорящего. Виды интонации: 1. восходящая; 2. нисходящая; 3. незаконченная. Пауза – пограничный сигнал, отделяющий друг от друга фразы и предложения, перерывы в звучании. Виды пауз: 1. По месту возникновения: ¨ грамматические; ¨ неграмматические (непреднамеренные и сознательные). 2. По продолжительности: ¨ короткие; ¨ средние; ¨ длительные. Ударение – выделенность слова, обусловленная его особой семантической и эмоциональной значимостью. Виды ударений: ¨ стилистически нейтральные; ¨ стилистически окрашенные. Темп – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающие ее слуховую отчетливость. Виды темпа: 1. замедленный (50 – 60 слов в минуту); 2. средний (70 – 80 слов в минуту); 3. ускоренный (90 – 120 слов в минуту).
§4. Невербальный образ
Особенностью невербальной коммуникации является то, что ее проявления обусловлены импульсами нашего подсознания, Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку даже больше, чем вербальному каналу общения. При помощи невербальной коммуникации передается 65% всей информации. В основе невербальной коммуникации два фактора: ¨ биологический; ¨ социальный. Критерии коммуникативной ценности невербальных средств: ¨ число актуализируемых функций в связанном и автономном употреблении; ¨ число актуальных смыслов – единиц информации; ¨ число компонентов, составляющих невербальный знак; ¨ среднее время передачи невербального знака; ¨ обозримость невербального знака. Функции кинесических знаков: ¨ информационная; ¨ ритуальная; ¨ установления контакта, ¨ самопрезентация; ¨ социальная ориентация; ¨ побудительная; ¨ регулирующая; ¨ экспрессивная. Типология коммуникативных единиц невербальной составляющей общения на основе критерия - выполняемая функция: ¨ иллюстраторы; ¨ эмблемы; ¨ регуляторы; ¨ адапторы. Типология коммуникативных единиц невербальной составляющей общения на основе критерия - намеренности / ненамеренности: ¨ поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями человека на тот или иной стимул; ¨ ненамеренные знаки, употребление которых обусловлено привычками человека; ¨ собственно коммуникативные знаки – сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии. Невербальная коммуникация включает в себя проксемический и кинесический аспекты взаимодействия. Проксемика – изучение пространства и времени как знаковых систем, влияющих на общение (от англ. proximity – «близость»). Единицы проксемики называются проксемы. Территориальные зоны взаимодействия: 1. интимная зона – 15-45 см; 2. личная зона – 50-80 см; 3. социальная зона – 130-350 см; 4. публичная зона – 350-750 см. Кинесика – изучение собеседника по его жестам, мимике и позам (от греч. kinesis – «движение»). Единицы кинесики называются кинемы. Выразительные движения руками называют жестами. Разновидности жестов: 1. В зависимости от характера взаимоотношений речь – жест: ¨ жесты, заменяющие речь; ¨ жесты, сопровождающие речь. 2. В зависимости от назначения: ¨ ритмические; ¨ эмоциональные; ¨ указательные; ¨ изобразительные; ¨ символические. 3. В зависимости от последовательности использования: ¨ жесты, используемые синхронно, одновременно с вербальными средствами; ¨ жесты, предваряющие вербальные средства; ¨ жесты, следующие за вербальными средствами. 4. В зависимости от тождества функций жестов в связи с звуковой речью: ¨ практические; ¨ мифические; ¨ символические;
Движение лицевых мышц, отражающее переживаемые чувства и настроение человека, получило название мимики (от греч. mimikos – «подражательный»). Мимика складывается из взгляда, движения век, бровей, складок лба, положения губ. Основные мимические позиции представлены на двух рисунках. По данным ученых в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов.
|